Педагогика дошкольное образование Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Организация сетевого взаимодействия как средства обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников МАДОУ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические и практические основы обеспечения сетевого взаимодействия в сфере безопасной жизнедеятельности 13
1.1 Сетевое взаимодействие с организациями социума в обеспечении безопасной жизнедеятельности МАДОУ 13
1.2 Формирование культуры безопасной жизнедеятельности участников образовательного процесса и сетевого взаимодействия 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогических условий организации безопасной жизнедеятельности в условиях сетевого взаимодействия в МАДОУ 47
2.1. Цель, задачи, методика, содержание опытно-экспериментальной работы 47
2.2. Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы 63
Заключение 75
Литература 77
Приложение 1 86

 

  

Введение:

 

Актуальность постановки проблемы исследования.
В условиях гуманизации и демократизации системы дошкольного образования, введения новых образовательных стандартов все более актуальной становится задача повышения эффективности безопасной жизнедеятельности дошкольной образовательной организации.
Изменения в современной системе образования, связанные с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной организации, далее ФГОС ДО, предполагают наличие у педагогов высокого уровня профессиональной компетентности, в том числе в области охраны жизни и здоровья детей, грамотного обеспечения процесса безопасного пребывания ребенка в условиях дошкольной образовательной организации, ориентированности на социальное взаимодействие с учреждениями социума, в обеспечении качественного решения создания условий безопасности учреждения.
В этой связи в дошкольном образовании внедряется новая образовательная парадигма — человек, его интересы, потребности в безопасности, потенциальные возможности учреждений социума в решении данной проблемы, которые находятся в центре внимания специалистов многопрофильных учреждений, надзорных органов.
Дошкольная образовательная организация, далее ДОО, как система- сложное социопсихолого-педагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования для социального действия и социального взаимодействия с другими учреждениями города, района.
Основным результатом функционирования такой открытой системы будет усиленное взаимодействие муниципального автономного дошкольного учреждения с организациями социума, которое, в том числе, в процессе организации сетевого взаимодействия по какому-либо направлению деятельности дошкольной образовательной организации, само учреждение становится мощным средством социализации личности дошкольника. Именно поэтому, важным направлением работы дошкольной образовательной организации является формирование у воспитанников, родителей (законных представителей), педагогов установки на безопасный, здоровый образ жизни, сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Различные вопросы безопасной жизнедеятельности в условиях дошкольной образовательной организации стали объектом исследований Ю.Л. Воробьева, Е.В. Губановой, Л.И. Лукиной, Н.И. Поддубной, Л.Л. Тимофеевой и др. […; …; ……..].
Создание безопасной безбарьерной среды в условиях дошкольной образовательной организации рассматривались в работах К.Ю. Белой, Н.А. Каратаевой, М.Г. Сотниковой. […]. В работах Е.Н. Королевой отмечается, что «в настоящий период важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы» [1]. Этот же автор отмечает, что «до настоящего времени сетевое взаимодействие носило ситуативный характер, не было отработано четко слаженной системы» [1].
Е.Н. Спорышева отмечает, что с научных позиций сетевое взаимодействие или сетевая организация- это «децентрализованный комплекс взаимосвязанных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения новых звеньев, структур, соединений, учреждений, что придает данной форме гибкость и динамичность» [2].
В работах Ю.Л. Воробьева, П.А. Дурнева, В.А. Пучкова отмечается, что «образование на настоящий момент является эффективным методом формирования культуры безопасности жизнедеятельности в условиях организации сетевого взаимодействия при решении данной проблемы в ДОО» [3].
Анализ социально-педагогической, научно-методической литературы позволяет констатировать, что на современном этапе актуальны следующие проблемы и задачи в сфере безопасности воспитанников и обучающихся:
— философские, психологические, социологические аспекты формирования жизненного опыта безопасного существования личности;
— роль родителей, педагогов дошкольной образовательной организации в формировании у ребенка жизненного опыта безопасного существования;
— формирование безопасного поведения в семье, образовательном процессе [4].
На наш взгляд, данные позиции организации безопасности жизнедеятельности возможно реализовать на практике в условиях сетевого взаимодействия ДОО с учреждениями социума: Территориальный отдел надзорной деятельности и профилактической работы № 4 управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Филиал Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Алтайскому краю, Управление Федеральной службы безопасности России по Алтайскому краю, ГИБДД, Роспотребнадзор, КГБУЗ «Детская городская больница» г. Рубцовска.
Анализ динамического состояния организации безопасных условий жизнедеятельности ДОО показал, что большинство руководителей не владеет механизмом деятельности данного направления в структуре сетевого взаимодействия.
Опыт практики свидетельствует, что реализация комплексного сетевого взаимодействия по обеспечению безопасности образовательной организации с учреждениями социума не может в полной мере произойти спонтанно, стихийно, для этого требуется четкая организация данного процесса.
В социально-педагогических исследованиях последних лет, рассматривающих проблему организации сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации в социуме, изучены различные тематические вопросы его организации, определена структура сетевого взаимодействия при реализации направлений методической работы (повышения квалификации педагогов, проектная деятельность в ходе социального партнерства, социализация дошкольников при взаимодействии с учреждениями культуры, спорта и т.д.). Предметом такого социального взаимодействия и сотрудничества в обозначенных направлениях является ребенок, забота о нем, где педагогическое взаимодействие выступает грамотным, профессиональным и безопасным, как основание социально- педагогического взаимодействия. В работах Т.И. Кораблевой, С.В. Лихацкой уточнены характеристики, этапы становления сети, проанализировано содержание сетевого взаимодействия конкретной тематической направленности в условиях сетевого взаимодействия единого ресурсного центра. Ряд исследователей (Л.И. Лукина, Л.М. Волобуева, Л.П. Погребняк и другие) рассматривают организацию пожарной безопасности, профилактику детского травматизма, создание оптимальных санитарно-гигиенических условий и требований дошкольной образовательной организации, соблюдение норм охраны труда сотрудников.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе проведенного исследования были решены следующие задачи:
5. Проведен анализ социальной, психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме.
6. Раскрыта сущность понятия «сетевого взаимодействия» в структуре деятельности МАДОУ при обеспечении безопасности жизнедеятельности воспитанников.
7. Сконструирована модель сетевого взаимодействия в МАДОУ при обеспечении безопасных условий деятельности с учреждениями социума.
8. Проведена опытно-экспериментальная проверка основных положений гипотезы и разработаны методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия при обеспечении безопасности жизнедеятельности воспитанников МАДОУ.
В ходе решения первой задачи было выяснено, что важным аспектом в сетевом взаимодействии педагогического коллектива муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения с другими организациями социума города или района выстраивается на основе социально-педагогического взаимодействия, социального партнерства, которое в области обеспечения безопасной жизнедеятельности детей и взрослых представляют собой компиляцию совместных действий организаций социума, каждая из которых может отвечать и обогащать свое направление безопасной жизнедеятельности в дошкольном образовании.
В ходе решения второй задачи было выяснено, что для создания Ресурсного центра по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников МАДОУ необходимо:
— создание картотеки материалов всех образовательных организаций;
— включение в план Ресурсного центра сетевых событий и регулярное проведение мероприятий для повышения эффективности обозначенной проблемы;
— формирование «банка» актуальных проблем и идей в области обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников МАДОУ;
— создание и обновление единого информационного пространства – тематического сайта Ресурсного центра обеспечения безопасной жизнедеятельности.
В ходе решения третьей задачи было выяснено, что переход к сетевому принципу организации дошкольного образования предполагает объединение методических усилий и развитие системы методической поддержки новых организационных форм в системе дошкольного образования. Программы повышения квалификации для методистов направлены на развитие средств взаимного обогащения, предъявления собственного опыта, способности отнестись к чужому опыту с собственной содержательной позиции.
В ходе решения четвертой задачи было выяснено, что большинство педагогов высоко оценивают реальную возможность повышения своего профессионального мастерства, проявления творчества и способностей; все педагоги понимают значимость организации безопасности жизнедеятельности воспитания в дошкольном учреждении и считают, что данное направление формирует личность ребенка; педагоги ощущают высокую потребность в организации сетевого взаимодействия. Рекомендовано совершенствовать и разнообразить формы и методы работы по данному направлению, выявляя и используя в практической деятельности позитивный практический опыт безопасности жизнедеятельности.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические и практические основы обеспечения сетевого взаимодействия в сфере безопасной жизнедеятельности

1.1 Сетевое взаимодействие с организациями социума в обеспечении безопасной жизнедеятельности МАДОУ
Становление сетевого взаимодействия в структуре муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения отвечает требованиям современного времени, которые, в свою очередь, определяют тенденции развития образовательной системы в общем понимании. Сетевое взаимодействие имеет потенциал к тому, чтобы удовлетворить потребности каждого субъекта внутри данной структуры (на примере деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения) и соответственно, может повлиять на качественный аспект дошкольного образования [Корепанова, с.54].
Под сетевым взаимодействием на сегодняшний момент понимается система горизонтальных и вертикальных связей, которые обеспечивают доступность качественного образования для всех категорий граждан, а также его вариативность, открытость образовательных учреждений, повышение результативности образования для детей и профессиональной компетентности для педагогов, в том числе в области применения современных информационных технологий [Исмаилова, с.58].
Привлекательным в этих условиях является понимание образовательной сети в качестве определенной совокупности элементов процесса образования, взаимопредоставляющих образовательные ресурсы с целью непосредственно повышения результативности и качества образования с обоих сторон.
В соответствии с этим следует отметить, что сетевое взаимодействие представляет собой систему связей, которые дают возможность разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления его системой [Симонова, с.56].
Так, первая ступень такого рода коммуникации в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями социума включает основания образовательной деятельности: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия и прочее [Организация сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации, с.33].
Необходимо также понимать, что при сетевом взаимодействии реализуется не только распространение инновационных разработок в условиях сетевого взаимодействия по безопасной жизнедеятельности, но также осуществляется процесс диалога между образовательным учреждением и другими социальными партнерами, а также происходит процесс отражения в них опыта деятельности друг друга, отображение реформирования, происходящего в системе образования в целом [Ахтырская, Деркунская, Янковская].
Опыт участников сети является достаточно востребованным не только как образец, но также и как индикатор, который дает возможность обосновать уровень собственного опыта и дополнить его новшествами, которые будут способствовать эффективности процесса последующей работы, что, в свою очередь, будет усиливать качество дошкольного образования в целом [Адамский].
Содержание сетевого взаимодействия муниципального автономного образовательного учреждения обеспечивает направление безопасной жизнедеятельности, возможность качественного освоения дошкольниками образовательной программы с использованием ресурсов разных организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность (социальную, культурную, оздоровительную, профилактику безопасного поведения, творческую и прочую) [Рудаков, с. 6].
Для повышения качества дошкольного образования следует восполнить недостаточность разработанности педагогических средств, ресурсов и способов развития педагогической активности путем сетевого взаимодействия дошкольной организации в направлении безопасной жизнедеятельности [Иванова, с.130].
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что для реализации совместных образовательных программ могут быть созданы альтернативные варианты: сетевое образование, объединяющее в современных условиях два основополагающих признака: горизонтальное партнерское взаимодействие и применение телекоммуникационных технологий [Клементовичус].
При этом, особенным элементом социального партнерства в условиях сетевого взаимодействия является подключение значимых объектов дополнительного образования, учреждений социальной сферы, культуры и здравоохранения [Ле-Ван, с. 84]. (приложение о заключ.договора с данными организациями)
Сетевое взаимодействие в любом направлении деятельности необходимо для комплексной интеграции образовательных процессов в единое ядро. Данное положение означает, что государству в сфере образования необходимо формировать стандарты индивидуальной образовательной программы воспитанников и обучающихся [Сетевое взаимодействие: ресурс инновационного развития].
И.Н. Зеленова, Л.Е. Осипова предлагают формировать и стандартизовать условия, прежде всего, институциональные в реализации индивидуальных образовательных программ, а не предпринимать попытки к стандартизации индивидуальных образовательных программ, ключевым условием сетевой организации дошкольного образования является переход от административного руководства всей системой к совершенно прочим типам работ [Зеленова, с.72].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы