Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Особенности воспитания ребенка в неполной семье материнского типа.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ МАТЕРИНСКОГО ТИПА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи материнского типа 8
1.2 Особенности воспитания детей в неполной семье 18
1.2.1. Особенности воспитания мальчиков в условиях неполной семьи 19
1.2.2. Особенности воспитания девочек в условиях неполной семьи 24
1.3 Педагогические рекомендации учителям и родителям по воспитанию детей в неполных семьях 27
Выводы по главе І 28
ГЛАВА ІІ. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА 30
2.1 Диагностика особенностей личностных качеств детей из неполных семей на констатирующем этапе эксперимента 30
2.2 Разработка методов воспитания детей из неполных семей для педагогов и родителей 40
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы и их статистическая обработка 57
Выводы по главе ІІ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Как известно, семья является основной социальной ячейкой общества. Именно в семье (а уже только потом в школе, институте т. д.) человеческий индивид получает свои первоначальные знания о мире, систему ценностей. Именно в семье, как правило, формируются взгляды на мир и то мировоззрение, которое человек пронесет через весь свой жизненный путь.
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер социальных проблем и одним из главных объектов социальной работы. В жизни и деятельности общества семья играет колоссальную роль. Семья — особый эмоционально взаимодействующий коллектив. Ее социальный характер и нравственные цели в значительной степени определяются объективными условиями того общественного строя, в котором она существует. Проблема создания семейного союза, правильное в нем воспитание детей справедливо считается актуально злободневной на все времена. На пути жизнедеятельности семьи встает очень много проблем, которые в конечном итоге могут отложить свой отпечаток на воспитании детей. Наиболее проблематична и уязвима в воспитательном плане является неполная семья.
Одной из особенностей современного развития российского общества является рост количества неполных семей. Согласно данным статистики из 17 млн. российских семей около 6 млн. – неполные. То есть 35 % семей являются неполными. При этом 5 млн. – это так называемые «материнские семьи», в которых отсутствует отец. Среди основных причин возникновения неполных семей в РФ лидируют разводы. В 2016 году в России было зарегистрировано 985 836 браков и 608 336 разводов. То есть, на 10 зарегистрированных браков сегодня приходится 6 разводов. А есть еще и неполные семьи матерей-одиночек, вдов.
Противоречие. Неполных семей материнского типа в России очень много. Более того, их количество постоянно растет. Дети повторяют судьбу своих родителей, потому живут по тем же принципам, по тому же сценарию, ведь другого они не знают. Но при всей актуальности данной проблемы нет специально разработанных методов воспитания детей из неполных семей материнского типа.
Проблема. Какие оптимальные методы воспитания детей из неполных семей материнского типа?
Объект исследования: процесс воспитания ребенка в условиях неполной семьи материнского типа.
Предмет исследования: особенности воспитания мальчиков и девочек в неполной семье материнского типа.
Цель исследования выявить основные особенности воспитания в неполных семьях.
Гипотеза исследования: предполагается, что дети имеют особенности психологического развития и требуют особенного воспитания.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику неполной семьи материнского типа;
2. Рассмотреть теоретические основы воспитания детей в неполной семье материнского типа на основе анализа психолого-педагогической литературы;
3. Рассмотреть особенности воспитания детей в условиях неполной семьи;
4. Разработать педагогические рекомендации учителям по воспитанию детей в неполных семьях;
6. Осуществить экспериментальную проверку предложенных рекомендаций по воспитанию детей в неполных семьях;
7. Анализ полученных результатов эксперимента.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы А. С. Батуева (1999), Н. Н. Авдеевой (1997), Е. О. Смирновой (1995) и др. Взаимосвязь характеристик взаимодействия матери и ребенка в связи c полом, возрастом ребенка, перинатальными показателями, особенностями развития ребенка и характеристиками взаимодействия матери и ребенка изучали И. А. Аринцина, Н. Н. Искра, М. Ю. Конькова (2005); В. Ю. Иванова (2006); О. И. Пальмов (2006); И. А. Аринцина (2009); Р. Ж. Мухамедрахимов (2009) и др. Проблеме взаимоотношений между родителями и детьми в неполных семьях уделяли внимание такие исследователи, как А. И. Захаров, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемиллер, Г. Фигдор, К. Е. Пикхарт и др. На современном этапе вопросы воспитания в неполных семьях исследуют Н. Е. Щербакова, Г. А. Литвинов, Н. Е. Ушницкая, П. А. Пономарев и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Представители всех важных направлений современной психологии исследуют проблематику семьи с целью гармонизации семейных отношений, создания оптимальных условий социализации личности, обеспечения надлежащего уровня психологического консультирования и психотерапии семьи. Отцовство мы рассматриваем как сложный, многогранный, и функциональный феномен, интегрирует убеждения, взгляды, настройки, ожидания отца и матери по воспитанию собственных детей.
Мать исполняет одну из главных ролей в формировании способности к эмоциональной привязанности и развития социального интереса у ребенка. Для девочки она является образцом в поло-ролевой идентификации — модели поведения женщины, жены, матери; для мальчика — прообразом его будущей жены, создает модель ролевого взаимодействия в семье.
Отец оптимизирует социально-практическое развитие детей, также способствует становлению их эмоциональной независимости. Для сыновей отец выступает образцом поло-ролевой идентификации, идеалом мужественности и поведения, способствует развитию женственности своих дочерей.
Взаимоотношения между родителями в семье влияют в большей степени на эмоциональное развитие ребенка, формирование их «жизненного сценария», жизненной стратегии.
Неполные семьи характеризуются прежде всего высоким уровнем конфликтности взаимоотношений, чем в полной семье. Для них характерна именно нечеткость внешних и внутренних границ в семье. Высокий уровень конфликтности и нечеткость психологических границ в неполных семьях можно объяснить тем, что в условиях обособленности супружеских партнеров части не выполняется или значительно затрудняется удовлетворения ими целого ряда потребностей, которые традиционно должна удовлетворять вся семья: в общем воспитании детей, установлении надежных коммуникативных, тесных связей, совместном проведении досуга, отдыха хорошего ведении домашнего хозяйства, сексуально-эротических и др. Важным моментом в воспитании детей является формирование начала мужественности и женственности, а также первых идеалов семейных отношений, наряду с воспитанием умения доброжелательного взаимодействия с представителями противоположного пола. Однако отсутствие в семье отца могут приводить к нарушениям в поло-ролевом развитии и неуверенности ребенка в себе. Поэтому актуальность проблемы идентификации личности ребенка в неполной семье материнского типа считается одной из важных в психологической науке и практике.
Проанализировав особенности воспитания мальчиков и девочек в неполных семьях материнского типа, мы пришли к следующим выводам. При отсутствии отца в жизни мальчиков, у них возникают проблемы в половой идентификации, нарушается гармоничного развития интеллекта, формируется отрицательная установка по собственной супружеской жизни на основе негативного опыта родительской семьи, возникают проблемы формирования нравственных и лидерских качеств мальчика (ответственность, отвагу, уверенность в себе, дисциплинированность, организованность, самоконтроль, сила воли, самоуважение, соответствующая самооценка и т.д.). Отсутствие отца в жизни девочки более всего сказывается на ее взаимоотношениях с мужчинами во взрослой жизни. Отсутствие правильной модели построения семьи приводит в внутренней дисгармонии, что усложняет обретения женского счастья. Девочки, выросшие без отца, как правило, вырастают сильными женщинами, подавляя в себе тем самым нежность и чувственность.
На основании теоретического исследования были предложены педагогические рекомендации по воспитанию детей в неполных семьях для учителей и родителей, выполнение которых позволит эффективно организовать воспитательный процесс и неполная семья будет вполне полноценной.
В исследовании приняли участие 60 учеников первых классов, которые воспитываются в неполных семьях материнского типа, возрастом от 7 до 8 лет, средней общеобразовательной школы № 31 г. Мытищи. Все участники исследования были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 30 человек).
В качестве методик исследования были выбраны следующие: «Диаграмма «Плохое-хорошее»», измерения самооценки Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант), «Рисунок человека» помогает оценить уровень умственного развития детей, определить побуждения ребенка, его компенсации, тревоги и конфликты.
Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента показали следующее. В целом дети испытывают эмоциональное благополучие. Хотя если сравнивать показатели по школе и дому, то в школе испытуемые чувствует более высокий эмоциональный комфорт. Уровень самооценки в целом находится в пределах нормы (хотя есть дети с заниженной и завышенной самооценкой, им требуется дополнительная консультация с психологом). Что касается понимания своей половой роли, то большая часть детей с трудом может сказать, чем отличается мужчина от женщины, они не плохо распознают свою половую принадлежность. Результаты исследования показывают необходимость разработки методов воспитания детей из неполных семей для педагогов и родителей.
Предложенные методы воспитания будут наиболее эффективным при регулярном и систематическом применении их педагогами и родителями параллельно. С этой целью был разработан календарно-тематический план реализации методов. Он рассчитан на 6 месяцев. Данные методы включены в занятия, которые рекомендуется проводить 2 раза в неделю.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ МАТЕРИНСКОГО ТИПА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Данная глава посвящена теоретическому исследованию психолого-педагогической литературы по теме воспитания детей в неполной семье материнского типа. А именно мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику неполной семьи материнского типа, а также особенности воспитания в таких семьях мальчиков и девочек. Кроме этого, представлены практические рекомендации по воспитанию детей в семьях такого типа.

1.1 Психолого-педагогическая характеристика неполной семьи материнского типа

В формировании и развитии личности ребенка, семья играет главную роль. С первых дней жизни ребенок развивается как социальное существо. Родители получают статус жизненно важных фигур автоматически, так физическую жизнь в самом значении зависит только от них самих; в дальнейшем потребности в их любви и одобрении приобретают для ребенка основное значение, ребенок больше всего в этом нуждается. Во взаимоотношениях со своими родителями ребенок черпает и осваивает основные поведенческие навыки, навыки межличностного общения со сверстниками, поло-ролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение – один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье.
В центре внимания общественности всегда находилась семья. Особого внимания заслуживает положение в нашем обществе неполных семей. Неполная семья материнского типа – это один из основных социально-демографических типов современной семьи. Неполная семья материнского типа – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений мать-отец-ребенок.
Несмотря на то, что за последние годы в нашей стране участились ситуации «одинокого» отцовства, большинство неполных семей по- прежнему возникают по причине отсутствия или ухода отца, поэтому их психологический климат во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие его утраты.
Причин увеличения числа семей с одним из родителей в современной жизни более чем достаточно. Рост неполных семей связан со сферой семейных отношений:
— изменение моральных норм в области половых отношений;
— распространение добрачных связей,
— изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
— потеря семьей своей производственной функции;
— неподготовленность молодежи к браку;
— завышенные требования по брачного партнера; -алкоголизм и наркомания.
Специалисты, занимающиеся исследованием проблем семейного воспитания, отмечают, что, хотя полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании, тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи материнского типа становится более сложным делом и может вести к определенным нарушениям в личностном и психическом развитии ребенка.
Естественно, такие пути развития не являются обязательными и объективно предопределенными. По мнению ряда исследователей, воспитание в неполной семье не всегда влечет за собой негативные последствия для ребенка. Женщина-мать вполне может иметь адекватную, принимающую установку по отношению к «бывшему» мужу и быть достаточно зрелой, чтобы не создавать у детей негативного представления об отце и мужчинах вообще [3].
Выделяют несколько таких основных источников формирования неполных семей. Наиболее распространенное из них связано с распадом семьи вследствие развода супругов. Накопленная исследователями социологическая информация свидетельствует о том, что самыми распространенными причинами разводов являются алкоголизм, несхожесть характеров, измена или создание другой семьи. Важным является тот факт, что в подавляющем большинстве случаев инициатором развода выступает женщина. А что же касается ранних браков, то они оказываются менее устойчивыми и длительными, чем обычные. Браки взятых в возрасте 16-19 г. По статистике распадаются в 70% случаев. Такой процесс, несомненно, стимулируется социальной и гражданской незрелостью супругов, их безответственным, легкомысленным и небрежным отношением к семье, не готовность вступать в супружескую жизнь, а также увеличением числа вынужденных браков, вследствие беременности и рождения ребенка. Формированию неполных семей также способствует то, что в последнее десятилетие прослеживается непропорциональный рост смертности мужчин в трудоспособном возрасте от неестественных причин (отравление, производственные травмы, военные действия и т.д.)
В связи с изменением моральных норм в области половых отношений, распространением добрачных связей, неподготовленностью молодежи к браку, завышенными требованиями к брачному партнеру, увеличивается число детей, рождающихся и воспитываются вне брака.
В современное время круг неполных семей пополняется, кроме названных выше, семьями в которых фактически человек и женщина проживают отдельно (например, работников); за счет практики усыновления ребенка одинокой матерью, а также установлением опеки или попечительства в случае сиротства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы