Магистерский диплом на тему Организационно-педагогические условия сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с ВУЗами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ВУЗАМИ 13
1.1. Сущность сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с вузами 13
1.2 Организационно–педагогические условия процесса сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и вузов. 23
Выводы по главе 1 31
Глава 2. ПРОЦЕСС СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ВУЗАМИ 34
2.1. Модель сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с вузами 34
2.2. Анализ эффективности сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с ВУЗами 61
Выводы по главе 2 70
Заключение 74
Литература 80
Приложение 90
Введение:
Актуальность исследования.
Дополнительное образование детей актуальная и часто обсуждаемая тема в настоящее время. Данный вид образования предполагает всестороннее развитие детей, расширение их кругозора. Интеллектуальное, духовное, нравственное, физическое – расширение мировоззрения. Основная мотивация дополнительного образования – потребность в познании нового, реализации личности и определение в профессии. Дополнительное образование – сложный, многогранный и целенаправленный процесс воспитания детей с помощью дополнительных программ.
В настоящее время, сетевое взаимодействие образовательных учреждений является высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.
Организационно–управленческие аспекты взаимодействия учреждения дополнительного образования с вузами, заключаются в том, что эта взаимосвязь происходит постоянно. Систематические контакты между преподавателями вуза и учреждения дополнительного образования. Используется материально – техническая база и кадры вуза. Происходит здоровое сотрудничество. Нормативно–правовая сторона – подписание договора, который утверждается органами управления с обеих сторон.
В настоящее время в социальном и экономическом развитии страны государством и обществом признаётся важная роль образования. Учреждения дополнительного образования детей призваны удовлетворять возрастающие запросы потребителей образовательных услуг. Посредством организации сетевого взаимодействия, у учреждений ДОД существует возможность развития в условиях использования потенциала высших учебных заведений.
Перед учреждениями дополнительного образования детей открываются возможности развития в условиях использования потенциала высших учебных заведений посредством организации сетевого взаимодействия. Российская система высшего образования нуждается не только в обновлении профессионального образования, но и в условиях демографического спада предопределяет инновационные подходы к достижению эффективности при работе с абитуриентами и подготовке студента на основе интегративности, открытости, гибкости, вариативности. Анализ системы управления в учреждениях дополнительного образования детей (анализ официальных сайтов образовательных организаций), позволил прийти к выводу, что в организациях сложилась достаточно эффективная многоуровневая система непосредственного управления, обеспечивающая решение текущих проблем и соответствующая основным принципам, изложенным в программных государственных документах (коллегиальность и единоначалие, открытость, государственно–общественный характер, прозрачность принятия и исполнения решений и др.). Вместе с тем, необходимо внедрение современных механизмов организационно–управленческих условий реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Теоретические аспекты развития системы дополнительного образования (дополнительного образования детей) раскрыты в работах Т.А. Антопольской, Л.Г. Логиновой, О.Е.Лебедева, Н.И. Кузьменко, О.П. Осиповой, В.В.Абрауховой, А.Г. Асмолова, В.А. Березиной, Т.К. Говорушиной и др.
Исследования вопросов сетевого взаимодействия в основном группируются по трем направлениям:
общие проблемы организации сетевого взаимодействия (Н.М. Коннова, Ю.А. Конаржевский, Р.В. Приходько, и др.);
повышение квалификации педагогических кадров (О.В. Кайгородова, Н.С. Бугрова, А.Д. Цедринский и др.);
организация профильного обучения (С.С. Кравцов, C.B. Сигалов. M.T. Кондакова, др.).
Сетевое взаимодействие в деятельности высших учебных заведений рассмотрено в работах B.C. Капустина, Ю.А. Бурдельной, Л.И. Мухиной, и др. Деятельность учреждений дополнительного образования в данном контексте в основном рассматривается в аспекте организации предпрофильной подготовки (А.Ф. Мазник и др.) и в рамках организации внеурочной деятельности (Е.А. Страдина, JI.B. Байбородова, A.B. Золотарева, и др.). Использованию ресурсов сетевого взаимодействия для решения задач развития образовательного учреждения посвящены исследования Т.А. Зубаревой, Л.А. Павловой и др. Вопросы сетевого взаимодействия учреждения ДОД с вузами, и оценка влияния данного процесса на развитие образовательного учреждения не нашли достаточного отражения в педагогических исследованиях.
Анализ научных подходов и практики их реализации позволил выявить противоречия между:
– необходимостью комплексного развития учреждений дополнительного образования детей и возможностью вузов использовать систему дополнительного образования для эффективной организации сфер своей деятельности;
– потребностью региональной практики по осуществлению сетевого взаимодействия УДОД с вузами и отсутствием необходимой модели управления данным процессом.
Совокупность обозначенных противоречий позволила определить проблему исследования: каким образом сделать процесс сетевого взаимодействия УДОД с вузами более эффективным?
Постановка проблемы определила выбор темы исследования: «Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования детей с вузами».
Целью настоящего исследования является разработка, научное обоснование и практическая апробация модели сетевого взаимодействия УДОД с вузами.
Объект исследования – сетевое взаимодействие УДОД с вузами.
Предмет исследования – организационно–педагогические условия процесса сетевого взаимодействия УДОД с вузами.
Гипотеза исследования основана на том, что сетевое взаимодействие УДОД с вузами станет эффективным, если:
1. Определена сущность процесса сетевого взаимодействия УДОД с вузами.
2. Будут уточнены потребности участвующих во взаимодействии учреждений при организации образовательного процесса.
3. Определены организационно–педагогические условия сетевого взаимодействия УДОД с вузами.
4. Разработана модель сетевого взаимодействия УДОД с вузами.
Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность процесса сетевого взаимодействия УДОД с вузами.
2. Уточнить потребности всех участников образовательного процесса для эффективной организации сетевого взаимодействия.
3. Определить организационно–педагогические условия сетевого взаимодействия УДОД с вузами.
4. Разработать и апробировать модель сетевого взаимодействия УДОД с вузами.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
– теоретические (анализ философской, социологической, психолого–педагогической литературы, материалов и публикаций педагогической и периодической печати, нормативно–правовых источников, ресурсы сети Internet, диссертационных работ по теме исследования; нормативной и учебно–программной документации; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, моделирование.);
– эмпирические (анкетирование, интервьюирование, тестирование, изучение и обобщение психолого–педагогического опыта, целенаправленное наблюдение, метод экспертных оценок, моделирование, диагностика, анализ профессиональной деятельности, эксперимент);
– статистические (метод математического анализа и качественных показателей).
Методологическую основу исследования составляют:
философские знания о человеке, как социальном существе и субъекте деятельности (Э. Кассирер, Б.Г. Ананьев, К. Поппер и др.);
учение о развитии информационного пространства (С.И. Паринов, Б.Я. Советов, В.М.Волков, А.А. Денисова и др.);
концепции профессионально–педагогического образования (С.Я. Батышев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, В.А. Федоров и др.);
структурный подход, являющийся дополнением системного подхода и позволяющий структурировать компонентный состав системных объектов (Д.Н. Бобрыщев, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул и др.);
интеграционный подход, который позволяет рассматривать процессы в совокупности (A.B. Золотарева, О.В. Кайгородова, Э.М. Коротков, Б.З. Мильнер, и др.);
– деятельностный подход, предполагающий развитие человека посредством деятельности за счет активного воздействия на окружающий мир (Г.С. Батищев, М.В. Демин, М.С. Каган, B.C. Швырев и др.);
– сетевое взаимодействие как условие формирования нового качества профессионального образования (А.С. Пеньков, Н.И. Завидовская, Е.В. Бабикова, А.О. Горяева, М.С. Дзюрман, Н.А. Рубцова, Е.Г. Триодина и др.);
возможности и особенности дополнительного образования в условиях социально-педагогического партнерства (Л.В. Болотова, Н.В. Максименко, И.М. Переладова, А.А. Филимонова и др.);
системный подход как направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи).
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г. Москвы «Центр внешкольной работы «На Сумском».
Теоретическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных авторов по вопросам взаимодействия образовательных учреждений.
Этапы исследования:
Теоретико-поисковый этап (октябрь 2017–май 2018). Изучен уровень разработанности проблемы в научно–педагогической литературе; произведён сбор основной информации; проведен анализ теоретических, оригинальных научно–педагогических источников; определены тема исследования, подходы к решению проблемы, цели, задачи, объект, предмет, содержание исследования, система теоретических положений; сформулирована рабочая гипотеза, составлен план научного исследования, разработан методологический аппарат исследования, подготовлен к защите развёрнутый план–проспект в рамках исследования.
Экспериментально-формирующий этап (март 2018–ноябрь 2018). Проведён анализ литературы по теме исследования; определены ключевые понятия, описана степень разработанности направления исследования, осуществлены сбор и обработка научно–педагогических, нормативно–регулирующих, статистических материалов; оформлены структура и основное содержание диссертации; подготовлен реферат как черновой вариант 1 главы научной работы; экспериментально проверены организационно–педагогические условия сетевого взаимодействия организаций дополнительного образования и социальных партнёров; рамках практической части исследования разработан инструментарий для реализации плана; определены сроки проведения диагностики; разработана модель сетевого взаимодействия и методические рекомендации по результатам исследования.
Контрольно–обобщающий этап (декабрь 2018-октябрь 2019). Обобщены и систематизированы материалы исследования, оформлены теоретические выводы, рекомендации, результаты исследования и текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в разработке модели сетевого взаимодействия УДОД с вузами.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении материала по вопросам организации сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями различных видов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной модели сетевого взаимодействия в деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования г. Москвы «Центр внешкольной работы «На Сумском» при организации сотрудничества с вузами.
Личный вклад соискателя представлен в виде разработанных структуры модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования и ВУЗов, положения об опорной методической площадке в системе сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования и вузов и дорожной карты сетевого взаимодействия.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью методологических позиций, использованием комплекса современных теоретических методов, применяемых в исторической работе, адекватных объекту, предмету, целям и задачам, природе изучаемого явления, репрезентативностью источниковой базы исследования.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования опубликованы в рамках X Международной научно–практической конференции «Шамовские педагогические чтения» научной школы Управления образовательными системами. Научная школа И.Т. Шамовой: методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. Сборник статей. Организационно-управленческие аспекты взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с вузами.
Результаты настоящего исследования были апробированы в практической деятельности.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями. Общий объем работы составляет 102 страницы, включая 4 таблицы, 13 рисунков, 4 приложения. В приложениях содержатся Структура модели сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования и ВУЗов, положение об опорной методической площадке в системе сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования и вузов и дорожная карта сетевого взаимодействия, а также анкета. Перечень использованных источников состоит из 89 наименований, из которых 3 на иностранных языках.
Положения, выносимые на защиту:
1. Сетевое взаимодействие УДОД с вузами понимается нами как процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния объектов (субъектов) друг на друга, результатом которого являются новые социально-педагогические структуры, обладающие новыми свойствами и особенностями общественных отношений.
2. Основной целью сетевого взаимодействия УДОД с вузами является создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, для выполнения заказа общества по формированию успешной личности.
3. В основу модели сетевого взаимодействия УДОД с вузами были положены некоторые особенности идентичной распределенной модели сетевого взаимодействия. Основными элементами модели являются:
— участники (узлы контента и ресурсов);
— иерархическое разделение участников на «доноров» и «получателей» или равных;
— объединяющая цель взаимодействия, сопоставимая с индивидуальными потребностями и ожидаемыми выгодами каждого участника;
— объединенные ресурсы (организационные, образовательные, педагогические, научно–методические, материально–технические и др.));
— направление взаимодействия участников, ресурсные потоки (равноправие, однонаправленность);
— формы совместной деятельности;
— система управления и координации.
4. Отличительные особенности модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, ее инновационность определяются целевыми ориентирами, содержанием и самой спецификой дополнительного образования детей (интеграционный и межведомственный характер системы дополнительного образования), позволяют достичь следующих качественных изменений в области реализации дополнительных общеразвивающих программ.
5. Анализ полученных результатов в рамках реализации проекта выявил как позитивные стороны деятельности участников сети, так и обозначил некоторые проблемы. Одна из таких проблем – не отработанный и до конца не продуманный механизм формирования учебных групп из молодежи в возрасте от 18 до 30 лет, нацеленной на подготовку к осуществлению предпринимательской деятельности и как итог – небольшой охват этой категории слушателей. Как один из эффективных вариантов решения этой проблемы видится привлечение к сетевому взаимодействию в рамках проекта организаций среднего и высшего профессионального обучения города. Но расширяя образовательное пространство за счёт новых субъектов, необходимо расширять спектр образовательных программ, обновлять программно–методическое обеспечение под запрос заказчика, обеспечить наполнение дистанционных ресурсов и доступ к ним, потребуется, расширение и обновление материально–технической базы. А это повлечёт за собой поиск источников и привлечение дополнительных финансовых средств.
Во введении обоснованы актуальность, проблема и противоречие темы исследования, сформулирована гипотеза, определен цель, объект, предмет и задачи исследования, представлены методологическая и теоретическая база исследования.
В первой главе «Теоретико-методологические основы процесса сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с ВУЗами» определены сущность сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с вузами, выявлены организационно–педагогические условия процесса сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и вузов.
Во второй главе «Процесс сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с ВУЗами» разработана модель сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с вузами, а также проведен анализ эффективности сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с вузами.
В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования.
Заключение:
Качество образовательных услуг определяется вкладом каждого образовательного учреждения, входящего в систему общего образования. Дополнительное образование детей занимает особое место в образовательном пространстве и расширяет спектр образовательных услуг. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как вид образования, который направлен на полное удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и определяет цели дополнительного образования детей:
формирование и развитие творческих способностей;
удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, моральном и физическом совершенствовании;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; укрепление здоровья и организация своего свободного времени.
Дополнительное образование – единственный вид образования в Российской Федерации, который не заканчивается повышением уровня образования; В дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не устанавливаются (глава 2 статьи 11), это сфера переменного содержания образования, развития личности в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами, особенностями.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ, сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (гл. 10, ст. 75).
В сетевой форме реализации дополнительных образовательных программ участвуют образовательные организации, спортивные и культурные организации и другие организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения. Для включения различных партнеров в сетевую форму в образовательной организации разрабатываются концепция и программа развития. Высокая мотивация партнерских организаций к разработке и разработке программ, ориентированных на современные образовательные потребности на добровольной основе и с учетом четко определенных взаимных интересов сотрудничества. При разработке модели сетевого взаимодействия в рамках дополнительных общих программ развития строится сетевое взаимодействие, учитываются такие условия, как информационно–коммуникационная среда, организация форм совместной деятельности.
Основой для проектирования сетевой организации взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ являются следующие принципы:
принцип соответствия – определяет согласованность организационной модели с образовательной моделью, представленной в ФГОС;
принцип регионализации – учитывает особенности образовательного пространства, экономические и культурные факторы региона;
принцип ресурсного обеспечения – требует достаточного финансирования, кадровой, материально–технической поддержки и т. д.
Правовой основой сетевого взаимодействия участников сети являются договорные отношения, а также положения органов управления образованием об оптимизации сети учреждений и выборе модели сетевой организации; реализация дополнительных общепрограммных программ, обеспечивающих юридическое оформление решения органов управления образованием; соглашения между участниками сети.
Основная идея создания сетей – это альтернатива будущему образованию.
Одной из наиболее важных проблем современного образования является подготовка учащихся, связанная с переходом к профессиональному образованию и последующим вступлением в самостоятельную профессиональную деятельность.
При этом необходимо учесть недостаточную социальную ориентированность и социальную адаптацию выпускников школ к реальным условиям рыночных отношений. Подходы для решения этих проблем отражены в концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», новом «Законе об образовании в Российской Федерации», а также заложены в новые федеральные государственные образовательные стандарты для старшей школы. Современные стандарты образования ставят перед школой много требований, одним из которых является личностный результат школьников при освоении основной образовательной программы. Этот результат должен отражать осознанный выбор будущей профессии, возможности реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Вектор и акценты развития системы общего образования как неотъемлемой составляющей социально–экономической структуры города определены федеральными, региональными и муниципальными программами по развитию образования, указами и поручениями Президента РФ.
Образовательная политика в городе выстроена, прежде всего, в целях закрепления молодежи в городе. Работа в данном направлении будет продолжена: продолжится реализация программ, проектов, мероприятий, направленных на формирование у учащихся и молодежи правильного профессионального выбора, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития города и края, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
Исходя из анализа состояния и развития системы общего образования, к основным векторам развития образования могут быть отнесены следующие:
развитие предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечивающих возможность выбора и проектирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
совершенствование учебно–исследовательской, инженерно–конструкторской и научной деятельности обучающихся, поддержка технического творчества;
создание условий для выявления, развития и поддержки одарѐнных и талантливых детей;
формирование безбарьерной образовательной среды, направленной на повышение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; расширение процессов инклюзивного обучения детей с ОВЗ;
совершенствование работы по использованию мониторинговых исследований в практической деятельности образовательных учреждений с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса;
реализация комплекса мер по участию общественности в оценке качества образования;
обеспечение рационального использования бюджетных средств, снижение неэффективных расходов;
укрепление материально – технической базы образовательных учреждений; продолжить работу по созданию в образовательных учреждениях условий, отвечающих современным требованиям;
развитие кадрового потенциала отрасли;
совершенствование муниципальной системы поддержки лучших педагогов;
организация работы по привлечению и закреплению в образовательных учреждениях молодых специалистов, совершенствование критериев оценки деятельности молодых специалистов, стимулирование к повышению качества работы, непрерывному профессиональному развитию;
реализация муниципального Плана мероприятий по поэтапному внедрению ВФСК «ГТО»;
совершенствование работы по обеспечению доступности дошкольного образования для всех слоев населения, увеличению охвата детей его услугами, в том числе детей–инвалидов через разнообразные формы дошкольного образования;
реализация комплекса мер, направленных на повышение качества дошкольного образования, особое внимание уделить реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, развитию инновационной деятельности в муниципальных дошкольных учреждениях.
Анализ полученных результатов в рамках реализации проекта выявил как позитивные стороны деятельности участников сети, так и обозначил некоторые проблемы. Одна из таких проблем – не отработанный и до конца не продуманный механизм формирования учебных групп из молодежи в возрасте от 18 до 30 лет, нацеленной на подготовку к осуществлению предпринимательской деятельности и как итог – небольшой охват этой категории слушателей. Как один из эффективных вариантов решения этой проблемы видится привлечение к сетевому взаимодействию в рамках проекта организаций среднего и высшего профессионального обучения города. Но расширяя образовательное пространство за счёт новых субъектов, необходимо расширять спектр образовательных программ, обновлять программно–методическое обеспечение под запрос заказчика, обеспечить наполнение дистанционных ресурсов и доступ к ним, потребуется, расширение и обновление материально–технической базы. А это повлечёт за собой поиск источников и привлечение дополнительных финансовых средств.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ВУЗАМИ
1.1. Сущность сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с вузами
Все дополнительное образование можно разделить на две части. Первая – реализация дополнительных общеразвивающих программ. Вторая – это воплощение в жизнь дополнительных предпрофессиональных программ.
Дополнительное образование в России имеет свою уникальную историю. Прародителем является внешкольное образование, которое стало зарождаться в России в ХIХ в веке, в виде всевозможных кружков, клубов и летних лагерей. Таких организаций было немного, но руководили ими истинные фанаты своего дела: М. Горький, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский и другие, не менее известные педагоги – экспериментаторы. В последствие внешкольное образование было переименовано во внешкольное воспитание. Особенности подхода к дополнительному воспитанию отражены в трудах В.Н. Терского, его книги переводились и переиздавались в Германии и Венгрии [72].
Государство, в лице Народного комиссариата просвещения обратило внимание на внешкольное образование только в 1917 году, был создан отдел, который контролировал работу внешкольного образования в России. Но самое бурное развитие внешкольного образования происходило в после военные годы. Было организовано большое количество станций юных туристов и техников. Появились Дома пионеров [80]. Но количественные показатели, совсем не отражали качественные это было связано с идеологией того времени. После 1991 года в данной сфере деятельности произошли глобальные перемены. Согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266–1 «Об образовании» [1], произошло новое переименование в дополнительное образование для детей. Именно в эти годы основное ударение в работе с детьми ставится на качество.