Магистерский диплом на тему Особенности судопроизводства по делам о лишении родительских прав
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Отдельные вопросы генезиса развития института лишения родительских прав в российском законодательстве 6
1.1. Исторические документы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы защиты прав и законных интересов ребенка при осуществлении родительских прав 6
1.2. Лишение родительских прав – мера семейно-правовой ответственности, применяемая в гражданском процессуальном праве России 12
Глава 2. Особенности судопроизводства по гражданским делам о лишении родительских прав 29
2.1. Круг субъектов гражданских процессуальных правоотношений по делам о лишении родительских прав, спорные вопросы объема их полномочий 29
2.2. Проблемы доказывания и оценки доказательств по гражданским делам о лишении родительских прав на основании судебной практики Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга за период 2000-2018 55
2.3. Проблемные аспекты порядка исполнения решений по делам о лишении родительских прав 74
Заключение 78
Библиографический список 81
Введение:
Актуальность темы. Весьма актуальными, на наш взгляд, являются вопросы лишения родительских прав, так как дети остаются впоследствии без родителей и вынуждены проживать в основном на попечении государства, либо в учреждениях социальной защиты и, поэтому своевременно считаем необходимым рассмотреть сложившуюся юридическую и судебную правоприменительную практику.
В семейном законодательстве одним из важных является институт лишения родительских прав, который направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Закон предписывает родителям заботиться о благосостоянии и развитии своих детей, охраняя их права и интересы от посягательства со стороны других лиц.
Следует отметить, что государство как гарант защиты прав и свобод человека, должно беспокоиться о развитии и процветании будущих поколений.
В большинстве случаев в семьях дети страдают по вине родителей, потому что ребенок ввиду своих возрастных особенностей развития организма не может сам в полной мере ни осознавать свих потребностей, ни выражать их и их неспособность искать рациональные пути их удовлетворения. Родители в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не по назначению, очень часто игнорируют и подавляют интересы своего ребенка, вследствие чего у него складывается искалеченная судьба, ущербная личность, которая имеет асоциальные установки. Все это убивает корни физического и психического здоровья будущих граждан, потому как именно семья оказывает активное психологическое воздействие на развитие духовной и правовой культуры, на социальное положение личности ребенка в будущем, мотивы, цели и установки поведения, которые он ставит перед собой. Семья как первый и самый важный социальный институт общества, в который изначально попадает ребенок, становится для него примером того образа жизни, который будет считаться для него правильным.
Лишение родительских прав играет важную роль для ребенка, оставшегося без должного внимания и воспитания родителей в реализации своих прав и защите своих интересов, и является крайней мерой, разрешенной только в том случае, если невозможно защитить интересы ребенка иным образом.
В некоторых случаях исключение ребенка из семьи является единственным надежным решением для защиты его прав и возможности осуществления его права на жизнь и воспитание в семье и обеспечит ему комфортные материальные и моральные условия.
Разрешение судом спора о лишении родительских прав осуществляется с учетом всех факторов, оказывающих влияние на воспитание ребенка в семье, мнений должностных лиц прокуратуры и органов опеки и попечительства.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в связи с рассмотрением судами дел о лишении родительских прав.
Предмет исследования – нормы семейного и гражданского процессуального законодательства, предусматривающие основания и порядок лишения родительских прав, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать особенности судопроизводства по делам о лишении родительских прав.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы исторического развития защиты прав и законных интересов ребенка при осуществлении родительских обязанностей.
2. Определить понятие и основания лишения родительских прав как крайней меры семейно-правовой ответственности.
3. Выявить круг субъектов гражданских процессуальных отношений при рассмотрении судом дела о лишении родительских прав.
4. Исследовать особенности и проблемы доказывания и оценки доказательств по гражданским делам о лишении родительских прав.
5. Охарактеризовать проблемные аспекты порядка исполнения решений суда по делам о лишении родительских прав.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индуктивный и дедуктивный методы познания и др.), а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в настоящей работе; в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
В заключение своего исследования, можно подвести итог в том, что правовой механизм защиты прав несовершеннолетних сильно отличается от механизма защиты взрослых людей, что позволяет характеризовать наступление положения лишения в родительских правах, как исключительную меру ответственности, нехарактерную для норм семейного законодательства.
Актуальность исследуемой темы значима тем, что рост числа детей, родители которых нарушают или злоупотребляют их правами, не уменьшается, что позволяет предположить о неполноте возможностей реализуемых нормами права. Изучая и анализируя нормативно-правовые акты в области лишения родительских прав, а также изучение учебной и научной литературы, включая изучение судебной практики, дает основания выработать некоторые рекомендации по совершенствованию данного института.
Поскольку родители являются законными представителями своего ребенка, они в соответствии с семейным и гражданско-процессуальным законодательством обязаны выступать в защиту их прав58. Осуществляя защиту прав и интересов ребенка, они не могут одновременно защищать свои интересы. Если между интересами родителя и ребенка возникают противоречия, интересы ребенка представляют органы опеки и попечительства. В таком случае необходимо более глубокое урегулирование деятельности данного органа.
Деятельность органа опеки и попечительства должна быть подтверждена мотивированным актом, однако эта мера носит временный характер. Являясь одним из способов защиты нарушенных прав ребенка, она одновременно содержит в себе принудительную меру воздействия.
Также необходимо раскрыть содержание такого понятия, как «лишение родительского права», проанализировать его правовую природу. Лишение родительских прав – мера защиты детей, применяемая по решению суда. Лишенные такого права, родители теряют все права, основанные на факте родства с ребенком (право на воспитание, получения от него содержания, льгот и пособий, предоставляемых государством). Однако, оно не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка, что уже создает научные разногласия. Следовательно, формулирование положения о том, что они «теряют все права», будет считаться неверным истолкованием данного понятия. Согласно указанным причинам необходимо создать единую терминологию семейного законодательства.
Помимо теоретического исследования, было бы разумным разработать предложения по совершенствованию законодательства в существующих отношениях между родителем и ребенком, включая разработку политики по совершенствованию ответственности родителей за ненадлежащее воспитание ребенка. Разработка единообразного применения закона создаст невозможность злоупотребления правом. Установленная процедура медиации не всегда учитывает особенности семейно-правовых споров, что создает необходимость внесения в Семейный кодекс РФ специальных норм, которые учитывали бы наиболее общие особенности института посредничества.
Когда возникает спор о детях, окончательное решение о квалификации действий родителей зависит от усмотрения судьи, так что подход неадекватным родителям для воспитания детей может рассматриваться в качестве злоупотребления правом, когда это необходимо. Однако без судебного усмотрения не обойтись, так как регулирование семейных отношений находится в сфере морально-нравственных норм, а семейные правоотношения основаны на ситуационных нормах.
Чтобы устранить разрыв в этой области, необходимо, во-первых, установить общую норму о злоупотреблении родительских прав в СК РФ; во-вторых, законодательно критерии определения злоупотребления правами родителей, что будет способствовать более точному квалификации действия родителей.
Основания для лишения родительских прав закреплены положениями СК РФ. К родителям могут применяться и другие суровые санкции: ограничение родительских прав; выбор ребенка, если это угрожает его жизни и здоровью. Каждое из этих наказаний предназначено для защиты интересов детей в возрасте до 18 лет и зависит от тяжести преступлений, совершенных родителями в отношении ребенка.
Представляется необходимым внести в закон прямое положение об отказе от ходатайства о лишении родительских прав, если местонахождение ответчика не может быть установлено, и в то же время суд направляет материалы в полицию для розыска ответчика и прокурору для надзора за розыском. Как правило, ребенок, родители которого разыскиваются, остается без попечения родителей и имеет все гарантии, предусмотренные государством для лиц этой категории. Поэтому предлагается дополнить ст. 220 ГПК РФ нормой о том, что в случае, если он не мог определить местонахождение ответчика, в иске о лишении родительских прав, суд выносит решение об оставлении иска за явление без рассмотрения, и незамедлительно направляет информацию в полицию для организации поиска Ответчика и прокурора, чтобы контролировать поиск. После определения местонахождения ответчика суд информирует об этом истца, по просьбе которого разбирательство может быть возобновлено.
Развитие института о лишении родительских прав находится в процессе развития, поэтому дать точную, исчерпывающую оценку о состоянии его в обществе является нелегкой задачей. Учитывая особенности рассмотрения подобных дел в гражданском производстве, исследуются самые различные показатели: благосостояние граждан, нравственные аспекты семьи, состояние информационной среды, имеющиеся традиции и ценности, существующие в семье – все это позволяет оставить данный институт открытым для дальнейшего изучения особенностей его регулирования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Отдельные вопросы развития института лишения родительских прав в российском законодательстве
1.1. Исторические документы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы защиты прав и законных интересов ребенка при осуществлении родительских прав
В современной научной литературе достаточно внимания уделяется правовому регулированию неэкономических личных отношений между детьми и родителями.
Характеризуя эволюцию этого правового института, следует отметить, что сведения о семейной жизни народов, населявших территорию Руси до принятия христианства, очень скудны. А.М. Нечаева справедливо отметила, что отсутствие источников, позволяющих понять начало нового тысячелетия нашей эры, лишает возможности получить четкое представление о положении несовершеннолетних детей в семье и обществе далекого прошлого России . В свое время А.И. Загоровский заметил, что нет никаких сомнений в том, что в древности родители имели широкую власть над своими детьми. Это было вызвано тогдашней патриархальной системой семьи .
Аналогичную позицию по этому вопросу высказал и Г. Ф. Шершеневич, отметив, что если в настоящее время общественная идея основана на родительской власти, то частная идея предшествовала ей в историческом развитии. Родительская власть была фактически формой собственности. Отец имел право на жизнь и смерть своих детей, на их свободу. Это право встречалось у всех народов, и нет оснований отрицать его существование в древнерусской жизни .
Эволюционный процесс становления института лишение родительских прав оказал содействие раскрытию особенностей развития регулирования законодательством таких общественных отношений в нашей стране. По мере своего исследования мне хочется сфокусировать внимание на истории становления и развития правовых норм семейного правового регулирования, позволяющие проконтролировать происхождение института лишения родительских прав. Создание продуктивных мер защиты прав и интересов детей, включая возникающие в процессе рассмотрения гражданских споров меры материальной ответственности за их нарушение.
Процесс эволюции отношений между родителями и происходил постепенно. Со временем право признавало за детьми быть не только субъектами права, но и быть деликтоспособными, ограничивало власть отца, которая являлась абсолютной. Появление правосубъектности порождало у отца правовые обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, т. е. отношения стали обладать двусторонней характеристикой.
С принятием христианства брачные и семейные дела на Руси были отнесены в первую очередь к ведомству Православной Церкви, что означало утверждение в обществе христианских представлений об отношениях в семье .
Законодательство Российской Империи установило в личных семейных отношениях систему родительской власти, которая распространялась на детей обоих полов и всех возрастов . В случае разногласий между родителями относительно проблем воспитания детей мнение отца имело решающее значение. Согласно правилам, изложенным в Кодексе законов Российской Империи, дети получили нарицательное имя своих родителей, точнее отца, в результате принадлежности детей к отцовской семье. Этот нормативный закон предусматривал закрытый перечень причин прекращения (но не лишения) личной родительской власти и ее ограничения.
Характеризуя этот период, следует согласиться с мнением А.И. Загоровского о том, что если власть отцов наших предков не отличалась мягкостью, то в то же время она, похоже, не была захвачена ими, как вообще среди славян, той суровостью, в которой она отличалась между народами Востока, римлянами и немцами .
Следует отметить, что существование такой сильной родительской власти постепенно перестало соответствовать разворачивающимся в обществе представлениям о естественных правах человека, о свободе своей личности. Определенный интерес в этом вопросе представляют рассуждения историка, юриста и социолога М.М. Ковалевского, утверждавшего, что власть родителей более или менее неограниченная стала ограниченной и подлежит государственному контролю. Эта эволюция была чрезвычайно медленной. Результатом многовекового прогресса семьи является замена идеи неограниченной власти и абсолютного права идеей контракта и взаимного долга .
С приходом советской власти ликвидируется понятие личная родительская власть, воплощается идея замены семейного воспитания ребенка общественным, провозглашается свобода развода, что затрагивает, хотя, конечно, косвенно, права детей.
Это касалось, например, права ребенка на имя. Так, согласно Декрету ВЦИК, СНК РСФСР от 19.12.1917 «О расторжении брака» при расторжении брака по обоюдному согласию супруги должны были указать в заявлении, какие фамилии будут носить разведенные супруги и их дети. При расторжении брака по просьбе одного из супругов и при отсутствии договоренности между супругами по этому вопросу фамилия детей определялась судьей, а в случае спора между сторонами — местным судом.
Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР (КЗАГС) содержал в разделе «Семейное право»