Магистерский диплом на тему Оптимизация системы менеджмента качеством на российских производителях оборудования по требованиям кодекса Ядерной безопасности Венгрии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИИ 2
1.1. Понятие качества и принципы его управления 2
1.2. Подходы к управлению качеством 2
1.3. Система управления качеством 2
1.4. Нормы и стандарты качества оборудования в России 2
1.5. Выводы 2
2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ ОБОРУДОВАНИЯ ПО ТРЕБОВАНИЯМ КОДЕКСА ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВЕНГРИИ 2
2.1. Требования Кодекса Ядерной безопасности Венгрии 2
2.2. Особенности сертификации поставщиков оборудования. Порядок присвоения ядерной квалификации 2
2.3. Сравнения Кодекса ядерной безопасности Венгрии и стандарта ISO 9001:2015 2
2.4. Выводы 2
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ ОБОРУДОВАНИЯ 2
3.1 Проблемы системы менеджмента качества на российских предприятиях-производителях оборудования по требованиям Кодекса ядерной безопасности Венгрии 2
3.2. Направления совершенствования системы менеджмента качеством в соответствии с требованиями Кодекса Ядерной безопасности Венгрии 2
3.3. Выводы 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 2
Введение:
Актуальность темы. В деятельности промышленного предприятия, занимающегося производством оборудования, на одно из первых мест выдвигаются вопросы принятия рациональных управленческих решений по управлению качеством выпускаемой продукции. Особые требования к организации системы качества предъявляются на тех предприятиях, которые занимаются поставкой оборудования для АЭС. Это вызвано стратегической важностью отрасли атомной энергетики, а также губительностью последствий в случае отказа или поломки того или иного оборудования на АЭС.
Требования к Системе управления качеством (СК) организации, оперирующей на атомную энергетику, определены в Международном стандарте ISO 9001-2015. Руководствуясь этими документами, организация (фирма, предприятие) должна продемонстрировать свою способность поставить адекватное и качественное оборудование, отвечающее как требованиям Потребителя, так и требованиям регулирующих документов, а также должна соответствовать требованиям надёжной и эффективной организации системы качества.
В случае поставки оборудования для АЭС за рубеж, предприятие-поставщик должно отвечать основным требованиям ядерной безопасности, предъявляемых Заказчиком.
В декабре 2014 года Госкорпорация «Росатом» и компания MVM (Венгрия) подписали контракт на постройку новых блоков АЭС «Пакш», при этом всё оборудование, которое будет поставлено из России на АЭС «Пакш» должно соответствовать Кодексу ядерной безопасности Венгрии и проходить процедуру сертификации.
Сравнительный анализ документов по качеству ISO, принятый в России, и Кодекс ядерной безопасности Венгрии позволяет сделать вывод, как о наличии общих подходов, так и о некоторых отличиях концепции управлении качеством этих систем. Главное отличие заключается в том, что стандарт ISO ориентирован, прежде всего, на удовлетворение требований и ожиданий Потребителя, в то время как Нормы, правила и Руководства Кодекса ядерной безопасности Венгрии в качестве бесспорно-приоритетной ставят задачу обеспечения и повышения безопасности АЭС.
Таким образом, вопрос оптимизация системы менеджмента качеством на российских производителях оборудования по требованиям Кодекса Ядерной безопасности Венгрии стал актуальным. Систему менеджмента качества нужно настроить таким образом, чтобы она позволяла без проблем проходить сертификацию в Венгрии.
Объект исследования – система менеджмента качества на российских предприятиях.
Предмет исследование – соответствие системы менеджмента качеством на российских производителях оборудования требованиям Кодекса Ядерной безопасности Венгрии.
Цель исследования – разработать мероприятия по совершенствованию системы менеджмента качества на российских производителях оборудования в соответствии с требованиями Кодекса Ядерной безопасности Венгрии.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы организации менеджмента качества на российских предприятиях;
2. Изучить требования Кодекса ядерной безопасности Венгрии и сравнить их с требованиями ISO 9001-2015.
3. Выявить основные проблемы в организации менеджмента качества на российских предприятиях.
4. Разработать направления совершенствования системы менеджмента качества на российских предприятиях-поставщиках оборудования в соответствии с требованиями Кодекса Ядерной безопасности Венгрии.
Теоретико-методологические основания и методы исследования:
1.Теоретические: анализ, обобщение, классификация, прогнозирование.
2. Практические: сравнение, описание, сопоставление.
3. Методы наглядного предоставления информации: таблицы, диаграммы.
Научная новизна работы заключается разработке методик и рекомендаций по совершенствованию организации системы менеджмента качества российских поставщиков оборудования, отличающихся от существующих тем, что они способствуют созданию такой системы менеджмента качества, которая бы удовлетворяла требованиям Кодекса ядерной безопасности Венгрии.
Практическая значимость работы заключатся в том, что рекомендации, разработанные в ней могут быть внедрены на практике на предприятиях поставщиках оборудования для АЭС. Разработанные рекомендации помогут не только улучшить качество выпускаемого оборудования, но и помогут сэкономить время и деньги поставщиков на доработку и изменение оборудования в соответствии со стандартами Кодекса ядерной безопасности Венгрии.
Заключение:
В заключении стоит отметить, что поставленная цель работы по разработке мероприятий для совершенствования системы менеджмента качества на российских производителях оборудования в соответствии с требованиями Кодекса Ядерной безопасности Венгрии достигнута, а все необходимые задачи решены.
1. В результате решения первой задачи по теоретическому изучению основ организации менеджмента качества нами было установлено, что система менеджмента качества представляет собой набор практик, методов и средств, способствующих обеспечению высокого качества производимой продукции, экономии ресурсов, оптимизации процесса производства. Современная система менеджмента качества должна быть основана на реализации стандартов ISO и QS, в которых качество рассматривается как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев, потребителей, служащих. Система менеджмента качества может быть основана на трёх подходах: процессный, системный ситуационный, каждый из которых имеет как свои достоинства, так и недостатки.
2. В ходе решения второй задачи нами были изучены требования Кодекса ядерной безопасности Венгрии. Согласно Кодексу поставщикам необходимо обеспечить высокий уровень менеджмента качества на предприятии, закрепить документально нормы и стандарты всех процессов, протекающих на предприятии. Высокие требования предъявляются к созданию культуры безопасности, под которой понимается приверженность всех сотрудников и руководства целям и задачам менеджмента качества. Самое главное, чего должно добиться предприятие-поставщик – это гарантировать безопасность и надёжность своего оборудования. Кроме этого предприятия должно постоянно заниматься поиском и внедрением инноваций в систему менеджмента качества для повышения эффективности её деятельности.
Кроме того для решения второй задачи мы сравнили положения Кодекса ядерной безопасности Венгрии с положениями ISO 9001:2015.
Согласно анализу было установлено, что требования двух нормативных актов совпадают друг с другом по большинству вопросов.
Основное различие заключается в том, что Кодекс ядерной безопасности, в первую очередь предъявляет требования к системе менеджмента качества на предприятии: её надежности, эффективности, совершенствованию. А ISO 9001:2015 нацелен на соответствие требованиям Заказчика.
3. В ходе решения третьей задачи нами были выявлены следующие проблемы организации системе менеджмента качества на предприятиях:
1. Недостаточно регламентированы процессы управления предприятием и качеством продукции.
2. Отсутствуют регламентированные процедуры выполнения работ.
3. «Руководство по качеству» предприятия разработано с нарушениями требований.
4. Документы системы качества содержат не полные сведения, не охватывают весь процесс закупок, производства, хранения, не связаны с другими документами системы качества и с «Руководством по качеству».
5. Система качества, созданная и применяемая на предприятии, не охватывает всех необходимых требований модели ИСО 9001.
6. Руководители и сотрудники предприятия не ориентируются в действующей документации по качеству, не могут прокомментировать и разобраться в положениях документации, реально выполняемые операции не соответствуют положениям документов системы качества.
7. Низкое качество организации внутреннего аудита.
8. Заполнение бланков системы менеджмента качества производится формально.
9. Отношение к системе менеджмента качества со стороны работников или руководителей формальное, или даже отрицательное.
Помимо этих недостатков была выявлена проблема, связанная с расхождением требований Кодекса Ядерной безопасности Венгрии и ISO 9001:2015. К ним относиятся то, что выполнение работ по ядерной квалификации поставщиков оборудования в соответствии с венгерскими и европейскими требованиями приведет к увеличению стандартных сроков закупочных процедур на рок от 60 до 150 дней. Поэтому необходимо стремиться создать на предприятии такие условия, при которых предприятие сможет сразу получить сертификат.
4. Решение четвертой задачи по разработке направлений совершенствования системы менеджмента качества на российских предприятиях-поставщиках оборудования в соответствии с требованиями Кодекса Ядерной безопасности Венгрии привело к следующему:
1) Необходимо внедрить на предприятии Oracle E-Business Suite модуль «управление человеческими ресурсами». Данное решение будет способствовать росту квалификации руководства и сотрудников, росту заинтересованности персонала по налаживанию эффективной деятельности системы менеджмента качества, повышению мотивации работников на соблюдение всех норм и стандартов.
2) Подготовка собственных специалистов, которые могли бы внедрить и наладить работу оригинальной и адаптированной системы менеджмента качества на конкретном предприятии.
При этом для устранения проблемы несоответствия систем качества поставщиков оборудования требованиям Кодекса ядерной безопасности Венгрии возможно использование трёх вариантов:
1. Принять в Управление локализации и технической поддержки (УЛиТП) четырех сотрудников со знанием венгерских, Европейских норм и правил в области ядерной квалификации, а также знанием английского языка.
2. Обучить (повысить квалификацию) действующих 4-х сотрудников УЛиТП в части повышения уровня знаний венгерских и Европейских нормативных документов в области ядерной квалификации (оценки), а также в части повышения уровня знания английского языка.
3. Привлечь венгерских или европейских консультантов на постоянной основе ориентировочно сроком на два года для проведения консультаций и обучения по вопросам закупки и поставки оборудования с целью разъяснения понимания применимых норм и правил при реализации Проекта сооружения АЭС «Пакш II» с учётом имеющегося опыта выполнения работ в соответствии с требованиями EPC-Контракта.
3) Совершенствование проведения внутреннего аудита посредством внедрения контроллинга на предприятие.
Также нами были выявлены основные направления развития и улучшения систем менеджмента качества организаций и предприятий:
– интеграция в СМК требований стандартов на системы менеджмента по отдельным аспектам деятельности;
– внедрение отраслевых требований к системам качества организации;
– применение лучших управленческих практик (best practice).
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИИ
1.1. Понятие качества и принципы его управления
Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности потребителя.
Исходя из этого определения следует, что качество – это субъективное понятие и зависит оно именно от потребителей, от того чего они хотят от покупки товара, какие потребности должен удовлетворить товар или услуга. Поэтому прежде чем говорить о качестве товара необходимо провести опрос потенциальных потребителей и в соответствии с полученными данными разработать требования и критерии качества [5, с. 56].
Управление качеством – это комплексное понятие, охватывающее мероприятия по управлению всех сторон деятельности предприятия: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Но наиболее важной стороной деятельность любого предприятия является качество продукции.
Система управления качества предполагает наличие субъекта и объекта управления. В качестве объекта управления выступает качество продукции, совокупность свойств и черт произведённых товаров или услуг. Субъект управления – менеджеры (руководители) всех уровней, которые должны обеспечить и поддерживать необходимый уровень качества продукции [8, с. 29].
Система управления качеством – это комплекс постоянно действующих организационных, технических, экономических и социальных мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции, при её разработки, производстве, хранении, транспортировки, эксплуатации и потреблении.
Система управления качеством должна так наладить производство, отрегулировать деятельность рабочих, чтобы качество готовой продукции отвечало установленным требованиям, а процент брака сводился к минимуму.
Основное назначение управления качеством – выявлять отклонения от установленных требований; принимать решения по использованию продукции, которая имеет какой-либо дефект; не допускать появление дефектов за счёт во время разработанных корректирующих мер. Управление качеством включает управление процессом на всех этапах петли качеством (от определения потребности потребителей до оценки их удовлетворённости), а также устранение причин появления некачественной продукции [17, с. 43].
Контроль качества включает:
– На стадии разработки продукции контроль заключается в проверке соответствия опытного образца техническому заданию, технической документации.
– На стадии изготовления он охватывает качество, комплектность, упаковку, маркировку, состояние производственных процессов.
– На стадии эксплуатации контроль качества состоит в проверке соблюдения требований эксплуатационной и ремонтной документации [13, с. 81].
При оценки качества учитываются следующие характеристики товара:
1. Технический уровень – наличие полной проектной документации, качество строительных материалов и конструкций, современность проекта, степень использования достижений научно-технического прогресса в процессе строительства, квалификации инженеров и рабочих, сроки выполнения проекта, соблюдение технологии строительного производства;
2. Эстетический уровень – ровность кирпичной кладки, отсутствие «косяков», качественная отделка фасадов зданий, ровность стен;
3. Эксплуатационный уровень – срок службы, вероятность возникновения коррозий и других проблем, возможности и сложность ремонта [15, с. 94].
Принципы управления качеством (ISO 9001:2015):
1. Направленность на конечного потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом обеспечиваемая организационно, методически и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.
2. Лидерство руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые для успешной реализации всех принципов системного управления качеством.
3. Вовлечение персонал в процессе внедрения и реформирования системы менеджмента качества. Всеобщее Управление Качеством — Total Quality Management (TQM) предполагает, что в создании качественного продукта участвуют все сотрудники фирмы, весь персонал, а не только инженеры, менеджеры по качеству или специалисты по надежности. Поэтому необходимо мотивировать сотрудников на качественную работу.
4. Процессный подход. Необходимо следить за качеством выполнения работ на каждом этапе, после каждого процесса. Только такой принцип обеспечит надёжность и жизнеспособность системы менеджмента качества. Такой принцип позволяет контролировать все действия и выявлять «узкие места», на ликвидацию которых должны быть направлены дальнейшие действия.
5. Стремление к усовершенствованию. Двадцать лет назад стратегия качества базировалась на концепции оптимального качества. Опыт японской, а затем американской и европейской промышленности показал, что устанавливать пределы улучшения недопустимо (нет предела совершенству), само улучшение должно быть системой и составной частью системы управления. Улучшения необходимы в связи с ростом уровня прогресса, изменениями внешней среды, изменением законодательства, сменой менталитета граждан, изменением предпочтений потребителей и многим другим.