Педагогика Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Организация работы по формированию адаптивного речевого контента участников образовательного процесса в ДОО.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

 

 

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНОГО
РЕЧЕВОГО КОНТЕНТА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО.. 8

1.1 Синтаксический и лексический строй языка как объект
теоретического исследования. 8

1.2
Специфика образовательного процесса в ДОО как основа для коммуникации  16

1.3.
Требования к адаптации образовательного контента в ДОО.. 23

ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИВНОГО РЕЧЕВОГО КОНТЕНТА.. 31

2.1
Возможности современных учебно-методических комплексов для организации работы
по формированию речевого контента. 31

2.2 Методы и
приёмы формирования речи для дошкольников. 36

2.3.
Организация работы по формированию речевого контента. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 69

  

Введение:

 

 

 

Актуальность
исследования. Современная теоретическая разработка различных аспектов
применения речевого контента в образовательном процессе в ДОО основывается на
изменении самого процесса образования, его сущности, характера и содержания. Более
того, вопросы отбора речевого контента остаются за пределами исследования.

Изучение элементов речи,
которая реализуется для организации взаимодействия в образовательном процессе,
приобретает особое значение. Это прежде всего объясняется значением русского
языка в ДОО как средства развития детей: помочь детям овладеть нормами
грамматической структуры (строения) родного языка, обогатить речь
разнообразными формами и способами выражения мнения, повысить уровень развития
связной речи. Обучение в ДОО — это то основание, на котором возводится строение
школьного образования. Так как, именно в первые годы обучения дети должны
приобрести знания и умений, необходимых для осознания грамматического строя
речи, усвоение сложных правил орфографии и пунктуации, формирования устойчивых
практических навыков владения словом.

Важной задачей
воспитателя является формирование у воспитанников соответствующего отношения к
языку, осознание его исключительной значимости в жизни и деятельности каждого
человека, ведь общее речевое развитие личности в значительной степени зависит
от того, будет ли в дошкольном и младшем школьном возрасте привит интерес к
родному слову, желание постоянно узнавать в родном языке что-то новое,
открывать для себя маленькие тайны языковой глубины.

 Поскольку единицей связной речи является предложение,
то вполне понятно требование программы работать над его усвоением
систематически, целенаправленно, на каждом занятии по обучению грамоте,
развитии речи и ознакомлении с художественной литературой независимо от
изучаемой темы. Важность систематической работы над предложением объясняется и
тем, что на фоне предложения (на синтаксической основе) дошкольники усваивают
лексическое значение слова, словообразование, фонетику, орфоэпию и орфографию,
морфологические формы слов и их синтаксическую роль. Изучение синтаксиса, как и
грамматики вообще, имеет целью: во-первых, постепенно формировать у ребенка
правильное представление о языке как особую сферу действительности,
способствовать получению определенного объема лингвистических знаний;
во-вторых, всемерно повышать уровень развития речи.

Структура адаптивной
технологии в усвоении языка дает возможность воспитателю так организовать
работу над предложением, чтобы практически раскрыть для детей следующие
соотношения: а) формы предложения как языковой единицы и ее значение; б) формы
предложения как речевой единицы и ее функциональной роли в речи.

Разработанность проблемы.
Наш интерес к адаптации речи обусловлен тем, что проблема формирования у дошкольников
умения строить предложения, исходя из коммуникативного намерения, важна в как
средство общения ребенка и как способ активного развития ребенка. Если
предложение – многоаспектная единица, необходимо рассматривать его смысловую
организацию со всех сторон: на логическом, структурном, коммуникативном
уровнях.

Осмысление языковых
средств в единстве их значения, формы и функции, провозглашенное в действующих
методиках, реализуется недостаточно. Лишь в некоторых развивающих технологиях
обучения (система Л.В. Занкова, Н.Ф. Виноградовой и др.) мы видим попытку дать
трехаспектное представление о русском предложении: формальное (разбор по членам
предложения), семантическое (субъект, предикат и т.д.), коммуникативное –
тематическое членение предложения: «данное» – тема, «новое» – рема.

Речь является важнейшей психической
функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы
социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы
познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая речью,
ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению
окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих
намерений и действий.

Объект исследования:
развитие адаптивного речевого контента участников образовательного процесса в
ДОО.

Предмет исследования:
процесс формирования адаптивного речевого контента участников образовательного
процесса в ДОО на основе работы с грамматикой

Цель исследования:
заключается апробировании приемов формирования адаптивного речевого контента
участников образовательного процесса в ДОО.

Задачи исследования:


рассмотреть обучение языку как основу обучения речевому общению


описать специфику работы с формированием речи в ДОО


указать возможности современных учебно-методических комплексов для организации
работы по адаптации речевых материалов под определенный возраст


сформулировать методы и приёмы адаптации речевого материала


провести экспериментальную работу

Методы исследования были выбраны в соответствии с
задачами и выдвинутой гипотезой:

— теоретический анализ философской,
психолого-педагогической, литературы по проблеме исследования;

— эмпирические: анкетирование, наблюдение,
ассоциативный эксперимент, беседа, педагогический эксперимент, методы
математической обработки данных.

База исследования – муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение "Детский сад №219", г.Барнаул, ул. 50 лет
СССР, 18 и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №221" комбинированного вида, Алтайский край, г.Барнаул,
ул. Панфиловцев, 12

Исследование проводилось с ноября 2018 года по июнь
2020 года.

Этапы исследования.

Первый этап: аналитико-поисковый (декабрь 2018 – май
2019). На данном этапе велось теоретическое обоснование работы

Второй этап: экспериментальный (июнь 2019 – май 2020).

На этом этапе был организовано исследование

Третий этап: обобщающий (июнь 2020). Проводился
анализ, обобщение, описание полученных результатов исследования,
формулировались выводы.

Теоретическая значимость работы.

Полученные в исследовании данные становятся основой
для рассмотрения речевого контента, выявляется роль актуального материала в
формировании детей.

Практическая значимость

Практическая значимость работы определяется
возможностью применения наработок в ДОУ и реализации их в процессе развития
дошкольников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов
и выводов была обеспечена исходными методологическими позициями, использованием
системы методов, адекватных предмету и задачам исследования; комплексным
характером опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью и
преемственностью результатов на различных этапах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных
публикациях. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на
международных научно-практических конференциях (Чебоксары, 2017; Пенза 2017),
были представлены на методологическом семинаре «» для педагогов в марте 2020
года (г. Бийск).

Результаты исследования отражены в двух публикациях.

 Структура и объем работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и
литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

 

Анализ литературных источников речевой
деятельности у дошкольников показал что, что эта тема актуальна и значима в
настоящее время, проблема  формирования
речевого контента в триаде воспитатель – воспитанник – родитель  может считаться одной из самых актуальных в
современной педагогики. Развитие речевой деятельности необходимо потому, что
оно лежит в основе умственных качеств личности, что проявляется впоследствии в
развитии ее инициативности и самостоятельности суждений.

Речевая деятельность для детей имеет
свое значение не только как деятельность развлекательная, но и как деятельность
развивающая, в которой реализовываются различные знания, мыслительные операции,
а также практические умственные действия, которые необходимо освоить детям.

Исследование готовности семьи и
детского сада процессу взаимодействия на предмет развития речи детей не
показало существенных различий в ЭГ и КГ. Менее трети родителей интересуются
вопросами развития речи — 27%, только 20% родителей проявили осведомленность в
данных вопросах. Менее половины родителей 43% ответили, что более или менее
понимают внутренний мир своего ребенка, а 23%о родителей однозначно ответили
отрицательно. Почти для половины родителей наименее изученным является настрой на
обучение речи 48%. Большая часть родителей 68% не имеют взаимопонимания с
супругами в вопросах развития речи детей. При этом более 75% родителей хотели
бы участвовать в работе с детьми в дошкольной организации, однако постоянно
готовы сотрудничать лишь треть опрошенных родителей -32%.

 

Фрагмент текста работы:

 

 

 

Актуальность
исследования. Современная теоретическая разработка различных аспектов
применения речевого контента в образовательном процессе в ДОО основывается на
изменении самого процесса образования, его сущности, характера и содержания. Более
того, вопросы отбора речевого контента остаются за пределами исследования.

Изучение элементов речи,
которая реализуется для организации взаимодействия в образовательном процессе,
приобретает особое значение. Это прежде всего объясняется значением русского
языка в ДОО как средства развития детей: помочь детям овладеть нормами
грамматической структуры (строения) родного языка, обогатить речь
разнообразными формами и способами выражения мнения, повысить уровень развития
связной речи. Обучение в ДОО — это то основание, на котором возводится строение
школьного образования. Так как, именно в первые годы обучения дети должны
приобрести знания и умений, необходимых для осознания грамматического строя
речи, усвоение сложных правил орфографии и пунктуации, формирования устойчивых
практических навыков владения словом.

Важной задачей
воспитателя является формирование у воспитанников соответствующего отношения к
языку, осознание его исключительной значимости в жизни и деятельности каждого
человека, ведь общее речевое развитие личности в значительной степени зависит
от того, будет ли в дошкольном и младшем школьном возрасте привит интерес к
родному слову, желание постоянно узнавать в родном языке что-то новое,
открывать для себя маленькие тайны языковой глубины.

 Поскольку единицей связной речи является предложение,
то вполне понятно требование программы работать над его усвоением
систематически, целенаправленно, на каждом занятии по обучению грамоте,
развитии речи и ознакомлении с художественной литературой независимо от
изучаемой темы. Важность систематической работы над предложением объясняется и
тем, что на фоне предложения (на синтаксической основе) дошкольники усваивают
лексическое значение слова, словообразование, фонетику, орфоэпию и орфографию,
морфологические формы слов и их синтаксическую роль. Изучение синтаксиса, как и
грамматики вообще, имеет целью: во-первых, постепенно формировать у ребенка
правильное представление о языке как особую сферу действительности,
способствовать получению определенного объема лингвистических знаний;
во-вторых, всемерно повышать уровень развития речи.

Структура адаптивной
технологии в усвоении языка дает возможность воспитателю так организовать
работу над предложением, чтобы практически раскрыть для детей следующие
соотношения: а) формы предложения как языковой единицы и ее значение; б) формы
предложения как речевой единицы и ее функциональной роли в речи.

Разработанность проблемы.
Наш интерес к адаптации речи обусловлен тем, что проблема формирования у дошкольников
умения строить предложения, исходя из коммуникативного намерения, важна в как
средство общения ребенка и как способ активного развития ребенка. Если
предложение – многоаспектная единица, необходимо рассматривать его смысловую
организацию со всех сторон: на логическом, структурном, коммуникативном
уровнях.

Осмысление языковых
средств в единстве их значения, формы и функции, провозглашенное в действующих
методиках, реализуется недостаточно. Лишь в некоторых развивающих технологиях
обучения (система Л.В. Занкова, Н.Ф. Виноградовой и др.) мы видим попытку дать
трехаспектное представление о русском предложении: формальное (разбор по членам
предложения), семантическое (субъект, предикат и т.д.), коммуникативное –
тематическое членение предложения: «данное» – тема, «новое» – рема.

Речь является важнейшей психической
функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы
социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы
познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая речью,
ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению
окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих
намерений и действий.

Объект исследования:
развитие адаптивного речевого контента участников образовательного процесса в
ДОО.

Предмет исследования:
процесс формирования адаптивного речевого контента участников образовательного
процесса в ДОО на основе работы с грамматикой

Цель исследования:
заключается апробировании приемов формирования адаптивного речевого контента
участников образовательного процесса в ДОО.

Задачи исследования:


рассмотреть обучение языку как основу обучения речевому общению


описать специфику работы с формированием речи в ДОО


указать возможности современных учебно-методических комплексов для организации
работы по адаптации речевых материалов под определенный возраст


сформулировать методы и приёмы адаптации речевого материала


провести экспериментальную работу

Методы исследования были выбраны в соответствии с
задачами и выдвинутой гипотезой:

— теоретический анализ философской,
психолого-педагогической, литературы по проблеме исследования;

— эмпирические: анкетирование, наблюдение,
ассоциативный эксперимент, беседа, педагогический эксперимент, методы
математической обработки данных.

База исследования – муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение "Детский сад №219", г.Барнаул, ул. 50 лет
СССР, 18 и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №221" комбинированного вида, Алтайский край, г.Барнаул,
ул. Панфиловцев, 12

Исследование проводилось с ноября 2018 года по июнь
2020 года.

Этапы исследования.

Первый этап: аналитико-поисковый (декабрь 2018 – май
2019). На данном этапе велось теоретическое обоснование работы

Второй этап: экспериментальный (июнь 2019 – май 2020).

На этом этапе был организовано исследование

Третий этап: обобщающий (июнь 2020). Проводился
анализ, обобщение, описание полученных результатов исследования,
формулировались выводы.

Теоретическая значимость работы.

Полученные в исследовании данные становятся основой
для рассмотрения речевого контента, выявляется роль актуального материала в
формировании детей.

Практическая значимость

Практическая значимость работы определяется
возможностью применения наработок в ДОУ и реализации их в процессе развития
дошкольников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов
и выводов была обеспечена исходными методологическими позициями, использованием
системы методов, адекватных предмету и задачам исследования; комплексным
характером опытно-экспериментальной работы; непротиворечивостью и
преемственностью результатов на различных этапах исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных
публикациях. Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на
международных научно-практических конференциях (Чебоксары, 2017; Пенза 2017),
были представлены на методологическом семинаре «» для педагогов в марте 2020
года (г. Бийск).

Результаты исследования отражены в двух публикациях.

 Структура и объем работы: работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и
литературы, приложений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы