Магистерский диплом на тему Организация образовательного туризма школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты образовательного туризма 2
1.1 Анализ научной литературы по вопросам организации образовательного туризма 2
1.2 Правовые основы образовательного туризма 20
Глава II. Рекомендации по организации образовательного туризма в Москве 2
2.1 Анализ опыта организации образовательного туризма школьников в Москве 2
2.2 Разработка методических рекомендаций по организации образовательного туризма для учителей истории 2
Заключение 31
Список использованной литературы 34
Приложения 39
Введение:
Актуальность темы исследования
На протяжении последних десятилетий в условиях огромных изменений в социальной и экономической жизни России появилась проблема радикальной перестройки в сфере образования и воспитания, цель которой – сформировать конкурентоспособную, творческую личность, которая способна к самоопределению, самореализации и самосовершенствованию.
Провозгласив человека наивысшей ценностью, наше государство стало на путь воплощения гуманистических идей в педагогическую теорию и практику. Поэтому обучение в современной школе должно обеспечивать оптимальные предпосылки для самореализации личности ученика, раскрытия всех заложенных в нем естественных задатков. В соответствии с этими ориентирами приоритетное задание обучения на современном этапе – не только сформировать у школьников определенное количество предметных знаний, умений и навыков, но и обеспечить дальнейшее становление личности ученика, развитие его умственных способностей, а прежде всего – научить самостоятельно мыслить и получать знания, создать предпосылки усовершенствования личности.
Вместе с тем, достижение общего развития школьников невозможно без основ патриотического воспитания, в основе которого лежит изучение историко-культурных ценностей российского народа, места России в исторических процессах. На современном этапе нормативные документы в сфере образования максимально пропагандируют формирование духовного потенциала учеников, их патриотического воспитания.
Как подчеркивают многие ученые, современный период времени описывается кризисом духовно-нравственных ценностей, как отдельно взятых личностей, так и всего российского общества. Поэтому патриотическое воспитание является важной задачей управления на уровне государства. И в последние годы в этой сфере уже проделана существенная работа. В частности, в стране налажена деятельность оборонно-спортивных лагерей. Также значительно увеличено число образовательных организаций, а также различных клубов, деятельность которых так или иначе была отмечена за достижения в сфере патриотического воспитания. В России также создаются центры военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе, организовывается обучение в кадетских школах, казачьих кадетских корпусах и т.д.
Об эффективности проделанной работы могут свидетельствовать результаты социологических исследований. Согласно результатов исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения в 2018 году доля россиян, которые считают себя патриотами, достигла максимума за 18 лет и составила 92%. Эксперты отмечают, что такими сильными патриотические чувства россиян не были даже после аннексии Крыма, которая у социологов ассоциируется с всплеском патриотизма. В 2014 году ВЦИОМ дважды проводил опрос, тогда патриотами себя считали 81% и 84% респондентов. Далее аналогичное исследование было проведено в 2016 году, тогда патриотами себя называли 80% опрошенных — то есть за два года рост составил 12% .
Одним из эффективных методов формирования патриотического воспитания молодежи на сегодня признан образовательный туризм, в частности его историко-культурное направление.
Во многих методических рекомендациях сегодня уделено внимание вопросам внедрения образовательного туризма в процесс преподавания школьных дисциплин. Однако практикующие учителя истории «старой школы» используют те или инфе формы образовательного туризма достаточно редко.
Заключение:
Образовательный туризм являет собой комплексную научную категорию, которая объединяет принципы организации образовательной и туристической деятельности. С точки зрения туристической деятельности образовательный туризм являет собой организованные путешествия с образовательной целью. С точки зрения педагогических наук образовательный туризм являет собой способ получения компетенций и повышения уровня знаний, умений и навыков в рамках образовательных программ, которые предусматривают необходимость путешествия и краткосрочного пребывания в месте, отдаленном от постоянного места жительства обучающегося.
Главными отличиями понимания сущности образовательного туризма в менеджменте туристической деятельности и в педагогических науках является вид деятельности, а также цели и задачи туризма, источники их определения. Так, в педагогических науках цели и задачи образовательного туризма определяются учебными программами, разработанными образовательными проектами и т.д.
Проведенное исследование показало, что в научных источниках присутствуют различные подходы к классификации видов образовательного туризма. При этом также имеются некоторые отличия в классификации образовательного туризма в туристическом менеджменте и в педагогических науках. Так, в менеджменте туристической деятельности основное внимание уделяется классификации в зависимости от регионального направления, сроков путешествия, содержания туров и т.д. В педагогических науках важными аспектами классификации образовательного туризма являются: категория туристов, их возраст, образовательные цели поездки и т.д.
Так, в зависимости от категории обучающихся принято выделять школьный, внешкольный, среднепрофессиональный, вузовский, вневузовский и послевузовский образовательный туризм.
По особенностям организации учебного процесса выделяют индивидуальные и групповые (коллективные) формы образовательного туризма, а по активности учащихся в образовательном процессе формы образовательного туризма можно классифицировать на пассивные, частично-поисковые и творческие.
Также с точки зрения педагогических наук важной является классификация образовательных туров в зависимости от предметной тематики. В рамках такой классификации можно выделить отдельную группу историко-культурных образовательных туров.
Анализ нормативно-правовых источников показал, что на сегодня вопросы развития образовательного туризма в РФ недостаточно урегулированы. Прежде всего, в нормативных документах отсутствует определение данного понятия, не разработана также и государственная программа по развитию образовательного туризма. Вместе с тем, согласно нормативным основам патриотического воспитания, роль культурно-исторического туризма в данном процессе чрезвычайно важна.
Опыт многих школ г. Москвы свидетельствует о том, что образовательный туризм постепенно развивается. Это способствует деятельность различных субъектов – государственных и муниципальных систем, культурных учреждений, педагогических и туристических организаций.
С целью разработки рекомендаций по организации образовательного туризма для школьных учителей нами было проведено ряд исследований. Так, с целью выявления эффективности образовательного туризма нами было организовано экспериментальное исследование путем опроса учеников одной из школ г. Москвы. С целью выявления имеющихся проблем использования различных форм образовательного туризма при изучении школьного курса истории нами организовано анкетирование учителей истории.
Проведенное исследование позволило подтвердить сформированную в его начале гипотезу, согласно которой применение различных форм образовательного туризма способно создать высокий уровень мотивации учеников к изучению исторических наук и способствовать улучшению предметных знаний.
Также выявленные проблемы использования образовательного туризма учителями истории дали возможность предложить рекомендации по оптимизации данного направления педагогической деятельности. Предложенные рекомендации позволят более эффективно использовать образовательный туризм при обучении истории, что будет способствовать формированию учебных компетенций учеников, их творческому развитию и духовно-патриотическому воспитанию.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты образовательного туризма
1.1 Анализ научной литературы по вопросам организации образовательного туризма
Рассматривая сущность образовательного туризма, прежде всего, следует отметить межотраслевое значение данного понятия: его содержание можно описывать, как с точки зрения туристической деятельности, так и с точки зрения педагогической науки. В зависимости от исследуемой отрасли термин «образовательный туризм» будет несколько отличаться.
В целом же, образовательный туризм как научная категория является достаточно новым научным термином. Особенно это касается педагогической науки. Как подчеркивает С. Ю. Житенев, «до сих пор в педагогике не сформировался единый подход к понятию «образовательный туризм», а проблема его оптимального использования для формирования у учащихся комплекса различных компетенций не получила должного освещения и обобщения в научно-педагогической литературе» .
Следует отметить, что в научной литературе на сегодня встречаются несколько схожих терминов: «образовательный туризм», «обучающий туризм», «учебный туризм». Некоторые исследователи пытаются разграничить содержание данных понятий , но, на наш взгляд, это нецелесообразно. Поэтому в данном исследовании все эти термины обобщены в одном – «образовательный туризм».
Если использовать метод интерпретации научных терминов, исходя из их родового понятия, то для характеристики сущности образовательного туризма целесообразно отталкиваться от понятия «туризм», которое в научной литературе также трактуется неоднозначно. Поэтому целесообразно обратиться к международным нормативным документам. Так, согласно Рекомендациям по статистике туризма Всемирной туристской организации под туризмом понимают «социальное, культурное и экономическое явление, связанное с перемещением людей в страны или места, находящиеся за пределами их обычной среды, в личных или профессионально-деловых целях» .
В научной литературе определение туризма базируется на ряде признаков, основными среди которых являются такие:
— туризм – это результат передвижения людей;
— туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там;
— путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
— путешествие представляет собой временное движение туриста по туристскому маршруту .
Таким образом, эти положения могут быть положены также в основу определения сущности термина «образовательный туризм» с точки зрения менеджмента туристической деятельности. При этом специфика данного термина в отличие от его родового понятия «туризм» определена целями осуществления туристической поездки.
Традиционно классификация туристских поездок по основной цели осуществляется следующим образом:
1) личные цели:
— отпуск, досуг и отдых;
— посещение друзей и родственников;
— образование и профессиональная подготовка;
— лечебные и оздоровительные процедуры;
— религия/паломничество;
— посещение магазинов;
— транзит;
— прочие цели;
2) деловые и профессиональные цели .
Таким образом, в международной статистике принято выделять отдельно туризм, цели которого связаны с получением образования и профессиональной подготовки. Зачастую такой туризм трактуют как образовательный. Такой подход к пониманию сущности образовательного туризма можно считать узким, поскольку он ограничен целями получения образования. Согласно Международным рекомендациям, разработанным Всемирной туристской организацией, поездки с целью «образования и профессиональной подготовки» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения или приобретение определенных навыков с помощью этих программ и образовательных курсов .
Примером научного определения образовательного туризма в рамках такого узкого подхода может быть следующее: под «образовательным туризмом» как экономической категорией понимают систему отношений, связанных с созданием, распределением, реализацией и потреблением образовательных услуг в рамках национального и мирового хозяйства, и предполагающих перемещение обучающего из места постоянного проживания к месту учебы с целью удовлетворения потребностей в знаниях, умениях, навыках и компетенциях на период не более одного года .