Методика обучения Информатики Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Организация хакатона для реализации образовательных проектов в основной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы проектного метода обучения. 8

1.1.
Проектная деятельность обучающихся. 8

1.2. Активные
формы обучения и их сравнительные характеристики. 19

1.3.
Преимущества, цели и задачи хакатона. 29

Глава 2.
Практика использования хакатона как формы реализации проектного метода в
основной школе. 36

2.1.
Специфика организации и проведения хакатона в образовательной организации  36

2.2.
Разработка хакатона для реализации образовательного проекта. 48

2.3.
Апробация предлагаемых учебно-методических материалов. 61

Заключение. 67

Список используемой литературы   70  

Введение:

 

В настоящее время, к
сожалению, у обучающихся наблюдается низкая мотивация к освоению
программирования в курсе информатики. Каждый учитель старается сделать процесс
обучения более эффективным, разнообразным и интересным для обучающихся. Вместе
с основными объяснительно-иллюстративными методами, для повышения интереса
обучающихся, учителя стали применять активные методы обучения. Таким образом,
можно рассмотреть активные методы обучения программированию.

В основе Федерального
государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход,
который предполагает, что обучающиеся являются активными субъектами
педагогического процесса. Таким образом, перед учителями ставятся новые задачи,
такие как:

1) Развитие и воспитание
личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества

2) Развитие у
обучающегося способности самостоятельного получения и обработки информации по
поставленному вопросу

3) Индивидуальный подход
к каждому обучающемуся

4) Развитие
коммуникативных навыков обучающихся

5) Активизация
творческого мышления для решения поставленных задач.

Решению вышеизложенных
задач может способствовать метод проектов. Проектная деятельность в
соответствии с ФГОС общего образования является неотъемлемой деятельностью
школьников. С помощью неё достигаются личностные, метапредметные и предметные
результаты обучения.

Проект – это деятельность
по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом
определенных ресурсов. Описание конкретной ситуации, которая должна быть
улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

Метод проектов – это
такой способ обучения, при котором ученик самым непосредственным образом
включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует
учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты
решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя новое
знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Основу данной методики
составляет «метод проектов», классическое понимание которого представляет собой
широкое внедрение учебных проектов (проблемных задач высокой сложности,
рассчитанных на долговременность решения) в процесс обучения. Он ориентирован
на гуманистичный, индивидуальный подход к личности ученика, основанный на идеях
Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи, У. Килпатрика, предлагающих индуктивный путь учебного
познания (учение через открытие, через разрешение проблемных ситуаций).
Применение метода проектов характеризуется высоким мотивационным потенциалом, возможностями
развития творческих способностей и самостоятельности, что позволяет
рассматривать его как эффективный способ познания. В обучении программированию
применение этого метода приобретает особую важность. Решение глобальных задач
информатизации предполагает создание столь же объемных программных проектов,
обладающих высоким уровнем системности и разрабатываемых группами
программистов.

Поэтому активное
внедрение метода проектов в образование получило высокую актуальность. На
данный момент в колоссальном числе школ пользуются проектным методом, также
существуют различные конференции, на которых обучающиеся получают возможность
представить свой проект для новой, более широкой аудитории.

Проект представляют
собой, как правило, длительный формат работы, что не всегда удобно. Проектную
задачу можно минимизировать по времени, посредствам максимизации деятельности.

Укороченные по времени
проекты по программированию с участием разных специалистов в команде для
решения конкретной задачи с использованием активных методов называют –
хакатоном.

Хакатон (от англ.
hackathon, «хакерский марафон») — соревновательное мероприятие для
программистов и/или инженеров, длиной в несколько суток, на котором команды
воплощают небольшие прототипы, решают проектные задачи в ускоренном формате без
отрыва от рабочего процесса.

Использование хакатона в
обучении – организационная форма учебной деятельности, в результате выполнения
которой, может получиться качественный продукт. С этим связана актуальность
выбранной темы
, которая обусловлена следующими факторами:

• Развитие форматов
взаимодействия педагога и обучающего;

• Развитие критического и
образного мышления, как у педагога, так и обучающегося;

• Решение проектных
задач;

• Недостаточность
методических разработок, направленных на внедрение «хакатона» в учебный
процесс.

Проблема исследования:
таким образом, возникает противоречие между наличием потребности в
использовании новых организационных форм, связанных с изменением средств
обучения, и недостаточным количеством методических разработок по их освоению и
применению.

В ходе работы разработки
данной темы были определены объект, предмет исследования, цель и задачи работы.

Объект исследования:
организация проектной деятельности по информатике, связанной с
программированием в основной школе.

Предмет исследования:
использование хакатона для реализации проектного задания по информатике в
основной школе.

Цель работы:
подготовка учебно-методических материалов для организации проектной
деятельности по информатике в основной школе с использованием хакатона.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате проведённого
исследовательского анализа различных источников, освещающих проблемы
формирования кадрового потенциала для современной инженерно-технической,
технико-технологической сферы была осмыслена важность использования различных
педагогических, образовательных подходов к решению задач привлечения
талантливых школьников к выбору ими инженерно-технических специальностей и к их
поступлению в инженерно-технические вузы. Задачи формирования нового
российского инженерно-технического кадрового потенциала не могут быть решены
только за счёт ресурсов общеобразовательных институтов. Вместе с системой
общего образования должны активно включаться в работу по инженерно-технической
профессиональной ориентации школьников институты официального и неформального
дополнительного образования. Включение этих институтов как важной составляющей
такой деятельности расширяет традиционное поле образовательных форматов работы
со школьниками и порождает новые виды организации образовательных практик.
Среди современных педагогических направлений, имеющих важное значение при
работе со школьниками, способствующих пробуждению и формированию интересов и
склонностей учащихся к технико-технологическим, инженерным проблемам значимое
место занимает направление технического моделирования.

Изучение различных
аспектов технического моделирования в современном педагогическом контексте
позволило сформировать актуальное для собственной педагогической деятельности
понятийное представление о техническом моделировании как об особом виде
конструкторско-технологической деятельности обучающихся.

Под техническим моделированием
принято понимать создание обучающимися макетов и действующих моделей
технических объектов и средств. Такое представление технического моделирования
формирует его разноплановый педагогический потенциал для включения в
образовательную деятельность со школьниками в рамках общего и дополнительного
образования. Особую роль техническое моделирование, как удалось увидеть и
понять в ходе исследования, может играть в вопросах организации целевых
педагогических мероприятий инженерно-технической профориентационной
направленности, поскольку может формировать ситуации развития учащихся,
включающие широкий комплекс познавательных, мотивационных,
практико-деятельностных и других личностно-значимых факторов.

С наибольшей
эффективностью направление технического моделирования может быть использовано
не в рамках классно-урочной системы, а в организационных форматах
дополнительного образования. Одним из таких современных организационных
форматов дополнительного образования, который приобретает сегодня всё большую
известность и популярность для образовательной деятельности со школьниками, в
частности, ориентированной в инженерно-технологические сферы, является
организационный формат неформальной образовательной деятельности – хакатон.

В работе проведено
разноаспектное исследование как самого терминологического понятия «хакатон»,
так и системных особенностей организации хакатонов как
инновационно-технологических, разработческих практик взрослых, а также
творческо-образовательных практик школьников. Высвечены основные организационные
моменты и требования для проведения хакатонов.

Отдельное место в
исследовании отведено образовательным хакатонам для понимания и оценки
возможностей их использования при работе с учащимися для решения задач развития
инженерно-технических интересов школьников и их профессиональной ориентации на
получение высшего инженерно-технического образования. Как разработческая линия
выпускной квалификационной работы решалась задача создания модельной разработки
хакатона с элементами технического моделирования, что было обусловлено
пониманием особых образовательных возможностей организационного формата
хакатона в сочетании с образовательными возможностями технического
моделирования. Проектирование модельной разработки хакатона на
содержательно-деятельностной платформе технического моделирования позволило
создать реальный модельно-педагогический продукт, который может быть
использован педагогическими специалистами для организации реальных
образовательных практик работы со школьниками по развитию их интересов к
инженерно-технической, технологической деятельности, к приобретению ими новых
знаний, умений и навыков и таким образом способствовать решению задач
профессиональной технико-технологической ориентации учащихся и инициации их к
получению высшего инженерно-технического образования. Собственная аналитическая
оценка выполненной модельной разработки позволяет рассматривать её как особый
дидактический продукт, который может быть практически востребован и использован
в педагогических средах общего и дополнительного образования.

 

 



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы проектного метода обучения

 

1.1. Проектная
деятельность обучающихся

В переводе с латинского
языка слово «проект» означает «брошенный вперед». Изначально под проектом
подразумевался некий план, набросок чего-то пока не существующего. В дальнейшем
толкование эволюционировало, как и сам метод: проект уже воспринимался как прототип
или же прообраз объекта или вида деятельности. В XX веке процесс создания
проектов стал одним из самых распространенных занятий, а термин потерял
изначально техническое толкование.

Под методом проектов в
педагогике понимается целый комплекс приемов и операций, помогающих освоить ту
или иную область знаний, практических или теоретических, в той или иной
деятельности. Поэтому, когда говорят о методе проектов, то зачастую имеют в
виду способ достижения дидактических целей через детальное определение проблемы,
которая завершается осязаемым результатом.

Основоположником метода
проектов принято считать Джона Дьюи (1859-1952) – представитель американского
прагматизма, создателя школы инструментализма. Дьюи является знаковой фигурой
своей эпохи. В подтверждении этих слов процитируем мнение его современника:
«Общепризнанно, что Джон Дьюи является ведущим современным философом Америки.
Он оказывает огромное влияние не только на философов, но и на людей, изучающих
вопросы образования, эстетики и политические теории. Он – человек широкого
характера, либеральный по своим взглядам, благородный и добрый в личных
отношениях, неутомимый в работе», — говорил о нем Бертран Рассел. Таким
образом, это был человек, которому до всего было дело, который не оставался
равнодушным к окружающей действительности и который активно влиял на взгляды и
мнения людей [
21].

Вот что Дьюи говорил о
школе Миссис Джонсон в Фэргопе в своей книге «Школы будущего»: «Каждый ученик
может делать, что ему угодно, лишь бы он не мешал работе других. Капризы и лень
не извинение: пока они в школе, дети должны работать, но могут работать
по-своему». Особенно важно было разбудить в детях жгучий интерес к приобретению
новых знаний, которые, несомненно, пригодятся им в дальнейшей взрослой жизни.
Здесь необходима проблема, взятая из повседневной жизни, знакомая и что-то
значащая для ученика, для решения которой ему нужно использовать полученные
знания и раздобыть новые, которые так же пригодятся для решения вопроса.
Учитель может тактично и ненавязчиво предложить необходимую литературу или
направить мысли ученика в нужное русло для самостоятельного поиска. А в
результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями команды
достигнуть поставленной цели, применив необходимые знания подчас из разных
областей, получить реальный и ощутимый результат [
25].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы