Английский язык Магистерский диплом Иностранные языки

Магистерский диплом на тему Патриотическое воспитание школьников на уроках иностранного языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» 8
1.1 Сущность патриотического воспитания учащихся на уроках иностранного языка 8
1.2 Пути патриотического воспитания учащихся на уроках иностранного языка 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 37
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 39
2.1 Возможности патриотического воспитания в содержании современных УМК по английскому языку 39
2.2 Приемы патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка 43
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одним из важнейших показателей нравственности человека есть патриотизм. Словарное определение гласит, что «патриотизм – это качество личности, характеризующее высокую степень его духовного развития и самосознания, выражающееся в ценностном отношении к своей Родине, ее истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Родины». Нет необходимости говорить о важности формирования у учащихся любви к Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре. Огромную роль в патриотическом воспитании человека играет школа.
Школа должна быть учреждением, которое зарождает в молодом поколении чувство государственности, закладывает ростки гордости за Родину, за поступки предков, готовит граждан и патриотов. В последнее время стала более заметной потеря обществом традиционно русского патриотического сознания. Именно поэтому ситуация требует целостной, глубоко продуманной системы воспитательной работы с учащимися, так как нельзя любить свою Родину, не зная и не уважая ее культурно-историческое наследие.
Среди множества учебных дисциплин иностранный язык занимает особое место в формировании патриотизма школьников. Ее своеобразие заключается в том, что в ходе изучения учащиеся получают не только знания по основам науки, а также умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, получения новой полезной информации. Преподавание английского языка в школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Этому способствует коммуникативная составляющая предмета, его направленность к изучению быта, обычаев, традиций и прежде всего языка другого народа.
Расширение международных связей, создание условий для вхождения русского образования в мировое образовательное пространство делает иностранный язык реально востребованным государством, обществом, личностью. В это же время иностранный язык рассматривается как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия людей, познания других национальных культур, развития личности.
Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
− развитие иноязычной коммуникативной компетенции (языковой, социокультурной, компенсаторный, учебно-познавательный);
− развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному, непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию, использованию иностранного языка в других областях знаний;
− способность к самооценке;
− формирование качеств гражданина и патриота.
Вопрос о том, как дать ученикам ключи к пониманию мира, остается основным вопросом образования.
Не затрагивая насущных современных вопросов, классическое образование, включая изучение иностранных языков, должно само по себе способствовать открытию того, что связывает нас с другими людьми в их лучших проявлениях.
В последнее десятилетие заметно усилился интерес к проблеме взаимодействия культур в условиях современной России и мира в целом. Проблема делится на два аспекта: поиск «своего» в чужой культуре и определение трудностей понимания в смысле другой культуры. В зависимости от того, насколько адекватно осознают люди ценности своей культуры и сравнивают их с ценностями культур других народов, определяется и благополучие данного народа. В этой связи становится понятным возникновение и развитие культурологического подхода.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Воспитание в современном образовании занимает особое место, ведь сегодня Россия и ее граждане становятся непосредственными участниками процессов, которые имеют чрезвычайно большое значение для дальнейшего определения, в первую очередь, своей судьбы, судьбы своих соседей, дальнейшего мирового порядка на планете. Среди воспитательных направлений сегодня наиболее актуальными выступают патриотическое воспитание. Поэтому сейчас, как никогда, нужны новые подходы и новые пути к воспитанию патриотизма как чувства и как базовой качества личности.
В современных тяжелых и мучительных ситуациях вызовов и угроз и одновременно больших перспектив развития, кардинальных изменений в политике, экономике, социальной сфере приоритетной задачей общественного развития, наряду поисками путей для интеграции в мировое сообщество, является определение новой стратегии воспитания как многокомпонентной и многовекторной системы, которая во многом формирует будущее развитие Российского государства.
Поэтому сейчас, как никогда, нужны новые подходы и новые пути к воспитанию патриотизма как чувства и как базового качества личности на уроках иностранного языка.
Патриотизм – это основа, главный критерий оценки гражданственности, степень ее развитости. Его содержанием является чувство любви к Родине, к России, преданность ей, народу, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить его интересы.
Залогом эффективности воспитательного процесса является органическое сочетание принципов национально-патриотического воспитания в целостную систему, которая обеспечивает достижение соответствующих результатов. Развитие патриотического воспитания следует начинать с усвоения ребенком азбучных истин того, что процесс этот длительный и нелегкий.
На основе проведенного в данной работе анализа литературы и УМК Spotlight Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс была разработана работы на основе приемов патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка.
Была выведена общая основа факторов, которые влияют на формирование патриотизма у учащихся и побуждают их к изучению иностранного языка. Данными факторами являются следующие: общее развитие; обучение; общение; взаимоотношения культуры и языка; взаимопонимание; культура общения; социальная среда; история; культурное наследие; памятники архитектуры; мировоззрение; самооценка; направленность.
Для достижения цели – патриотического воспитания школьников − были выделены следующие задачи: усиление роли иностранного языка в процессе патриотического воспитания школьников; привлечение каждого ученика к активной творческой деятельности в соответствии с его умениями и интересами; развитие коммуникативных умений учащихся на базе языковых знаний и навыков, социокультурных знаний, навыков, умений; формирование у детей таких личных качеств, как открытость, толерантность, коммуникабельность; создание условий для творческой самореализации и стремления к самосовершенствованию.
В работе на уроках английского языка, направленной на патриотическое воспитание, важно место должно отводиться обмену краеведческой информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит собеседник, о своей малой Родине.
Педагог должен создавать такие условия на уроках английского языка, в которых школьники буду знакомиться с историей родного края, улиц, носящих имена героев, узнавать о людях, которые воевали на фронтах войны. Учитель английского языка должен использовать разнообразные формы и приемы учебной и внеклассной работы для формирования у учащихся толерантного отношения к другой культуре и более глубокого осознания родной.
Было предложено проведение в школе общешкольного мероприятия «Welcome to the English-Speaking Countries», в рамках которого школьники могут участвовать в краеведческих викторинах. Подобные мероприятия позволяют достичь увеличения объема знаний школьников об особенностях как культуры родной страны, так и традиций и обычаев англоязычных стран.
Воспитанию патриотизма наиболее способствует работы на уроках английского языка над такими темами, как: «Моя школа»; «Наша страна»; «Известные люди»; «Традиции и обычаи»; «Спорт»; «Музыка»; «Театр»; «Кино»; «Живопись»; «Праздники» и другие.
Формами обучения могут быть следующие: ролевые игры, урок-конференция, уроки-экскурсии, заочные путешествия по родным местам, интегрированные уроки.
Изучение краеведческого материала должно осуществляться по следующему плану: 1 этап «Я и семья» (2-4 классы); 2 этап «Я и мой родной город» (5-6 классы); 3 этап «Я и мой край» (7-8 классы); 4 этап «Экология моего края» (9 класс); 5 этап «Я и общество» (10-11 классы).
С учетом изложенного выше, важным и продуктивным считаем вынесение темы «Россия» в отдельный цикл уроков по английскому языку, что даст учителю английского языка создать систему получения знаний о родной стране, расширить, обобщить эти знания, создать атмосферу патриотизма, приумножать гордость и уважение, любовь к своей Родине и своему народу.
Цикл уроков данной предполагает использование нестандартных методов и инновационных технологий. Уроки данной тематики должны быть инновационными и насыщенными использованием компьютерных технологий, что значительно улучшает достижения учебной, воспитательной и развивающей цели. В разработках необходимо использовать видеоматериалы, мультимедийные презентации, материалы интернет-ресурсов, что обеспечит наглядность как необходимой составляющей уроков, которые посвящены памятникам истории и культуры столицы России.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
1.1 Сущность патриотического воспитания учащихся на уроках иностранного языка

В контексте данной работы считаем целесообразным рассмотреть для начала сущность понятий патриотизм и патриотическое воспитание.
Каждое новое поколение людей живет и развивается в определенной национальной среде, жизнь которого зависит от особенностей государственного устройства страны. Ребенок от рождения находится под влиянием, как социально-экономических условий, так и национальной специфики: бытовой жизни, культуры, народных обычаев, традиций. Он принимает от взрослых богатство родного языка, чувство привязанности и симпатии к духовности своего народа, постепенно привыкает к устоявшимся морально-правовым нормам. Все это ведет к появлению у него особых черт национальной психологии – ментальности, которые становятся основой для воспитания гражданина-патриота.
Гражданская позиция сознательного русского человека должна заключаться в активном отстаивании традиционных для нашего менталитета добродетелей: любви к родной земле, общительности, разумной достаточности, ценности семейной жизни, духовности повседневного бытия, внимательного отношения к людям.
Проблема патриотического воспитания возникла давно. В основе ее решения является возрождение национальной культуры, фундаментом которой являются устоявшиеся народные традиции, обычаи и вера, выработанные народом на протяжении всего историко-культурного развития.
Каждая нация, каждый народ, даже каждая социальная группа имеет свои обычаи, традиции, которые выработались в течение многих столетий и освященные веками. Обычаи народа – это те приметы, по которым народ распознается не только в настоящем, но и в его историческом прошлом. Традиции – это неписаные законы, которыми руководствуются и в ежедневных и во все национальных делах. Это те самые прочные элементы, объединяющие отдельных людей в один народ, в одну нацию.
Россияне свою духовную культуру начали творить далеко до христианского периода в России. О нас говорят: «Что край – то обычай». Сейчас на дворе третье тысячелетие, сложное противоречивое время, когда у молодых родителей теряется национальное самосознание, интерес и уважение к национальной культуре, истории своего народа, языка.
Проблемы формирования патриотизма личности, в зависимости от их содержания и принадлежности к уровням научного знания, классифицируются на несколько групп:
– методологические;
– научно-педагогические;
– междисциплинарные;
– организационно-педагогические;
– научно-методические.
Среди наиболее значимых в совокупности этих проблем являются:
 формирование и развитие систем патриотического воспитания в образовательных учреждениях;
 совершенствование содержания и методики патриотически ориентированного воспитательного и образовательного процессов;
 формирование патриотических ценностных ориентаций у детей и молодежи;
 методика диагностики патриотического воспитания.
Несмотря на значительную степень теоретической разработанности, большое значение в решении названых проблем играет понимание центральной сложной и многогранной категории воспитания – патриотизм, который является одной из наиболее значимых ценностей общества, поскольку интегрирует в себе социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие императивы. Из этого следует, что это понятие является междисциплинарной категорией, то есть предметом исследования ряда гуманитарно-социальных наук (философии, социологии, политологии, истории, психологии и др.).
Этимология слова «патриотизм» имеет иностранную основу. В латинском языке слово «patria» изначально означает происхождение отчества, от pater – «Отец», далее – «поколение», «род», «племя», «семья», а в целом переводится как отечество, родина. Смысловая нагрузка слова «рatriots» в греческом языке – соотечественник, земляк. Как видим, в этих двух различных древних языках понятие патриотизма тождественно, что подтверждает и столь же древнее возникновение этого термина. Впоследствии он распространился во многих других языках мира.
В Толковом словаре русского языка термин «патриотизм» трактуется как любовь к своей родине, преданность своему народу, готовность для них на жертвы и подвиги. Акцент в этом определении на таких категориях эмоционально-чувственной сферы личности, как любовь, преданность и готовность, свидетельствует о психологических корнях его понимания. Это подтверждается и в других словарных толкованиях, которые расширены социально-психологическими характеристиками, например, преданность, способность на подвиг ради своей земли, готовность на жертвы и подвиги во имя интересов своей земли и тому подобное (Патриотизм, URL).
Наиболее широко в понятийном и историческом аспектах патриотизм раскрыт в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В нем отмечается, что исторические корни патриотизма, как любви к родине, достигают кочевого быта и основываются на кровной связи между членами рода и племени. В его основе – совпадение чувства общественной солидарности с семейным чувством. Впоследствии, в связи с переходом племен к постоянному земледельческих быту, патриотизм приобретает специфическое значение – любовь к родной земле. Однако это чувство было значительно слабее в городском быту, но в этих условиях патриотизм обогащается другим элементом – принадлежностью к культурной среде, к родной гражданственности. В этих естественных основах чувство патриотизма состояло в моральном значении, как обязанности и добродетели. Основной обязанностью была благодарность родителям (Ушинский 1954, с. 67-93).
Таким образом, словарные интерпретации показывают, что сущность понятия «патриотизм» исторически формировалась сначала на основе семейно-племенных отношений как спектр чувств преданности своей семье, роду, племени и как любовь к родной земле и родине. С развитием общественных отношений и в связи с изменением исторических формаций, течением различных событий, связанных с этими изменениями, значение патриотизма постепенно расширилось и приобрело смысл в духовно-личностном и социальном аспектах, то есть стало сгустком выражения национальной идеи, мировоззрения и проявления национального сознания. Эти и другие категории патриотизма рассматривает отрасль философии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы