Мировая политика, международные отношения Магистерский диплом Гуманитарные науки

Магистерский диплом на тему Особенности и тенденции американо-китайской экономической конфронтации и их освещение в средствах массовой информации за 2016-2019 годы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Политические и экономические отношения КНР и США в ХХI веке 8
1.1. Политические связи КНР и США 8
1.2. Инвестиции и их структура 14
1.3. Торговля 21
Глава 2. Предыстория и начало конфликта 26
2.1. Действия США и позиция Европейской комиссии 26
2.2. Позиция и контрдействия КНР 45
Глава 3. Последствия и дальнейшее прогнозирование конфликта 55
3.1. Отношение России к торговой войне 55
3.2. Освещение торговой войны в международных средствах массовой информации 69
Заключение 86
Библиография 90

  

Введение:

 

Актуальность темы. Темпы роста китайской экономики позволяют прогнозировать тот факт, что экономическая экспансия Китая в ближайшее десятилетие будет расширяться, что неизменно вызывает обеспокоенность США, которые хотят сохранить свои рынки сбыта. Конкуренция США и Китая в экономической сфере выливается и в политическое противостояние, т.к. США пытаются использовать политические рычаги для сдерживания Китая. По прогнозам аналитиков, через 20 лет Китай станет первой экономикой мира, поэтому США считают свой стратегической целью ослабить потенциального конкурента и не допустить его доминирования в мировой экономике.
Степень изученности проблемы. Американо-китайские экономические отношения на современном этапе вызывают большой интерес как у американских и китайских исследователей, так и у российских экономистов и политологов.
Следует отметить, что вопросы определения сущности, структуры и причин международных конфликтов представлены в работах таких ученых, как А.Г. Дугин1, З. Бауман2, П.А. Цыганков3 и др. Для аргументации своих позиций по методологическим и практическим аспектам теории международных конфликтов исследователи достаточно часто исследователи обращаются к работам 3. Бжезинского4, Чанг Ха-Джун5, К. Клаузевица6, А.П. Никонова7 и др. Результаты изучения функций и последствий конфликтов изложены в работах JI. Козера8 и др.
А рамках возникшего международного конфликта между КНР и США, американские авторы Н. Фергюсон9, Э. Голдстейн10, Э. Крепиневича11, Д. Шамбо12 отмечают, что Китай стал главным конкурентом США в мировой экономике, они обращают внимание на тот факт, что Вашингтон должен принять немедленные меры, чтобы не утратить позицию мирового лидера.
Китайский исследователь Минсин Пэй в своей работе «Как Китай и Америка видят друг друга»13 отмечает, что напряженность в отношении двух стран вполне закономерна, как соперничество двух экономических гигантов, каждый из которых претендует на мировое лидерство.
Значительный интерес данная проблематика вызывает и у российских ученых. Н.А. Шибанова и Р.В. Пеньковцев отмечают противоречивость характера американо-китайских отношений в сфере финансов и экономики. Они подчеркивают, что до изменения политики Д.Трампа в отношении Китая, этим государствам удавалось «Поддерживать сложный баланс между конкуренцией и сотрудничеством в экономической сфере»14.
Портанский А.П. в своей статье «Сложившиеся правила и принципы мировой торговли» анализирует последствия протекционизма Трампа в торговле с Китаем. Автор подвергает сомнению правомерность действий Вашингтона, отмечая, что «внутренние законы США не должны противоречить обязательствам в рамках ВТО»15. А.П. Портанский подчеркивает, что в ближайшее время двусторонние отношения между странами вряд ли стабилизируются, поскольку существуют разногласия по целому ряду вопросов.
Прогнозирование и моделирование основных торговых показателей между США и Китаем представлено в работе Я.П. Минока. Он отмечает, что «торговый дисбаланс между странами будет сохраняться в ближайшие годы, т.к. существует макроэкономический дисбаланс»16. Несмотря на то, что Китай обладает целым рядом преимуществ (дешевая рабочая сила и высокие темпы роста производительности труда), экспорт США в эту страну будет увеличиваться. Рассматривает автор и Новую стратегию США в отношении Китая: переход к политике «сдерживания».
Ш.Ш. Ильясова в своей работе «Торговая политика правительства Д. Трампа» делает акцент на том, что «изоляционизм США в сочетании с дерзкими и противоречивыми действиями правительства Трампа» может нанести ущерб мировой экономике в целом17.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Отношения Китая и США являются сложным механизмом как экономического, так и политического взаимодействия. На сегодняшний день отношения данных стран оцениваются как одни из значимых двусторонних отношений в мире. Когда началась торговая война между США и Китаем, это вызвало определенную тревогу в обеих странах.
В качестве причин развязывания современной глобальной торговой войны могут быть названы объективные и субъективные причины. К объективным причинам отнесены последствия глобализации, детерминирующие интересы развитых стран, в частности США, перейти на «самоокупаемость» и снизить импортозависимость, в первую очередь, от китайских товаров, в том числе стали. К субъективным причинам отнесены применяемые меры таможенно-тарифного регулирования, в частности путем повышения ставок таможенных пошлин, которые направлены на защиту интересов национальных производителей, но ущемляют интересы национальных потребителей из-за значительного роста цен на внутреннем потребительском рынке. Возможными последствиями развертывания глобальной торговой войны могут стать дальнейшее сокращение мирового производства и международной торговли; повышение конфликтности международных экономических отношений; усиление роли ВТО в урегулировании конфликтов между странами-членами этой организации. Специфика современных торговых войн заключается в том, чтобы не допустить (осложнить) сделать гораздо более дорогими иностранные товары на национальном рынке и в то же время снять аналогичные барьеры для своих товаров на зарубежных рынках. Такой подход осложняет формирование механизма разрешения конфликтной ситуации и уточнения адресности предполагаемых мероприятий на национальном и международном уровне, что обусловливает необходимость проведения дальнейших научных исследований в данной области.
Так как экономический конфликт в форме торговой войны является одной из форм разрешения экономического противоречия (антагонистического и неанатагонистического), соответственно и последствия могут носить дисфункционильный (дисконструктивные, отрицательные последствия) или функциональный характер (конструктивные, положительные последствия).
Инвестиционные биржи в настоящее время играют все более важную роль в двусторонних экономических отношениях между Соединенными Штатами и Китаем. Особенностью этого процесса является то, что большая часть китайских инвестиций в США представлена инвестициями в акционерный капитал, а большая часть американских инвестиций в Китай-прямыми инвестициями. Государственные облигации США, которые помогают правительству финансировать дефицит бюджета, являются крупнейшей категорией принадлежащих Китаю американских ценных бумаг.
После кризиса 2008 года Китай был главным держателем акций американского правительства. Однако США подтвердили, что не считают его инструментом давления на Китай. Если сравнивать потоки прямых иностранных инвестиций между США и Китаем с объемом торговли, то они ничтожно малы, хотя инвестиционное сотрудничество в последнее десятилетие увеличилось. УУ., но это позволяет Китаю получить доступ к современным технологиям, поток из США в Китай значительно выше, чем из Китая в США.
Геополитическая борьба обострилась с приходом во власть Д. Трампа. Именно его политика и ухудшение двусторонних отношений спровоцировали усиление внутренней дискуссии в Китае, сделав очевидной неподготовленность китайского руководства к такому повороту событий. Вся стратегия нынешнего пекинского руководства была основана на идее, что, несмотря на разговоры и угрозы, США не осмелятся, не смогут или не захотят принять решительные меры по сдерживанию Китая. Расчет был на то, что Китай уже настолько силен, что сможет ответить. Надеялись и на огромную торговую взаимозависимость, в условиях которой от резких мер могут пострадать сами США. Обо всем этом писали и говорили китайские аналитики, но они недооценили решимость Вашингтона – пока не поздно, предотвратить возвышение Китая.
Именно у республиканцев особенно сильно стремление видеть Китай причиной многих американских бед, обвинять в росте дефицита двусторонней торговли, в «несправедливом» занижении курса юаня ради стимулирования экспорта, в нарушении авторских прав и т.п. Это, можно сказать, одна из коренных внешнеполитических идеологем американских консерваторов. Проявлять жесткость к Китаю и помогать Тайваню призывали и Р. Рейган, и Дж. Буш-мл. Но с ростом роли КНР эта идеология «захватила» всю элиту США.
Значит, дело не в Трампе и других личностях. Трамп – лишь символ, выражение объективной ситуации: США, привыкшие доминировать в мире и извлекать из этого политические и экономические дивиденды, слабеют, а влияние других центров силы, прежде всего Китая, растет. Продолжая вести себя как гегемон, Вашингтон все больше раздражается по поводу растущего сопротивления и ощущает необходимость действовать против конкурентов «сейчас или никогда», пока еще, как ему кажется, можно остановить собственный отход на второй план. Такова объективная ситуация, поэтому стиль поведения Вашингтона в отношении Пекина после смены лидера может измениться, но суть в обозримой перспективе сохранится.
Дрейф Пекина в сторону большей дэнсяопиновской «скромности», вероятно, сыграл бы положительную роль, прежде всего для самого Китая, в его стремлении использовать мирные, неконфронтационные внешние условия для собственного ускоренного развития. Это касается и внешнеэкономической политики, где было бы полезно установить больший контроль над деятельностью крупных госкорпораций за рубежом, чтобы лучше соответствовать заявляемым китайским государством целям «взаимной выгоды», принципиально отличным от западного неоколониализма. Китайские проекты также можно было бы сделать конкретнее, экономически обоснованнее и полезнее для местных жителей, без неоправданной гигантомании, нацеленной на пропаганду успехов и отчет перед начальством.
Что касается неспособности экспертов предвидеть ситуацию, то здесь причины очевидны. В Китае сложилась целая система псевдоисследовательских центров типа многочисленных институтов «Шелкового пути» или «Одного пояса и одного пути», которые в погоне за государственным финансированием оттесняют старые и традиционные мозговые центры и рапортуют об успехах. Их представителей и приглашаемых «дружественных Китаю» зарубежных специалистов периодически за большие деньги собирают на конференции, финансируемые отделом пропаганды ЦК. Естественно, что они направлены на пропаганду, а не на честный анализ ситуации. Вероятно, эта система будет пересматриваться.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Политические и экономические отношения КНР и США в ХХI веке

1.1. Политические связи КНР и США

Основания для напряженных отношений между США и Китаем сложились еще до завершения гражданской войны в Китае. Причиной этого стала поддержка США Гоминьдана, а также содействие США в развитии Японии, оказание ими военной помощи (и Франции – в Индокитае), а также участие в Корейской войне на стороне Южной Кореи. Последующие годы также не создавали предпосылок для улучшения отношений между США и сформировавшейся в 1949 году Китайской Народной Республикой. Во многом это стало следствием усиления политики сдерживания Китая. На протяжении следующих десятилетий США умело пользовались возникшими противоречиями между КНР и Тайванем, Тибетом и Индией, чтобы воздействовать на внешнеполитическую деятельность КПК1.
Первой попыткой налаживания отношений между США и КНР стал исторический визит Ричарда Никсона, первого американского президента, посетившего КНР. Он состоялся в 1972 году и ознаменовал собой начало установления дипломатических отношений между двумя странами. На встрече с Мао, Никсон выразил надежду на мирное соразвитие: «Несмотря на наши разногласия, мы можем найти общий язык, чтобы построить мировую структуру, в которой нам обоим можно будет безопасно идти по нашим собственным путям развития»2. В Шанхайском коммюнике 1972 года стороны закрепили статус Тайваня как провинции КНР. Полноценное установление отношений завершилось в 1979 с подписанием так называемого «Китайско-американского коммюнике об установлении дипломатических отношений». В «Законе об отношениях с Тайванем» принятом Конгрессом США, Вашингтон, тем не менее, полностью не отказывались от двусторонней торговли с Тайванем и поставок ему оружия, несмотря на всю риторику мирного урегулирования Тайваньского вопроса. Это стало неприятной неожиданностью для китайского руководства, которое было вынуждено временно закрыть на это глаза, из-за продолжающихся трений с Вьетнамом, равно как и из-за Советско-афганской войны, а также в угоду все более растущих экономических связей с Вашингтоном3.
На начальном этапе установления отношений основой сближения стали общие интересы в сфере безопасности и военное сотрудничество, главным образом направленное против СССР, а неразрешенный Тайваньский вопрос оставался фактором постоянной напряженности между странами4.
Вторым поворотным моментом в отношениях США и КНР стало окончание Холодной войны. «Оттепель» в отношениях между СССР и Китаем изменила стратегическую направленность дальнейшего развития американо-китайских отношений. Исчез главный фактор для отношений стран друг с другом – угроза Советского Союза. События на площади Тяньаньмэнь, массовое убийство и последующие репрессии, вызвали сильный резонанс и негативную реакцию на Западе, обратив внимание общественности на серьезные проблемы с соблюдением прав человека, свободы и демократии в КНР5.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы