Магистерский диплом на тему Особенности ценностно-смысловой сферы обучающихся разных направлений бакалавриата.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения ценностно-смысловой сферы обучающихся разных направлений бакалавриата. 7
1.1 Ценностно-смысловая сфера личности 7
1.2 Психологические особенности юношеского возраста 24
1.3 Психологические особенности обучающихся разных направлений бакалавриата 35
Глава 2 Организация и методы исследования. 50
2.1 Методологические принципы исследования 50
2.2 Планирование исследования 51
2.3 Характеристика выборки исследования 53
2.3 Характеристика выборки исследования 54
2.4 Методы и методики исследования 55
2.5 Математико-статистические методы 65
Глава 3. Результаты эмпирического исследования ценностно-смысловой сферы обучающихся разных направлений бакалавриата 66
3.1. Результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы обучающихся разных направлений бакалавриата 66
3.2. Сравнительный анализ особенностей ценностно-смысловой сферы обучающихся разных направлений бакалавриата 80
3.3 Результаты корреляционного анализа 83
Заключение 90
Список литературы 92
Приложение 1 97
Введение:
Ценностные ориентации субъекта представляют собой весьма значимые свойства его личности, так как именно на них основываются его отношения и специфические параметры взаимодействия с окружающей действительность, определяют и координируют поведение субъекта. Понимая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.
Невзирая на различные концепции и теории в понимании происхождения и развития ценностных ориентаций, все исследователи соглашаются с тем, что специфические характеристики структуры и содержания ценностных ориентаций личности детерминируют ее направленность и определяют позицию субъекта по отношению к тем или иным явлениям действительности.
Так же все исследователи сходятся в представлении о то, что ценностным ориентациям принадлежит доминирующая позиция в координации социального поведения субъекта, в том числе в плане диспозиции личности, ее установок, мотивов, интересов и даже «смысла жизни».
Так как ценностные ориентации, как правило, интерпретируются как направленность личности на цели и средства деятельности и, соответственно, позволяют проявить ее отношения к миру, то целесообразно их считать компонентом картины мира. Таким образом, можно говорить о том, что их становление как целостной психологической структуры начинается на этапе между старшим подростковым и началом юношеского возрастов. О том, что именно на данном этапе, а не на более ранних, происходит выработка ценностных ориентаций, свидетельствует, согласно представлениям ряда ученых, присутствие основного фактора их развития – довольно высоко степени сформированности рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения.
Следующим весьма значимым элементом структуры ценностно-смысловой сферы личности выступают смысложизненные ориентации, которые реализуют функции регуляции направленной деятельности человека как субъекта, как личности. Они функционируют как интегрированная структурно-иерархическая и динамическая система представлений, представляющая собой основной компонент внутренней (диспозиционной) структуры личности, выработанный и зафиксированный жизненным опытом индивида в процессе социализации и социальной адаптации на фоне индивидуально-типологических характеристик, и, соответственно, представляют собой субъективные компоненты феномена смысла жизни.
На становление структуры ценностных и смысложизненных ориентаций оказывает воздействие социальная ситуация формирования личности и все ее составляющие. С данной точки зрения среда образовательного учреждения, согласно представлениям многих психологов, имеет значительный образовательный, а также лично-развивающий потенциал.
В настоящее время ценностно-смысловая сфера личности студентов с учетом их профессиональной направленности исследована недостаточно. Согласно данным современных научных исследования в данной теме структура ценностной направленности личности не была дифференцирована в зависимости от профессиональной ориентации студентов. Это приводит к тому, что в настоящее время имеется недостаточное количество эмпирических исследования о различиях и особенностях ценностных и смысложизненных ориентаций студентов технических и гуманитарных специальностей.
Цель исследования: изучить особенности ценностно-смысловой сферы обучающихся разных направлений бакалавриата.
Объект исследования: обучающиеся высших учебных заведениях разных направлений бакалавриата.
Предмет исследования: особенности ценностно-смысловой сферы обучающихся разных направлений бакалавриата.
Гипотеза исследования: основана на предположении о том, что имеются различия ценностно-смысловой сферы обучающихся разных направлений бакалавриата.
Задачи исследования:
1) проанализировать понятие ценностно-смысловой сферы, представления о структуре и факторах формирования ценностно-смысловой сферы личности, имеющиеся в современной психологической науке;
2) определить специфические характеристики ценностно-смысловой сферы студентов гуманитарного и технического направлений бакалавриата;
3) определить особенности выявить взаимосвязи смысложизненных и ценностных ориентаций в выборках студентов технических и гуманитарных специальностей;
4) сравнить структуру взаимосвязей смысложизненных и ценностных ориентаций студентов в зависимости от направления специальности.
Методологические основания исследования: культурно историческая теория Л.С.Выготского, деятельностная теория А.Н.Леоньтьева, концепции природы ценностно-смысловой сферы Б.Г.Ананьева, А.Г.Асмолова, Б.С.Братуся, А.Г.Здравомыслова, Д.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, В.Ф.Сержантова и др. Так же, проблема изучения аксиологической сферы личности достаточно хорошо была разработана за рубежом (А.Маслоу, Т.Парсонс, М.Рокич, В.Франкл и др.).
Теоретическая значимость исследования: формирование представления о структуре и специфике ценностно-смысловой сферы личности студентов различного направления специальностей. Это может внести определенный вклад в понимание вопроса о развитии личностного потенциала.
Практическая значимость исследования: проведенное исследование может быть применено в практической деятельности психологов в профессиональном консультировании и при профессиональном отборе, а также для конструирования программ деятельности со студентами работы со студентами для развития личностного потенциала.
Научная новизна:
1) Установлены сходства и различия в структуре ценностно-смысловой ориентации студентов гуманитарного и технического направления бакалавриата;
2) Установлены психологические параметры, на которых может быть основана деятельности психолога по развитию ценностных ориентаций студента.
Теоретическая значимость: заключается в том, что проанализированы и обобщены современные представления о динамике смысложизненных ориентаций современной студенческой молодежи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что установлена структура ценностно-смысловой иерархии студентов гуманитарного и технического направления, что может служить основой для организации развивающей психологической деятельности по работе с ценностными ориентациями молодежи.
Заключение:
Ценностно-смысловые ориентации личности являются целью изучения многих ученых в течение достаточно длительного времени. В настоящее время нет единого представления о ценностно-смысловой структуре личности. В психологических исследованиях ценности рассматриваются как жизненные цели, смыслы и идеалы, задающие общую направленность деятельности. Личностные ценности рассматриваются как одна из форм существования ценностей, наряду с социальными идеалами и предметно воплощёнными ценностями. Они проявляются не только в процессе осуществления той или иной деятельности, но уже на этапе порождения конкретно-ситуативных мотивов, отражаясь в их структуре и смысловой характеристике (Д.А. Леонтьев).
В.Э. Чудновский определяет смысложизненные ориентации как целостную систему сознательных и избирательных связей, отражающих направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход.
В юношеском возрасте система ценностных ориентаций приобретает подлинно регулятивные функции (Л.И. Божович), складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается в своем развитии, кризисы развития приводят к переосмыслению жизненных целей, смене характера деятельности и межличностных взаимоотношений и к определенной трансформации системы ценностей (М.С.Яницкий). Несмотря на множество исследований ценностей, в том числе учитывающих различные средовые и социально-психологические условия, недостаточно изучена дифференциация ценностей в зависимости от некоторых факторов, в том числе, от типа и направленности средних и высших учебно-образовательных учреждений.
Нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было установление наличие различий между группами студентов гуманитарной и технической направленности бакалавриата.
Было установлено, что между исследуемыми группами существуют, как различия, так и определенное сходство.
Так, например, в структуре студенты гуманитарного направления в большей степени ориентированы на цель, тогда как студенты технического направления в большей степени направлены на процесс или на результат. Однако студенты обеих групп ориентированы на локус контроля Я. Можно предположить, что данный показатель в большей степени обусловлен особенностями возраста, нежели профессиональной направленности.
У обеих групп студентов обнаружены высокие показатели общего уровня сформированности смысложизненных ориентаций, а также уровня жизнестойкости. Однако для студентов технических специальностей характерен более высокий уровень принятия риска и контроля по сравнению со студентами гуманитарных направлений.
Для студентов обоих направлений является характерным низкий уровень принятия смерти. Анализ мотивации обучения в вузе показал, что студенты технического направления бакалавриата более осознанно подошли к выбору собственной специальности, для них более важно получение профессиональных знаний и навыков, тогда как для студентов гуманитарных специальностей большее значением имеет получение диплома.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило установить наличие специфических характеристик в ценностно-смысловой структуре личности студентов гуманитарной и технической направлений бакалавриата.
Фрагмент текста работы:
Ценности и смыслы включаются в авангард проблематики современной психологии, которая характеризуется переходом к новому типу рациональности – постнеклассическому. Согласно представлениям Г. Г. Черменской, именно сосредоточение на ценностно-смысловых характеристиках и аспектах существования субъекта как саморазвивающейся системы позволяет определить особенности развития неклассической и постнеклассической науки.
О значении изучения и анализа аспектов ценностей и смыслов в преодолении основных сложностей научной психологии говорит В. Е. Клочко. Вопрос сознания и проблема специфических характеристик его развития в фило- и онтогенезе, вопрос недостатка чувствительности к аспектам уровневого происхождения сознания, отсутствие внимания к онтологическим факторам человеческого существования– все выделенные аспекты, согласно представлениям автора, должны опираться на ценностно-смысловые аспекты [5].
В. В. Знаков в роли предмета исследования в психологии человеческого бытия выделяет смысловые конструкты, характеризующие ценностное восприятие индивидом окружающего мира. Исследователь фокусирует внимание на потребности в исследовании ценностных, аксиологических параметров существования личности [5].
Согласно представлениям М. С. Яницкого, А. В. Серого, Ю. В. Пелеха, именно ценностно-смысловая парадигма должна иметь значение методологической базы постнеклассической педагогической психологии [40].
Подобная ситуация в отношении вопросов ценностей и смыслов в психологии детерминируется их статусом и значением в организации личности и существования субъекта и социума в общем. В феномене «ценностно-смысловая сфера личности» проявляется непосредственная взаимодетерминированность иерархии ценностных ориентаций личности и совокупности личностных смыслов. Непосредственно конструкты «ценностные ориентации личности» и «личностные смыслы» не имеют единого определения и понимания и иногда их сложно дифференцировать, что вызвано их междисциплинарной природой, большим количеством концепций, в рамках которых они исследуются, а также сложностью и многофакторностью непосредственно данных явлений. Попытки определения специфики рассматриваемых понятий и их разграничения и уточнения многократно совершались в трудах различных исследователей. Также, в психологии не сформировалось единых, признанных всеми интерпретаций феноменов «ценности» и «ценностные ориентации».
В Большом психологическом словаре под редакцией Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко ценностные ориентации интерпретируются как значимая составляющая картины мира или групповой идеологии, позволяющей составить представление о картине мире личности или групповой идеологии, проявляющей установки и тенденции личности, направленные на те или иные интегрированные человеческие ценности. В роли подобных ценностей выделяются определенный материальный достаток, здоровье, комфорт, возможность реализовывать познавательную потребность, гражданские свободы, творчество, труд и т.п. [18]. Представленный вариант интерпретации предполагает, что термин «ценностные ориентации личности» не заключается исключительно в рамках дефиниции «ценности» и распространяется на более обширный спектр явлений. Однако во многих ранних исследованиях, ориентированных на анализ аспектов ценностных ориентаций и смыслов у разнообразных ученых данные феномены практически идентифицированы.
Согласно представлениям М. Рокича ценности представляют собой стабильное, прочное представление о том, что некая стратегия поведения или завершающий этап жизнедеятельности предпочтительнее с личной или социальной позиции, нежели противостоящая или обратная стратегия поведения, либо конечная цель существования [31].
Ш. Шварц и У. Билски в качестве ценностей выделяют такие представления или убеждения, которые обладают надситуативной организацией и могут быть причислены к идеальным состояниям или формам действия.
В. А. Сластенин указывает на то, что ценности определенного объекта определяется в ходе его оценки личностью, которая имеет значение способа измерения важности объекта для реализации определенного класса потребностей [32].
В. А. Василенко, интерпретирует ценности как уровень важности объектов, способ реализации потребностей личности. И. С. Нарский рассматривает ценности как идеалы, воплощающие высшие цели существования субъекта.
Д. А. Леонтьев выделяет тот момент, что ценности не заключены в рамки конкретного момента и не направлены на нечто во внутреннем мире, а «притягивают извне» [18]. Соответственно, ценности представляют собой отображение важности, склонности к выбору именно этого объекта или стратегии действия среду различных доступных вариантов. Они имеют значение способа оценки феноменов окружающей реальности и не подвержены преобразованиям в результате функционирования сиюминутных факторов.
Согласно представлениям ряда исследователей, некоторый комплекс ценностей конкретного субъекта представляет собой итоговый продукт взаимодействия субъекта и социума в целом. Например, М. Рокич указывает на то, что природа ценностей закреплена в культуре, социуме и непосредственно личности, а их воздействие охватывает практически все феномены общественного происхождения.