Магистерский диплом на тему Обеспечения требований пожарной безопасности к АЗС «АЗИД» г. Гагра на основе риск-ориентированного подхода.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Состояние вопроса обеспечения пожарной безопасности автозаправочных станций и комплексов 6
1.1. Нормативно-правовая база обеспечения пожарной безопасности АЗС 6
1.2. Анализ возможных причин возникновения пожара на автомобильных заправочных станциях 12
1.3. Пожарная опасность применяемых веществ и материалов 19
1.4. Анализ существующей системы пожарной безопасности АЗС 24
2. Риск-ориентированный подход к обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты 35
2.1. Критерии и категории риск-ориентированного подхода 35
2.2. Применение риск – ориентированного подхода при организации государственного пожарного надзора 39
2.3. Повышение уровня безопасности АЗС на основе анализа риска 43
3. Совершенствование системы пожарной безопасности автомобильной заправочной станции 54
3.1. Мероприятия по исключению источников зажигания 54
3.2. Мероприятия по обеспечению безопасности людей 55
3.3. Рекомендации по повышению эффективности мер противопожарной профилактики 77
Заключение 86
Список литературы 88
Введение:
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что в современном мире проблема борьбы с пожарами и ликвидацией их последствий затрагивает как экономическую, так и социальную сторону жизни людей. Неконтролируемые возгорания происходят постоянно на самых разных объектах народного хозяйства, в том числе на транспорте, жилых зданиях и технических сооружениях, приводя порой к катастрофическим последствиям.
Можно отметить, что пожарная безопасность в России находится на достаточно низком уровне, при этом каждый 20-й случай пожара фиксируется на транспортных объектах и промышленных предприятиях. В общей сложности в России таких случаев каждый год происходит около
12-13 тысяч. Около 9% техногенных ЧС, сопровождаемых взрывами и пожарами, в России происходят именно на предприятиях.
Обеспечение пожарной безопасности предприятий по хранению и выдачи нефтепродуктов является важнейшей составляющей не только общей безопасности объекта, но и непосредственно связано с надежным и бесперебойным обеспечением населения и организаций ГСМ.
Вероятность возникновения пожаров на действующих АЗС и АЗК определяется высокой пожароопасностью технологического оборудования, используемых материалов и веществ.
По этой причине важно обеспечить нормальную работу предприятий подобной сферы за счет разработки и внедрения комплекса противопожарных систем и правил, что и подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Проведенный предварительный анализ функционирующего автозаправочной станции выявил определенные недостатки, в том числе в части требований нормативно-правовых документов, увеличивающие риск возникновения пожара, что также актуализирует необходимость проведения глубокого исследования системы пожарной безопасности на выбранном объекте.
В связи с рассмотренной актуальностью сформулирована цель работы – обеспечение требований пожарной безопасности к АЗС «АЗИД» г. Гагра на основе риск-ориентированного подхода.
Для достижения поставленной цели определены основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты пожарной опасности автозаправочных станций.
2. Провести анализ организации пожарной безопасности на АЗС «АЗИД» в городе Гагра.
3. Обосновать применение риск – ориентированного подхода для повышения уровня пожарной безопасности АЗС.
4. Рассмотреть перспективные направления улучшения системы пожарной безопасности АЗС.
5. Провести разработку предложений по совершенствованию системы пожарной безопасности АЗС.
Объектом работы является АЗС «АЗИД» в городе Гагра.
Предмет работы – разработка предложений по обеспечению требований пожарной безопасности на АЗС.
В зависимости от особенностей решаемых задач использовались следующие методы:
абстрактно-логический;
монографический;
сравнительный анализ;
моделирование.
Методическая база выпускной квалификационной работы основывается на трудах известных авторов: Бабуров В.П., Милинский А.И, Холщевников В.В., Никонов С.А., Шелгунов Р.Н., Харисов Г.Х., Дутов В.И., Палицын А.Б., Овсянников А.Н., Черкасов В.Н., а также на нормативных и правовых документах по теме исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе проведен анализ требований нормативно-правовых документов в области обеспечения пожарной безопасности на потенциально опасных объектах, проанализированы возможные причины возникновения пожара на автомобильных заправочных комплексах и пожарная опасность применяемых веществ и материалов, проведен анализ существующей системы пожарной безопасности на АЗС «АЗИД» г. Гагра.
Вторая глава посвящена обоснованию выбора риск – ориентированного подхода для обеспечения пожарной безопасности АЗС.
В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию систем пожарной сигнализации и пожаротушения, разработаны рекомендации по повышению эффективности мер противопожарной профилактики.
Заключение:
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы систематизированы и закреплены знания по значению проектированию систем противопожарной защиты объекта.
В результате проделанной работы достигнуты следующие результаты:
1. При исследовании теоретических аспектов пожарной опасности автозаправочных комплексов показано, что пожарная опасность на АЗС обусловлена возможностью образования взрывоопасной топливовоздушной смеси вблизи оборудования, дальнейшим распространением взрывоопасной ТВС по территории АЗС и ее воспламенением случайным источником зажигания.
2. Проведенный анализ организации пожарной безопасности на АЗС «АЗИД» в городе Гагра показал, что применяемая на объекте система пожарной сигнализации и пожаротушения не в полной мере соответствует требованиям пожарной безопасности АЗС, в частности используется устаревшее оборудование (пожарные извещатели), помещения АЗС не оборудованы автоматической системой пожаротушения, отсутствует СОУЭ.
3. На основе анализа категории и критериев риск – ориентированного подхода определены направления повышения уровня пожарной безопасности АЗС
4. Для улучшения системы пожарной безопасности АЗС и обеспечения безопасности людей предложены мероприятия:
провести замену устаревшего оборудования автоматической установки пожарной сигнализации;
оборудовать помещения системой оповещения людей о пожаре;
оборудовать помещения операторской АЗС системой локального пожаротушения;
укомплектовать пожарные краны системы внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами и стволами в соответствии с нормативными требованиями.
5. Для обеспечения необходимого уровня пожарной безопасности предложены технические решения по совершенствованию систем пожарной сигнализации и пожаротушения, обоснован выбор технических средств контроля и локализации возгораний, определены необходимые технические средства для организации оповещения и управления эвакуацией персонала и посетителей АЗС.
6. Для обеспечения нормативного значения уровня пожарного риска (не более одной миллионной в год) необходимо обеспечить выполнение ряда организационных и инженерно-технических мероприятий:
организацию технически грамотной эксплуатации системы АПС;
техническая надежность составных частей пожарной сигнализации должна обеспечивать вероятность эффективного срабатывания системы на уровне Rобн = 0,98;
техническая надежность составных частей СОУЭ должна обеспечивать вероятность эффективного срабатывания системы RСОУЭ = 0,98;
соблюдение норм установленной пожарной нагрузки для зданий и помещений;
обеспечение необходимой ширины выходов и путей эвакуации;
соблюдение норм установленной пожарной нагрузки для зданий и помещений;
7. На основе проведенных исследований разработаны рекомендации по повышению эффективности мер противопожарной профилактики.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель работы достигнута.
В обозримом будущем проблема борьбы с пожарами и взрывами в энергетическом комплексе пока не утратит своей актуальности и остроты и будет требовать к себе постоянного внимания не только собственников и работников предприятий, но и всех организаций, в обязанности которых входит предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций различного характера
Фрагмент текста работы:
1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ И КОМПЛЕКСОВ
1.1. Нормативно-правовая база обеспечения пожарной безопасности АЗС
Законодательство Российской Федерации (РФ) о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (рис.1.1).
Рисунок 1.1 – Система нормативных актов пожарной безопасности
Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Согласно Федеральному Закону № 69-ФЗ пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, а обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства [1].
Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.
Системы обеспечения пожарной безопасности характеризуются уровнем обеспечения безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий (научная разработка, проектирование, строительство, эксплуатация) жизненного цикла объектов и выполнять одну из следующих задач [2]:
исключать возникновение пожара;
обеспечивать пожарную безопасность людей;
обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;
обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.
Объекты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений на нормативном уровне.
Нормируемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью противопожарных устройств и систем должен обеспечивать не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека. А допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека [6].
Законодательство Российской Федерации четко регламентирует права и обязанности предприятий в области обеспечения пожарной безопасности и устанавливает специальные требования, обязательные для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с положениями Федерального Закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители предприятий обязаны [1]:
выполнение предписаний, постановлений и прочих законных требований служащих пожарной охраны в области пожарной безопасности, соблюдение установленных правил в данной сфере;
создание и внедрение мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности;
инициация мероприятий, направленных на развитие противопожарной грамотности, проверка знаний основных правил;
включение в трудовой договор с коллективом или подрядчиками, осуществляющими деятельность на территории предприятия, пунктов, связанных с противопожарной безопасностью;
обеспечение исправности системы и средств противопожарной защиты, проверка их целостности и полноты (наличия достаточного количества тушащих средств)