Магистерский диплом на тему Обеспечение условий профессионального развития воспитателей детского сада в контексте стандарта дошкольного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы профессионального развития воспитателей детского сада 9
1.1. Профессиональное развитие педагогов как насущная проблема современного дошкольного образования 9
1.2. Нормативные составляющие профессиональной компетентности воспитателя детского сада 15
1.3. Условия профессионального развития воспитателей детского сада 34
ГЛАВА II. Экспериментальная работа по созданию условий профессионального развития воспитателей детского сада в контексте стандарта дошкольного образования 49
2.1. Цели, задачи, предмет, объект, и гипотеза исследования 49
2.2. Изучение и анализ условий профессионального развития воспитателей детского сада (констатирующий эксперимент) 52
2.3. Разработка апробация условий профессионального развития воспитателей детского сада в контексте ФГОСДО (формирующий эксперимент) 66
2.4. Обобщение результатов экспериментально-исследовательской деятельности по созданию условий профессионального развития воспитателей детского сада в контексте ФГОС (контрольный эксперимент) 82
Выводы по второй главе 88
Заключение 90
Список литературы 93
Приложения 104
Введение:
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования ко всем воспитывающим взрослым, в первую очередь, к воспитателю детского сада. Подтверждения тому особые требования к кадровым условиям, которые отражены в профессиональном стандарте педагогов.
Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти называется Федеральным государственным образовательным стандартом.
Совокупность, для дошкольного образования, как и для всех уровней образования в Российской Федерации, устанавливается Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Изменения в системе образования подразумевают изменения требований к профессиональной подготовке педагогов, в том числе воспитателей детских садов. Появившийся в этой связи ФГОС ДО, предполагает обеспечение условий профессионального развития для педагогов дошкольных учреждений. Всесторонне обсуждается проблема непрерывного образования. Это насущная потребность современности. Сегодня педагогический работник нуждается в регулярном профессиональном развитии, обеспечивающимся посредством реализации дополнительных профессиональных программ. Как никогда важно, чтобы квалификация воспитателя соответствовала постоянно меняющимся условиям его профессиональной деятельности. А это в свою очередь невозможно без организации самообразования.
Согласно ФГОС ДО, детские сады являются учреждениями начального уровня в системе общего образования. Предполагается, что, пройдя эту ступень, к первому классу общеобразовательной школы ребенок достигнет определенного уровня развития. Вместе с тем, основной целью введения ФГОС ДО остается ценность индивидуальности и развитие личности каждого ребенка. В этой связи важно отметить, что особенности организации воспитательного процесса еще недостаточно осознаны педагогами дошкольных организаций. К таким особенностям относятся, например, взаимодействие с детьми на уровне равноправных партнеров по общей деятельности, что предполагает учет возможностей и интересов каждого ребенка. Ценность такой позиции воспитателя подчеркивается в трудах таких исследователей, как А.Г. Гогоберидзе, Е.П.Ильин. Это предполагает изменение самого способа педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребенок» на взаимодействие в системе «ребенок-взрослые-сверстники», являющегося более многогранным. Человечного, неформального общения с воспитателем не хватает практически каждому современному ребенку» [25]. Речь идет о такой парадигме дошкольного образования, которая хоть и не является новой, все же потребует серьезных изменений как в деятельности дошкольной организации в целом, так и в работе конкретных педагогов.
Такие изменения влекут за собой повышение требований к качеству и эффективности дошкольного образования в новых условиях. В этой связи повышаются требования к педагогам, к их личностным характеристикам, и особый вес приобретает именно профессиональное развитие воспитателей. «Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образования — деятельность, ориентированная на целостное развитие и воспитание ребенка в педагогическом процессе, — требует особого, нового качества подготовки педагога» [25]. Для того чтобы это развитие было осуществимо в полной мере, необходимо создать условия, способствующие соответствующим изменениям. Все это говорит об актуальности проблемы повышения профессионального уровня воспитателей, о том, как важно создать условия для этого.
Обратимся к имеющемуся на сегодняшний день опыту исследователей. Л.Г. Семушкина предлагает так называемую каскадную и циклическую систему повышения квалификации. Согласно данной модели, педагог осуществляет самообразование, опираясь на некий проект роста профессионализма. Плюсом данной системы, безусловно, является ее индивидуальный подход. Среди минусов – необходимость квалифицированной методологической поддержки на этапе создания проекта [67].
Заключение:
В результате проведенного теоретического и опытно-поискового исследования было установлено, что вопросы совершенствования процесса, повышения квалификации воспитателей ДО были актуальны во все периоды развития российского образования, оставаясь тесно связанными с конкретной ситуацией в дошкольном образовании. Документы федерального уровня выдвигают ряд требований к педагогической деятельности: важнейшим компонентом является ее результат — высокий уровень профессиональной деятельности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДО.
Новый стандарт ФГОСДО ориентирует воспитателя на более активную работу с родителями, на построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка, во влечение семей в воспитательный процесс, основанный на сотрудничестве все участников педагогического процесса. Ставится новая цель в образовании: воспитание, становление и развитие высоко нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, и решать ее можно только совместно с семьей. Особенность дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, находится в тесной взаимосвязи с возрастными особенностями развития ребенка дошкольного возраста. Это обеспечение эмоционального благополучия, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей и, следовательно, предоставления им широкого выбора видов деятельности, индивидуализации образования. Указанные особенности образования в ДО определяют специфику профессиональной деятельности воспитателя.
Повышение качества уровня профессиональной деятельности воспитателей ДО рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается использованию активных форм и методов обучения персонала, формированию актуальных профессиональных компетенций. Повышение уровня профессиональной деятельности педагогов в ДО осуществляется через разнообразные формы методической работы: групповые (семинары, семинары-практикумы, коллективный просмотр, консультации, педагогические советы, открытые просмотры, методические объединения, работа по единым методическим темам, мастер-классы и т.д.) и индивидуальные (индивидуальные консультации, беседы, самообразование, и т. д.).
Каждая из форм методической работы оказывает свое приоритетное влияние на достижение тех или иных целей, поэтому общая ее результативность зависит и от качества их сочетаний в непрерывном процессе совершенствования педагогического мастерства. Современный воспитатель дошкольного образования — тот, кто внимательно выслушает ребёнка, постарается найти ответы на все его вопросы, создаст педагогические условия для его всестороннего творческого развития и будет увлечённо этим заниматься.
Для того чтобы стать именно таким воспитателем, нужно позаботиться о развитии интеллектуальных и педагогических способностей. Достичь этой цели можно, если заняться самообразованием. В связи с вышесказанным, становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности и педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать, контролировать педагогически целесообразную систему работы, основанную на научных позициях, но самое важное педагог должен осознавать значимость своей профессиональной деятельности в социуме.
Профессионализм характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действия. Стабильно высокий уровень профессионализма, может быть, достигнут при условии непрерывного образования, развития профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуального стиля деятельности. Настоящее исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки проблемы.
Целью данного исследования являлось повышение профессиональной компетентности педагогов. Результаты изучения профессиональной компетентности воспитателей ДО выявили, что большинство воспитателей не владеют профессиональными педагогическими знаниями и умениями в полной мере. В большей степени воспитатели привержены традиционным подходам в обучении и воспитании детей, у них слабо выражено ценностное отношение к профессии и наблюдалось отсутствие интереса к себе как педагогу профессионалу, а также низкая степень готовности к проявлению личной активности и дальнейшему профессиональному росту.
В ходе исследования был определен диагностический инструментарий для изучения сформированность профессиональной компетентности воспитателей ДО, уровня саморазвития педагогов и их профессиональной деятельности, а также эффективность самообразования педагогов ДО. Был разработан план мероприятий, направленный на повышение профессиональной компетентности педагогов ДО. Она включала в себя несколько этапов работы: диагностический, планирование, теоретический, практический, контрольно-итоговый. Всего за период экспериментальной работы было организовано и проведено 19 мероприятий, использовались разнообразные формы работы: консультации, беседы, круглый стол, деловая игра и другие.
Анализ эффективности проведенной работы показал, что уровень профессиональной компетентности педагогов повысился. Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические аспекты проблемы профессионального развития воспитателей детского сада
1.1. Профессиональное развитие педагогов как насущная проблема современного дошкольного образования
Впервые об особенностях педагогической деятельности и профессиональном развитии педагогов в России стали говорить в середине XIX века, с появлением такой отрасли психолого-педагогической науки, как педагогическая психология [73]. Уже тогда К. Д. Ушинский выразил важнейшие для педагогической деятельности положения, а именно:
— труд педагога отличают сложность и напряженность;
— педагогическое мастерство и работа педагога над собой имеют первостепенное значение для развития детей;
— личность педагога имеет непосредственный приоритет перед знанием предмета [70].
Сегодня проблеме профессионального развития педагогов посвящено большое количество исследований. По мнению Л.Б. Соловей, на сегодняшний день исследователями не только проведен анализ структуры педагогической деятельности как таковой, но и изучены особенности личности педагога, его стили общения и педагогического мышления, а также разработаны технологии совместной работы психолога и педагога [71].
Все большее внимание исследователей привлекают личные особенности педагогов. Л. М. Митина обращает внимание на то, что возрастающий интерес к личности педагога обусловлен, кроме того, быстро сменяющими друг друга технологиями. На этом фоне фигура педагога сама по себе является более постоянной [50].
Кроме того, многие авторы отмечают принципиальное отличие педагога детского сада от иных педагогических работников наряду с несомненным сходством. Так, Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько делают акцент на возрастных различиях детей дошкольного и школьного возрастов [42]. С другой стороны, Е.Ю. Барабаш обращает наше внимание на то, что «структура педагогической деятельности воспитателя ДО совпадает с общепедагогической, но способы её деятельности и приемы выполнения являются специализированными» [2]. Это связано как с различием педагогических задач на разных этапах развития детей, так и со спецификой функционирования ДО по сравнению со школой. Ведь воспитатель взаимодействует с детьми в гораздо более близком физическом контакте, по 8-12 часов каждый день и без каникул.
Таким образом, надо понимать, что по сравнению с педагогами других образовательных организаций воспитатель детского сада взаимодействует с детьми наиболее близко и продолжительно. Тут мы подходим к важному моменту профессионального развития педагога ДО, на который обратила внимание Е. В. Лейкина. А именно, особенности деятельности воспитателя задают определенную систему требований «к уровню личностного развития воспитателя, который выступает не только носителем определенных ролевых обязанностей, но самоценен масштабом своей личности, мерой субъектности, которая определяет и задает уровень личностного развития» [44]. Все это напрямую касается профессионального развития воспитателей.
П.Ф. Коптеев выделяет еще один немаловажный момент педагогической деятельности, играющий роль при оценке профессионального развития воспитателя – сложность объективной оценки его деятельности, отсутствие четких критериев для такой оценки. Действительно, для других ступеней основного образования (от начальной школы до вузов) таким критерием является успеваемость учеников. Даже в дополнительном образовании есть свой критерий развития педагога – участие его воспитанников в специализированных конкурсах. Ни один из перечисленных критериев не применим к воспитателю ДО [36].
А.М. Криченко считает что, показателем профессионализма педагога детского сада выступает экспертная оценка, которая хоть и должна быть объективной, зачастую вызывает затруднения как у педагогов, так и у самих экспертов. И так, очевидно, что особенность профессионального развития педагога ДО, это, кроме прочего, сложность его объективной оценки [40].
Таким образом, профессиональное развитие воспитателей ДО, с одной стороны, очень схоже с профессиональным развитием других педагогов, но, с другой стороны, обладает специфическими особенностями, нуждающимися в изучении.
Чтобы понять направления профессионального развития педагогов ДО, обратимся к исследованиям их основных функций. Так, Л. Г. Семушкина выделяет следующие основные функции воспитателя детского сада:
— функцию охраны жизни и здоровья детей;
— планирование воспитательно-образовательной работы с детьми;
— осуществление воспитательно-образовательного процесса;
— организационно-хозяйственная функция;
— педагогическое просвещение родителей;
— функция самообразования [67].
Заметим, что Л. Г.Семушкина указала на еще одну из специфических особенностей деятельности воспитателя детского сада: отдельные функции, обеспечивая педагогический процесс, не являются именно педагогическими, а скорее организационно-хозяйственными, создающими условия для дальнейшего воспитания детей. Эти функции сохраняются в деятельности воспитателя на протяжении последнего столетия и актуальны по сей день [67].
По сей день является актуальным исследование профессиональной деятельности педагога ДО, опубликованное в 1986 году Е. А. Панько. В данном учебном пособии дана систематизация особенностей деятельности воспитателя, выделены различные аспекты этой деятельности, ее трудности и конфликты, а также особенности отношения педагогов к детям и отношения воспитанников к воспитателям [55].