Магистерский диплом на тему Оценка дошкольного образования как управленческий проект ( тему можно скорректировать, ещё будет утверждаться)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы реализации информационного ресурса оценки развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях
1.1. Теоретический анализ комплексной оценки и контроля развития дошкольников как функция управления образовательным учреждением
1.2. Управленческо-педагогический анализ содержания процесса реализации информационных ресурсов и технологий при оценке развития дошкольников в образовательной среде ДОО
1.3. Анализ нормативно-правовой базы проблемы и разработка теоретической модели управленческого проекта повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития детей
Выводы по 1 главе
Глава 2. Разработка управленческого проекта повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития детей на примере АНОО СОШ «Колледж XXI»
2.1. Разработка и апробация управленческого проекта повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития детей на примере АНОО СОШ «Колледж XXI»
2.2. Апробация и верификация результатов управленческого проекта повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития детей на примере АНОО СОШ «Колледж XXI»
Выводы по 2 главе
Заключение
Литература
Введение:
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития государства и общества, в условиях беспрецедентного давления западного сообщества на нашу страну, вопросы модернизации образования как стабилизирующего фактора развития экономики выходят на первый план.
Как сказано в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы важнейшей задачей таких преобразований является «…модернизация системы непрерывного образования…», в результате которого должно «…будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику» .
В этой связи, необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Ключевым моментом в реализации преемственности является, как известно, определение готовности ребенка к обучению в школе, важнейшим условием реализации которого является осуществление эффективного и полноценного управленческо-педагогического контроля за развитием дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно п. 3.2.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 №1155 целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга) .
Такая оценка связана с необходимостью освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования. Так как, содержание данной программы должно обеспечивать гармоничное и всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные образовательные области.
Таким образом, комплексная оценка развития дошкольников должна проводиться, очень корректно, индивидуально, учитывая множество индивидуальных особенностей личности воспитанника и влияющих на данный процесс и на оцениваемого воспитанника, факторов. Такой набор сложных задач в оценке дошкольников может помочь решить эффективное использование современных информационных ресурсов и технологий.
Информатизация является одним из основных этапов модернизации современного образования. Это вполне обосновано, ведь новые информационные технологии уверено проникают во все сферы жизни, география их применения стала гораздо разнообразнее. В Концепции информатизации сферы образования РФ дано следующее определение информатизации: «Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России» .
Современные тенденции развития электронных, компьютерных, интернет и других информационных ресурсов открывает большие возможности для реализации задач осуществления более эффективного контроля и оценки правильного всестороннего развития детей в ДОО и может позволить максимально снизить влияние негативных факторов при переходе дошкольника в общеобразовательное учреждение . Тем ни менее, реального опыта использования широких возможностей инновационных, информационных ресурсов в управленческо-педагогических процессах в науке зафиксировано недостаточно, тем более в оценочно-контрольных процессах и мероприятиях. Что также обуславливает актуальность выбранной автором темы исследования.
Теоретический анализ показал, что проблема использования информационных технологий в образовательном процессе рассматривается в общем контексте проблем современной системы образования (Дж. Фостер, Р. Вильям, A.M. Довгялло, К. Маклин, Г. Клейман, Ф. Уинфрей, В.Г. Кинелев, Э.А. Манушин, В.А. Садовничий и др. Методологические аспекты развития образования в эпоху новых информационных технологий рассматриваются в работах В.А. Ляудис, И.В. Роберт, O.K. Тихомирова, Т. Владимировой, Т.С. Георгиевой, Г.М. Клейман, М. Кондрек, А. Краснова, 3. А. Мальковой, Т. Сергеевой, JI.B. Шешнева и др. Авторы рассматривают информатизацию как основной путь преодоления кризиса образования путем развития дистанционного образования, использования новых технологий и теорий обучения, совершенствования организационной политики в области информатизации обучения.
Важным теоретическим направлением в изучении проблемы информатизации образования является концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, A.В. Петровский, С.В. Панюкова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), в которой определены и раскрыты дидактические принципы личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ .
Большой вклад в изучение процессов информатизации образования и решение проблемы компьютерных технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихов, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, Б.С. Гершунский, Д.В. Зарецкий, Е.В. Зворыгин, В.М. Монахов, Т.Б. Казиахмедов, О.А. Кривошеев, Ю.А. Первин, В.Ф. Шолохович, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Основы применения информационных ресурсов в обучении представлены в трудах ученых: В.П. Беспалько, Б.И. Зобова, A.A. Кузнецова, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, A.П. Ершова, Л.П. Куракова, Е.И. Машбица, B.М. Монахова, С.П. Плеханова, В.Е. Шукшунова и др., в которых анализируются психолого-педагогические и методологические проблемы информатизации образовательной среды.
На интегрирующий характер применения информационных технологий в обучении указывают И.И. Баврин, С.А. Бешенков, Г.Д. Глейзер, М.И. Зайкин, Г.Л. Луканкин, А.И. Нижников, И.В. Робер, М.Н. Скаткин и др., отмечая их специфические свойства, важнейшими из которых являются индивидуализация учебного процесса и усиление деятельностного подхода при использовании новых познавательных сред.
Отдельные аспекты использования информационных технологий в обучении рассматриваются в диссертационных исследованиях Ю.В. Бусова, Д.А. Грамакова, Ю.Н. Егоровой, Н.Д. Коваленко, И.Н. Кутового, Л.В. Мизиновой, А.Н. Павлова, О.И. Соколовой, Е.Г. Ториной и др. Методам и средствам построения образовательных порталов посвящены монография В.И. Солдаткина, работы А.И. Башмакова, А.Д. Иванникова, Б.М. Позднеева и др.
А.Г. Асмолов полагает, что школа находится на пересечении двух векторов управляемых изменений: организуемого «сверху» распространения результативных технологических и методических решений и педагогических практик, возникающих в самой школе в результате освоения учителями средств ИКТ .
Весомый вклад в изучение механизмов информатизации управления образованием и путей совершенствования ИКТ-компетентности руководителей школ, средних специальных и высших учебных заведений внесли В.В. Анейчик, Н.В. Веревка, М.Л. Гайнетдинов, Х.Н. Гогохия, Б.И. Канаев, С.Д. Каракозов, В.К. Никишев, Г.И. Пантелейко, Д.Ш. Матрос, С.М. Попов, Т.А. Татукина и др.
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, Г.К. Селевко, И.В. Роберт; методические – в работах Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические – в работах В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др. Но вопросы содержания и специфики информатизации управления дошкольным образованием затронуты лишь в отдельных работах (Ю.М. Горвиц, Е.Ю. Иванова, Е.С. Комарова, СВ. Савинова, О.А. Сафонова и др.).
Тем ни менее, использование информационных ресурсов в управлении ДОО, тем более в оценке развития детей дошкольного возраста остается одним из малоизученных направлений дошкольного образования.
Выделим некоторые противоречия, рассматриваемой проблемы:
-противоречие между высокими требованиями к результатам, качеству образования и возможностью осуществления полноценного эффективного контроля, оценки развития детей педагогическим и руководящим составом ДОО в период их подготовки к школе;
— противоречие между необходимостью широко использовать информационные ресурсы в оценке развития дошкольников и возможностями управленческо-педагогического состава ДОО в осуществлении данных задач;
— противоречие между растущими возможностями информационных технологий и возможностями их внедрения в управленческо-образовательную систему ДОО.
Исходя из представленных противоречий можно сформулировать проблему исследования, которая заключается в условиях и возможностях формирования эффективной управленческо-педагогической системы осуществления оценки и контроля детей в ДОО на различных этапах их развития.
Актуальность проблемы, её недостаточная разработка и потребности практики в получении объективных рекомендаций, обусловили выбор объекта и предмета исследования, а также его цели и основных задач.
Цель исследования: на основе анализа теории и практики проблемы разработать управленческий проект повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития детей.
Объект исследования: комплексная оценка развития дошкольников как функция управления образовательным учреждением
Предмет исследования: процесс реализации информационных ресурсов и технологий при оценке развития дошкольников в образовательной среде ДОО.
Гипотеза исследования: нам представляется, что эффективность использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития детей повысится, если:
— будет сформирована команда единомышленников управленческого, педагогического, технического состава ДОО по решению задач эффективного информационного обеспечения оценки развития детей, на разных этапах их развития;
— вопросами информационного обеспечения контроля и оценки развития детей разных возрастов ДОО будут охвачены не только сотрудники ДОО, но и родители дошкольников;
-будет обоснован и разработан управленческий проект повышения эффективности использования информационных возможностей дошкольного образовательного учреждения, в оценке и контроле развития детей;
Поставленная цель достигается в диссертационном исследовании последовательным решением следующих задач:
— на основе теоретического анализа уточнить управленческо-педагогическую содержание процесса реализации информационных ресурсов и технологий при оценке развития дошкольников в образовательной среде ДОО;
— провести анализ научных подходов и нормативно-правовой базы проблемы;
— эмпирическим путем выявить основные проблемы исследования;
— разработать и частично апробировать управленческий проект эффективного применения информационных ресурсов при оценке развития дошкольников в образовательной среде ДОО;
-провести верификацию внедрения разработанного управленческого проекта в образовательную среду ДОО и дать рекомендации по успешной его реализации;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
— современные философские концепции, научные подходы и идеи в области образования:
гуманистические педагогические идеи и теории (Ф. Бэкон, Д. Дидро, С.Ф. Егоров, И. Кант, Я.А. Коменский и др.); Главной ценностью в этих концепциях является человек во всем многообразии.
кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц). Позволит рассматривать исследуемые процессы в системе «человек — информационная система».
— системный подход:
как общенаучный подход: А. А. Богданов, М. И. Сетров, В. Г. Афанасьев, Р. Джонсон, Ф. Каст, Р. Розенцвейг.
— системный подход как методологический подход к управлению образованием: Дж. Гиг, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, М. С. Каган, В. Н. Садовский, Д. М. Гвишиани, Г. Кунц, C. О’Доннел.
— классический подход научной информатики позволит использовать фундаментальные знания об информационных системах в нашем исследовании (А.И.Берг, А.П.Ершов, А.Н.Колмогоров, П.Ланда, С.А.Лебедев, Н.Винер, Д.Нейман, С.Пейперт, К.Шеннон и др.) .
— в рамках деятельностного подхода можно определить деятельностные, динамические характеристики процесса оценки развития детей (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.С. Леднев и др.).
— концепция управления в образовании («педагогического менеджмента») позволит рассматривать всесторонне управленческие процессы в образовании, в том числе контроля и оценки в образовательных системах. (Г.В. Ельникова, Ю.К. Конаржевський, В.В. Крижко, Е.М. Павлютенков и др.)
Для теоретического анализа проблемы исследования большое значение имеют работы Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихова, Г.Р. Громова, В.И. Гриценко, Б.С. Гершунского, Д.В. Зарецкого, Е.В. Зворыгина, В.М. Монахоав, Т.Б. Казиахмедова, О.А. Кривошеева, Ю.А. Первина, В.Ф. Шолоховича, С. Пейперта, Г. Клеймана, Б. Сендова, Б. Хантера и др. , которые рассматривали проблемы информатизации образования. Также следует отметить создателей учебников по информатике: С.И. Бешенкова, А.Г. Гейна, Ю.М. Горвица, А.Г. Кушниренко, Е.И. Машбиц, И.Г. Семакина, Ю.А. Шафрина, рассматривающие возможности информационных систем .
Методы научного исследования:
— теоретические методы исследования: сбор информации, теоретический анализ, анализ научной, управленческой, психолого-педагогической и социологической литературы; анализ диссертационных исследований по проблеме; анализ документов, контент-анализ нормативно-правовой базы исследования, системный анализ, сравнительный анализ, метод мозгового штурма, педагогическое моделирование, анализ и обобщение управленческого и педагогического опыта по проблеме, метод экстраполяции;
— эмпирические методы исследования: психолого-педагогическое тестирование, экспертный анализ, методы математической статистики, метод экспертной оценки, метод включенного наблюдения, анкетирование, анализ результатов деятельности, методы верификации результатов исследования; метод эксперимента;
— статистические методы: методы математической статистики, обработки и отображения результатов исследования;
— интерпретационные методы: методы объяснения результатов исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в диссертации теоретические положения и выводы, дают основу для дальнейшего изучения проблем использования информационных технологий и ресурсов при оценке развития дошкольников в образовательной среде ДОО.
Научная новизна обусловлена тем, что использование информационных ресурсов рассмотрены в рамках реализации управленческо-педагогической технологии и проекта;
— будет создана теоретико-методологическая модель формирования управленческого проекта повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития дошкольников
— результаты исследования дадут новую теоретическую основу для дальнейших исследований в данной области управленческо-педагогической науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
— результаты теоретико-эмпирического и экспериментального исследования позволят при их внедрении в практику повысить эффективность оценки, контроля и управления ДОО в целом;
— результаты внедрения в практику управления дошкольными образовательными учреждениями проекта повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития дошкольников, может быть применим в практике контроля, оценки и управления в целом, педагогическими и образовательными системами;
— материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе вуза при подготовке руководителей образовательных учреждений;
Положения, выносимые на защиту:
1. Широкое и целенаправленное использование информационных ресурсов в век информационных технологий в управленческо-педагогических процессах значительно повышает их эффективность и результативность.
2. Разработанная диссертантом теоретико-методологическая модель формирования управленческого проекта повысит эффективность использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития дошкольников
3. Разработанный на основе исследования управленческо-образовательный проект может стать основой реорганизации педагогических подходов к использованию информационных технологий в управленческо-педагогических процессах в ДОО в оценке и контроле развития дошкольников
Экспериментальной базой исследования выступает: АНОО СОШ «Колледж XXI».
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 – май 2019) осуществлялся сбор теоретического материала его анализ, изучение научных подходов к проблеме, изучение сущности и содержания предмета, анализ объекта исследования, анализ нормативно-правовой базы исследования, определение направлений, методов исследования, объекта, предмета, формулировка гипотезы, постановка проблемы, формирование теоретико-методологической модели предмета исследования, разработка замысла эмпирического исследования.
На втором этапе (июнь 2019 – декабрь 2019) проводилась разработка и апробация пилотного управленческого проекта повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития детей, проведение эмпирического и экспериментального исследования, получение результатов. Работа будет проводится на базе АНОО СОШ «Колледж XXI».
На третьем этапе (январь 2020 – май 2020) – завершающем, описательно-итоговом, проводились верификация результатов внедрения проекта исследования, анализ, обобщение и интерпретация полученных результатов, подтверждение гипотезы исследования, структурирование, оформление текста диссертации, подготовка к защите.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Текст работы:
Контроль представляет собой одну их ведущих функций руководителя ДОО. При этом руководитель должен оценивать не только деятельность педагога, но и результате его деятельности: уровень развития дошкольников.
Основной функцией контроля является совершенствование деятельности педагога, способствующее повышению эффективности образования. Контроль должен проводиться по разработанному плану и включать в себя критерии оценки и конкретные объекты контроля. Только грамотно организованный контроль способен улучшать мотивацию педагога, способствовать его мобилизации и профессиональному росту.
Основная функция дошкольной организации заключается в подготовки учащегося к школе. При этом необходимо оценивать уровень подготовки по следующим параметрам: физическая готовность, интеллектуальная, личностная, социально-псхологическая, эмоционально-волевая готовность. На сегодняшний день чаще всего уровень готовности дошкольника оценивается с помощью специальных методик, которые позволяют сделать «срез знаний». Однако одноразовое проведение этих методик, без формирования каких-либо выводов и рекомендаций не имеет никакого смысла.
Решению этой проблемы и повышению эффективности контроля может способствовать применение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения оценки учащихся. ИКТ может способствовать тому, что результаты контроля будут понятны и доступны не только самому педагогу, но и родителям. А наблюдение за результатами развития ребёнка в динамики позволит судить об эффективности применяемых к ребёнку образовательных технологий. В результате применения ИКТ будет возможно скорректировать действия педагога, активизировать и вовлечь в образовательный процесс родителей, повысить уровень профессионального мастерства педагога.
Заключение:
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе развития государства и общества, в условиях беспрецедентного давления западного сообщества на нашу страну, вопросы модернизации образования как стабилизирующего фактора развития экономики выходят на первый план.
Как сказано в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы важнейшей задачей таких преобразований является «…модернизация системы непрерывного образования…», в результате которого должно «…будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику» .
В этой связи, необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Ключевым моментом в реализации преемственности является, как известно, определение готовности ребенка к обучению в школе, важнейшим условием реализации которого является осуществление эффективного и полноценного управленческо-педагогического контроля за развитием дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно п. 3.2.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 №1155 целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга) .
Такая оценка связана с необходимостью освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования. Так как, содержание данной программы должно обеспечивать гармоничное и всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные образовательные области.
Таким образом, комплексная оценка развития дошкольников должна проводиться, очень корректно, индивидуально, учитывая множество индивидуальных особенностей личности воспитанника и влияющих на данный процесс и на оцениваемого воспитанника, факторов. Такой набор сложных задач в оценке дошкольников может помочь решить эффективное использование современных информационных ресурсов и технологий.
Информатизация является одним из основных этапов модернизации современного образования. Это вполне обосновано, ведь новые информационные технологии уверено проникают во все сферы жизни, география их применения стала гораздо разнообразнее. В Концепции информатизации сферы образования РФ дано следующее определение информатизации: «Информатизация образования понимается как процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России» .
Современные тенденции развития электронных, компьютерных, интернет и других информационных ресурсов открывает большие возможности для реализации задач осуществления более эффективного контроля и оценки правильного всестороннего развития детей в ДОО и может позволить максимально снизить влияние негативных факторов при переходе дошкольника в общеобразовательное учреждение . Тем ни менее, реального опыта использования широких возможностей инновационных, информационных ресурсов в управленческо-педагогических процессах в науке зафиксировано недостаточно, тем более в оценочно-контрольных процессах и мероприятиях. Что также обуславливает актуальность выбранной автором темы исследования.
Теоретический анализ показал, что проблема использования информационных технологий в образовательном процессе рассматривается в общем контексте проблем современной системы образования (Дж. Фостер, Р. Вильям, A.M. Довгялло, К. Маклин, Г. Клейман, Ф. Уинфрей, В.Г. Кинелев, Э.А. Манушин, В.А. Садовничий и др. Методологические аспекты развития образования в эпоху новых информационных технологий рассматриваются в работах В.А. Ляудис, И.В. Роберт, O.K. Тихомирова, Т. Владимировой, Т.С. Георгиевой, Г.М. Клейман, М. Кондрек, А. Краснова, 3. А. Мальковой, Т. Сергеевой, JI.B. Шешнева и др. Авторы рассматривают информатизацию как основной путь преодоления кризиса образования путем развития дистанционного образования, использования новых технологий и теорий обучения, совершенствования организационной политики в области информатизации обучения.
Важным теоретическим направлением в изучении проблемы информатизации образования является концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий (Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, A.В. Петровский, С.В. Панюкова, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), в которой определены и раскрыты дидактические принципы личностно-ориентированного обучения в условиях использования средств ИКТ .
Большой вклад в изучение процессов информатизации образования и решение проблемы компьютерных технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихов, Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, Б.С. Гершунский, Д.В. Зарецкий, Е.В. Зворыгин, В.М. Монахов, Т.Б. Казиахмедов, О.А. Кривошеев, Ю.А. Первин, В.Ф. Шолохович, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Основы применения информационных ресурсов в обучении представлены в трудах ученых: В.П. Беспалько, Б.И. Зобова, A.A. Кузнецова, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, A.П. Ершова, Л.П. Куракова, Е.И. Машбица, B.М. Монахова, С.П. Плеханова, В.Е. Шукшунова и др., в которых анализируются психолого-педагогические и методологические проблемы информатизации образовательной среды.
На интегрирующий характер применения информационных технологий в обучении указывают И.И. Баврин, С.А. Бешенков, Г.Д. Глейзер, М.И. Зайкин, Г.Л. Луканкин, А.И. Нижников, И.В. Робер, М.Н. Скаткин и др., отмечая их специфические свойства, важнейшими из которых являются индивидуализация учебного процесса и усиление деятельностного подхода при использовании новых познавательных сред.
Отдельные аспекты использования информационных технологий в обучении рассматриваются в диссертационных исследованиях Ю.В. Бусова, Д.А. Грамакова, Ю.Н. Егоровой, Н.Д. Коваленко, И.Н. Кутового, Л.В. Мизиновой, А.Н. Павлова, О.И. Соколовой, Е.Г. Ториной и др. Методам и средствам построения образовательных порталов посвящены монография В.И. Солдаткина, работы А.И. Башмакова, А.Д. Иванникова, Б.М. Позднеева и др.
А.Г. Асмолов полагает, что школа находится на пересечении двух векторов управляемых изменений: организуемого «сверху» распространения результативных технологических и методических решений и педагогических практик, возникающих в самой школе в результате освоения учителями средств ИКТ .
Весомый вклад в изучение механизмов информатизации управления образованием и путей совершенствования ИКТ-компетентности руководителей школ, средних специальных и высших учебных заведений внесли В.В. Анейчик, Н.В. Веревка, М.Л. Гайнетдинов, Х.Н. Гогохия, Б.И. Канаев, С.Д. Каракозов, В.К. Никишев, Г.И. Пантелейко, Д.Ш. Матрос, С.М. Попов, Т.А. Татукина и др.
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т.А. Сергеевой, Г.К. Селевко, И.В. Роберт; методические – в работах Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические – в работах В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др. Но вопросы содержания и специфики информатизации управления дошкольным образованием затронуты лишь в отдельных работах (Ю.М. Горвиц, Е.Ю. Иванова, Е.С. Комарова, СВ. Савинова, О.А. Сафонова и др.).
Тем ни менее, использование информационных ресурсов в управлении ДОО, тем более в оценке развития детей дошкольного возраста остается одним из малоизученных направлений дошкольного образования.
Выделим некоторые противоречия, рассматриваемой проблемы:
-противоречие между высокими требованиями к результатам, качеству образования и возможностью осуществления полноценного эффективного контроля, оценки развития детей педагогическим и руководящим составом ДОО в период их подготовки к школе;
— противоречие между необходимостью широко использовать информационные ресурсы в оценке развития дошкольников и возможностями управленческо-педагогического состава ДОО в осуществлении данных задач;
— противоречие между растущими возможностями информационных технологий и возможностями их внедрения в управленческо-образовательную систему ДОО.
Исходя из представленных противоречий можно сформулировать проблему исследования, которая заключается в условиях и возможностях формирования эффективной управленческо-педагогической системы осуществления оценки и контроля детей в ДОО на различных этапах их развития.
Актуальность проблемы, её недостаточная разработка и потребности практики в получении объективных рекомендаций, обусловили выбор объекта и предмета исследования, а также его цели и основных задач.
Цель исследования: на основе анализа теории и практики проблемы разработать управленческий проект повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития детей.
Объект исследования: комплексная оценка развития дошкольников как функция управления образовательным учреждением
Предмет исследования: процесс реализации информационных ресурсов и технологий при оценке развития дошкольников в образовательной среде ДОО.
Гипотеза исследования: нам представляется, что эффективность использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития детей повысится, если:
— будет сформирована команда единомышленников управленческого, педагогического, технического состава ДОО по решению задач эффективного информационного обеспечения оценки развития детей, на разных этапах их развития;
— вопросами информационного обеспечения контроля и оценки развития детей разных возрастов ДОО будут охвачены не только сотрудники ДОО, но и родители дошкольников;
-будет обоснован и разработан управленческий проект повышения эффективности использования информационных возможностей дошкольного образовательного учреждения, в оценке и контроле развития детей;
Поставленная цель достигается в диссертационном исследовании последовательным решением следующих задач:
— на основе теоретического анализа уточнить управленческо-педагогическую содержание процесса реализации информационных ресурсов и технологий при оценке развития дошкольников в образовательной среде ДОО;
— провести анализ научных подходов и нормативно-правовой базы проблемы;
— эмпирическим путем выявить основные проблемы исследования;
— разработать и частично апробировать управленческий проект эффективного применения информационных ресурсов при оценке развития дошкольников в образовательной среде ДОО;
-провести верификацию внедрения разработанного управленческого проекта в образовательную среду ДОО и дать рекомендации по успешной его реализации;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
— современные философские концепции, научные подходы и идеи в области образования:
гуманистические педагогические идеи и теории (Ф. Бэкон, Д. Дидро, С.Ф. Егоров, И. Кант, Я.А. Коменский и др.); Главной ценностью в этих концепциях является человек во всем многообразии.
кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц). Позволит рассматривать исследуемые процессы в системе «человек — информационная система».
— системный подход:
как общенаучный подход: А. А. Богданов, М. И. Сетров, В. Г. Афанасьев, Р. Джонсон, Ф. Каст, Р. Розенцвейг.
— системный подход как методологический подход к управлению образованием: Дж. Гиг, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, М. С. Каган, В. Н. Садовский, Д. М. Гвишиани, Г. Кунц, C. О’Доннел.
— классический подход научной информатики позволит использовать фундаментальные знания об информационных системах в нашем исследовании (А.И.Берг, А.П.Ершов, А.Н.Колмогоров, П.Ланда, С.А.Лебедев, Н.Винер, Д.Нейман, С.Пейперт, К.Шеннон и др.) .
— в рамках деятельностного подхода можно определить деятельностные, динамические характеристики процесса оценки развития детей (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.С. Леднев и др.).
— концепция управления в образовании («педагогического менеджмента») позволит рассматривать всесторонне управленческие процессы в образовании, в том числе контроля и оценки в образовательных системах. (Г.В. Ельникова, Ю.К. Конаржевський, В.В. Крижко, Е.М. Павлютенков и др.)
Для теоретического анализа проблемы исследования большое значение имеют работы Я.А. Ваграменко, Е.П. Велихова, Г.Р. Громова, В.И. Гриценко, Б.С. Гершунского, Д.В. Зарецкого, Е.В. Зворыгина, В.М. Монахоав, Т.Б. Казиахмедова, О.А. Кривошеева, Ю.А. Первина, В.Ф. Шолоховича, С. Пейперта, Г. Клеймана, Б. Сендова, Б. Хантера и др. , которые рассматривали проблемы информатизации образования. Также следует отметить создателей учебников по информатике: С.И. Бешенкова, А.Г. Гейна, Ю.М. Горвица, А.Г. Кушниренко, Е.И. Машбиц, И.Г. Семакина, Ю.А. Шафрина, рассматривающие возможности информационных систем .
Методы научного исследования:
— теоретические методы исследования: сбор информации, теоретический анализ, анализ научной, управленческой, психолого-педагогической и социологической литературы; анализ диссертационных исследований по проблеме; анализ документов, контент-анализ нормативно-правовой базы исследования, системный анализ, сравнительный анализ, метод мозгового штурма, педагогическое моделирование, анализ и обобщение управленческого и педагогического опыта по проблеме, метод экстраполяции;
— эмпирические методы исследования: психолого-педагогическое тестирование, экспертный анализ, методы математической статистики, метод экспертной оценки, метод включенного наблюдения, анкетирование, анализ результатов деятельности, методы верификации результатов исследования; метод эксперимента;
— статистические методы: методы математической статистики, обработки и отображения результатов исследования;
— интерпретационные методы: методы объяснения результатов исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформулированные в диссертации теоретические положения и выводы, дают основу для дальнейшего изучения проблем использования информационных технологий и ресурсов при оценке развития дошкольников в образовательной среде ДОО.
Научная новизна обусловлена тем, что использование информационных ресурсов рассмотрены в рамках реализации управленческо-педагогической технологии и проекта;
— будет создана теоретико-методологическая модель формирования управленческого проекта повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития дошкольников
— результаты исследования дадут новую теоретическую основу для дальнейших исследований в данной области управленческо-педагогической науки.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
— результаты теоретико-эмпирического и экспериментального исследования позволят при их внедрении в практику повысить эффективность оценки, контроля и управления ДОО в целом;
— результаты внедрения в практику управления дошкольными образовательными учреждениями проекта повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития дошкольников, может быть применим в практике контроля, оценки и управления в целом, педагогическими и образовательными системами;
— материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе вуза при подготовке руководителей образовательных учреждений;
Положения, выносимые на защиту:
1. Широкое и целенаправленное использование информационных ресурсов в век информационных технологий в управленческо-педагогических процессах значительно повышает их эффективность и результативность.
2. Разработанная диссертантом теоретико-методологическая модель формирования управленческого проекта повысит эффективность использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития дошкольников
3. Разработанный на основе исследования управленческо-образовательный проект может стать основой реорганизации педагогических подходов к использованию информационных технологий в управленческо-педагогических процессах в ДОО в оценке и контроле развития дошкольников
Экспериментальной базой исследования выступает: АНОО СОШ «Колледж XXI».
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 – май 2019) осуществлялся сбор теоретического материала его анализ, изучение научных подходов к проблеме, изучение сущности и содержания предмета, анализ объекта исследования, анализ нормативно-правовой базы исследования, определение направлений, методов исследования, объекта, предмета, формулировка гипотезы, постановка проблемы, формирование теоретико-методологической модели предмета исследования, разработка замысла эмпирического исследования.
На втором этапе (июнь 2019 – декабрь 2019) проводилась разработка и апробация пилотного управленческого проекта повышения эффективности использования информационных возможностей ДОО в оценке и контроле развития детей, проведение эмпирического и экспериментального исследования, получение результатов. Работа будет проводится на базе АНОО СОШ «Колледж XXI».
На третьем этапе (январь 2020 – май 2020) – завершающем, описательно-итоговом, проводились верификация результатов внедрения проекта исследования, анализ, обобщение и интерпретация полученных результатов, подтверждение гипотезы исследования, структурирование, оформление текста диссертации, подготовка к защите.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы:
Глава 1. Теоретические основы реализации информационного ресурса оценки развития дошкольников в дошкольных образовательных учреждениях
1.1. Теоретический анализ комплексной оценки и контроля развития дошкольников как функция управления образовательным учреждением
В системе советского образования контроль был важнейшей функцией. Вся деятельность образовательных учреждений планировалась, готовилась и строго оценивалась. В современном мире контроль стал не столь жёстким. Педагоги имеют право самостоятельно выбирать и разрабатывать образовательные программы. Кроме того в связи с гуманизацией и демократизацией управления, многие заведующие образовательными учреждениями вовсе не прибегают к функции контроля. Такие руководители возлагают особые надежды на самоконтроль и самоорганизацию. Однако как показывает практика, полный отказ от контроля может значительно снизить качество образования. Так же как чрезмерно жёсткий контроль, его полное отсутствие снижает мотивации педагогов и не способствует росту профессионального мастерства педагогов .
Контроль – это непрерывный процесс, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации. По средствам контроля менеджеры принимают решения об изменении своих действий .
Контроль также можно рассматривать как процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными. Исходя из этого определения контроль тесно связан с планированием. И именно контроль позволяет судить о том, смогла ли организация достигнуть намеченных планов или нет, реальные ли были планы, верно ли было планирование.
Контроль позволяет организации не сходить с выбранного пути развития. В некоторых организациях созданы целые системы контроля. Их функции состоят в посредничестве между планами и деятельностью, т. е. система контроля обеспечивает обратную связь между первоначальными планами менеджмента, и реальными показателями деятельности организации. Система контроля позволяет порганизации достигнуть успеха. Именно благодаря ней можно найти в организации «узкие» места и изменить ситуацию .
В результате сравнения планов и реальных показателей находят отклонения. Именно отклонения являются мотивом к действию. Если в реальности достигнуты результаты хуже, чем по плану, значит в этом вопросе у организации есть проблемы и менеджеры должны заняться на этом участке оптимизацией. Если результаты оказались лучше, чем было запланировано, то в следующем году можно поднять план по этому показателю, а тех сотрудников, которые сделали больше плана стоит премировать.
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие основные требования (критерии):
эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недоработок; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
положительное влияние на людей – контроль, его технология, методы не должны вызывать в сотрудниках отрицательные эмоции, они не должны их демотивировать;
выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений, выработке эффективных решений;
определение границ контроля – контролю подлежат отдельные конкретные действия и операции .
То есть контроль не может проводиться бездумно, бесцельно. Процесс контроля должен быть тщательно продуман и он должен способствовать росту мотивации сотрудников на улучшение качества своей деятельности.
Существуют следующие виды контроля:
1. Предварительный контроль – контроль, который начинается ещё до начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсах. Так в области человеческих ресурсов контроль представляет собой анализ деловых и профессиональных знаний и навыков сотрудников, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации. Если у сотрудника нет знаний или навыков в решении той или иной задачи, то скорее всего, он не справится. Поэтому нужно заменить исполнителя или разбить задачу на ряд более простых, чтобы сотруднику было понятно, что конкретно делать. В области материальных ресурсов необходимо отслеживать качество сырья. Только из качественного сырья можно произвести хороший продукт. В области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет: он отвечает на вопрос, когда, в каком объеме и какие средства потребуются организации.
Различают две разновидности предварительного контроля: диагностический и терапевтический. Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы, указывающие на то, что в организации что-то не в порядке. Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры. То есть с помощью этого контроля можно ещё на начальном этапе избежать ошибок .
2. Текущий контроль — осуществляется в ходе проведения работ. Его объектом являются сотрудники, а сам он преимущественно проводится непосредственным начальником. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Также по результатам текущего контроля можно быстро внести корректирующие действия, чтобы план был достигнут .
3. Заключительный контроль. Цель такого контроля – понять, что получилось, а что нет и предотвратить появление ошибок будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. И хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы что-то исправить, он дает информацию для планирования подобных работ в дальнейшем и способствует мотивации .
По субъектам, осуществляющим контроль, выделяют его следующие виды:
административный – осуществляется руководителями ДОО;
коллективный – осуществляется группой сотрудников самой организации или сотрудников из другой организации;
взаимоконтроль – коллеги оценивают результаты деятельности друг друга;
самоконтроль – осуществляется непосредственно сотрудником.
Также можно классифицировать контроль по степени охвата на:
сплошной (фронтальный), при котором контролю подлежит вся деятельность ДОО;
локальный (выборочный), при котором контролю подлежит только какая-то конкретная деятельность, направление или раздел.
Главными критериями эффективности системы контроля организации являются:
Во-первых, ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией или управленцем, чтобы достигнуть намеченных планов, чтобы улучшить деятельность организации. Информация о результатах контроля ценна только в том случае, когда она доходит до тех лиц, которые обладают правом произвести на ее основании соответствующие изменения. Контроль тесно связан с планированием и его результаты часто являются отправной точкой для дальнейших целей и задач.
Во-вторых, соответствие специфики организации. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.
В-третьих, своевременность контроля. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
В-четвертых, гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям. Незначительные изменения планов редко бывают, сопряжены с необходимостью серьезных изменений в системе контроля.
В-пятых, простота контроля. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны, они понятны и не вызывают разногласий. Если система контроля слишком сложна и люди, взаимодействующие с ней, не понимают и не поддерживают ее, то такая система контроля может не работать совсем.
В-шестых, экономичность контроля. Стоимость контроля не должна превышать тех выгод и экономий, которые планируется с помощью него получить.
То есть контроль, как и планирование, должен быть продуманны, системным. Только в этом случае он буде выполнять возложенные на него функции и будет способствовать улучшению деятельности организации.
Основными задачами контроля являются:
1. Выбор объектов оценки и формирование критериев для их оценки;
2. Выявление реального положения объекта исследования с помощью специальных методик;
3. Анализ причин, которые привели к таким результатам;
4. Осуществление корректирующих мероприятий, способствующих совершенствованию деятельности ДОО в дальнейшем .
Функции контроля в ДОО:
1. Контроль позволяет установить, насколько дошкольная организация и её деятельность соответствуют нормативным документам, решениям педагогического совета, распоряжениям руководителя. Тем самым можно понять соответствует ли ДОО современным стандартам образования, сможет ли ДОО выпустить детей подготовленных к обучению в современной школе. Тем самым именно контроль позволяет руководителю принимать обоснованные решения, корректируя ход воспитательно-образовательного процесса .
2. Осуществление контроля в управлении ДОО обеспечивает:
− выявление степени реализации целей и задач деятельности ДОО;
− предотвращение накладок, нарушений в воспитательно‐образовательном процессе;
− стимулирование профессионального развития педагогов, роста их творческой активности, воспитанию культуры педагогического труда;
− усиление личной заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива не только за результаты своей деятельности, но и за результаты деятельности ДОО в целом;
− возможность адресного выделения и поощрения особо активных и результативных членов коллектива.
3. Контроль позволяет:
− позволяет педагогам определить направления своей деятельности, позволяет им самостоятельно оценивать результаты своего труда;
− более качественно взаимодействовать и объединять свои усилия педагога для достижения общей цели;
− более эффективно управлять образовательной организацией за счёт принятия обоснованных управленческих решений .
То есть контроль создаёт ориентиры, регулирует и стимулирует развитие воспитательно-образовательной работы ДОО.
Процесс контроля осуществляется по следующим этапам:
1. Определение стандартов, нормативов, критериев деятельности, которая будет являться объектом контроля. Например, в ДОО основным критерием педагогического мастерства, а также качества воспитательно-образовательного процесса является уровень развития детей, соответствие детей и их способности возрасту.
2. Определение реального состояния объекта контроля. При этом используются такие методы, как наблюдение, беседа, тестирование, анализ документации и так далее.
3. Сопоставление реального положения с эталонным и выявления степени отклонения. Для этого чаще всего используются методы математической статистики .
4. Определение факторов, которые оказали влияние на достижение именно такого результата. В качестве факторов могут выступать как особенности самих детей (внимательный, послушный, замкнутый, медлительный), так и специфика образовательного процесса (образовательная программа, педагогический стиль).
5. Разработка направлений и мероприятий, направленных на корректировку результатов и способствующих достижению именно тех показателей, которые были запланированы. Иногда в ходе данного мероприятия пересматривается не воспитательно-образовательная деятельность, а сам стандарт (стандарт необходимо обновлять, так как у каждого поколения свои особенности).
6. Поверка результатов исполнения рекомендаций. Контроль нельзя назвать эффективным, если после его проведения в деятельности организации ничего не изменилось .
Согласно современным представлениям, в ДОО необходимо особое внимание уделять не текущему и заключительному контролю, а предварительному контролю.
Если этот вид контроля будет хорошо проведён и качественно организован, то можно будет избежать большого количества ошибок и значительно повысить удовлетворённость учащихся и их родителей от пребывания в ДОО.
Особенности предварительного контроля:
1). Контролю подвергаются главные ключевые направления деятельности организации (условие генерализации).
2). Контроль осуществляется не только руководителем организации, но и педагогами, родительским комитетом, общественными организациями, причём каждый из этих органов имеет свою сферу полномочий (условие интеграции).
3). Контроль – это не карательное мероприятие. Его основная цель – совершенствование воспитательно-образовательной деятельности, методическая и другая помощь педагогам. Поэтому в ходе проведения контрольных мероприятий необходимо создавать спокойные, доверительные отношения (условие гуманизации).
Для соблюдения условия гуманизации необходимо наличие следующих характеристик:
педагог должен иметь право свободно выбирать технологию педагогической работы с детьми, создавать (по желанию) авторскую программу обучения или адаптировать типовую программу;
педагог должен иметь возможность заниматься творчеством;
необходимо чтобы педагог имел возможность повышать свою квалификацию (посещал курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары, практикумы), заниматься научной и экспериментальной работой;
в ходе контроля необходимо разработать для каждого педагога индивидуальную программу роста, саморазвития.
4). В ходе контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого педагога, его своеобразность. То есть контролю подлежит не сама личность педагога, а егопрофессиональная деятельность (условие индивидуализации).
5). От контроля можно освободить тех педагогов, которые показывают стабильно высокие результаты, не имеют нареканий к своей деятельности. Тем самым будет стимулироваться развитие такого навыка как самоконтроль. (условие дифференциации).
Контроль всегда связан со стрессом. Поэтому в ходе контрольных мероприятий следует учитывать следующие особенности:
когда педагог находится под наблюдением, он может сильно волноваться, потерять уверенность в себе, сбиваться и запинаться;
контроль демонстрирует иерархию в организации: руководитель контролирует подчинённого, а не наоборот. В результате чего контроль априори вызывает негативные эмоции;
контроль особенно неприятен, когда наблюдаемому не известны или не понятны критерии оценки и объекты исследования. К контролю нужно готовиться, поэтому педагог заранее должен знать всё о предстоящем контроле;
контроль входит в полномочия руководителя организации, поэтому никто не может от него отказаться;
часто контроль воспринимается как придирки, как поиск слабых сторон, хотя на самом деле контроль преследует совершенно другие задачи. И об этом необходимо сообщить педагогам заранее;
часто контроль ассоциируется как недоверие руководителя к педагогу, к его профессиональной компетентности. Это в свою очередь может стать причиной ухудшения отношений между руководителем и педагогом .
Таким образом, несмотря на то, что контроль преследует благородные цели, очень часто он имеет негативные последствия. При этом чем хуже организован процесс контроля, тем больше будет негативных последствий и меньше положительных. Поэтому при организации контроля следует учесть следующие моменты:
сотрудник должен понимать, что оценке подлежит не он сам как личность, а его профессиональная деятельность. Поэтому все замечания должны восприниматься не как придирки или как личная антипатия руководителя, а как рабочий момент;
педагог должен заранее знать, что именно контролируется, каковы критерии оценки, каковы сроки контроля, кто и как будет проводить контроль;
контроль должен проводиться отрыто и максимально прозрачно, иначе возможно возникновение слухов, домыслов недовольств вреди педагогов ;
контролировать стоит не столько сами действия и воспитательно-образовательную деятельность, сколько её результат, так как порой совершенно непредсказуемые методы дают лучшие результаты;
контроль необходимо проводить выборочно. При этом контролю подлежат только наиболее существенные и значительные показатели и факторы;
по результатам контроля должны быть сформированы выводы и предложения. Особое внимание следует уделять причинам возникновения каких-либо проблем;
нельзя проводить контроль ради контроля. Контроль проводится только для того, чтобы деятельность организации стала ещё лучше.
Принципы проведения контроля в ДОО:
1. Опора на конечный результат деятельности педагога, а не на образовательный процесс;
2. Доброжелательность и сотрудничество в процессе контроля;
3. Гласность проведения контроля, понятность критериев;
4. Научность – контроль проводится только с помощью научно обоснованных и подтверждённых методик;