Психоанализ Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Образ тела у женщин нарциссической структуры личности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Особенности образа тела у женщин с нарциссической структурой личности 7
1.1 Формирования образа тела: психоаналитический взгляд 7
1.2 Психоаналитический подход к пониманию нарциссизма как феномена 16
1.3 Образ тела женщин у нарциссической структуры личности 29
Выводы I главы 34
Глава II. Клинико-психоаналитическое исследование женщин, нарциссической структуры личности (на базе школы аутентичной стилистики) 37
2.1 Практические возможности и исследования женщин с нарциссической структурой личности 37
2.2 Клинический случай 1 47
2.3 Клинический случай 2 58
2.4 Клинический случай 3 67
2.5 Клинический случай 4 78
2.6 Клинический случай 5 94
Выводы II главы 47
Заключение 113
Литература 56
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А. Тест оценки нарциссизма (W. Denek, B. Hilgenstock) (адаптация Н.М. Залуцкой, А.Я. Вукс под руководством В.Д. Вида) (НИПНИ им. Бехтерева, 2003 г.)
Приложение Б. Структурное интервью по О. Кернберг
Приложение В. Интервью по исследованию привязанности по Д. Боулби.
Приложение Г. «Методика исследования самоотношения
к Образу Физического Я» (МИСОФ)
Приложение Д. Проективная методика «Мое тело».
Приложение Е. Интервью по исследованию привязанности (Асанова Н.К).

 

  

Введение:

 

Образ тела является одним из компонентов «Я-концепции» личности. Осознание и принятие своего тела, правильное восприятие и отношение к личности в целом, а также успешная социальная адаптация зависят от развития образа, его улучшения и преодоления недостатков образования.
Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что внешний вид тела влияет на самооценку, поведение человека, играет роль в социальном восприятии и социальной адаптации; с возрастом осознание образа тела и отношение к нему улучшаются и становятся более адекватными; существуют различные подходы к изучению образа тела.
Нарциссизм является не только актуальной, но также достаточно сложной проблемой современной психотерапевтической практики. За последние годы в ценностном самосознании женщин произошли существенные изменения, которые связаны с резкими трансформациями социально-экономических условий жизни. Появляются новые правила и образцы социального поведения, меняются социальные представления, ожидания и идеалы, на которые современные женщины ориентируются и стремятся им соответствовать. Особенно заметны данные перемены в личностно значимой форме, что сказывается на психическом состоянии.
Нарастание нарциссических тенденций в современном обществе влияют на восприятие образа тела у женщин нарциссической структуры личности, и определяет актуальность рассматриваемого вопроса.
Высокая степень актуальности и социальной значимости исследования образа тела у женщин нарциссической структуры личности связана с тем, что в современном стандарте успешной личности телесная красота в обществе занимает одно из ключевых мест. Это особенно можно проследить у девушек, которые интересующихся модой и стилем, вовлечены в модную индустрию. Несмотря на рост интереса к телесной красоте, восприятию образа женщиной, мало изученной остается проблема отношения женщины к образу тела, в связи с этим возникает необходимость изучения адекватности восприятия женщиной своего тела и отношения к собственной личности в целом.
Цель исследования: изучить особенности образа тела у женщин нарциссической структуры личности.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ проблематики образа тела у женщин с нарциссической структурой личности.
2. Выявить эмпирические показатели нарциссизма у исследуемых женщин.
3. Исследовать субъективный мир женщин с нарциссической структурой личности.
4. Исследовать психоаналитические особенности объектных отношений у женщин с нарциссической структурой личности.
5. Раскрыть особенности самоотношения к образу физического Я у женщин с нарциссической структурой личности.
6. Показать особенности образа тела исследуемых женщин.

Объект исследования: феномен телесности в женском развитии в психоаналитическом подходе.
Предмет исследования: особенности образа тела у женщин с нарциссической структурой личности.
Гипотеза исследования: предполагаем, что для женщин с нарциссической структурой личности характерно неадекватное, нестабильное восприятие себя и образа своего тела.
У женщин с нарциссической структурой личности в когнитивной составляющей Я — концепции большее содержание характеристик, которые касаются непосредственно внешности и телесной специфики. Эмоциональный компонент отличается негативной самооценкой с наличием негативного самоотношения в целом.
Характеристика выборки. В исследовании 2 этапа. 1 этап включает в себя 25 человек, которые проходят тест на нарциссизм. Те женщины, у которых высокие показатели, а их 5 проходят второй этап исследования. Он заключается в проведении интервью и проективных методик.
Исследование проводилось в 2020 году. Все женщины проживают в г. Белгороде.
Методы исследования. В работе использованы такие методы как анализ литературы, психодиагностические и проективные методики, контент-анализ.
Методики исследования:
1. Тест оценки нарциссизма (W. Denek, B. Hilgenstock) (адаптация Н.М. Залуцкой, А.Я. Вукс под руководством В.Д. Вида) (НИПНИ им. Бехтерева, 2003 г.);
2. Структурное интервью по О. Кернберг;
3. Интервью по исследованию привязанности по Д. Боулби;
4. «Исследования самоотношения к образу физического Я» А.Г. Черкашиной с целью определения значимости и уровня удовлетворенности различными компонентами физического Я у женщин нарциссической структуры личности;
5. Проективная методика «Мое тело».
6. Интервью по исследованию привязанности (Асанова Н. К.)
Теоретическая значимость работы в расширении знаний о женском нарциссизме в целом и об особенностях субъективного мира женщин нарциссической структуры личности. В работе проанализированы различные психоаналитические подходы к образу тела женщин нарциссической структуры личности, анализируются работы следующих авторов: О.Кернберг, Х. Кохут, З. Фрейда, Ф. Дольто, М. Кляйн, Р., А. Фрейд, Д. Винникотт, М. Малер, Ж. Лакан, Д. Пайнз и др.
Практическая значимость работы определяется возможностью в дальнейшем формировать различные моделей психологических программ по профилактике проблемы осознания и принятия образа тела у женщин нарциссической структуры личности.
Новизна работы: Проблема восприятия образа тела у женщин нарциссической структуры личности является относительно новым направлением в рамках психоанализа. Большинство исследований ориентировано на изучение общепсихологических аспектов формирования образа у женщин, таких как этапы формирования образа в подростковом и юношеском возрасте, оказание влияния детско-родительских отношений на процесс формирования образа нарциссической личности.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

 

Глава I. Особенности образа тела у женщин с нарциссической структурой личности

1.1 Особенности формирования образа тела

Понятия телесности и образа тела развивались в рамках понятий психоаналитического направления. Само понятие «образ тела» было введено австрийским психоаналитиком П. Шильдером . Как правило, образ тела понимается как бессознательное представление собственного тела, которое включает в себя восприятие его эстетики и сексуальности. Другими словами, образ тела можно описать как определенный психосоматический комплекс, объединяющий образы тела в различные модальности, выражающие различные слои сенсорного опыта: видимый, сенсорный, слуховой, кинестетический.
По мнению Ф. Дольто, схема тела представляет собой «де-факто существующую реальность». По словам Ф. Дольто, реальное тело в пространстве относится непосредственно к переживаемому опыту, и вообще оно тождественно для всех людей. Что касается образа тела, то он характеризуется индивидуальностью, связью с человеком и его жизненным опытом . Это живой, подвижный синтез индивидуальных эмоциональных переживаний, выраженных в человеческом опыте — бессознательный комплекс воспоминаний о интерсубъективных отношениях. Ни одна психоаналитическая школа не могла оставить за пределами своего пристального внимания вопросы телесности и образа тела. В этом контексте, конечно же, необходимо начать рассмотрение психоаналитических теорий связи тела и психических структур человека с теории Зигмунда Фрейда. Австрийскому врачу удалось выявить исключительную важность тела в истоках психопатологии.
В своих работах З. Фрейд связывал эго прежде всего с телесностью. Психосексуальное развитие включает в себя пять этапов, и особенности его течения зависят от особенностей развития личности. На каждом этапе ребенок концентрирует свое внимание и фиксирует интерес к определенной области своего тела, которая выступает в качестве источника удовольствия. Благоприятное преодоление этих этапов способствует формированию нормальной и здоровой личности. Сложности стадии способствуют формированию проблем у зрелого человека. Другими словами, интерес к определенной части собственного тела является отправной точкой в развитии характера определенного типа .
Дочь З. Фрейда — Анна Фрейд продолжила разработку психоаналитической теории развития личности. Она предложила каждой сфере жизни ребенка выделять собственную линию развития. Установление нормы или патологии способствует не только фиксации текущего уровня развития в каждой линии, но и взаимные отношения. Исследователь особенно выделила линии развития автономии тела. Она считала, что несмотря на то, что развитие физического я предшествует развитию других его сторон, нет никаких предпосылок утверждать, что ребенок имеет телесную автономию раньше, чем эмоциональную или моральную. Причиной этого являются нарциссические отношения матери к телу ребенка, которые формируют в ребенке неизгладимое чувство абсолютного единства с матерью, телесной и личной бесконечности. А. Фрейд писала, что маленький ребенок относится к груди, кудрям или лицу матери так, как если бы эти части тела были его собственными. Исследователь полагал, что младенцы различают внутреннее и внешнее, исходя из принципа полученного удовольствия или испытываемого отвращения, а вовсе не исходя из перцептивных процессов взаимодействия с окружающим миром .
Представители теории объектных отношений внесли значительный вклад в развитие теорий, связанных с формированием образа-я, особенно образа телесного я. К примеру, Д. Винникотт утверждал, что благополучной организации психических структур на основе телесного опыта способствует огромный массив факторов, доминирующим среди которых выступает полноценная коммуникативная связь между ребенком и заботящимся о нем взрослым . Д. Винникот фокусирует свое внимание на таком факторе, как качество ухода матери за ребенком в течение первого года его жизни. Сформулированная им категория «достаточно хорошая мать» прочно закрепилась в психологической лексике, превратившись в рабочую категорию теорий развития различной направленности (не только психоаналитических). С ее помощью Д. Винникотт описывает такую мать, которой удается качественно заботиться о собственном ребенке. Такого рода заботу о ребенке автор называет «холдингом», причем трактуя его одновременно и в широком, и в узком смыслах. Д. Винникотт считал, что перед личностью возникают три задачи: интеграция «я», обеспечение стабильности психики в теле и объектных отношений.
Продолжение идеи сепарации/индивидуации находят в теории М. Малер. Согласно ей, в формировании образа-Я и образа матери, личностной автономии ключевую роль играют телесные контакты матери и ребенка. М. Малер считает, что именно телесные «переживания» вызывают к жизни самые первые случаи самовосприятия ребенка. Детские прикосновения к телу матери (ласки, поглаживания, объятия) приводят ребенка к осознанию собственной телесной «устроенности», границ тела. Непосредственно за рождением ребенка следует фаза нормального аутизма и нормального симбиоза, когда он сосуществует с матерью, не воспринимая собственной сепарации от нее. Мать удовлетворяет все его нужды и потребности, занимается регуляцией соматических процессов ребенка, посредничает при его контактах с окружающей действительностью. Не ощущая собственную

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы