Магистерский диплом на тему Особенности полоролевой идентичности у женщин с психогенным бесплодием
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЖЕНЩИН С ПСИХОГЕННЫМ БЕСПЛОДИЕМ 8
1.1. Определение понятия «идентичность» в психологии 8
1.2. Основные теоретические подходы к изучению полоролевой идентичности в психологии, педагогике и социологии 20
1.3. Особенности полоролевой идентичности у женщин с психогенным бесплодием 50
Выводы по главе I 58
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЖЕНЩИН С ПСИХОГЕННЫМ
БЕСПЛОДИЕМ 59
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 59
2.2. Схема анализа эмпирических данных 61
2.3. Анализ полученных данных 63
2.4. Обсуждение результатов исследования 77
Выводы по главе II 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 1
Введение:
Актуальность исследования. К началу третьей декады нового тысячелетия тема бесплодия продолжает оставаться острой и глобально распространенной. По определению ВОЗ, бесплодие – это отсутствие беременности у женщины репродуктивного возраста в течение одного года регулярной половой жизни без использования контрацептивов. Бесплодие является сложной медико-социальной проблемой мирового масштаба, уровень которого существенно влияет на демографические показатели и не имеет тенденции к снижению.
По разным оценкам, «бесплодие поражает от 8 до 12% репродуктивных пар во всем мире, при этом показатели бесплодия значительно выше (до 30%) в некоторых регионах мира, к которым, в частности, относятся Центральная и Восточная Европа» [16, с. 3]. Оценки различных исследователей свидетельствуют о том, что «различными формами бесплодия в РФ страдают 10-15% семей, что приводит к прямым репродуктивным потерям нашей нации» [43, с. 38].
В процессе лечения бесплодия особое внимание уделяется нахождению и устранению причин анатомического, эндокринного и иммунологического характера. Но при этом редко обращается внимание на психические нарушения у женщин, страдающих бесплодием. Это приводит к тому, что иногда комплексная терапия не дает успешных результатов. Дело в том, что у многих людей, пытающихся зачать ребенка, имеются не классические физические, а психологические факторы бесплодия, которые нередко нивелируют все усилия врачей.
Бесплодие относят к психосоматическим заболеваниям [47, 59, 72]. Связь нарушений репродуктивного здоровья с расстройствами психоэмоциональной сферы известна давно, но в настоящее время эта проблема особо актуальна, поэтому интерес к выявлению психологических факторов, влияющих на бесплодие, постоянно растет [16, 29].
У 5-10% женщин детородного возраста диагностируется психогенное бесплодие. В основном в эту группу попадают женщины в возрасте 30-35 лет, которым характерно проявление в своем поведение мужских качеств. Чаще всего данные женщины сосредоточенны на свое профессиональной деятельности и стремятся к карьерному росту. Также в результате многих исследований было выявлено, что у 35-40% женщин психогенное бесплодие сочетает из другими формами инфертильности [92, 102].
Одним из важных факторов в генезе женского бесплодия является полоролевая идентичность. Под определением феномена «полоролевой идентичности» ученые понимают, вид самосознания, который отображает осознания личностью себя как представителем определенного пола (И.С. Клёцина); осознание человеком своей мужественности и женственности [48].
Половую идентичность можно отнести к числу главных признаков для характеристики личности. Процесс ее формирования происходит на стадии интериоризации традиционных мужских или женских поведенческих черт, который также существенным образом определяет самосознание и задает вектор социализации личности, регулирующий его поведение в обществе [78, с. 145].
Так, обращаясь к эпигенетической теории развития личности
Э. Эриксона, можно сделать вывод, что в процессе решения данного конфликта развиваются интимно-личностные отношения, которые непосредственно влияют на межличностные отношения. «Полоролевая идентичность выступает как продукт социального конструирования и, одновременно, как один из ключевых факторов, опосредующих поведенческую активность и установки личности в контексте межличностных отношений» [86, с. 76].
Теоретико-методологическая основа исследования стоит из Гендерного подхода (С. Бем, Ш.М. Берн, Т.В. Бендас, Е.А. Денисова, Д. Зиммерманн, Е.М. Ижванова, Е.П. Ильин, И.С. Клецина, В.В. Козлов, И.С. Кон, Л.Н. Ожигова, И.Н. Тартаковская, А.А. Темкина, К. Уэст, Л.Б. Шнейдер, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.); Биологизаторского подхода: (В.А. Геодакян, З. Фрейд, Ст. Холл и В. Штерн); Когнитивного подхода; Г. Брейкуэлл, X. Тэджфел, В.С. Агеев, Дж. Тернер, В.А. Ядов; Статусной концепции идентичности Дж. Марсия; Концепции психосоциальной идентичности личности Э. Эриксона; Теории гендерной схемы (С. Бэм, Х. Маркус, С. Халверсон, Г. Мартин); Теории ведущих тенденций (Л.Н. Собчик); Теории полоролевой социализации (В.С. Агеев, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.С. Мухина, Т.А. Репина); Представлений Л.Б. Шнейдер о сущности и формировании гендерной идентичности.
Вопросами развития полоролевой идентичности занимались такие ученные, как С.А. Бутковская, Л.Р. Диасамидзе, Е.М. Ижванова, О.А. Карабанова, Л.В. Корнева, Н.Ю. Рымарев, В.Л. Ситников и др.
Однако проблема полоролевой идентичности у женщин, страдающих бесплодием, остается мало исследованной, полученные результаты достаточно противоречивы.
Цель исследования – выявление и описание особенностей полоролевой идентичности у женщин с психогенным бесплодием.
Объектом исследования выступает полоролевая идентичность у женщин репродуктивного возраста.
Предметом исследования выступает полоролевая идентификация и ее нарушения как фактор, обусловливающий формирование психогенного бесплодия.
Для реализации поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «идентичность» в психологии.
2. Изучить основные теоретические подходы к изучению полоролевой идентичности в психологии, педагогике и социологии.
3. Раскрыть особенности полоролевой идентичности у женщин с психогенным бесплодием.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ЖЕНЩИН С ПСИХОГЕННЫМ БЕСПЛОДИЕМ
1.1. Определение понятия «идентичность» в психологии
Важной особенностью современного социума является чрезвычайная подвижность и некоторая неопределенность социальных изменений. Общественные процессы, которые сейчас происходят, создали идентификационный синдром, проявляющийся в виде новых механизмов социогрупповых идентичностей и постоянной необходимости их исследований.
Рассмотрение идентичности с позиции поиска ответов на вопросы, которые помогли лучше понять способы, методы равновесия индивидуального и социального бытия человека в переполненном различными рисками постиндустриальном обществе, очень широко представлено в междисциплинарном научном пространстве, однако, эта тема исследований продолжает быть значимой, актуальной и раскрываться с позиции новых аспектов видения.
Понятие «идентичность» обозначает определенное состояние, которое соответствует результату отождествления, предполагает самоопределение личности среди имеющихся социокультурных параметров и общее признание их представителями сообщества, с которым человек себя уподобляет.
Впервые понятие «идентификация» было использовано З. Фрейдом в конце XIX в. В одной из работ 3. Фрейда идентификация определяется «как «ассимиляция одного «Я» другим, в результате которой первое «Я» ведет себя в определенном отношении так же, как и второе, имитирует его и в некотором смысле вбирает его в себя» [53, с. 33]. В неортодоксальном психоанализе содержание понятия идентификации расширилось до способа психологической защиты «Я» от внешних угрожающих объектов, механизма формирования способности личности к саморазвитию. По мнению З. Фрейда, каждая личность стримится быть принятий в общество, но при этом оставаться индивидуальностью. Именно идентичность является тем осознанием и переживаем личности своей принадлежности к определенной группе социума. Осознанная идентичность выполняет психологическую функцию, которая заключается в том, что личность не только относит себя к определенной социальной группе, а также самоподдержание и самосохранение данной группы. Более того, ощущение идентичности предоставляет ее субъекту социально значимый комплекс ценностей, символов и традиций.
Стоит отметить, что понятие идентичности раскрывает индивидуальную, личностную и социальную стороны «Я-концепции» личности. В частности, на индивидуальном уровне идентичность понимается как результат осознания индивидом своего присутствия в пространстве и времени, в конкретном физическом теле, с особыми чертами характера, темпераментом, с определенным предыдущим опытом и надеждами на будущее.
На личностном уровне идентичность, как известно, определяется через ощущение собственной самоценности, неповторимости себя и своего жизненного опыта, который основывается на умении соединить все идентификации со способностями и благоприятными возможностями в социуме. На социальном уровне идентичность отражает внутреннюю солидарность человека с идеалами социальных сообществ и стандартами, которые распределяют мир на «своих» и «чужих».
Феномен идентичности объясняет несколько социально-психологических теорий.
Одной из наиболее обоснованных можно назвать теорию социальной идентичности с позиций символического интеракционизма. Среди представителей этого направления, которые занимались проблематикой идентичности, можно назвать Ч. Кули, Дж. Мида и Г. Блумера, а также современников — П. Бурке, Дж. Маккола, Ш. Страйкера и других. Теоретики этого подхода рассматривают идентичность индивида как продукт общественных ролей. В рамках данного подхода «механизмы идентичности анализируются на микросоциальном уровне» [26, с. 27]. Внимание также уделяется понятию выпуклости идентичности. Все идентичности имеют разное субъективное значение для индивидов, поэтому имеют разные последствия. Таким образом, можно говорить о иерархическом характере структуры идентичности. Наибольшее влияние на идентификацию и поведение индивида имеют идентичности, которые для определенного индивида является наиболее значимыми.
Ш. Страйкер сформулировал теорию, согласно которой различные социальные роли, которые выполняет индивид, создают уникальную вариацию его индивидуальной идентичности. С позиций этой теории идентичности, люди приписывают себе отрефлексированное «я» в процессе интеракции в общественном пространстве. Итак, «Я» связано с определенными приписываемыми позициями и выполнением определенных ролей. Кроме этого, на формирования «Я» влияет реакция членов группы, которые взаимодействуют с индивидом, и формируют фундамент для его самоопределения. Более того, выполнение социальной роли позволяет индивиду быть связанным с социальной структурой. Ш. Страйкер пытался объяснить взаимосвязь индивида и социальной структуры как гетерогенной, но в то же время сложно организованной системы. Коллективная идентичность с позиций этого подхода как базис использует принадлежность к социальной группе. При этом, особое значение имеет самокатегоризация и сравнения. Идентичность позволяет не только соотносить себя с определенной категорией, но и идентифицировать лиц, не входящих в группу как внешних субъектов. «Сравнение добавляет оценочный смысл в процесс соотнесения. При этом сравниваются внутренние и внешние члены группы» [109, с. 15].
Социологи при определении понятия идентичности выделяют различные его аспекты. Так, Э. Эриксон интерпретирует идентичность как ощущение принадлежности человека к определенной исторической эпохе, а также к типу межличностного взаимодействия, которая присущий этому периоду. Исследователь выделяет, кроме того, «групповую идентичность как