Социальная работа Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Особенности социальной работы по профилактике Интернет-зависимости среди молодежи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты исследования проблемы социальной дезадаптации
интернет-зависимой молодежи. 6

1.1.   Интернет-зависимость среди
молодежи как социальная проблема. 6

1.2.Особенности
социальной дезадаптации интернет-зависимой молодежи. 15

1.3.
Специфика технологий социальной работы с интернет-зависимой молодежью   20

Глава 2.
Анализ реализации технологий социальной работы по преодолению социальной
дезадаптации интернет-зависимой молодежи. 28

2.1.  Опыт социальной работы  по преодолению социальной дезадаптации
интернет-зависимой молодежи в высшем учебном заведении. 28

2.2.
Результаты эмпирического исследования интернет-зависимости молодежи. 33

Глава 3.
Предложения по преодолению социальной дезадаптации интернет-зависимой молодежи. 48

3.1.
Разработка программы по преодолению социальной дезадаптации интернет-зависимой
молодежи. 48

3.2. Анализ
эффективности программы по преодолению социальной дезадаптации
интернет-зависимой молодежи. 53

Заключение. 59

Список
использованной литературы.. 63

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В связи с возрастающей компьютеризацией и
интернетизацией российского общества стала актуальной проблема патологического
использования ресурсов Интернета молодежью, сопровождающаяся социальной дезадаптацией.
Перед молодыми людьми открывается новый мир бесчисленного количества
возможностей и интересов, который «отключает» его от реальности, «переключая»
на себя, что ведет к ограничению социальных контактов, ухудшению
психологического состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению
агрессии, замкнутости, апатии, потере социального статуса, разрушению
собственного «Я» и, как следствие, приводит к нарушениям
социально-психологической адаптации, деструкциям личности в целом.

В настоящее время 38%
аудитории российского Интернета составляет молодежь, при этом отмечается, что
количество молодежи среди интернет-пользователей
  растет быстрее, чем количество представителей
других возрастных групп [23]. Согласно
исследований российских ученых, несколько лет назад рост  интернет зависимости среди молодежи составлял
всего 26%, однако с появлением в интернете социальных сетей  (Фейсбук, В контаке, Одноклассники и др.)
данный показатель вырос в 4 раза [24].

Проблемой
интернет-зависимости занимались Кимберли Янг, М. Шоттон, Дж. Грохол, К. Мюррей,
Д. Гринфилд, М. Гриффитс, А.Е. Воскунский, А. Е. Личко, И. П. Короленко и др.

Вопросы социальной дезадаптации интернет-зависимой
молодежи касались в своих трудах Н.И. Бобылева, И.А. Пестрякова, Т.В.
Скобликова, В.В. Титова, А.А. Нестерова, С.О. Ларионова, Л.М. Левин, В.А.
Лоскутова, Е.В. Рыбак, Н.В. Цихончик, Т.А. Шилова и др. Отдельные аспекты социальной
работы с дезадаптированной  молодежью отображены в работах Н.Ф.
Басова, Я.В. Кондратьевой, Т.А. Юзевафичук, Е.И. Холостовой и др. Однако,
несмотря на наличие работ, посвященных данной проблематике, вопросы,
относящиеся к технологиям социальной работы по преодолению социальной
дезадаптации интернет-зависимой молодежи являются недостаточно изученной
областью, в связи с чем и выбрана тема данной работы.

Объект
исследования
‒ социальная дезадаптация
интернет-зависимой молодежи.

Предмет исследования – технологии социальной
работы по преодолению социальной дезадаптации интернет-зависимой молодежи.

Цель
исследования
заключается в разработке
и апробации
программы по преодолению социальной дезадаптации
интернет-зависимой молодежи.

Для достижения цели были
определены следующие задачи:

проанализировать состояние проблемы
интернет-зависимости среди молодежи РФ и уточнить сущность данного феномена,

— определить особенности
социальной дезадаптации интернет-зависимой молодежи,

— охарактеризовать
технологии социальной работы с интернет-зависимой молодежью,

— провести обзор опыта
социальной работы по преодолению социальной дезадаптации интернет-зависимой
молодежи в Вузе,

— разработать программу
по преодолению социальной дезадаптации интернет-зависимой молодежи и проверить
ее эффективность.

Гипотеза
исследования:
разработанная программа по преодолению
социальной дезадаптации интернет-зависимой молодежи
способствует
снижению показателей интернет-зависимого поведения:

— компульсивные симптомы;

симптомы отмены;

— толерантность;  

— внутриличностные проблемы и проблемы, связанные со здоровьем;  

управление временем.

Научная
новизна исследования
заключается в том, что впервые проведено
комплексное исследование интернет-зависимости молодежи (14-16 лет; 18-20 лет;
30-35 лет)
и выявлены ее особенности.

Практическая
значимость исследования:
предложенная программа может быть использована в
деятельности социальных работников, кураторов групп студентов по
преодолению
социальной дезадаптации интернет-зависимой молодежи.

Для решения поставленных задач исследования
были выбраны следующие методы:

 — теоретические
— теоретический анализ научной литературы, а также сравнение, обобщение
материалов и исследовательских данных с целью изучения базового понятийного
аппарата, современного состояния проблемы;

 — эмпирические
тестирование для выявления
эффективности
программы по преодолению социальной
дезадаптации интернет-зависимой молодежи
;

— математические методы для обработки
статистических данных (метод расчета средней арифметической, критерий
Стьюдента).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения поставленных задач достигнута цель и сделаны
следующие выводы:

Интернет-зависимость —
поведенческая аддикция, которая 
характеризуется избыточностью пребывания в интернете, потерей
самоконтроля и неспособностью самостоятельным образом остановить времянахождение
в Интернете, непреодолимой тягой к последнему, что сопровождается прерыванием
социальных связей в реальности и негативными эмоциональными реакциями при
невозможности выйти в сеть.

Основными видами интернет-зависимостей
определены:  

— информационная
зависимость,

— онлайн-игры,

— киберсексуальное
влечение,

— многочисленные
скачивания видео- и аудиоматериалов,  

— неконтролируемое пребывание
в онлайн-магазинах.

Установлено, что в
настоящее время интернет занимает значительное место в жизни молодежи.
Глобальная сеть стала мощным инструментом влияния на молодое поколение.
Иллюзорный мир становится все более притягательным для них. Погружаясь в него,
молодежь даже не задумывается о том, что у них может сформироваться
«зависимость от виртуальности». Интернет-зависимость представляет собой
негативное социальное явление, характеризующееся чрезмерным временем нахождения
пользователя в интернете вне рамок рабочих/учебных задач, а также эмоциональной
зависимостью от пользования сетью, приводящей к отрицательным трансформациям социальных
связей пользователя и существенному ухудшению его образа и качества жизни.

Поведенческие
характеристики интернет-зависимости представлены: неспособностью и отсутствием
желания отвлечься даже на короткое время от интернета и, тем более, прекратить
работу в нем; досадой и раздражением, которые имеют место при вынужденных
отвлечениях, и навязчивыми размышлениями об интернете в такие периоды; стремлением
проводить за работой в интернете все большие отрезки времени и неспособностью
спланировать время, когда сеанс должен быть окончен; желанием осуществлять
траты на обеспечение работы в сети все больше;  готовностью обманывать друзей/членов семьи относительно
времени нахождения в сети;  способностью
и склонностью забывать при работе в интернете о домашних делах/учебе/служебных
обязанностях и пр.; стремлением и способностью освободиться на время работы в
интернете от чувств вины, беспомощности, тревоги, обретением подъема эмоций;  навязчивостью желания быть в Интернете и
трудность самостоятельно выйти из него; расстройствами внимания; повышением
эгоцентризма; появлением изоляции в реальной жизни от друзей и семьи;
регулярным выкладыванием селфи, абсолютным центрированием на себе, непрерывным  повествованием в социальных сетях о своих
мимолетных мыслях, местонахождении; скрытностью чувств.

В результате научного
поиска по проблеме исследования выявлены особенности социальной дезадаптации
молодежи, которые заключаются в следующем: чем выше уровень
интернет-зависимости, тем ярче проявления социальной дезадаптации.

 Проявлениями социальной дезадаптации  интернет-зависимой молодежи определены:

— утрата коммуникативных
навыков;

— отсутствие или
деформирование навыков межличностного взаимодействия;

— не сформированность
социального контроля своего поведения;

— большая склонность к
нарушению различных формальных норм общества;

— неспособность
контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций,  в частности негативных эмоций в общении;

— агрессивная
направленность во взаимоотношениях с другими, применения насилия как способа
решения проблем;

— отрицание общепринятых
ценностей и образцов поведения;

— склонность к садомазохистским
тенденциям; изоляции в реальной жизни от друзей и семьи.

Социальная работа располагает арсеналом
технологий, направленных на избавление молодежи от интернетзависимости,
которые
ориентированы на:

— профилактику,

— терапию,

— коррекцию,

— реабилитацию
обозначенной аддикции, изменение ее качественных и количественных
характеристик.

В настоящий момент в
Вузах работа по преодолению социальной дезадаптации интернет-зависимой молодежи
сводится к профилактическим мероприятиям, проводимым в рамках системы
воспитания в высшем учебном заведении во внеучебной воспитательной
деятельности.

В результате изучения интернет-зависимости
молодежи установлено, что доля интернет-зависимых молодых людей выше в группе
18-20 лет по сравнению с респондентами 14-16 лет (на 8%) и 30-35 лет (на 22%),
что, вероятно, связано с тем, что
данная возрастная
категория уже не имеет сильный контроль, однако у них еще не сформировалась
жизненная позиция. Интегральный показатель (65,1) данной группы молодежи
указывает на то, что она имеет выраженный и устойчивый паттерн Интернет
зависимого поведения, который позволяет обоснованно констатировать наличие поведения с компонентом
злоупотребления интернетом, основными признаками которого являются:
невозможность  субъективного
контроля  за использованием Интернет и
дезадаптация, которая  отражает  отрицательное влияние его использования на
межличностные отношения, здоровье, работу, учебу,  эмоциональное,  психологическое  состояние.

После участия в мероприятиях программы уменьшилась
доля молодых людей с интернет-зависимостью на 24%, увеличилось число молодых
людей с низким уровнем на 8% и среднем на 16% соответственно.

Установлено достоверное снижение показателей
интернет-зависимости, что указывает на эффективность экспериментального фактора
— программы по преодолению социальной дезадаптации интернет-зависимой молодежи.
Интегральный показатель интернет зависимого поведения снизился с 65,1 до 49,4,
а это значит, что тестовые показатели (компульсивные симптомы; симптомы отмены; толерантность;  внутриличностные проблемы и проблемы,
связанные со здоровьем;
 управление временем) группы
молодежи 18-20 лет после участия в мероприятиях программы соответствуют средней
степени выраженности (была повышенная степень выраженности).

Полученные данные
подтвердили поставленную гипотезу.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические аспекты исследования проблемы социальной дезадаптации
интернет-зависимой молодежи

1.1.        
Интернет-зависимость
среди молодежи как социальная проблема

 

В настоящее время вся
деятельность и даже досуг связаны с Интернетом, первичная цель которого –
создание наиболее комфортных условий для жизнедеятельности человека. Поэтому
достаточно сложно обойтись без современных гаджетов. Интернет предоставляет
возможность быстрого поиска необходимой информации, дает возможность обучаться,
работать, общаться, заниматься творчеством.
Несомненным является тот
факт, что интернет вошел в жизнь каждого человека, включая молодежь.

Молодежь представляет
собой социально-демографическую группу, которая выделяется на основе возрастных
особенностей, социального положения и характеризуется специфическими интересами
и ценностями.

Группу молодежи
составляют лица в возрасте от 14 до 30 лет. В некоторых случаях, которые
определены нормативными правовыми актами РФ и ее субъектов возрастные рамки отодвигаются
до 35 и более лет [59].

Исследователи отмечают,
что ускорение ритма жизни, увеличение потока информации требуют от современной молодежи
быстрой адаптации, умения самоактуализироваться. В этом есть значительное
преимущество интернета, однако имеет место и его проблемная часть, получивая
название «интернет-зависимость».

Проблема
интернет-зависимости в молодежной среде появилась относительно недавно. Более
активные исследования по вопросам взаимодействия человека и сети начали
проводиться с 90-х годов прошлого столетия. Сам термин «интернет-зависимость» было
введено в 1996 г. американским психиатром Айвеном Голдбергом, который объяснил такой
феномен  «снижением социальной и
профессиональной деятельности из-за использования интернета», «фантазиями и
мечтами об интернете», «намеренным и ненамеренным печатным движением пальцев» [43].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы