Магистерский диплом на тему Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами музыкально-театрализованной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Современное состояние проблемы воздействия искусства на личность ребенка в онтогенезе и дизонтогенезе 8
1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 14
1.3. Возможности музыкально-театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 26
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 37
2.1. Организация констатирующего эксперимента. Описание диагностических методик 37
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 61
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 62
3.1. Организация формирующего эксперимента 62
3.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата 65
3.3. Оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами музыкально-театрализованной деятельности 74
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе становления Российского государства, при условии сложного политического и социально-экономического состояния, особенно ощутимо негативное влияние социума на детей, в том числе и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Такие его черты как безнравственность, преступность, духовный упадок, минимальное проявление (через современный ритм жизни) родительской любви, приводят к падению авторитета взрослого, роста агрессивности, жестокости детей. Дети, воспитанные в такой среде, не могут гармонично развиваться, без корректирующего воздействия педагога в дальнейшем они не будут воспринимать культурные и общечеловеческие ценности. В условиях культурной «глухоты» современного социума будущее поколение имеет все шансы стать бездуховным, неинтеллигентным.
Решение проблемы возможно при условии оптимизации процесса подготовки специалистов дошкольного образования, которые, в свою очередь, смогут использовать целесообразную для настоящего времени методику художественно-эстетического воспитания и творческого развития детей в онтогенезе и дизонтогенезе; выявление, сохранение и развитие творческого и личностного потенциала каждого ребенка; формирования его художественно-эстетической компетентности; развитие художественно-творческих способностей; содействие дальнейшей успешной адаптации и творческой самореализации в новых условиях дошкольной и будущей взрослой жизни.
Однако вопросы развития творческих способностей детей дошкольного возраста с НОДА через расширение их кругозора, формирование эстетических потребностей и художественного воздействия в специально созданной развивающей среде образовательного учреждения исследована недостаточно. Актуальность вопроса и отсутствие системных исследований в данном направлении определили выбор темы исследования: «Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами музыкально-театрализованной деятельности».
Современные процессы реформирования образования направлены на пробуждение творческой активности и развитие творческой личности, начиная с дошкольного возраста. Упадок духовного и эстетического восприятия творчества, а также отсутствие развития эмоционально-ценностного отношения дошкольников, в том числе и дошкольников с НОДА, к произведениям различных видов искусства подавляет творческий потенциал детей и, соответственно, развитие их творческих способностей в целом. Сейчас актуализируются проблемы совершенствования системы образования, непрерывность и преемственность которой должно способствовать общему развитию личности.
Искусство во все времена играло огромную роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии его чувств, эмоционального отклика на объекты и явления окружающей жизни, природы.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь ребенка богатой, интересной, дает ему возможность почувствовать эстетическое наслаждение. Общение с произведениями искусства (картины, музыка, театральные представления, хореографические постановки и т.д.) отражают действительность и сферу человеческих чувств, что способствует формированию эстетического мировоззрения и развивает сознание дошкольника. Особенно важным это является для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объектом исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предметом исследования являются особенности коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задачи исследования:
1. Описать современное состояние проблемы воздействия искусства на личность ребенка в онтогенезе и дизонтогенезе.
2. Дать характеристику клинико-психолого-педагогическим особенностям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Рассмотреть возможности музыкально-театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
5. Провести коррекционно-педагогическую работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование музыкально-театрализованной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует развитию их творческих способностей.
Методами исследования были определены следующие:
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– эксперимент;
– диагностика;
– количественная и качественная обработка результатов исследования.
Теоретическую базу исследования составили труды таких исследователей, как А.Р. Абилитарова, Т.В. Антропова, И.М. Белая, Е.А. Белова, А.А. Гаврилюк, А.И. Иванова, А.А. Катаева, М.В. Киселева, Е.В. Колесникова, Л.А. Мукушева, К.К. Платонов, Е.А. Серышева, Е.А. Флерина, Ю.А. Чиркова и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщен материал по использованию музыкально-театрализованной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата для развития их творческих способностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработке содержания коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата; в возможности их использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе развития их творческих способностей.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы. Работа размещена на 90 страницах и содержит 10 рисунков, 16 таблиц. Список использованной литературы насчитывает 40 наименований.
Текст работы:
Старшие дошкольники обладают хорошими предпосылками к умственному развитию в силу своих возрастных особенностей, однако в силу различной степени тяжести нарушений опорно-двигательного аппарата развитие дошкольников, в частности развитие их психических функций, также может быть нарушено.
Коррекционная работа с дошкольниками с НОДА должна носить комплексный характер и предусматривать учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике детского развития. Поэтому необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики.
Управляя развитием творческих способностей дошкольника с НОДА необходимо, чтобы педагог помнил, что его позиция, отношение, стиль являются важными факторами развития личности ребенка; чтобы то, что он говорит ребенку, совпадало с тем, что он делает; что необходимо давать пространство для детской самостоятельности и активности; оказывать необходимую помощь и поддержку в процессе обучения; определять в деятельности действия обязательные («нужно») и те, что приносят удовольствие («хочу») (конечно, если процесс обучения не удается построить таким образом, чтобы «нужно» и «хочу» совпадали). В обучении следует опираться на игру.
Проведенная опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата показала, что музыкально-театрализованная деятельность является эффективным средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с НОДА.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе становления Российского государства, при условии сложного политического и социально-экономического состояния, особенно ощутимо негативное влияние социума на детей, в том числе и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА). Такие его черты как безнравственность, преступность, духовный упадок, минимальное проявление (через современный ритм жизни) родительской любви, приводят к падению авторитета взрослого, роста агрессивности, жестокости детей. Дети, воспитанные в такой среде, не могут гармонично развиваться, без корректирующего воздействия педагога в дальнейшем они не будут воспринимать культурные и общечеловеческие ценности. В условиях культурной «глухоты» современного социума будущее поколение имеет все шансы стать бездуховным, неинтеллигентным.
Решение проблемы возможно при условии оптимизации процесса подготовки специалистов дошкольного образования, которые, в свою очередь, смогут использовать целесообразную для настоящего времени методику художественно-эстетического воспитания и творческого развития детей в онтогенезе и дизонтогенезе; выявление, сохранение и развитие творческого и личностного потенциала каждого ребенка; формирования его художественно-эстетической компетентности; развитие художественно-творческих способностей; содействие дальнейшей успешной адаптации и творческой самореализации в новых условиях дошкольной и будущей взрослой жизни.
Однако вопросы развития творческих способностей детей дошкольного возраста с НОДА через расширение их кругозора, формирование эстетических потребностей и художественного воздействия в специально созданной развивающей среде образовательного учреждения исследована недостаточно. Актуальность вопроса и отсутствие системных исследований в данном направлении определили выбор темы исследования: «Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами музыкально-театрализованной деятельности».
Современные процессы реформирования образования направлены на пробуждение творческой активности и развитие творческой личности, начиная с дошкольного возраста. Упадок духовного и эстетического восприятия творчества, а также отсутствие развития эмоционально-ценностного отношения дошкольников, в том числе и дошкольников с НОДА, к произведениям различных видов искусства подавляет творческий потенциал детей и, соответственно, развитие их творческих способностей в целом. Сейчас актуализируются проблемы совершенствования системы образования, непрерывность и преемственность которой должно способствовать общему развитию личности.
Искусство во все времена играло огромную роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии его чувств, эмоционального отклика на объекты и явления окружающей жизни, природы.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь ребенка богатой, интересной, дает ему возможность почувствовать эстетическое наслаждение. Общение с произведениями искусства (картины, музыка, театральные представления, хореографические постановки и т.д.) отражают действительность и сферу человеческих чувств, что способствует формированию эстетического мировоззрения и развивает сознание дошкольника. Особенно важным это является для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объектом исследования являются творческие способности детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предметом исследования являются особенности коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задачи исследования:
1. Описать современное состояние проблемы воздействия искусства на личность ребенка в онтогенезе и дизонтогенезе.
2. Дать характеристику клинико-психолого-педагогическим особенностям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Рассмотреть возможности музыкально-театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
5. Провести коррекционно-педагогическую работу по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что использование музыкально-театрализованной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует развитию их творческих способностей.
Методами исследования были определены следующие:
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– эксперимент;
– диагностика;
– количественная и качественная обработка результатов исследования.
Теоретическую базу исследования составили труды таких исследователей, как А.Р. Абилитарова, Т.В. Антропова, И.М. Белая, Е.А. Белова, А.А. Гаврилюк, А.И. Иванова, А.А. Катаева, М.В. Киселева, Е.В. Колесникова, Л.А. Мукушева, К.К. Платонов, Е.А. Серышева, Е.А. Флерина, Ю.А. Чиркова и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что нами обобщен материал по использованию музыкально-театрализованной деятельности в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата для развития их творческих способностей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработке содержания коррекционно-педагогической работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата; в возможности их использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в процессе развития их творческих способностей.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения и списка использованной литературы. Работа размещена на 90 страницах и содержит 10 рисунков, 16 таблиц. Список использованной литературы насчитывает 40 наименований.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Современное состояние проблемы воздействия искусства на личность ребенка в онтогенезе и дизонтогенезе
Роль искусства в эстетическом воспитании личности освещена в работах Б. Брылина, В. Клименко, И. Климук, Л. Побережной, Л. Яковенко, Н. Фоломеевой, А. Михайличенко, Т. Скорик и др.
Влияние средств искусства на развитие личности и значимость художественной деятельности для стимулирования ее творческой активности раскрыто в эстетико-искусствоведческих исследованиях (В. Кандинский, Л. Левчук, М. Каган, М. Киященко, А. Онищенко, Ю. Борев и др.), исследованиях по педагогике искусства (Б. Юсов, В. Кудрявцев, Г. Падалка, Г. Шевченко, Е. Белкина, Л. Масол, Л. Хлебникова, Н. Миропольская, А. Комаровская, А. Рудницкая и др.).
Влияние искусства на нравственное становление личности и формирование концептуальных основ ее духовного развития представлеон в работах А. Олексюк, Л. Шеремет; теория творческого развития личности раскрыта в работах Н. Бабыкина, С. Степанова, Ю. Кулюткина; современные исследования процесса художественной интеграции в области художественного образования прослеживаются в исследованиях В. Безрукова, И. Дзержинской, А. Зуйковой, А. Иваненко, Т. Казаковой, К. Колесина, Т. Комаровой, А. Кузнецова, В. Химчак, А. Щелоковой.
Суть проблемы формирования ценностных ориентаций личности средствами искусства и вопросы ее художественно-творческого развития освещены в работах А. Крюковой, В. Моляко, Н. Назаренко, С. Прокофьевой-Акоповой, Л. Радковской и др.
Теоретические основы развития художественной активности ребенка заложено А. Бакушинским, Э. Берном, Д. Богоявленской, А. Дьяченко, М. Лазаревым, А. Луком, А. Савенковим, З. Фрейдом.
Развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 год жизни) посвящены работы Б. Никитина, Дж. Смита, Л. Кэрролла, И. Белой.
Изучая работы Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, А.В. Запорожца мы убедились, что ребенок старшего дошкольного возраста уже имеет определенную базу знаний, умений и навыков, способствующих художественно-творческому развитию личности как в семье, так и за ее пределами. Но на сегодняшний день проблема развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата исследована мало.
