Гражданское право Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Ответственность за вред, причиненный актами органов государственной власти.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Основания и условия возникновения обязательств вследствие причинения вреда
актами органов государственной власти. 6

1.1.
Общие положения о возникновении обязательств вследствие причинения вреда  6

1.2.
Особенности возникновения обязательств вследствие причинения вреда актами органов
государственной власти. 23

Глава
2. Особенности механизма возмещения вреда, причиненного актами органов
государственной власти. 39

2.1.
Объем и порядок возмещения вреда, причиненного актами органов государственной
власти. 39

2.2.
Актуальные проблемы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный
актами органов государственной власти. 63

Заключение  76  

Введение:

 

 

Актуальность темы. Сегодня в судебной практике нашего
государства все чаще стали появляться дела, которые связаны с возмещением
вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) публичных органов и
их должностных лиц. Это вытекает из острейшей проблемы отношений органов
публичной власти их должностных лиц с физическими и юридическими лицами.
Разрешая вопросы взаимоотношений, некоторыми должностными лицами,
государственными органами применяются меры государственного принуждения, которые
связаны с существенным ограничением субъективных прав физических и юридических
лиц и возможностью причинения им значительного ущерба.

Государство обязано выполнять социально-экономические,
культурные и правоприменительные функции, возложенные на него как на
национальном, так и на внешнем уровнях.

Проблема правовой ответственности государства за
противоправные действия (бездействие) государственных органов и их служащих
является предметом повышенного внимания философов, политологов, социологов,
исследователей общей теории права, публичного (конституционного,
административного, уголовно-процессуального) права, теоретиков частного
(гражданского) права со всего мира, в том числе Российской Федерации.

Перед отечественной наукой гражданского права стоит задача в
полной мере учитывать, анализировать и обобщать национальный и международный
правовой опыт, государственное и частное законодательство, теоретические
разработки и судебную практику, а также вносить разумные предложения по
дальнейшему совершенствованию гражданской защиты физических и юридических лиц.

Представляется, что необходимо провести всестороннее
исследование гражданско-правовой ответственности государства за ущерб,
причиненный государственным и муниципальным органам власти, их должностным
лицам при осуществлении государственной власти, включая законодательную,
судебную, административную и правоприменительную деятельность.

В Российской Федерации пока не принято единого нормативно-правового
акта, регулирующего процедуру осуществления права гражданина на возмещение
государством вреда, который причиняется незаконными действиями (бездействием)
публичных органов и их должностных лиц, в связи с чем вопросы взаимоотношения
граждан и организаций с публичными органами и их должностными лицами сегодня
чрезвычайно остра и актуальна и требует к себе детального внимания и
исследования.

Так как возмещение вреда это стандартный гражданско-правовой
способ охраны нарушенных прав, норма ст. 53 Конституции РФ, устанавливающей
право каждого на возмещение государством вреда, который причинен незаконными
действиями (бездействием) публичных органов власти или их должностных лиц,
приобрела развитие в статьях 1069, 1070 ГК РФ.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с возмещением вреда, причиненного актами органов государственной власти.

Предмет работы – нормы российского законодательства,
предусматривающие основания, условия и порядок возмещения вреда, причиненного актами
органов государственной власти, учебная и научная литература по вопросам,
рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.

Цель работы – исследовать особенности и отдельные проблемы
правового регулирования института гражданско-правовой ответственности за вред,
причиненный актами органов государственной власти.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:

1. Рассмотреть общие положения о возникновении обязательств вследствие
причинения вреда.

2. Охарактеризовать особенности возникновения обязательств вследствие
причинения вреда актами органов государственной власти.

3. Исследовать объем и порядок возмещения вреда,
причиненного актами органов государственной власти.

4. Проанализировать актуальные проблемы гражданско-правовой
ответственности за вред, причиненный актами органов государственной власти.

Теоретическую основу исследования составили научные труды и
публикации таких авторов, как: Абезгильдин Р.Р., Алешина Е.С., Архипова А.Г., Барменкова
Я.А., Быкова А.А., Воробьев М.А., Воропаев Д.В., Галустов Н.Ф., Губаева А.К., Гутников
О.В., Долинская В.В., Кабанова И.Е., Китерова В.М., Козловская Л.И., Ласточкина
Е.О., Мильков А.В., Низовская К.Ф., Пугачев В.Э., Розина С.В., Рузанова Е.В., Синицын
С.А., Трофимов С.В., Федин С.А., Федосеева О.О., Чорновол Е.П. и др.

Эмпирическую основу работы составили правовые позиции Конституционного
Суда РФ, Пленума Верховного Суда РФ, судебная практика судов общей юрисдикции,
арбитражных судов Российской Федерации.

Методологическая
база работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как:
метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Структурно
настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющие восемь
параграфов, заключения и библиографического списка.

 

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

 

По результатам проведенного исследования можно сделать
следующие выводы. Под гражданско-правовой ответственностью государственных
органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц необходимо понимать
предусмотренную законом меру воздействия имущественного характера, которая
опосредована правом, направлена на восстановление нарушенных прав лица и
применяется по отношению к государству в силу непосредственного указания на это
в законе для предотвращения осуществления новых деликтов, обеспечения
стабильности гражданского оборота.

При возмещении вреда причиненный вред подлежит возмещению за
счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования.

Основание гражданско-правовой ответственности государства
это гражданское правонарушение — нарушение нормы права, которое влечет нарушение
субъективного права лица и причинение ему вреда, а условия, квалифицирующие
указанный факт как правонарушение, — это предусмотренная законом необходимость
для использования мер ответственности.

Институт обязательств из причинения вреда органами публичной
власти состоит из двух специальных деликтов: ответственности за вред, который
причинен публичными органами власти и их должностными лицами и ответственности
за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного
следствия, прокуратуры и суда.

Особенность правовых отношений гражданско-правовой
ответственности публичных органов за вред, который причинен изданием акта
власти, происходит через процедуру установления противоправности.

Установление противоправности акта власти как необходимого
условия гражданско-правовой ответственности публичных образований осуществляется
посредством установления несоответствия данного акта закону или другому
правовому акту, т.е. посредством установления признаков его недействительности.
Появившийся в итоге издания акта публичного органа вред является последствием,
которое не может применяться без установления причины, что обусловливает
необходимость решения в процессе по иску о возмещении вреда вопроса о
недействительности акта государственного органа ненормативного характера,
нормативного правового акта и возмещения причиненного в итоге вреда.

Ответственность за неправомерные действия органов
государства и их должностных лиц возникает при наличии общих и специальных условий.
Особенностями наступления деликтной ответственности по данной разновидности
споров следует признать, что причинителем вреда выступает специальный субъект –
орган государства или его должностное лицо.

Необходимым условием для возмещения внедоговорного вреда
является вина лица, которое причинило вред. В исследуемой разновидности споров
вина публичных органов и должностных лиц тесно связывается с противоправностью
их действий.

В отношении обязательств из причинения вреда, причиненного
правомерными действиями публичных органов и их должностными лицами,
сформулировано правило о возмещении вреда, который причинен такими действиями,
в ситуациях, установленных законом, в независимости от субъектного состава
правовых отношений.

В настоящее время необходимо отметить, что развитие
законодательства в сфере гражданско-правовой ответственности за вред,
причиненный актами органов государственной власти, значительно продвинулось
вперед. Преобладает концепция ответственности государства за незаконные
действия и акты государственных органов и их должностных лиц, причем
ответственность возникает независимо от вины. Подтверждением данного положения
является конституционно закрепленные нормы о данного рода ответственности.
Современный институт возмещения вреда, причиненного актами органов государственной
власти и должностными лицами, зародившийся в недрах частного права, в настоящее
время занял твердую позицию в науке гражданского права.

Однако в законодательстве следует устранить следующие
пробелы:

– в отраслевых нормативных актах при определении условий и
объема ответственности за вред, причиненный актами органов государственной
власти и их должностными лицами необходима отсылка к ГК РФ;

– предлагается дополнить ст. 1069 ГК РФ текстом следующего
содержания: «Под ответственностью за вред, причиненный актами органов
государственной власти следует понимать гражданско-правовую ответственность за
причинение имущественного и неимущественного вреда противоправными действиями
(бездействием) должностных лиц органов государственной власти при осуществлении
ими служебных обязанностей».

– необходимо дополнить ст. 1069 ГК РФ примечанием,
устанавливающим определение и признаки должностного лица, на которое
распространяются деликтные обязательства.

Анализ действующих правовых норм и сложившейся судебной
практики показывает отсутствие единого нормативного правового акта,
регулирующего порядок реализации права на возмещение вреда, причиненного
государственными органами и органами местного самоуправления. Законодательство
в рассматриваемой сфере противоречиво, фрагментарно и регулирует не все важные
вопросы такой ответственности, например, размер морального вреда, обращение
потерпевшего за возмещением вреда до или после оспаривания акта. В
правоприменительной практике отсутствует единообразие при определении
надлежащего ответчика и субъекта, обязанного возместить причиненный вред.

Устранить такие пробелы могут следующие изменения:

— закрепить в ГК РФ право обращения потерпевшего за
возмещением вреда, причиненного незаконным актом органа власти или должностного
лица, как после оспаривания акта, так и до предварительного его оспаривания;

— гражданско-правовая ответственность государства должна
наступать за любые незаконные действия правоохранительных органов и их
должностных лиц, а не только за те действия, которые предусмотрены ст.1070 ГК
РФ;

— в отраслевых нормативных актах при определении условий и
объема ответственности за вред, причиненный действиями деятельности органов
власти и их должностными лицами необходима отсылка к ГК РФ;

— дополнить ст. 1069 ГК РФ примечанием, устанавливающим
определение и признаки должностного лица, на которое распространяются деликтные
обязательства.

В целом изложенные положения и предложения могут послужить
основой для дальнейшего совершенствования института гражданско-правовой
ответственности за вред, причиненный властными органами и их должностными
лицами, совершенствования механизма защиты прав и законных интересов граждан и
юридических лиц в правоотношениях с публично–правовыми образованиями. Также
полученные выводы могут применяться для решения практических вопросов в данной
сфере.



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Основания и условия возникновения
обязательств вследствие причинения вреда актами органов государственной власти

 

1.1. Общие положения о возникновении обязательств вследствие
причинения вреда

 

Гражданско-правовой проступок (деликт, от лат. delictum) –
это противоправное деяние субъекта права, которое нарушает правопорядок, установленный
гражданским законодательством. Также общественно вредное поведение, нарушающее
урегулированные нормами права имущественные и связанные с ними личные неимущественные
отношения.

Большинство публикуемых точек зрения на природу деликта
относят его к предмету возникновения внедоговорных охранительных обязательств,
или обязательств из причинения вреда при отсутствии фактического договора между
сторонами. В отличие от договорных обязательств, регулирующих нормальные
отношения участников гражданского оборота, деликтные обязательства возникают после
правонарушения и направлены на устранение последствий такого правонарушения за
счет правонарушителя или его представителей[1].

Исторически, зарождение понятия и его оформление в схожем с
современным смысле произошло в V веке до н.э. при выставлении на форуме древнего
Рима XII таблиц с общеобязательными законами. Таблица VIII (отрывочные
сведения, дошедшие до современности) содержала некоторый перечень обязательств
и мер гражданско-правовой ответственности лиц наряду с санкциями с точки зрения
современного уголовного законодательства.

Можно наблюдать значительную аналогию трактования деликта в
римском праве и современном российском, исключив уголовную составляющую. В
зависимости от исторической и политической системы, менялся субъектный и
объектный состав правонарушений, но сам смысл возмещения вреда, наличие вины
как условия наступления ответственности за основу положены те же. Объяснить
этот факт можно компиляцией статей иностранного права русскими законотворцами в
отечественные правовые акты[2].

В современный период кодифицированной правовой основой
института деликтной ответственности стал Гражданский Кодекс РФ. Глава 59 части второй
«Обязательства вследствие причинения вреда»[3] содержит теоретические и практические
положения деликтной ответственности, отдельные объекты и специальные субъекты правоотношений
установлены либо уточнены в частях 3 и 4 ГК РФ, нормативных актах, регулирующих
отрасли семейного, трудового, страхового права, кодексах, регламентирующих
деятельность транспортной отрасли и т.д.

Наиболее прослеживаемая тенденция развития института
деликтной ответственности – размывание границ отраслей права. При множестве
мнений о существовании в современных условиях «деликтно-административной» ответственности,
«договорной» деликтной ответственности и подобных дуалистических определений,
следует все же четко разделять понятия. Развитие должно идти параллельно во
всех смежных отраслях во избежание уменьшения роли отдельных функций права как
охранительная, регулятивная, превентивная, компенсационная и т.п.

Способность быть участников деликтных правоотношений, нести
ответственности за вред, причиненный своими действиями, именуется деликтоспособностью.

Вопрос о понятии и признаках гражданско-правовой ответственности в юридической науке является дискуссионным.
В этой связи для опр
еделения гражданско-правовой ответственности необходимо
обр
атиться к вопросам ее соотношения с социальной и юридической ответственностью.

Социальные нормы
– важн
ейший
элемен
т
жизн
едеятельности общества, поскольку они устанавливают права и обязанности участников общественных
отн
ошений, а также выступают объективной предпосылкой возникновения феномена и понятия социальной ответственности[4].

Социальная ответственность выступает наиболее общим понятием, включающим в себя помимо юридической ответственности, т.е. ответственности,
устан
овленной нормами права, еще моральную, общественную
и др
. виды ответственности.

Таким образом, гражданско-правовая
ответствен
ность является частью социальной ответственности и полностью охватывается ее понятием, что и не подвергается сомнению в юридической науке.

В основу выделения видов юридической ответственности в науке положен отраслевой
пр
инцип, в соответствии с которым различается ответственность
уголовн
ая,
админ
истративная, гражданская, дисциплинарная,
матер
иальна ответственн

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы