Магистерский диплом на тему Организация государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (на примере субъекта федерации)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 9
1.1. Общая характеристика государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 9
1.2. Правовое регулирование предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 17
2. Анализ эффективности функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере Сахалинской области 29
2.1. Субъекты системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Сахалинской области 29
2.2. Практика функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Сахалинской области 40
3. Направления совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере Сахалинской области 48
3.1. Проблемы функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на примере Сахалинской области 48
3.2. Предложения по оптимизации системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций 58
Заключение 74
Глоссарий 79
Список использованных источников 85
Приложения 90
Введение:
Актуальность темы «Организация государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (на примере субъекта федерации)» обусловлена следующими факторами:
— чрезвычайные ситуации любого характера представляют собой одну из самых серьезных угроз для развития современного общества, соответственно, защита населения и территории от подобных ситуаций является ответственной задачей для органов власти всех уровней;
— для России предупреждение и преодоление чрезвычайных ситуаций занимает значимое место среди угроз национальной безопасности. Несмотря на то, что количество стихийных бедствий и техногенных аварий постоянно снижается, начиная с 2013 г., и например, в 2017 г. количество чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) — 177 уменьшилось на 14% по сравнению с 2016 г. — 201. В то же время, число пострадавших выросло на 75%, с 20,7 тыс. до 36,4 тыс. человек. Только в январе 2018 г. в 24 субъектах Российской Федерации произошло 86 аварий, которые удалось ликвидировать в течение суток . В 2018 г. на территории Челябинской области были зарегистрированы 3 техногенные чрезвычайные ситуации. В результате ЧС пострадали 405 человек, погибли 46 человек, спасены 24 человека. По масштабу возникновения: 2 ЧС – локального характера, 1 ЧС – регионального характера;
— сохраняющиеся организационные проблемы в сфере предупреждения и преодоления чрезвычайных ситуаций требуют продолжения рационального разграничения полномочий органов публичной власти по решению данных вопросов, в частности — для органов местного самоуправления.
Предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций является весьма актуальной проблемой для всего мира и России, в частности, так как риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера продолжает оставаться высоким. На территории такой большой страны, как Россия, с ее многочисленным населением, развитой инфраструктурой и значительной территорией практически ежедневно возникают аварийные, нестандартные, а иногда и чрезвычайные ситуации различного типа и масштаба, которые наносят непоправимый вред природной среде и населению в целом. Человек стал решающим фактором эволюции биосферы, беспощадно, варварски эксплуатируя природу. С каждым годом увеличивается реальная опасность возникновения серьезных чрезвычайных техногенных ситуаций, ход развития технического прогресса и статистика подтверждает эту тенденцию.
В качестве конкретного примера приводим ситуацию, случившуюся 25 марта 2018 года в городе Кемерово, которая навсегда останется трагической датой в истории всей страны. Во время пожара в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня» погибли 64 человека, среди них 41 ребенок, пострадали 79 человек. Помещения торгового центра очень быстро заволокло дымом – ситуация осложнялась тем, что на четвертом этаже в кинотеатрах шли премьеры мультфильмов и многих детей родители оставили там одних; другие дети пришли туда классами вместе с учителями, то есть, один взрослый присматривал за десятком малышей. Никто из сотрудников центра не сумел организовать эффективную эвакуацию посетителей; более того, двери кинозалов вообще были заперты, а когда дети оказались в фойе – было уже поздно.
Задача обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не может осуществиться единовременно, она требует постоянных и регулярных усилий со стороны всех задействованных в нем субъектов, включая субъектов государственного управления, осуществляющих надзор в указанной сфере. Для достижения наилучших результатов, действия всех этих субъектов должны быть хорошо скоординированы и организованы в соответствии с объективно существующими связями и отношениями в системе защиты населения и территорий от чрезвычайной ситуаций.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. одним из главных условий обеспечения безопасности населения определяет повышение эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в данной области.
Важнейшим элементом стратегии снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций является выявление опасностей и оценка риска ЧС (как социального, так и индивидуального), а также повышение уровня осведомленности населения о потенциальных источниках ЧС, зонах опасности (зонах ЧС) и мерах по снижению опасностей и защите населения.
Исследованию проблем безопасности в наши дни придается особое значение в силу целого ряда объективных факторов:
• критического состояния окружающей среды;
• практически неконтролируемой антропогенной деятельности и ее разрушительного воздействия на природу, здоровье населения и генофонд нации;
• все более проявляющихся пределов истощения природных ресурсов при отсутствии должного внимания к развитию ресурсосберегающих технологий;
• нарастание масштабов и длительности воздействия факторов различных видов опасностей на окружающую среду.
По оценкам специалистов возможность крупных техногенных ЧС, к которым относятся и ДТП, в России в настоящее время реальна, как никогда. Возрастающая концентрация запасов горючих, радиоактивных, токсичных и взрывчатых веществ в непосредственной близости от персонала экономических объектов и населения городов; рост объемов и состава перевозимых грузов, прежде всего, опасных; отсутствие достаточных сил и эффективных систем реагирования на ЧС — все это таит в себе опасность катастроф регионального, федерального и трансграничного масштабов.
Заключение:
Итак, в современных российских условиях неуклонно растут угрозы возникновения природных и техногенных катастроф. Вследствие чего первостепенное значение приобретает создание и применение инновационных методов прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природно-техногенной характера, а также защита и спасение людей, модернизация уже имеющихся средств и технологий при устранении их последствий. Все вышеизложенное невозможно реализовать без проведения стабильной, своевременной и адекватной политики обеспечения национальной безопасности России в сфере природных и техногенных катастроф в области гражданской защиты.
В настоящее время правовое обеспечение функционирования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций находится в зоне особого внимания законодателей. Сегодня это комплексная отрасль законодательства, которая вбирает в себя нормы административного, гражданского, трудового, экологического права. Однако становится все более очевидным, что она нуждается в дальнейшем совершенствовании и систематизации.
Выделю ряд наиболее проблемных областей, требующих скорейшего правового урегулирования.
Прежде всего, нам следует оперативно выстроить систему регионального законодательства, а также нормативных актов органов местного самоуправления, организаций и учреждений в этой сфере.
Отмечу, что деятельность специально уполномоченных органов в сфере обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях в основном ориентированна на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Однако сегодня необходимо разработать четкий механизм их предупреждения. Он должен учитывать экологические и технологические риски, опираться на достижения научно-технического прогресса.
Повсеместно должна быть организована широкая образовательная и просветительская работа с населением, направленная на формирование в сознании общества принципов безопасности жизнедеятельности. Важно, чтобы обучение наших граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций приобрело организованный и массовый характер.
Следует урегулировать процедуру принятия решений при чрезвычайных ситуациях. В этом процессе особенно важна роль муниципальных властей. Организация предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций во всех без исключения муниципальных образованиях должна находиться на должном уровне.
Нужно четко разграничить ответственность всех органов власти. В связи с этим, считаю целесообразным законодательно прописать формы ответственности за противоправное поведение в рассматриваемой сфере.
За последнее время было принято множество необходимых законов и подзаконных актов. По моему мнению, это уже дало некоторые позитивные результаты. Так, в феврале 2013 года серьезным испытанием для МЧС стал метеоритный дождь в Челябинске. Под угрозу попали потенциально опасные объекты военной инфраструктуры. Руководители на местах, региональные комиссии сработали довольно грамотно и энергично. Объекты социальной инфраструктуры были восстановлены в максимально короткие сроки.
В условиях обострения угроз техногенного и природного характера, усиления террористических проявлений в Российской Федерации особое значение приобретает проблема обеспечения защищенности населения и территории страны на требуемом уровне.
На территории Российской Федерации расположено более 45 тысяч опасных объектов. В условиях непосредственной угрозы жизни и здоровью населения от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) проживает более половины населения страны.
За прошедшие 20 лет в России создана достаточно эффективная система защиты населения и территорий от ЧС различной природы возникновения. Вместе с тем в сложившихся условиях, характеризующихся, прежде всего обострением угроз техногенного и природного характера, увеличением масштабов террористической деятельности, изменившимися социально-экономическими отношениями в российском обществе, на повестку дня весьма актуально встает вопрос повышения эффективности деятельности системы, направленной на решение задач по защите населения и территорий от ЧС.
С целью дальнейшего совершенствования профилактической работы по предупреждению ЧС природного и техногенного характера необходимо усиление муниципального уровня в системе реагирования на оперативные события, принятие мер по ликвидации предпосылок на зачаточном уровне развития чрезвычайной ситуации. Немаловажным является вопрос привлечения широких слоев населения, добровольческих формирований, самих граждан к повышению собственной безопасности и предупреждению ЧС. Только благодаря совместным действиям органов власти всех уровней, бизнес-сообщества и населения мы сможем выйти на более высокий уровень предупреждения и реагирования на ЧС.
Кроме того, для улучшения организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций необходимо:
— в целях сокращения гибели и травматизма людей, потерь от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вероятности возникновения ЧС провести работу по инвестированию мероприятий, направленных на повышение защищенности опасных объектов;
— для осуществления эффективного надзора и контроля увеличить численность и ужесточить ответственность контролирующих органов в области пожарного, санитарно-эпидемиологического надзора;
— организовать не постоянной основе повышение квалификации инспекторского состава МЧС России;
— принять нормативно-правовой документ, обязывающий руководителей предприятий, организаций, ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности, пройти обучение мерам пожарной безопасности в специализированных учебных заведениях;
— учитывая большие территории районов, удаленность населенных пунктов, во многих регионах отсутствие необходимой транспортной инфраструктуры совместно с главами муниципальных образований активизировать деятельность по созданию и развитию подразделений добровольной, ведомственной и муниципальной пожарной охраны в
населённых пунктах, не обеспеченных защитой от пожаров, добровольных квалифицированных отрядов помощи при наводнениях и прочих чрезвычайных ситуациях;
Фрагмент текста работы:
1. Теоретико-правовые основы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
1.1. Общая характеристика государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Прежде чем давать характеристику правовому режиму чрезвычайной ситуации, на мой взгляд, необходимо разобрать само понятие «чрезвычайная ситуация» и использование этого термина в законодательстве Российской Федерации (далее – РФ), а также понятие «безопасность».
Безопасность можно считать одной из основных потребностей человека, которая может считаться одной из основных составляющих развития человеческого общества.
Являясь конституционной категорией, понятие «безопасность» применяется в ряде статей Конституции РФ (ст.ст. 13, 37, 55, 56, 71, 72, 74, 82, 83, 98, 114 ), где используется в сочетании с разными положениями Основного Закона. Подобное обстоятельство, по мнению В.У. Хатуаева, не позволяет сформулировать понятие «безопасность» самым исчерпывающим образом .
Следует отметить, что законодатель также не стал раскрывать содержание данного определения и в соответствующем базовом нормативном акте — Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (далее — Закон о безопасности).
Как считает А.В. Деменишин, законодатель пошел по пути упрощения содержания Закона о безопасности, что привело к исчезновению целого списка формулировок важных, основополагающих понятий, таких как: безопасность; угрозы безопасности; объекты безопасности; система безопасности .
Тем не менее, сходные определения все-таки были сформулированы в Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» .
Словарь Ожегова содержит следующее определение: «Безопасность — положение, при котором не угрожает опасность кому- (чему)-либо» .
Как указывает А.А. Устинов, в научной литературе встречается два
подхода к определению рассматриваемого понятия. Согласно первому -безопасность определяется через термины «интересы» и «защищенность», во втором подходе безопасность рассматривают как свойство систем .
Так, например, по мнению Б.П. Кондратова, «безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности — личности, общества и государства — обеспечиваемое субъектами безопасности… посредством использования системы мер, средств и способов, предусмотренных законом» .
Второй подход выражает С.В. Белов, который определяет безопасность как «…состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений» . С точки зрения В.Д. Манькова, «…безопасность есть свойство социальной системы, которая проявляется в таких системных признаках, как целостность, относительная самостоятельность и устойчивость» .
Безопасность, охватывая все сферы и уровни социальной жизни, подразделяется на виды, хотя, по мнению некоторых авторов, подобное деление необходимо считать неправомерным, в связи с тем, что безопасность есть понятие целостное, выражающееся в способности системы находиться в равновесии с внешней средой .
Тем не менее, многими специалистами, в познавательных целях осуществляется выделение видов и уровней безопасности, хотя единой общепризнанной системы классификации видов безопасности до настоящего времени не сложилось.
В соответствии с Законом о безопасности, в зависимости от объекта выделяется безопасность личности, общества и государства. Данное разделение носит условный характер, т.к. все эти виды взаимосвязаны и взаимообусловлены, так без государственной и общественной безопасности не может быть безопасности личности, и, соответственно, обеспечение безопасности личности всегда является целью государственной и общественной безопасности .