Магистерский диплом на тему Обеспечение качества предметных результатов школьников в процессе реализации ФГОС общего образования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Проблема формирования предметных результатов школьников в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Критерии и показатели качества предметных результатов школьников 13
1.3 Определение условий обеспечения качества предметных результатов школьников 25
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 49
2.1 Использование индивидуального и дифференцированного подходов для обеспечения качества предметных результатов школьников 49
2.2 Использование педагогических технологий на уроках для обеспечения качества предметных результатов школьников 61
2.3 Результаты реализации педагогических условий обеспечения качества предметных результатов школьников 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86
Введение:
Актуальность темы. В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 7) устанавливаются федеральные государ-ственные образовательные стандарты, представляющие собой совокуп-ность требований, обязательных при реализации основных образователь-ных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего образования образова-тельными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Одним из важнейших механизмов реализации Требований к резуль-татам освоения обучающимися основных образовательных программ фе-дерального государственного образовательного стандарта являются пла-нируемые результаты освоения предметных программ общего образова-ния. Они представляют собой систему обобщенных личност-ноориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточ-нение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Важнейшими нормативными документами при этом служат:
— базисный учебный план;
— фундаментальное ядро содержания образования, включающее как систему основных научных идей, концепций, понятий (или систему основ-ного учебного материала), так и основные виды универсальных учебных действий;
— программа воспитания и социализации обучающихся;
— модель оценки результатов освоения основных общеобразователь-ных программ.
Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образова-нии, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна гото-вить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что яв-ляется главной задачей новых образовательных стандартов, которые при-званы реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование ма-териала, контроль и оценка).
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоя-тельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контро-лировать и оценивать свои достижения.
Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования стано-вится формирование умения учиться.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить эффек-тивность условий формирования предметных результатов школьников в процессе реализации ФГОС общего образования.
Объект исследования: предметные результаты обучающихся.
Предмет исследования: педагогические условия обеспечения каче-ства предметных результатов школьников в процессе реализации ФГОС общего образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психологопедагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить критерии и показатели качества предметных результатов школьников.
3. Определить педагогические условия обеспечения качества пред-метных результатов школьников.
6. Проанализировать результаты реализации педагогических усло-вий обеспечения качества предметных результатов школьников.
Заключение:
Формирование предметной компетентности является необходимым условием совершенствования образовательной практики обучения матема-тике в профильной среде. Предметная компетентность, как личностная ин-тегративная характеристика обеспечивает: развитие личности учащихся, их познавательных интересов, навыков самообразования, интеллектуаль-ных и творческих способностей, умение применить математические знания на практике, подготовку к дальнейшему профессиональному образованию или профессиональной деятельности, формированию прочных и глубоких знаний о строении, функционирования, экологии, способствует реализации цели профильного математического образования.
Прикладная направленность обучения математике формирует у учащихся понимания математики, как метода познания и преобразования окружающего мира, который должен рассматриваться не только областью приложений математики, но и неисчерпаемым источником новых матема-тических идей.
Обучение математического моделирования, применения математиче-ских знаний к решению задач прикладного содержания, возникающих за пределами математики, и которые решаются математическими методами, способствует укреплению мотивации обучения, системности, эффективно-сти, гибкости знаний, стимулирует познавательные интересы учащихся.
В педагогических исследованиях прикладную направленность мате-матики понимают как содержательный и методологический связь школь-ного курса с практикой, которая предусматривает формирование у уча-щихся умений, необходимых для решения средствами математики практи-ческих задач. Поставленные перед школой задачи по совмещения учебы с последующей производительным трудом, повышения эффективности обу-чения могут быть реализованы при условии изменения отношения педаго-гов к учебному процессу.
Уровень и качество школьного математического образования можно улучшить усилением ее прикладного, практического и политехнического направления. Прикладную направленность включает умения учащихся средствами математики исследовать реальные явления, составлять матема-тические модели задач и сопоставлять найдены результаты с реальными. Практическое направление школьного курса математики предполагает формирование у учащихся умений использовать полученные знания при изучении, как самой математики, так и других дисциплин. Политехниче-ское направление предусматривает использование математических знаний для объяснения производственных циклов, процессов обслуживания и управления, облегчения изучения других предметов (физики, химии, чер-чения, трудового обучения и т.п.). Известно, что эффективно также обуче-ние, которое в единстве с воспитанием обеспечивает активизацию мышле-ния учащихся и сознательное усвоение ими системы научных знаний, по-буждает у них желание и потребность в этих знаниях и вызывает интерес к предмету, помогает развитию способностей каждого ученика, развивает умения и навыки, полученные знания на практике, а также самостоятельно приобретать эти знания. Повышению эффективности обучения математике способствует решению задач практического содержания. Обращение к примерам из жизни и окружающей действительности облегчает учителю организацию целенаправленной учебной деятельности учащихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КА-ЧЕСТВА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Проблема формирования предметных результатов школьни-ков в психолого-педагогической литературе
В научной литературе существуют различные взгляды на определе-ние понятия «предметная компетентность». Мы опираемся на определение, которое дано в Государственном стандарте базового и полного общего среднего образования: «предметная компетентность — приобретенный учащимися в процессе обучения опыт специфической для определенного предмета деятельности, связанной с усвоением, пониманием и применени-ем новых знаний» [29]. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования определены следующие харак-теристики выпускника: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, се-мьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важ-ность образования и самообразования для жизни и деятельности, способ-ный применять полученные знания на практике; социально активный, ува-жающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нрав-ственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обще-ством, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструк-тивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и эколо-гически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окру-жающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устой-чивого развития общества и природы. Для того чтобы эти характеристики нашли воплощение в выпускнике основной общеобразовательной школы, её обучающийся должен овладеть личностными, предметными и мета-предметными результатами усвоения основной образовательной програм-мы основного общего образования.
К предметным результатам относятся усвоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной пред-метной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и ви-дах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В соответствии с разделением содержания образования на общее ме-тапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного ма-териала) доктор педагогических наук, академик Международной педаго-гической академии Хуторской Андрей Викторович, предлагает трехуров-невую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции – частные по отношению к двум преды-дущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возмож-ность формирования в рамках учебных предметов.