Магистерский диплом на тему Организационно-педагогические условия: сопровождения профессионального-самоопределения обучающихся.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы организационно-педагогических условий профессионального выбора личности в психологической литературе 7
1.1 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности 7
1.2 Психологическая характеристика старших школьников 19
1.3 Особенности профессионального самоопределения обучающихся 34
Выводы по главе 1 50
Глава 2. Эмпирическое исследование организационно-педагогических условий сопровождения профессиональных предпочтений обучающихся 52
2.1. Организация и методы исследования 52
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 58
2.3 Организационно-педагогические условия по активизации профессионального самоопределения обучающихся 75
Выводы по главе 2 90
Заключение 92
Список литературы 95
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день динамичная социально-экономическая ситуация предполагает постановку перед психологической наукой задач, которые относятся с выбором профессии. Отмечается, что такой выбор является одним из главных жизненных выборов, которые совершает человек в юном возрасте, поскольку при выборе профессии определяется и образ жизни.
Период выбора профессии совпадает с обучением детей в старших классах школы. При этом проблема определения особенностей профориентация на последнем этапе обучения в школе не являлась ранее предметом отдельного изучения, несмотря на всю свою актуальность. Однако в этот период протекает формирование профессионального самоопределения, что становится определяющим в постановке карьерных целей и разработки планов. В старшем школьном возрасте обучающим присуще приобретение конкретных представлений, которые связаны с профессиональным и личностным будущим, с требованиями, которые выдвигаются в каждой конкретной профессии.
Гуманизация в нынешнем обществе предусматривает признание ценности человеческой личности, воплощение ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических характеристик. Совершенствование подготовки будущих специалистов в ситуации современного образования детерминировано различными факторами, среди которых одним из наиболее значительных предстает проблема профессионального выбора старшеклассников.
Формирование системы профессионального самоопределения старшеклассников является сегодня важным направлением современного этапа модернизации в системе профессионального образования в целом. Поэтому эффективность профориентационной деятельности во многом опирается на решении таких задач, которые позволяют повышать авторитетность профессий, которые востребованы на рынке труда, способствовать росту удовлетворенности обучающихся выбранному направлению и развивать внутреннюю профессионально-образовательную мотивацию старшеклассников.
Степень изученности темы исследования. Среди исследователей, которые занимались вопросами профессионального самоопределения, можно выделить работы А.С. Гусевой, А.А. Деркача, А.И. Китова, С.И. Сотниковой и др. Проблемой психологии профессиональной деятельности и самоопределения занимались такие ученые как А.Г. Асмолов, Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова и др.
В.И. Блинов и Н.С. Пряжников говорят о том, что современный этап профессиональной ориентационной деятельности предполагает, что ее проведение связано с сопровождением профессионального самоопределения обучающихся, так как сегодня на первом месте в системе образования стоит приоритет личности и ее ответственность за результаты своих решений.
Е.А. Климов указывает, что центральное требование к организационно-педагогическим условиям сопровождения профессионального самоопределения обучающихся старшеклассников заключается в создании непрерывности такого сопровождения, которая при этом соблюдает непрерывность процесса развития личности и ее становление как субъекта труда.
Несмотря на это на практике сегодня мы сталкивается с серьезными расхождениями между профориентационной работой, которая осуществляется на разных ступенях образования. Зачастую такие расхождения имеют институциональный характер, выражаясь в том, что разные ступени образования (от дошкольного до высшего) ставят различные задачи профориентационного характера. Притом сами эти ступени образования являются достаточно разобщенными институциями, имеющими свою собственную систему научно-методического и учебного обеспечения, разные схемы подготовки кадров и нормативную базу.
Проблема исследования: поиск оптимальных путей решения вопросов организационно-педагогических условий сопровождения профессионального самоопределения обучающихся старших классов.
Таким образом, целью исследования является определение особенностей организационно-педагогических условий сопровождения профессионального самоопределения обучающихся старших классов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что современные старшеклассники не имеют достаточного уровня профессионального самоопределения и профессиональной мотивации, что вызывает необходимость в проведении дополнительной работы с обучающимися, направленной на активизацию профессионального самоопределения старшеклассников.
Поставленная цель и выдвинутая гипотеза предполагает решение следующих задач исследования:
1. Изучить психологические аспекты профессионального самоопределения личности
2. Составить психологическую характеристику старшеклассников.
3. Изучить особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
4. Организовать исследование по определению профессиональных предпочтений старшеклассников.
5. Проанализировать полученные результаты.
6. Составить рекомендации по созданию организационно-педагогических условий сопровождения и активизации профессионального самоопределения старшеклассников.
Объектом исследования в курсовой работе выступает процесс профессионального самоопределения личности.
Предметом исследования является определение организационно-педагогических условий сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы исследования:
1. Теоретико-познавательные: теоретический анализ литературы и публикаций по теме исследования, осмысление и систематизация содержания проведенных другими специалистами исследований, сравнение и сопоставление существующих точек зрения, классификация и схематизация полученных результатов.
2. Эмпирические методы – наблюдение, беседа, тестирование, опрос.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретико-методологической основой стали исследования в отечественной и зарубежной психологии:
• мотивов как источников активности человека, особенностей проявления отдельных мотивов внутри мотивационных комплексов (Б.Г. Ананьев, С.Л., Рубинштейн, Л.И. Божович, А. Маслоу, А.К. Маркова, X. Хекхаузен, Г.И. Щукина);
• мотивов в контексте профессионального выбора (Э.Ф. Зеер, И.П. Смирнова, Е.А. Климов, С.М. Павлютенков, А.И. Зелинченко, А.Г. Шмелев, О.Ф. Потемкин, Н.С. Пряжников и др.);
• профессионального самоопределения (Е.А. Климов, С.Я. Батышева, Л.М. Митина, А.К. Маркова, А.Н. Хоменко, Л.И. Божович, И.В, Дубровина, С.Н. Чистякова и др.).
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 179». Исследование проведено в 9-х, 10-м и 11-м классе.
Теоретическая значимость исследования заключается в разширении и уточнении представлений профессионального самоопределения старшеклассников. Теоретические и экспериментальные результаты имеют значимость для психологии личности.
Практическая новизна исследования представляет тем, что полученные в ходе эмпирического исследования данные, дают возможность определить пути оптимизации проблемы профессионального самоопределения личности старшеклассников. Результаты исследования могут применяться в практике работы психологов с целью диагностиики особенностей профессионального самоопределения старшеклассников.
Апробация результатов исследования проведена в ГБОУ города Москвы «Школа №179».
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Гуманизация в нынешнем обществе предусматривает признание ценности человеческой личности, воплощение ее способностей с учетом индивидуальных физических и психических характеристик. Совершенствование подготовки будущих специалистов в ситуации современного образования детерминировано различными факторами, среди которых одним из наиболее значительных предстает проблема профессионального выбора старшеклассников. Проблема профессионального выбора – одна из фундаментальных в психологии, ведь ее следствием есть эффективное познание содержания труда, удовлетворенность трудовой деятельностью, вовлечение в деятельность трудового коллектива, а в конечном итоге – качество подготовки специалистов.
Профессиональная самореализация как способ развития личности и ее функционирования относится к нескольким классам психических явлений, одновременно выступая процессом, состоянием и свойством субъекта. Так, самореализация как процесс выступает в роли ведущего класса психических явлений, при котором появляется возможность комплексно и системно исследовать деятельность индивида.
Тем самым мы можем сказать, что самореализация человека в таком случае будет включать в себя осознание, выбор и реализацию аспектов индивидуальности, способствующих самовыражению личности, реализации ее потенций, а так же формированию собственной системы ценностей, мотивов и представлений о себе, постановке целей и выборе способа их достижения.
Выбор профессии является важным звеном в жизненном и профессиональном развитии человека, так как позволяет удовлетворить большинство собственных потребностей, реализовать себя как личность. Заметим, что проблема самореализации личности имеет комплексный и междисциплинарный характер, выступая одновременно целью, средством, явлением, процессом и результатом деятельности. А понятие профессиональной самореализации предполагает целенаправленное развитие индивидом своих задатков и качеств в определенной профессиональной деятельности с целью достижения поставленных задач и совершенствования себя.
С целью изучения профессиональных предпочтений старшеклассников было организовано экспериментальное исследование в пяти старших классах, среди которых три 9 класса, и по одному 10 и 11 классу.
В ходе исследования было определено, что многим старшеклассникам свойственно наличие нескольких профессиональных предпочтений по типологии Е.А. Климова, который классифицировал профессии по предмету труда. Однако преобладающим направлением стала группа «человек – человек», которая содержит в себе профессии, связанные с воспитанием и обслуживанием людей.
Среди всех опрошенных старшеклассников наименьшая относимость была выявлена в группе «человек – знаковая система», которая определяет профессии, связанные с созданием и использованием знаковых систем.
Помимо того, было определено, что большинство старшеклассников во всех классах не определились с профессией. Тем самым мы можем сказать, что необходимо проводить дополнительную работу, направленную на профессиональное самоопределение старшеклассников, поскольку выбор профессии является одним из важных жизненных решений в этот возрастной период.
В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа психологической литературы описаны содержание и структура мотивации личности.
2. Проанализированы особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Проведено эмпирическое исследование мотивации профессионального выбора старшеклассников.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи реализованы. Направлениями дальнейших исследований могут быть:
• Гендерные особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников.
• Взаимосвязь профессионального самоопределения и личностных особенностей старшеклассников.
• Психологические способы повышения мотивации при выборе профессии старшеклассниками.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Психологические аспекты профессионального самоопределения личности
Процесс профессионального самоопределения человека предполагает протекание в течение продолжительного периода жизни индивида, начиная от появления у него профессиональных интересов и склонностей в дошкольном возрасте и заканчивая окончательным утверждением в сфере профессиональной деятельности в период взрослости. При этом важное условие для эффективного профессионального самоопределения заключается в достижении полноценного психического и личностного развития детей, достаточной сформированности их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитого интереса, склонностей и способностей, а также высокий уровень самосознания личности. Все это предполагает, что организация работы по подготовке к выбору обучающимися старших классов той или иной профессии должна включаться во всем учебно-воспитательном процессе школы, начиная при этом с младшего школьного возраста .
В течение этого периода формируется не только профессиональное, но также и социальной и жизненное самоопределение личности обучающихся. А в самом понятии самоопределения подчеркивается такой важным момент понимания проблемы развития личности, связанный с ее самостоятельным выбором профессии и всего жизненного пути. При этом, следует отметить, что на личность оказывает влияние множество разных, зачастую противоположных по своей направленности факторов внешней среды, поэтом только активное освоение и осмысление влияния всех процессов позволит выбрать правильное направление профессионального развития, которое будет соответствовать потребностям и интересам индивида .