Очень большое внимание проблеме творческого воспитания личности средствами искусства уделил Н. Румянцев в работе «Искусство в воспитании». Опираясь на книгу И. Рихтера, он рассматривает художественное воспитание как «культурную проблему современности». Автор считает, что искусство – это язык чувств, и обосновывает свое определение тем, что художники «обращаются к сердцу». Так, видим связь между творчеством художников-профессионалов и детей, населяющих мир образами своей фантазии, живущих в мире сказки, воплощающих свои мысли в игре. Это подчеркивает необходимость привлечения детей к «высокому» искусству, с целью развития их личности.
Силу воздействия искусства на ребенка отмечало много классиков педагогики. Я.А. Коменский говорил: «Более чем науками, нужно заниматься (с детьми) искусствами». И. Песталоцци отмечал: «Дорога к искусству является в то же время дорогой к человечности» .
Как известно, каждый вид искусства имеет особые механизмы воздействия на личность:
– музыка – гармонию звуков;
– живопись – линию, краски, сюжет.
Хореография, театр, мультфильмы благодаря своей синкретичности интегрируют несколько видов искусства, что способствует сильному воздействию на психические и физиологические процессы в организме ребенка в онтогенезе, так и дизонтогенезе. Поэтому развитие творческого потенциала, формирования эстетических чувств и потребностей у детей старшего дошкольного возраста путем использования всех перечисленных видов искусств требует профессионального сопровождения.
В свою очередь, развитие творческого потенциала ребенка является внутренней предпосылкой его художественно-творческой деятельности, ядром творческой одаренности. Рассмотрим компоненты творческого потенциала, выделенные Е. Ильиным.
Учитывая указанное, можно утверждать, что творческие способности и индивидуальные свойства личности обеспечивают фундамент творческого потенциала ребенка, который в свою очередь является основным фактором творческого развития личности. Поскольку субъектами нашего исследования являются дети старшего дошкольного возраста с НОДА такие виды искусства как музыкальное и изобразительное для них являются наиболее доступными и интересными. Известно много примеров ранних проявлений способностей детей к этим видам искусства. Например, у В.А. Моцарта музыкальные способности проявились уже в три года, в Н.А. Римского-Корсакова – в два года; И.Е. Репин уже в три года вырезал, а в шесть писал красками, В.А. Серов – с трех лет лепил, а с шести – рисовал с натуры; Ньютон в детстве конструировал механические игрушки (мельница, обращал мышь) и т.п. . Поэтому рассмотрим подробнее не просто творческие способности, а, опираясь на выше сказанное, художественно-творческие способности детей.
Способности определяются как свойства (или совокупность свойств) личности, влияющие на эффективность деятельности . Способности не являются врожденными, они развиваются в процессе становления личности. Врожденными есть только задатки или анатомо-физиологические особенности человека, опираясь на которые можно развивать способности проявленного качества.
Художественно-изобразительные способности ребенка проявляются через высокий интерес к визуальной информации. Он в подробности запоминает увиденное. Много времени рисует и лепит, сосредоточенно работает над своими произведениями, оригинально использует материалы художественной выразительности. Строя композицию рисунка, включает в него много деталей. В образах художественно одаренного ребенка нет однообразия, он воспроизводит в изобразительной деятельности все, что видит вокруг .
На основе анализа исследований ученых (И. Белая, Е. Ильин, А. Ковалев, Б. Теплов) можно сделать вывод, что художественно-творческие способности ребенка (развивающегося в норме и с НОДА) – это индивидуально устойчивые психические свойства, формирующие творческий потенциал и определяющие предпосылки успеха в различных видах творческой деятельности. А в многогранном процессе развития художественно-творческих способностей детей важной касательной является искусство.
Влияние искусства на ребенка имеет столь молниеносное проявление, что уже через несколько «встреч» ребенка с искусством можно увидеть качественные изменения в его поведении и речи. Картины, спектакли, музыкальные произведения, стихи, хореографические постановления – все произведения искусства оказывают на ребенка яркое впечатление, что активизирует отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.
Важно подчеркнуть, что мы говорим об искусстве в его «чистом» виде, то есть не адаптированному к детскому дошкольному возрасту. Например, в Японии, которая является наиболее экономически развитой страной мира, эстетическое воспитание является приоритетным. Дети с детства приучены любоваться явлениями природы: первый снег, сильный дождь, цветение, буйство деревьев и тому подобное. Получение удовольствия от наблюдения красоты – доминанта в японском образовании. С. Судзуки – известный японский скрипач, музыкант и педагог разработал программу для детей, которая включает в себя музыкальные произведения Ж. Бизе, И. Гайдна, В. Моцарта и Чайковского. Слушая «большую» музыку, ребенок накапливает музыкальный опыт и начинает воспринимать через нее мир. Выбор музыки напрямую влияет на мировоззрение ребенка.
Целесообразно вспомнить и европейский пример привлечения детей к вечным произведениям искусства. Ф. Барб Галль – французская писательница, искусствовед, автор научно-популярных книг для детей об изобразительном искусстве, консультант Министерства образования Франции написала известную работу «Как говорить с детьми об искусстве». Хотя книга называется «Как говорить с детьми об искусстве», речь в ней идет только о живописи, которая выступает как самый популярный и удобный для обсуждения вид искусства. В книге описывается как правильно обсуждать с детьми произведения искусства, как заинтересовывать ребенка к посещению музеев, как ознакомить с деятельностью конкретных художников и вообще, как получать удовольствие от общения с ребенком в заданном направлении.
Все упомянутое – это только маленький пример того, как мир отходит от старых штампов развития художественно-творческих способностей личности ребенка и направляется к развитию ее творческого потенциала.
Конечно, это требует времени и смещения определенных акцентов в образовательном процессе дошкольных учреждений. Актуальным остается вопрос подготовки специалистов к осуществлению работы по привлечению детей к искусству и развитию их художественно-творческих способностей.
Формирование личности ребенка дошкольного возраста – одна из важнейших задач педагогической теории и практики и. Наиболее эффективным средством развития творческого мышления и воображения детей является художественная деятельность.
Художественно-творческая деятельность выступает как ведущее средство эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Это процесс приобретения субъектом новых для себя знаний и умений как основы для дальнейшего поиска способов решения задачи.
В художественном развитии дошкольников отправной точкой является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельного создания нового образа (в рисунке, лепке, аппликации, конструировании). Однако способность детей составлять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития под непосредственным или косвенным влиянием взрослого, который сам разбирается в искусстве и осознает его влияние на ребенка. Иначе может случиться так, как это описано в произведении А. Сент Экзюпери «Маленький принц»: «Взрослые посоветовали мне не рисовать, а больше интересоваться географией, историей, арифметикой. Вот так и случилось, что в шесть лет я отказался от гениальной карьеры художника».
Интеллектуальные нагрузки, подготовка к школе и желание родителей видеть своего ребенка лучше в конечном результате процесса обучения вытесняет процесс творческого и эстетического развития ребенка. Поэтому, особое значение в становлении современного человека играет система дополнительного художественного образования, где большая роль отводится развитию творчества личности. Одним из звеньев дополнительного художественного образования являются начальные специализированные художественные учебные заведения – школы эстетического воспитания: музыкальная, художественная, хореографическая, театральная, хоровая, школа искусств и другие.
Они являются начальным звеном специального художественного образования, принадлежат к системе внешкольного образования. Особенностью работы названных заведений является их концентрация на субъекте обучения и воспитания в художественном пространстве, где любая деятельность ребенка требует творческих размышлений и их проявлений в решении образовательных задач и жизненных ситуаций.
По нашему мнению, именно в таких заведениях ребенок старшего дошкольного возраста активно начинает изучать окружающий его мир, что при профессиональном подходе специалистов имеет наибольшие возможности для развития творческих способностей. В свою очередь, сформированный творческий потенциал ребенка положительно скажется на учебном процессе в ДОО и в дальнейшем в школе.