Прикладной психоанализ и психоаналитическое консультирование Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему «Объектные отношения и агрессивность у женщин в супружеских конфликтах»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава I.
Теоретические аспекты исследования объектных отношений и агрессивности в
супружеских конфликтах

1.1. Развитие теории объектных
отношений. 10

1.2. Понятие супружеского конфликта
и причины его развития. 26

1.3. Агрессивность в супружеских
конфликтах как форма ответа на внешнюю ситуацию.. 53

Выводы по I главе. 65

Глава II. Эмпирическое исследование объектных
отношений и агрессивности у женщин в супружеских конфликтах

2.1. Организация и методики
исследования. 68

2.2. Диагностика объектных отношений
и агрессивности у женщин в супружеских конфликтах. 78

2.3. Анализ результатов исследования
и рекомендации по гармонизации взаимоотношений в супружеской паре. 94

Выводы по II главе. 106

Заключение. 111

Список литературы.. 117

Приложения. 127

 

 

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

В
основе отношений в семье – чувство любви как высший уровень
эмоционально положительного отношения
человека к человеку.
Отношения,
построенные на основе чувства любви, характеризует
высокая избирательность, глубокая
погруженность их субъектов, контакт
между
ними на всех уровнях (психофизиологическом, психологическом,
физическом, коммуникативном). Супружеские отношения – совокупность
социально
регламентированных
отношений между брачными партнерами. Они являются частью семейных отношений и одновременно
значительно различаются по содержанию, функциям, структуре от любовных
отношений. Содержание супружеских взаимоотношений обусловлено значением брака,
который организует, стабилизирует, социально санкционирует удовлетворения
хозяйственно-бытовых, эмоционально-сексуальных, психологических и родительских
потребностей супругов.

Проблема
супружеских конфликтов в семье не теряет актуальность. Вопросами семейных
конфликтов занимались многие современные ученые: Ю. Е. Алешина [1],
Ю. Ю. Дмитрук
 [15],
Х. Ш. Ибрагимова
 [17],
О. А. Карабанова
 [18],
Г. А. Навайтис
 [39],
Э. Г. Эйдемиллер
 [64]
и др., которые отмечали, что кризис, в котором оказалась современная семья,
является следствием социальных проблем, в которых находится общество.
Признаками такого кризиса являются: высокий уровень неудовлетворенности
супружеской жизнью, конфликтность, устойчивая ориентация супругов на развод,
неспособность достичь согласия, рост числа разводов и тому подобное. Семья,
особенно на начальной стадии ее развития, нуждается в психологической поддержке
и помощи.

В
литературе нет единого мнения относительно комплексного подхода к диагностике
семейных отношений, недостаточно разработаны и пути предупреждения и
преодоления возникновения противоречий между супругами. Тем не менее, одной из
самых распространенных форм конфликтов являются супружеские конфликты.
Супружеские конфликты – это противоборство между мужем и женой на основе
столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Они имеют свои
особенности, учет которых необходим для их предупреждения и преодоления.
Супружеские конфликты обусловлены уникальностью семейных отношений, важнейшей
особенностью которых является то, что их основное содержание составляют как
межличностные отношения (любовь, кровное родство), так и правовые и этические
обязательства, которые направлены на реализацию функций семьи и их членов
(рождение и воспитание детей, ведение хозяйственной и экономической
деятельности, общение, досуг и отдых членов семьи).

Конфликт
в семье возникает в том случае, когда муж и жена стремятся занять ту же
символическую роль или исключительное положение, играть несовместимые роли,
достичь разнонаправленных целей. Вступая в брак, люди встречаются со
значительным количеством различий. В то же время конфликт содержит возможность
выхода на новый уровень взаимоотношений, нахождение новых возможностей.
Успешные семьи отличаются не отсутствием конфликтов, а незначительной их
глубиной и безболезненностью. Супружеский конфликт выполняет две функции:
конструктивную и деструктивную. Конструктивная функция конфликта в супружеских
отношениях заключается в том, что он может стать мощным источником развития
членов семьи и семьи в целом. Благодаря конфликту могут появиться новые цели,
нормы, ценности. Конструктивная функция начинает реализовываться тогда, когда
партнеры владеют навыками конструктивного поведения в конфликтной ситуации.

Деструктивная
функция конфликта заключается в том, что развитие ощущения его неразрешимости
может приводить к растущему ощущению психологического дискомфорта. Участники
конфликта начинают забывать, что их целью является попытка находить
конструктивные способы разрешения споров. Деструктивные конфликты проявляются в
замкнутости и отдаленности супругов друг от друга, потере взаимосвязей и
взаимопонимания, часто в агрессивности по отношению к другим членам семьи.

Важным
социально-психологическим фактором супружеских конфликтов является характер
межличностных отношений. Акцент на межличностных отношениях в семье делает
теория объектных отношений, как система психоаналитических представлений о личности.
В контексте теории объектных отношений термин «объекты» относится не к
неодушевленным объектам, а к значимым другим людям, с которыми индивид связан,
обычно это относится к матери, отцу или близкому родственнику, опекуну.
Согласно теории объектных отношений, доминирующей потребностью субъекта
является потребность в отношениях с объектом. Исследователи объектных отношений
(Д. В. Винникотт, М. Балинт, О. Ф. Кернберг,
М. Кляйн, Х. Кохут, К. Левальд, У. У. Мейснер,
У. Р. Фэйрберн, Р. Л. Шефер и др.) подчеркивают важность
ранних семейных взаимодействий, прежде всего отношений матери и ребенка, в
развитии личности. По теории объектных отношений считается, что младенцы
формируют ментальные представления о себе по отношению к другим и что эти
внутренние образы значительно влияют на межличностные отношения в более позднем
возрасте.

Проблема
формирования ментальных представлений о себе и «Я-концепции» в детском возрасте
нашла свое воплощение в трудах Ф. В. Басина, Дж. Боулби,
Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, З. Фрейда,
Э. Фромма и других. Вместе с тем она требует глубокого исследования,
поскольку затрагивает не только общий социально-психологический контекст, но и
имеет выраженную личностную характеристику и ее развитие в системе
жизнедеятельности. Поэтому объектные отношения в каждой конкретной ситуации
возникают с новым видением, оценкой, переосмыслением.

Выделяя
стадии развития понимания личностью внутреннего «Я», З. Фрейд рассматривал
три основные уровня психики человека: бессознательное (ид), сознание (эго) и
сверхсознание (супер-эго). Часть психики, которая мотивирует поведение
индивида, З. Фрейд определял как агрессивное влечение – часть ид, в то
время как эго, наше рациональное Я и супер-эго, наш идеальный образ самих себя,
которые противостоят ид или подавляют агрессивные импульсы. Конфликт между
различными частями личности создает напряжение в индивиде, который затем
использует защитные механизмы или способы преодоления и блокирования
сознательного осознания этого конфликта. Как одну из причин агрессивного
поведения, А. Фрейд, последователь З. Фрейда, подчеркивала нарушение
связи родитель-ребенок и считала, что эмоциональные привязанности в раннем
детстве помогают нейтрализовать агрессивные побуждения в более поздней жизни.
Из этого следует, что деструктивные конфликты между супругами могут возникать в
силу различных факторов, включая и специфику их воспитания в семье с
младенчества, отношений родителей к нему и взаимоотношений между самими
родителями.

Как
показывают данные Исследовательского центра портала Superjob.ru (2014 г.),
в России больше половины женщин (68%) являются инициаторами развода [80].
Как правило, причиной развода для женщин стал деструктивный конфликт с
супругом, который носит многообразный характер, например, разные интересы,
пьянство и сложный жилищный вопрос, ревность или слабохарактерность супруга,
ненависть к партнеру и т.д. Не менее ужасающие цифры о женской агрессии,
которая заканчивалась убийством супруга показывают статистические данные
анализа приговоров по разным частям УК РФ за период 2016-2019 гг., где 79%
осужденных женщин убили своего супруга, став жертвой насилия; за умышленное
убийство было осуждено 52% россиянок и только у 5% женщин мотивом для убийства
мужа стала ревность
 [82].

Несмотря
на достаточно обширные исследования проблемы семейных конфликтов,
фундаментальных психоаналитических исследований женской агрессивности в
супружеских отношениях практически не существует. Однако данная проблема
достаточно актуальна и востребована. Недостаточность разработанности и проблематичность
изучения поведения женщин в семейных отношениях с партнером обусловили тему
исследования «Объектные отношения и
агрессивность у женщин в супружеских конфликтах
».

Объект исследования:
супружеские конфликты.

Предмет исследования:
объектные отношения и агрессивность у женщин в супружеских конфликтах.

Цель исследования:
теоретически обосновать и эмпирически определить структурно-динамические
особенности проявления объектных отношений и агрессивности у женщин в
супружеских конфликтах.

Гипотеза исследования
заключается в предположении того, что:


существуют взаимосвязь между проявлением агрессивности женщин в супружеских
конфликтах и формированием объектных отношений на ранних стадиях развития в
семье;


проявление агрессивности женщин в супружеских конфликтах непосредственно
связаны с формированием объектных отношений в паре.

Цель и гипотеза исследования
обусловили постановку следующих задач:

1.
Провести теоретико-методологический анализ подходов к изучению проблемы
объектных отношений в научной литературе и параметров их типологизации.

2.
Выявить особенности супружеского конфликта и причины его развития.

3.
Изучить феномен агрессивности женщины в супружеских конфликтах как форма ответа
на внешнюю ситуацию.

4.
Определить дифференциально-диагностические критерии и показатели объективных
отношений и агрессивности женщины в супружеских конфликтах.

5.
Раскрыть структурно-динамические особенности объективных отношений и
агрессивности женщины в супружеских конфликтах.

6.
Предложить психологическую программу коррекции по гармонизации взаимоотношений
в супружеской паре.

Методы исследования:

В
исследовании использовался комплекс научных методов, адекватных объекту,
предмету и задачам исследования. В качестве основных методов исследования
выступали:

        теоретические: анализ
научно-психологической литературы по проблеме исследования;


эмпирические (психодиагностическое тестирование, психологическое
консультирование);

        методы математической обработки данных с
их последующей качественной интерпретацией и содержательным обобщением.
Статистическая обработка данных и графическая презентация результатов
исследования осуществлялась с помощью пакета статистических программ SPSS
(версия 22.0).

Методики исследования:

Для
достижения исследовательской цели и реализации задач эмпирического исследования
были использованы следующие методики:

1.     Тест-опросник
удовлетворения браком (ОУБ) В. В. Столина, Т. Л. Романовой,
Г. П. Бутенко.

2.     Методика
определения межличностной зависимости (Тест профиля отношений
Р. Борнштейна) в адаптации О. П. Макушиной.

3.     Тест-опросник
«Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е. Алешиной,
Л. Я. Гозмана. Е. М. Дубовской (женский вариант).

4.     Диагностика
принятия других (В. Фей).

5.     Тест
агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут).

6.     Опросник
Плутчика-Келлермана-Конте Методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index, LSI).

7.     Методика
«Копинг-тест Р. Лазаруса и С. Фолкман», адаптирована
Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк, М. С. Замышляевой.

Эмпирическая база исследования

Исследование
проводилось на протяжении 2021 г.

Характеристика
выборки исследования

Выборка
испытуемых составила 16 человек (женщины, находящиеся в супружеских отношениях
и указавшие на наличие супружеского конфликта), возраст респондентов от 25 до
45 лет со стажем в браке 5-10 лет.

Научная новизна исследования:


углубленно и уточнено: основные подходы к изучению объектных отношений и
агрессивности женщин в супружеских конфликтах; представление о типологии
агрессивности женщин, их содержание и структуру;


получили дальнейшее развитие: психологические средства и технологии
психокоррекции агрессивности женщины в супружеских конфликтах, в частности в
условиях объективных отношений.

Практическая значимость результатов
исследования

Практическая
значимость исследования заключается в разработке методического подхода
(диагностической программы) для изучения объектных отношений и агрессивности у
женщин в супружеских конфликтах.

Предложенная
диагностическая программа акцентирована на психоаналитическом подходе и
направлена на выявление влияния объектных отношений в семье и агрессивность у
женщин в супружеских конфликтах. Разработанные диагностическая и
психологическая программа коррекции по гармонизации взаимоотношений в
супружеской паре могут быть использованы в процессе психологического
консультирования. Психологическая программа коррекции по гармонизации
взаимоотношений в супружеской паре может быть составляющей курсов, проводимых
при социальных и реабилитационных центрах, работа которых направлена на помощь
супругам, находящихся в кризисном состоянии.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Таким
образом проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы:

Теория
объектных отношений утверждает, что формирование «Я» происходит в контексте
взаимодействия с объектами и проходит определенный путь развития, который
начинается с чувства слияния ребенка с матерью, опекуном или воспитателем и
заканчивается в зрелом возрасте, когда человек способен реалистично и
объективно взаимодействовать с другими. Сущность теории объектных отношений,
разработанной Д. В. Винникоттом, описана в его концепциях
трансакционного объекта, достаточно хорошей матери, которая создает ситуацию
для своего ребенка и действует как самостоятельно, так и совместно с ребенком.
Семья рассматривается как гомеостатическая система отношений между индивидами
на разных стадиях развития, которые разделяют поставленные цели, направленные
на прекращение определенной формы поведения, связанного с поиском близости, и
поощрение исследовательского поведения. Д. В. Винникотт выделил три
концепции: формирование «Я»,

Д. В. Винникотт
подчеркнул важность воспитания детей в среде, где их поощряют развивать чувство
независимости, но знают, что их мать, воспитатель или опекун защитит их от
опасности. Он предположил, что, если мать, опекун или воспитатель не заботится
о потребностях и потенциале ребенка, ребенок может развиться в ложное «Я». Следовательно,
истинное «Я» появляется, когда все аспекты ребенка признаются и принимаются.

Агрессивность
в супружеских конфликтах имеет достаточно многогранный характер очага
возникновения и, в основном, является специфической формой защиты личности от
внешних ситуационных раздражителей. Основными причинами агрессивного поведения
одного из супругов по отношению ко второму могут выступать экономические,
бытовые, индивидуально психические, сексуальные факторы и пр. Истоки развития
агрессивности в супружеских парах преимущественно находятся в детском возрасте
и непосредственно связаны с этапами становления ребенка как личности во всех
периодах взросления, социализации и адаптации в обществе.

Кроме
того, в силу несхожести психофизиологического и социального устройства мужчин и
женщин, физическая агрессия более присуща мужчинам, в то время как для женщин
характерна эмоциональная агрессия. Тем не менее, эти типы агрессивного
поведения супругов, как правило, взаимосвязаны. То есть женская вербальная
агрессия вызывает физическую мужскую и наоборот – мужская агрессия вызывает
женское противостояние, выражающееся на вербальном уровне.

Изучение
теоретических подходов к истокам и особенностям проявления женской агрессии
дало возможность выявить, что одним из самых эффективных и аффективных типов психологической
защиты женщин в конфликтных супружеских ситуациях выступает эмоциональное
насилие. Хотя и у мужчин, и у женщин есть стимулы к агрессии, уровень агрессии
у женщин неизменно ниже, чем у мужчин, за исключением случаев интимного
партнерства. Можно предположить, что агрессию женщин лучше всего понять,
рассматривая роль страха как адаптивного механизма, снижающего подверженность
физической опасности.

Анализ
теоретических подходов к проявлению агрессивности показал, что у женщин, как
правило, преобладает эмоционально-вербальная агрессия – причинение вреда с
помощью слов, таких как оскорбление или критика, выражение
эмоционально-мимического неудовлетворения партнером и др. Тем не менее, женщины
могут проявлять и физическую агрессию, которая направлена на причинение вреда с
помощью таких методов, как толкание, удары ногами или избиение, пощечины и тому
подобное.

В
этом исследовании были изучены факторы, мотивы и копинг-механизмы агрессивного
поведения женщин по отношению к супругу в конфликтных ситуациях, которые
использовали различные формы проявления агрессивности. Исследовательский
факторный анализ выявил такие мотивы проявления агрессии, как выражение
негативных эмоций, самооборона, потеря самоконтроля, ревность и жесткая
маскировка. Данные факторы, как показал теоретический анализ литературы по
проблеме исследования, могут быть вызваны сформированными в детстве и раннем
подростковом возрасте комплексом маскулинности, негативным Эдиповым комплексом,
патогенными объектными отношениями в родительской семье, которые перенеслись на
отношения с супругом.

На
первом этапе эмпирического исследования был проанализирован диагностический
инструментарий отечественных и зарубежных исследователей. На втором этапе
эмпирического исследования проводилась выборка респондентов, которая
осуществлялась с помощью онлайн-сервисов TikTok, Telegram. В процессе
проведения онлайн-трансляций в TikTok на протяжении одного месяца приняло
участие 86 женщин в возрасте от 20 до 55 лет. В результате проведенных
трансляций в TikTok выборка испытуемых составила 16 человек (женщины,
находящиеся в супружеских отношениях и указавшие на наличие супружеского
конфликта), возраст респондентов от 25 до 45 лет со стажем в браке 5-10 лет.

На
третьем этапе эмпирического исследования с помощью анализа данных анкетирования
и результатов психодиагностических методик были определены
дифференциально-диагностические критерии объектных отношений респондентов с
партнерами в зависимости от уровня удовлетворения супружескими отношениями и
структурно-динамических особенностей агрессивности женщин в супружеских
конфликтных ситуациях.

В
результате психодиагностического тестирования было выявлено, что среди
исследуемых преобладают неблагополучные отношения (6 чел., 37,5%), абсолютно
неблагополучные отношения выявлены у четырех респондентов (25,0%), такой же
показатель выявлен у респондентов, отношения которых относятся к скорее
неблагополучным (25,0%). Кроме того, в группе выявлено два респондента (12,5%),
отношения которых характеризуются как переходные.

По
результатам наблюдения «Теста профиля отношений» Р. Борнштейна,
«Теста-опросника» Ю. Е. Алешиной и др. (женский вариант), теста
В. Фейя, «Теста агрессивности» Л. Г. Почебут, Опросника Плутчика
– Келлермана – Конте и «Копинг-теста» Р. Лазаруса были определены структурно-динамические
особенности поведения респондентов в конфликтных ситуациях.

Результаты
диагностического исследования межличностных отношений показали, что в группе
преобладает высокий (50,0%) и средний (50,0%) показатели деструктивной
зависимости во взаимоотношениях женщин с партнерами; по шкале
дисфункционального отделения результаты тестирования распределились следующим
образом: низкий уровень – 6,25%, средний уровень – 50%, высокий уровень –
43,75%; по шкале здоровая зависимость высокий уровень не выявлен ни у одного
респондента, средний уровень показали 37,5% женщин, низкий – 62,5%.

Исследование
особенностей взаимодействия респондентов с супругом в конфликтной ситуации
выявили следующие результаты: по всем показателям сфер поведенческих
стереотипов женщин в конфликтных ситуациях выявлен отрицательный показатель,
что указывает на негативные реакции респондентов во время конфликта с
партнером. И только в одном случае респондент (8) показала пассивный характер
по отношению к конфликтной ситуации в сфере проявления автономии.

Результаты
тестирования на выявления характера принятия других людей показали, что
большинство респондентов показало средний балл принятия других с тенденцией к
низкому уровню, что составляет 87,5% от общего числа респондентов. Два респондента
(12,5%) показали средний уровень с тенденцией к высокому уровню принятия
других. Высокий и низкий показатель принятия других людей не выявил ни один
респондент.

Исследование
стиля поведения в конфликтных ситуациях показало такие результаты: большинство
респондентов (68,75%) имеют высокий уровень агрессивности. Средний уровень
агрессивности выявлен у пяти респондентов, что составляет 31,25% от общего
числа исследуемых женщин.

Показатели
жизненного стиля среди исследуемых женщин дали следующие результаты: наиболее
высокий общий показатель напряженности в конфликтной ситуации выявлен у первой
исследуемой (54,3%); уровень общей напряженности в пределах 40,0-45,0% выявлен
у 7 женщин, остальные респонденты показали напряженность в конфликтных
ситуациях от 32,6% до 39,1%. Также были выделены уровни напряженности по
шкалам, где наиболее высокий показатель выявлен по шкале «Проекция» (49,4%),
самый низкий показатель – по шкале «Вытеснение» (25,0%). По остальным шкалам
показатели, в целом, находятся на одном уровне.

Исследование
копинг-механизмов и копинг-стратегий поведения в трудных ситуациях выявило
следующие результаты: низкий уровень напряженности выявлен у большинства женщин
по шкале «Принятие ответственности» – 87,5%, по шкале «Конфронтационный копинг»
– 12,5%, по шкале «Дистанцирование» – 6,25%, по шкале «Планирование решения
проблемы» – 12,5% и по шкале «Положительная переоценка» – 31,2%. Высокий
уровень напряженности среди большинства респондентов выявлен по двум шкалам –
«Поиск социальной поддержки» – 62,5% и «Бегство-избегание» – 87,5%. Остальные
респонденты выявили средний уровень напряженности в конфликтных ситуациях.
Наиболее высокий показатель количества респондентов среднего уровня выявлен по
шкалам «Дистанцирование» (93,7%), «Самоконтроль» (93,7%) и «Планирование
решения проблемы» (81,2%).

Полученные
результаты психодиагностического исследования позволили выделить принципы
построения и содержание психокоррекционной программы формирования
конструктивных копинг-стратегий женщин в конфликтных ситуациях с супругами.
Программа состоит из четырех основных блоков: 1) информационная часть и
упражнения, целью которых было знакомство участников между собой, повышение
уровня доверия и создание положительной атмосферы в группе, анализ конфликтов в
супружеских отношениях; 2) налаживание конструктивного общения, повышение
уровня эмпатийного и активного слушания, развитие умения слушать; 3) анализ
семейных ценностей и целей супружеской жизни, повышение степени коммуникативной
адаптированности; 4) выработка навыков преодоления конфликтных ситуаций,
повышение уровня рефлексии.
Эффективность реализации программы
обеспечивается принципами ее построения и функционирования, а также
соответствием форм и методов консультативной, психокоррекционной и
психотерапевтической работы. Общая логика построения программы включает ее
постепенное усложнение, учет возможностей участников, динамику группового
процесса. Увеличение нагрузки рассматривается в качестве одного из факторов,
стимулирующих личностное раскрытие участников и формирование у них
конструктивных копинг-стратегий во время возникновения конфликтных ситуаций в
супружеских отношениях.

Таким
образом, цель и задачи исследования выполнены в полном объеме, гипотеза о том,
что между проявлением агрессивности женщин в супружеских конфликтах и
формированием объектных отношений на ранних стадиях развития в семье существует
взаимосвязь, а проявление агрессивности женщин в супружеских конфликтах
непосредственно связаны с формированием объектных отношений в паре доказана.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические аспекты исследования
объектных отношений и агрессивности в супружеских конфликтах

 

1.1. Развитие теории объектных
отношений

Понятие
«объектные отношения» в современном психоанализе трактуется как динамическое
интернализованное отношение между субъектом и значимыми для него другими
объектами [31]. Объектные отношения представляют собой сложный и целостный
итог организации психофизических систем индивидуума, определенного восприятия
им объектов мира, связанных с ментальными представлениями (объект,
воспринимаемый внутренним «Я»; «Я» по отношению к объекту; отношения между «Я»
и объектом) и выбираемыми способами действий, нацеленных на послабление или
нивелирование любого изменения, которое угрожает целостности и устойчивости
«Я».

Теории
объектных отношений представляют собой многообразные и иногда противоречивые
подходы, которые в основном основаны на теориях Д В. Винникотта,
М. Кляйн и У. Р. Фэйрберна [61]. Данные подходы
фокусируются на интерактивных отношениях ребенка с другим человеком (объектом),
который существует для него с самого рождения. Эти отношения рассматриваются
как ключевые в дальнейшем психическом развитии ребенка. В том случае, если
объектные отношения между ребенком и окружающими его людьми не приносят
положительных результатов, то они способствуют развитию тяжелого психического
заболевания. Тем не менее, каждая из этих теорий уделяет большое внимание связи
между матерью и ребенком, как ключевому фактору в развитии его психической
структуры на протяжении первых лет жизни.

Из
вышесказанного можно заключить, что теория объектных отношений является частью
модальности психоанализа. Следовательно, психологическая теория, а также метод
лечения психических расстройств объектных отношений основаны на теории
психоанализа, разработанным в конце XIX-начале XX вв. З. Фрейдом,
который изначально подчеркивал внутренние (инстинктивные) импульсы «к
значимости потребности или поиска отношений с другими людьми, а также этапы
развития и нарушения, которые к ним относятся» [69, с. 123]. Дальнейшее
развитие теория объектных отношений получила в исследованиях М. Кляйн,
которая также работала над концепцией «частичных объектов влечений», описывая
«преувеличенную поглощенность ребенка определенными частями тела, например,
грудью или другими участками, и вытекающую из этого тенденцию не соотносить это
ко всему человеку» [69, с. 130].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы