ГМУ Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Особенности прохождения государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ 8
1.1. Сущность теоретических и нормативно-правовых основ государственной гражданской службы 8
1.2. Исторические аспекты прохождения государственной службы в России 25
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Г. МОСКВЫ 33
2.1. Общая характеристика системы государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы 33
2.2. Основные проблемы прохождения государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы 40
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ г. МОСКВЫ 59
3.1. Зарубежный опыт организации государственной службы 59
3.2. Основные направления совершенствования организации и прохождения государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90

  

Введение:

 

Выпускная квалификационная работа посвящена прохождению государственной гражданской службы…
Актуальность: Многие современные проблемы организации и функционирования государственной власти обусловлены сложностями, связанными с глубокими преобразованиями государственного устройства России.
Коренные изменения, происходившие в российском обществе в конце ХХ века, привели к полному переустройству системы государственного управления. В процессе административной реформы (2003-2010 гг.) была выстроена новая система государственной службы, одним из видов которых стала государственная гражданская служба.
В рамках административной реформы были сформулированы основные принципы государственной гражданской службы, установлены новые категории и группы должностей государственной службы, определен порядок прохождения государственной гражданской службы и т.д.
Вместе с тем, одной из серьезных проблем теории государственной службы, является определение базовых понятий государственной службы. Сложность здесь заключается в том, что если понятие и принципы госу-дарственной службы России определены и зафиксированы в действующем законодательстве, то, например, такое понятие, как «прохождение государственной гражданской службы», «ротация кадров» и некоторые другие не в полной мере получили свое отражение в научной литературе. В связи с этим проблема формирования понятийного аппарата государственной гражданской службы является весьма актуальной.
Эффективное государственное управление зависит от создания высокопрофессионального корпуса государственных служащих, от уровня их профессиональной компетентности, знаний, готовности к служебной деятельности, заинтересованности каждого служащего в результатах своего труда.
Изменение требований к уровню профессиональной подготовки государственных гражданских служащих является ключевым в системе государственной службы. В условиях длительного реформирования системы как федеральных, так и региональных органов государственного управления Российской Федерации, в интересах оптимального развития экономики государства и становления гражданского общества, требование постоянного профессионального совершенствования и качественного дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих становится особенно актуальным. Недостаточность профессионализма, компетентности, ответственности гражданских служащих может приводить к низкой эффективности управленческих решений, разработке проектов, не соответствующих правовой и экономической реальности, что, в конечном итоге, сказывается на общей эффективности управления общественными отношениями, может повлиять на социально-экономическую обстановку в стране.
Кроме того, на эффективность управленческих решений оказывает большое влияние поведение государственных служащих и многие другие факторы.
На сегодняшний день правила этического поведения гражданских служащих закреплены на законодательном уровне Указом Президента Российской Федерации . В 2011 году в федеральных органах государственной власти, а также в органах государственной власти субъектов Российской Федерации была проведена работа по утверждению Кодексов этики по образцу Типового кодекса . Так, например, приказом Минюста России от 23 марта 2011 года № 93, приказом Минобрнауки России от 22 июня 2011 года № 2047 были утверждены кодексы этики для соответствующих ведомств .
Однако, кодексы этики, утвержденные в федеральных и региональных органах государственной власти, фактически повторяют уже существующие нормы права. Однако, само понятие «этика государственного служащего» в нормативных правовых актах отсутствует, речь идет лишь о служебном поведении государственных служащих.
Также представляется, что в научной литературе и законодательных актах недостаточно конкретизированы правила этического поведения гражданских служащих. В большинстве своем эти правила сформулированы абстрактно, иногда в виде принципов, и не могут служить повседневным руководством к действию для гражданских служащих в конкретных ситуациях. Нужны более четкие нормы, рассчитанные на обширный круг проблемных ситуаций.
Кроме того, развитие института государственной гражданской службы тормозит коррупционная составляющая. Зачастую решения о замещении должностей государственной гражданской службы принимаются, исходя из финансового интереса, «по знакомству» или по принципу «личной преданности». Об этом Д.А. Медведев, будучи Президентом Российской Федерации, говорил еще в 2008 году , но эта проблема остается актуальной и сегодня.
С указанной проблемой связана не менее важная задача – обеспечение эффективного функционирования резерва управленческих кадров на государственной гражданской службе. В резерв должны попадать настоящие специалисты, а не лица, которые кому-то нравятся или являются хорошими знакомыми влиятельных чиновников. Другими словами, статус резервиста государственной гражданской службы должен быть реальным знаком качества, а не просто «красивой рамкой».
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена теоретической неразработанностью огромного количества аспектов прохождения государственной гражданской службы, а также практическими проблемами, связанными с реализацией действующих нормативно-правовых актов.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросам прохождения государственной службы в органах исполнительной власти рассматривали многие авторы, среди которых можно выделить таких ученых, как В.Д. Граждан , А.Н. Дементьев, С.В. Качушкин , М.А. Эскиев , Н.Н. Богдан, И.П. Бушуева , Е.А. Бойко, В.Н. Меньшова , А.Н. Крахмалов и др.
Одни авторы, в частности, В.Д. Граждан, А.Н. Дементьев, С.В. Качушкин, М.А. Эскиев исследуют такие понятия, как «сущность государственной гражданской службы», «основные принципы государственной гражданской службы». Другие авторы – Н.Н. Богдан, И.П. Бушуева, Е.А. Бойко в своих работах делают акцент на проблемах профессионального развития и этического поведения государственных служащих. В работе А.Н. Крахмалова обращается внимание на проблемы прохождения государственной гражданской службы и т.д.
Целью дипломной работы является анализ особенностей и определение направлений совершенствования прохождения государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы.
Для достижения намеченной цели поставлены и решены следующие задачи:
— раскрыты и определены следующие понятия: «государственная гражданская служба», «ротация кадров», «кадровая политика», «служебная этика», «кадровый резерв» и т.п.;
— рассмотрены правовые основы прохождения государственной гражданской службы;
— исследованы исторические аспекты прохождения государственной службы в России;
— охарактеризована система государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы;
— выявлены проблемы прохождения государственной гражданской службы на примере органов исполнительной власти г. Москвы;
— проанализирован зарубежный опыт организации государственной службы;
— сформулированы основные направления совершенствования системы государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы.
Объектом исследования являются органы исполнительной власти г. Москвы.
Предметом исследования является порядок прохождения государственной гражданской службы на примере органов исполнительной власти г. Москвы.
Методологической основой дипломной работы явилось использование следующих методов:
 системный метод, позволяющий представить последовательность структурных связей между элементами государственной гражданской службы;
 метод компаративистского анализа, который дал возможность сравнить эффективность работы отечественных и зарубежных институтов государственной службы;
 диалектический метод использован при анализе деятельности органов исполнительной власти г. Москвы;
 исторический метод помог при исследовании процессов становления и развития института государственной гражданской службы в России;
 метод аналогии позволил исследовать взаимодействие государственной гражданской службы с иными видами государственной службы и т.д.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретико-правовые основы государственной гражданской службы, а также исторические аспекты прохождения государственной службы.
Во второй главе проанализирована система государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы.
В третьей главе рассмотрен зарубежный опыт организации государственной службы и определены основные направления совершенствования организации и прохождения государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней определены направления совершенствования системы государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, обобщив опыт зарубежных государств при отборе и оценке кандидатов на государственную гражданскую службу, можно выделить, что весомое значение уделяется стрессоустойчивости государственных служащих, психологическим качествам, умению действовать в критических ситуациях, и уже потом проводится профессиональная и личностная проверка их навыков.
В процессе зарубежного опыта изучения отбора, оценки и способов формирования руководящих кадров государственной гражданской службы, можно сделать вывод, что существуют следующие наиболее развитые системы отбора, оценки и способов формирования руководящих кадров государственной гражданской службы:
1. Японская, она формируется на признании групповых ценностей и коллективизме государственной службы.
2. Американская, она характеризуется своей индивидуальностью, как основным механизмом при отборе и оценке государственных служащих.
3. Западноевропейская, она объединяет лучшие качества японской и американской системы процесса отбора и оценки руководящих кадров государственной службы.
Таким образом в вышеперечисленных зарубежных странах при отборе и оценке государственных служащих главное целью является психологические качества, способность работы в критических и сложных ситуациях, их стрессоустройчивость и уже после проводиться процедуры тестирования и личностных качеств кандидатов.
Так же важным критерием является оценка эффективности карьеры, которая проводится по следующим параметрам:
– объективный — это последняя должностная ступень, занимаемая человеком, до выхода на пенсию, или до перехода в другую сферу деятельности;
– субъективный — оценка успешности дается непосредственно человеком, исходя из ощущения удовлетворенности своими достижениями.
Что касается мотивации, сегодня в силу крайне низкой заработной платы в системе государственной службы, она может носить только нематериальный характер: благодарность, различные поздравления, организация дополнительного образования и переподготовки, спортивные мероприятия, вручение грамот, присвоение званий и иные гарантии.
Контроль карьерного развития. Государственный служащий выступает в роли организатора. Он выбирает стратегию, обеспечивает добросовестное выполнение своей рабочей функции, ставит и решает различные задачи.
При этом государственный служащий имеет жестко ограниченные рамками: статус, этические нормы поведения, высокие стандарты деятельности.
Но при этом он все-таки свободен в возможности реализации творческого потенциала, а также определенной жизненной стратегии.
Сегодня госслужащие сталкиваются с рядом проблем, которые не позволяют им развить свой потенциал, так как обучение и переподготовка требуют отвлечения сотрудника от выполнения своих обязанностей. Это приводит к возникновению внутренних противоречий: необходимости дополнительного образования и различных предубеждений по этому поводу, например, негативное отношению коллег, особенно руководителя. Разрешение данного противоречия будет являться одним из определяющих факторов в становлении и развитии карьеры государственного служащего.
Проанализировав системы организации государственной службы в РФ, КНР и Бразилии, можно сделать вывод о том, что они основываются на одних принципах и имеют сходные механизмы реализации. В связи с этим, основываясь на существенных различиях государственной службы исследуемых стран, для повышения эффективности отечественной гражданской службы можно применить некоторые особенности зарубежного опыта в отечественной практике с учетом национальной специфики данных государств:
— опираясь на бразильский опыт, в РФ необходимо утвердить профильный институт, занимающийся обучением и подготовкой (переподготовкой) гражданских служащих. В городах федерального значения целесообразно для поддержания конкуренции и возможности научной деятельности обучать госслужащих только в 2-3 вузах, а в остальных субъектах оставить это право за профильным учебным заведением;
— в организации отечественной гражданской службы необходимо усовершенствовать процесс обучения и подготовки госслужащих, уже поступивших на службу. В рамках данного мероприятия следует обратиться к опыту КНР. Во-первых, необходимо обучать и подготавливать впервые зачисленных на госслужбу. Во-вторых, тридцатидневные курсы, следует проходить госслужащим, назначенным повышением на руководящие должности. В-третьих, для всех гражданских государственных служащих необходимо ежегодно проводить обучение для повышения квалификации и обновления знаний. Срок обучения не должен быть менее 7 дней;
— необходимо усовершенствовать систему аттестации в гражданской службе РФ, а именно – управленческие решения по итогам аттестации. Опираясь не бразильский опыт, следует внести изменения в данную процедуру, а именно – увольнение гражданских служащих за неудовлетворительную оценку, полученную два раза подряд. Кроме того, если госслужащий первый раз получил оценку «не соответствует замещаемой должности гражданской службы», то следующую аттестацию для него необходимо провести уже через год.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
1.1. Сущность теоретических и нормативно-правовых основ государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба является непременным атрибутом российской государственности и занимает значимое место в осуществлении задач и функций государственной власти.
Для целей нашего исследования необходимо дать определения основным понятиям системы государственной гражданской службы.
Интерес к вопросам государственной гражданской службы в научной литературе достаточно высокий. Многие авторы понятие государственной гражданской службы трактуют по-своему.
В современной российской науке сформировалось два основных подхода к определению государственной гражданской службы. Государственная гражданская служба рассматривается как политическая деятельность и как правовая деятельность. Так, сторонник политического подхода В.Д. Граждан под государственной службой понимает «профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов» . В системе государственного управления государственная гражданская служба предназначена для выполнения двуединой задачи. Во-первых, это оказание административной поддержки политическому руководству страны, во-вторых, изучение проблем управления и интересов всех слоев населения, в чем так нуждаются государственные органы. И действительно, во многих отношениях государственная гражданская служба – это профессиональная деятельность по подготовке, утверждению и выполнению решений, принимаемых политическими руководителями всех ветвей и уровней власти.
Противоположной точки зрения придерживается сторонник правовой концепции государственной гражданской службы Г.В. Атаманчук. Он считает, что реализация политической концепции государственной службы просто невозможна, так как «последние два века во всем мире научная и политическая борьба были посвящены как раз тому, чтобы ввести государственную деятельность в правовые рамки, ограничить «политическое» в государственном управлении» . Таким образом, суть государственной службы Г.В. Атаманчук сводит к следующему: 1) государственная служба есть особый институт, определяющий порядок осуществления целей и функций государства; 2) это институт публичный, то есть всеобщий в государстве, принадлежащий и служащий народу в целом; он не может и не должен обслуживать интересы того или иного «политического» руководителя, даже самого высокого уровня; общенационально-историческое всегда выше отдельного человека; 3) данный институт имеет внешним выражением систему правовых и организационных элементов (принципов, форм, методов, процедур и т.п.), определяющих технологии реализации компетенции государственных органов; 4) социальной составляющей этого института являются люди, специально подготовленные и профессионально занятые в государственном аппарате .
Существует еще одна точка зрения, в соответствии с которой такие авторы, как Г.М. Шамарова и Н.М. Куршиева определяют государственную гражданскую службу как «профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти в соответствии с нормативно-правовыми актами» .
В настоящее время понятие государственной гражданской службы сформулировано в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ , в соответствии с которой государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации .
Важнейшей составляющей организации и функционирования государственной гражданской службы Российской Федерации является процесс прохождения ее государственными гражданскими служащими. При этом понятие «прохождение государственной гражданской службы» не имеет своего четкого определения ни в законодательстве, ни в научной литературе.
Так, например, А.П. Коренев под прохождением государственной гражданской службы понимает систему юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений: прием (зачисление) на государственную службу; аттестацию; перемещение по службе; стимулирование служебной деятельности служащих; ответственность государственных служащих; прекращение государственной службы . Д.М. Овсянко рассматривает прохождение государственной гражданской службы как «изменение в служебно-правовом положении государственного служащего, которое определяется следующими обстоятельствами: поступление на государственную службу и назначение на должность; присвоение классного чина, специального звания; аттестация; увольнение с государственной службы, а также другими фактическими данными, с которыми действующее законодательство связывает определенные права, льготы и преимущества» .
Таким образом, прохождение государственной службы связывается указанными авторами с набором юридических фактов или обстоятельств, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений и, соответственно, определяющих ее содержание.
В.М. Манохин рассматривает прохождение государственной службы не только в содержательном аспекте, т.е. какими юридически значимыми действиями заполняется период прохождения государственной службы (исполнение служащим должностных полномочий, сроки замещения должности, классы для служащих (чины, ранги, звания) и разряды по оплате труда, аттестация, отношение к занятию предпринимательством), но и во временном – как начинающиеся со дня оформления поступления на государственную службу, продолжающиеся все время исполнения полномочий по должности и заканчивающиеся прекращением служебных отношений . Как процесс практического служения государству лица, назначенного на государственную должность государственной службы для выполнения соответствующего вида управленческой деятельности или иной государственно-служебной деятельности, рассматривает прохождение государственной службы Ю.Н. Старилов .
Таким образом, прохождение государственной службы включает в себя и сущностный аспект – осуществление государственным служащим профессиональной служебной деятельности на должности государственной службы; а также общественный – служение обществу и государству и индивидуально-личностный – карьерное или должностное продвижение государственного служащего.
Итак, рассмотренные подходы к определению прохождения государственной гражданской службы, фиксируют, что авторы выделяют те или иные аспекты прохождения службы в соответствии с целями своего исследования.
Учитывая вышеизложенное, полагаем возможным дать следующее определение рассматриваемому нами понятию. Прохождение государственной гражданской службы – это процесс по осуществлению гражданским служащим профессиональной служебной деятельности на должности гражданской службы в соответствии с должностным регламентом, включающий в себя заключение служебного контракта, присвоение гражданскому служащему классного чина (сдачу квалификационного экзамена), прохождение аттестации, а также другие обстоятельства, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе.
Государственная гражданская служба прекращается в связи с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением гражданского служащего с гражданской службы.
Полагаю, что цели государственной гражданской службы целесообразно исследовать как форму закрепления в соответствующих законодательных актах социально значимых актуальных проблем.
Ю. Н. Старилов рассматривает цели государственной гражданской службы как практическую реализацию функций государства, гарантию благосостояния общества, воплощение публичных интересов на базе принципов и положений, установленных в Основном законе России, федеральных законов и законов субъектов страны .
А. Ф. Ноздрачев обозначил следующие цели государственной гражданской службы:
– упорядочение функционирования государственного аппарата;
– установление требований к функциям и правомочиям по государственным гражданским должностям;
– формирования условий обеспечения государственных гражданских служащих, включая материальные, социальные и правовые гарантии государственной гражданской службы .
Разработка и повсеместное внедрение специальных стандартов и правил поведения в государственную служебную деятельность обеспечивают решение задач по увеличению эффективности труда государственных гражданских служащих.
Основополагающим принципом государственной гражданской службы является законность и верховенство Конституции Российской Федерации, что является необходимым условием для эффективного выполнения её задач.
Также можно выделить такие принципы как:
а) открытость деятельности государственных гражданских служащих и доступность общественному контролю;
б) компетентность.
Кроме того особо важны этические принципы:
а) патриотизм;
б) гуманизм, который требует от служащего подобающего и уважительного отношения к людям, признания их чести и достоинства, личной независимости.
в) ответственность за свои действия и решения;
г) уважение к правам и интересам граждан;
Стоит особо отметить, что госслужащий должен быть ответственный не только перед кем-то, а прежде всего перед самим собой, нести ответ за результаты своей работы, несоблюдение должностных обязательств, пренебрежение законными интересами граждан.
Нарушение государственным служащим этических норм, не говоря уже о пренебрежении законодательными актами, приводит к далеко идущим пагубным последствиям, так как в этом случае под ударом оказывается репутация его коллег, органов власти и государства как такового.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы