Магистерский диплом на тему Организация партнёрского взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе виртуальных экскурсий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ 6
1.1. Особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Виртуальные экскурсии как одна из форм взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста 21
1.3. Возможности взаимодействия ДОО и семьи 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЁЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Выявление особенностей текущего партнерского взаимодействия ДОО с семьей по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Организация партнёрского взаимодействия ДОО с семьей посредством виртуальных экскурсий 57
2.3. Определение эффективности партнерского взаимодействия ДОО с семьей посредством виртуальных экскурсий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день достаточно значимой является задача по включению родителей старших дошкольников в образовательный процесс. Существует такая тенденция, при которой родители очень неохотно принимают участие в любые рода мероприятиях: выставках, конкурсах, смотрах и так далее.
Для педагогов дошкольных учреждений, в соответствии с современными правилами и требованиями ФГОС ДО, это является по-настоящему весомой проблемой. Не всегда удается даже уговорами увлечь родителей, поскольку они или заняты, или им это не интересно. Или же они забывают о просьбе.
Однако, есть еще и другая проблема, а именно – скрытный воспитатель, или малоразговорчивый. И такой обратный тандем обуславливает то, что общение между детским садом и семьей сводится к минимуму. Мы полагаем, что такая тенденция не является успешной, поскольку в воспитательно-образовательном процессе не должно быть одиночного взаимодействия, а должна иметься групповая форма. В соответствии с этим ставится в качестве актуального вопрос об особенностях партнерского взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Одним из вариантов решения поставленной проблемы может быть проведение виртуальных экскурсий для детей старшего дошкольного возраста и также организация виртуального маршрута по детскому саду для родителей.
Такое включение в образовательный процесс будет определённо интересным.
Поскольку всегда интересно наблюдать со стороны. Соответственно, в качестве средства для налаживания партнерского взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в данной работе мы будем использовать именно виртуальную экскурсию.
Объект исследования: партнерское взаимодействие ДОО и семьи.
Предмет исследования: виртуальная экскурсия.
Цель исследования: разработать систему организации партнерского взаимодействия ДОО с семьей посредством виртуальной экскурсии и апробировать ее эффективность.
Исходя их поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть Особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
— изучить виртуальные экскурсии как одна из форм взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста;
— проанализировать возможности взаимодействия ДОО и семьи;
— выявить особенности текущего партнерского взаимодействия ДОО с семьей по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
— представить партнёрского взаимодействие ДОО с семьей посредством виртуальных экскурсий;
— определить эффективность партнерского взаимодействия ДОО с семьей посредством виртуальных экскурсий.
Гипотеза исследования: виртуальные экскурсии способствуют повышению интенсивности взаимодействия детского сада и родителей на предмет познавательного развития старших дошкольников.
Методология исследования. В данной работе был использован метод анкетирования, метод статистической обработки данных, метод проектирования.
Проблемой данной темы занимались такие исследователи как Б.Б. Андерсон, И.Н. Рожков, которые изучали мультимедиа в системе образовательной организации, М.Д. Бостан с исследованием именно виртуальной среды, А.И. Аржанова, которая изучала психологические особенности детей и другие.
Структура исследования. Данная работа включает в себя ведение, основную часть, которая состоит из двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Текст работы:
В ходе решения первой задачи были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Было выяснено, что познавательный интерес является особенным качеством личности, которое регулируется на уровне познавательных процессов, кроме того, он подразумевает высокий уровень тяги к новому и неизведанному. То есть, познавательный интерес побуждает старшего дошкольника к получению новых знаний, к их усвоению и обработке. Можно говорить о том, что познавательный интерес является частью познания как такового. Он присущ каждому, в особенности ребенку в старшем дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является сенситивным в процессах исследования мира.
В ходе решения второй задачи были представлены виртуальные экскурсии как одна из форм взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста. Было выяснено, что виртуальные экскурсии могут быть разнонаправленными и в качестве цели исследования иметь различные аспекты. Однако, неизменной является цель познания. Сама по себе форма виртуальной экскурсии как правило носит традиционный характер с введением, развитием, завершением и рефлексией. При этом экскурсия может быть как в видеоформате, так и в фотоформате – это зависит от задачи проведения виртуальной экскурсии.
В ходе решения третьей задачи были проанализированы возможности взаимодействия ДОО и семьи. Было выяснено, что деятельность родителей и педагогов в детском саду может являться успешной исключительно тогда, когда существует прочный союз, что дает возможность несколько лучше узнать ребёнка для того, чтобы оказать помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров. Чаще всего родители совершенно не чувствуют себя участниками образовательного процесса, что в корне неправильно. Они должны формировать и свои познавательные аспекты по отношению к своим детям и их интересам. Проблему включения родителей в образовательный процесс необходимо решать, как на научном, так и на практических уровнях.
В ходе решения четвертой задачи мы выявили особенности текущего партнерского взаимодействия ДОО с семьей по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. По результатам произведенного анализа на основании диагностики педагогов, родителей и детей было выяснено, что уровень партнерского взаимодействия находится на чрезвычайно низком уровне: родители являются пассивными смотрителями, воспитатели не проявляют инициативу в том, чтобы донести до родителей ту или иную информацию, а дети имеют слабые познавательные потребности.
В связи с этим была выявлена необходимость внедрения виртуальных экскурсий в образовательный процесс. Так была решена пятая задача исследования. Одна из экскурсий направлена на родителей и их знакомство с образовательной средой, а другая – на развитие познавательного интереса у старших дошкольников. То есть, работа ведется сразу в двух направлениях: с детьми и их родителями.
В ходе решения шестой задачи нами была определена эффективность партнерского взаимодействия ДОО с семьей посредством виртуальных экскурсий. Было выяснено, что все показатели значительно повысились: родители стали непосредственными участниками образовательного процесса, воспитатели стали более открыто и развернуто доносить информацию до родителей, а дети повысили свои познавательные потребности и сформировали новый познавательный интерес.
Соответственно, задачи данной работе решены.
Цель исследования является достигнутой. Гипотеза подтверждена.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день достаточно значимой является задача по включению родителей старших дошкольников в образовательный процесс. Существует такая тенденция, при которой родители очень неохотно принимают участие в любые рода мероприятиях: выставках, конкурсах, смотрах и так далее.
Для педагогов дошкольных учреждений, в соответствии с современными правилами и требованиями ФГОС ДО, это является по-настоящему весомой проблемой. Не всегда удается даже уговорами увлечь родителей, поскольку они или заняты, или им это не интересно. Или же они забывают о просьбе.
Однако, есть еще и другая проблема, а именно – скрытный воспитатель, или малоразговорчивый. И такой обратный тандем обуславливает то, что общение между детским садом и семьей сводится к минимуму. Мы полагаем, что такая тенденция не является успешной, поскольку в воспитательно-образовательном процессе не должно быть одиночного взаимодействия, а должна иметься групповая форма. В соответствии с этим ставится в качестве актуального вопрос об особенностях партнерского взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Одним из вариантов решения поставленной проблемы может быть проведение виртуальных экскурсий для детей старшего дошкольного возраста и также организация виртуального маршрута по детскому саду для родителей.
Такое включение в образовательный процесс будет определённо интересным.
Поскольку всегда интересно наблюдать со стороны. Соответственно, в качестве средства для налаживания партнерского взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в данной работе мы будем использовать именно виртуальную экскурсию.
Объект исследования: партнерское взаимодействие ДОО и семьи.
Предмет исследования: виртуальная экскурсия.
Цель исследования: разработать систему организации партнерского взаимодействия ДОО с семьей посредством виртуальной экскурсии и апробировать ее эффективность.
Исходя их поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— рассмотреть Особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
— изучить виртуальные экскурсии как одна из форм взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста;
— проанализировать возможности взаимодействия ДОО и семьи;
— выявить особенности текущего партнерского взаимодействия ДОО с семьей по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
— представить партнёрского взаимодействие ДОО с семьей посредством виртуальных экскурсий;
— определить эффективность партнерского взаимодействия ДОО с семьей посредством виртуальных экскурсий.
Гипотеза исследования: виртуальные экскурсии способствуют повышению интенсивности взаимодействия детского сада и родителей на предмет познавательного развития старших дошкольников.
Методология исследования. В данной работе был использован метод анкетирования, метод статистической обработки данных, метод проектирования.
Проблемой данной темы занимались такие исследователи как Б.Б. Андерсон, И.Н. Рожков, которые изучали мультимедиа в системе образовательной организации, М.Д. Бостан с исследованием именно виртуальной среды, А.И. Аржанова, которая изучала психологические особенности детей и другие.
Структура исследования. Данная работа включает в себя ведение, основную часть, которая состоит из двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ
1.1. Особенности формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время, на современном этапе развития системы образования в условиях реализации ФГОС одной из наиболее важных задач является непосредственно формирование у детей познавательного интереса. Это, в свою очередь, обуславливается важностью познавательного развития и познавательного интереса в детском развитии. Познавательный интерес можно рассматривать как категорию, включающую в себя весь спектр познавательной активности дошкольника, что, собственно, и заключает детскую познавательность, интерес ко всему новому и неизведанному в структуре окружающей его действительности.
В ФГОС дошкольного образования (Приказ №1155, от 17.10.2013 г.) «Познавательное развитие» рассматривается как одно из основных направлений, которое демонстрирует актуальность проблемы познавательного развития детей в старшем дошкольном возрасте и также высокие требования к непосредственной организации образовательного процесса. Следуя положениям ФГОС дошкольного образования, «познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий…». Причем, как следует отметить, представленные задачи необходимо решать в процессе воспитания в условиях дошкольного учреждения [25].
Ключевые черты становления старшего дошкольного возраста достаточно разносторонним образом исследовались российскими педагогами и нашли свое отражение в работах различных исследователей, теоретические результаты которых будут рассмотрены нами далее.
Старший дошкольный возраст является заключительным периодом из всего дошкольного возраста, в процессе которого в психике ребенка происходят существенные новообразования. В частности, это выражается в произвольности психических процессов – внимания, памяти, восприятия и прочих. В соответствии с этим отсюда констатируется некоторая способность к управлению собственным поведением, а также трансформации представлений о собственной личности в самосознании и в самооценках. Произвольность, в свою очередь, представляет собой ключевую трансформацию в деятельности ребенка, при которой целью является не изменение окружающей среды, а непосредственно овладение личным поведением.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характерно, прежде всего, освоением новых знаний, появлением новых качеств и новых потребностей. С этой позиции следует сказать о том, что становление личности ребенка происходит многоаспектно, в частности, развиваются такие критерии личности как интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая, практическая.
Психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец говорили о том, что в период старшего дошкольного возраста происходит обновленческий период, а именно, ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, которая ориентирована на социальные нормы [1, с.45].
Проблематика познания и, в частности, именно познавательного интереса разрабатывалась в исследованиях следующих ученых: Н.И. Пирогов, И.Н. Новиков, М.А. Данилов, И.Я. Лернер и других. Во все времена проблема познавательного интереса носила традиционалистский характер, соответственно, ее актуальность неиссякаема. Тем не менее, каждый из исследователей с точки зрения субъективной методологии и направленности своего исследования позиционировал познавательный интерес как контекст той или иной деятельности. Мы можем полагать, что среди достаточно широкого многообразия взглядов на проблему познавательного интереса представляется возможность выделить ряд принципиальных направлений. Кроме того, следует отметить, что с познавательным интересом зачастую отождествляется любознательность, в частности, она является составляющей познавательного интереса. В.А. Крутецкий рассматривает феномен любознательности в качестве «… активного познавательного отношения человека к действительности» [18]. В.С. Юркевич говорит о том, что «…любознательность выражается в интересе к тем или иным занятиям, в склонности к изучению того или иного предмета» [33, с. 11].
Теоретические и практические поиски З.М. Богуславской производились в направлении создания комплекса игр с целью интеллектуального развития дошкольников. Соответственно, такие игры должны особенно отличаться следующими параметрами: инициативностью и высокой интенсивностью мыслительного процесса, его новым содержательным смыслом. Чаще всего игры такого типа не имеют сформулированных правил, и дети ставятся в такие условия, когда они самостоятельно должны решать трудности. В разработанной З.С. Богуславской дидактической игре ставились фундаментальные положения о том, что в игровом процессе формируется познавательная деятельность ребенка, осознанность данной деятельности все больше повышается. Кроме того, игровые интересы – это фундаментальная база для разработки интеллектуальных игр, в процессе игры в которые дети учатся мыслить самостоятельно, формируют навык применять знания на практике. В целом же, игровой процесс формирует активную личность, то есть, ребенок выходит из-под контроля взрослого и принимает самостоятельные решения в игровых рамках [5].
А.И. Сорокина, рассматривая базовые мотивы задаваемых ребенком вопросов, ставит в качестве приоритета именно познавательный мотив, который одновременно и отражает, и проецирует отношение ребенка к внешнему миру. Некоторые ученые позиционирует познавательный интерес как компонент интеллектуальной деятельности. В частности, «сложным чувством любви к знаниям» определяет познавательный интерес Л.И. Аржанова, поскольку по ее мнению этот интерес берез свое начало именно в структуре умственного процесса, и в конечном итоге также формулирует знанивый аспект личности [3, с. 15].
В.Г. Иванов рассматривает феномен познавательного интереса в качестве «активного стремления к наиболее глубоким и точным знаниям в какой-либо одной области или различных областях…». Одновременно с этим, по мнению автора, «…переживается положительная оценка значимости полученных знаний для себя, для других и для общества» [13].
Важно еще отметить и то, что по праву интересным является направление, определяющее сущность и направленность познавательного интереса как личностную характеристику. Такой подход наблюдается в трудах Б.Г. Ананьева, Н.А. Погореловой и других исследователей.
К примеру, Б.Г. Ананьев понимает познавательный как именно одно из качеств человека, которое отличается интеллектуально-эмоционально-волевыми проявлениями: «трудно переоценить жизненное значение такого результата, с которым связано общее развитие сознания. Постоянство такого процесса при новых обстоятельствах, закрепление в деятельности ребенка, оказывает нравственное влияние на формирование его личности, а именно на становление его личности, образование любознательности и пытливости как черты характера» [1].
В исследовании, осуществленном Н.А. Погореловой, познавательный интерес обуславливается личной характеристикой, обуславливающей индивидуальность. Эта характеристика включает в себя следующие компоненты: знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности, ориентированный на овладение новыми знаниями. Автором особенно отмечается то, что знания – это первый и наиболее качественный показатель уровня развития познавательного интереса [24].
Ряд исследователей, таких как А.М. Матюшкин, Н.И. Рейнвальд, Н.Т. Лобова, рассматривают аспекты познавательного интереса в качестве некоторой общности. В частности, А.М. Матюшкин, исследуя проблематику внешнего облика творческого развития, говорит о феномене под названием «быстрое развитие», который присущ дошкольному детству. Такому развитию активно способствует творческая увлеченность ребенка, его личная любознательность, а также желание исследовать мир, проникать в самую суть событий. При этом способность к активному исследованию окружающего мира рассматривается автором как совокупность общего кругозора ребенка, его способность к усвоению действительности. Например, у одаренного ребенка наблюдается высокий уровень любознательности, поскольку его кругозор достаточно широк, и он обладает пытливым умом [19].
Т.А. Гусева пришла к выводу, что познавательный интерес и познавательная личностная активность входят в структуру социально-одобряемых личностных качеств, обосновывая развитие и прочих качеств, среди которых обращается внимание на инициативность, самоуверенность и так далее. Также следует обращать внимание на то, что дети, которые имеют высокий уровень познавательного интереса, чаще всего умеют ставить себе цели и стремиться к их достижению, у них развитое трудолюбие и прочие фундаментальные качества личности, которые помогают в дальнейшем ребенку осваивать программу обучения уже на следующем этапе своего обучения. Кроме того, высокий познавательный интерес – залог к высокой школьной успеваемости [8]. Соответственно, развитие познавательного интереса является одним из основных направлений современного образовательного процесса.