Магистерский диплом на тему Основные этапы и тенденции поддержки малого бизнеса в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА 5
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса 5
1.2. Цели, субъекты и механизмы государственной финансовой поддержки малого бизнеса в России 9
1.3. Значение малого бизнеса для экономического и социального развития государства 18
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 25
2.1. Основные показатели развития малого бизнеса в России 25
2.2. Инструменты финансовой поддержки малого бизнеса в России 31
2.3. Малый бизнес в экономическом развитии Республики Дагестан 49
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 59
3.1 Совершенствование формирования организационно-экономического механизма поддержки малого бизнеса 59
3.2 Направления совершенствования кредитования малого бизнеса Республики Дагестан 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 99
Введение:
Формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.
В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства. Однако они не осуществляются на четкой целевой и систематической основе. В связи с этим необходимо формирование комплексной системы экономического, правового, социального и организационного регулирования г осударством процессов функционирования и развития малого и среднего бизнеса, его целевой и эффективной поддержки со стороны государственных органов власти на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном.
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение форм финансовой поддержки малого бизнеса и их совершенствование.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
— рассмотреть критерии признания субъектов малым бизнесом, значение малого предпринимательства в современной экономике России;
— изучить нормативно-правовую базу поддержки субъектов малого предпринимательства;
— обозначить особенности поддержки субъектов малого бизнеса за рубежом;
— проанализировать существующую систему поддержки малого предпринимательства в России;
— определить тенденции и перспективы развития государственной поддержки субъектов малого бизнеса в Российской Федерации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является всестороннее изучение направлений финансовой поддержки малого бизнеса в России.
Предметом исследования служат экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов относящихся к категории малого бизнеса.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Заключение:
Субъекты малого и среднего бизнеса формируют в экономике отдельных регионов особую нишу, попасть в которую крупным компаниям практически невозможно. Поэтому приоритетной стратегией государства является развитие именно сектора небольших предприятий, предоставляющих большое количество рабочих мест для местных жителей и создающих конструктивную социально-экономическую атмосферу. В свою очередь, предприниматели должны изучить существующие программы поддержки с тем, чтобы использовать предоставленные им возможности с максимальной эффективностью.
Развитие МП является частью социального и экономического развития страны, как наиболее массовая, развивающаяся форма деловой жизни.
Поэтому вопрос развития МП остается одним из важных и рассматривается как стратегия роста с приобретением качественных изменений в экономике.
Малое предпринимательство существенно влияет на структурную перестройку в экономике страны, вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, обеспечение занятости значительной части населения, смягчение социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, создания широкого слоя собственников.
За последнее время выросла социальная значимость и ответственность малого предпринимательства.
Дальнейшее создание и поддержание благоприятной среды для формирования и функционирования субъектов предпринимательства, стимулирование частной инициативы граждан, содействие диверсификации видов предпринимательской деятельности, поддержки развития “семейного бизнеса” являются одними из основных приоритетов в работе администраций, которые осуществляют свою работу по поддержке и регулированию предпринимательской деятельности в пределах своих полномочий.
С целью содействия развитию предпринимательства, пропаганды лучшего опыта предпринимательской деятельности, в некоторых районах введено проведение ежегодных торжеств по случаю Дня предпринимателя, во время которых отмечаются наградами лучшие предприниматели.
Таким образом, результатом выполнения мероприятий Программы развития малого предпринимательства на 2018 годы прогнозируется устойчивая тенденция развития предпринимательства.
По удельным показателям, характеризующим долю сектора МСП в экономике, Россия сильно уступает другим странам. Например, по показателю численности субъектов МСП на 100 человек населения в Чехии в 4,7 раз больше малых и средних предприятий, чем в России, в Швеции — в 3,4 раза, в Испании — в 2,7 раз, в Польше — 2,1 раз.
В России значительно меньше самозанятых, чем в секторе МСП в других странах. Согласно данным Росстата и Евростата, в России их доля среди всех занятых в экономике (4,9% в 2017 г.) и является одной из самых низких среди европейских стран. В Италии эта доля равна 15,8%, в Великобритании — 12,6%, в Польше — 13,8%, в Чехии — 13,5%. В то же время во Франции и в Германии она ненамного выше, чем в России, и составляет 7,1% и 5,5% соответственно.
В секторе МСП России малые предприятия лидируют по обороту и количеству занятых. Оборот на 1 работника у таких предприятий выше, чем у микропредприятий, что может указывать на их большую эффективность/производительность.
Государство предоставляет предпринимателям различные виды содействия:
— Финансовое – программы поддержки малого бизнеса подразумевают выделение субсидий, суммы которых колеблются от 60 тыс. до 25 млн руб.
— Имущественное – предприниматели получают возможность безвозмездно или на льготных условиях пользоваться государственным имуществом (аренда помещений, земельных участков).
— Информационное – путем создания федеральных и региональных информационных систем, официальных сайтов для обеспечения субъектов предпринимательства актуальными сведениями.
— Консультационное – поддержка малого предпринимательства в 2019 году подразумевает оказание содействия в виде профессиональных консультаций.
— Образовательное – разработка программ подготовки специалистов, повышения квалификации сотрудников.
Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.
Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.
Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.
Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.
На финансовое содействие в рамках программы поддержки малого бизнеса 2019 года претендовали многие предприниматели. Но деньги между соискателями распределяют неравномерно. Российское правительство выделяет приоритетные направления бизнеса, которым поддержка оказывается в первую очередь. Прежде всего, это сельскохозяйственная сфера – производство и переработка мяса, молочной продукции, овощей.
Среди других направлений, которым господдержка оказывается в первую очередь можно выделить: Производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости. Система здравоохранения. Экологический туризм. Коммунальные, бытовые и прочие услуги. Социальное предпринимательство. Инновационные технологии. В отдельных регионах приоритеты иные – в зависимости от того, какая область производства или услуг там считается уязвимой. Владельцы предприятий в этих сферах могут гарантированно рассчитывать на помощь в рамках региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства 2019 года.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Понятие и сущность малого бизнеса
Малый и средний бизнес (МСБ) – общественно-правовая и хозяйственная категория, включающая компании и ИП, обладающие небольшой численностью работников и прибылью. Предпринимательство подобного типа гибко реагирует на изменения рыночной конъюнктуры, однако нуждается в дополнительной поддержке для развития [5, с. 114-115].
Малый бизнес – это вид предпринимательства, для которого характерно небольшое количество работников (до 100 человек), средняя выручка (до 800 миллионов рублей в год), упор на собственный капитал. Это не только экономическая, но и социально-политическая категория, для представителей которой характерно особое мировоззрение.
В нашей стране действует ФЗ N 209 от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего…», где определены основные принципы для отнесения компании к данной категории. Предусмотрены требования к организационной форме, среднесписочной численности сотрудников и выручке (максимальной). Предельный доход, который может получить организация, подлежит пересмотру Правительством РФ, актуальное Постановление действует с 1 августа 2016 года. Сведения обо всех ИП и организациях, относящихся к данной категории, собраны в специальном Реестре [6, с. 123-124].
Принципы, по которым компания относится к той или иной категории, отражены в законе, интерпретирующем характеристики и функционирование субъектов. Предприниматели, отнесенные к категории малого бизнеса, могут иметь в штате от 16 до 100 наемных работников. При меньшем количестве, есть основания отнести бизнес к микрокатегории. Предельный доход малого предпринимательства соответствует 800 млн рублей. При превышении этой отметки, бизнес считается средним. Все сведения о субъектах предпринимательской деятельности занесены в единый реестр, из которого возможно при необходимости оформить выписку с параметрами бизнеса.
Малый бизнес охватывает те ниши, в которые крупные компании и государство не желают инвестировать средства ввиду повышенного риска и сложностей в продвижении.
Для него характерны оригинальные идеи, позволяющие заработать стартовый капитала и выйти на уровень доходности, предполагающий переход в другую ячейку предпринимательского дела. Все крупные корпорации начинали с малого индивидуального предпринимательства по причине того, что в таком статусе проще начать свое дело, ввиду небольших требований со стороны уполномоченных органов. Смена статуса на юридическое лицо обычно производится вовремя, когда субъект имеет постоянных клиентов и непрекращающийся поток заказов, обеспечивающих стабильную прибыль в размере, в котором недопустима работа индивидуальным предпринимателем [7, с. 114-115].