Магистерский диплом на тему Нефинансовая отчетность организации на примере «ООО ОБИ Франчайзинговый центр»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСКРЫТИЯ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ 7
1.1. Сущность, понятие нефинансовой отчетности в организациях 7
1.2. Проблемы формирования нефинансовой отчетности в зарубежных странах 16
1.3. Особенности регулирования состояния нефинансовой отчетности в России 22
1.4. Проблемы применения стандартов в России 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ООО «ОБИ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЙ ЦЕНТР» 36
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «ОБИ Франчайзинговый центр» 36
2.2. Исследование особенностей корпоративной социальной ответственности в ООО «ОБИ Франчайзинговый центр» 52
2.3 Анализ статистики нефинансовой отчетности по отраслям российской экономики 57
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ООО «ОБИ Франчайзинговый центр» 67
3.1. Рекомендации по совершенствованию стандартов корпоративной социальной ответственности в «ОБИ Франчайзинговый центр» 67
3.2. Разработка формы нефинансовой отчетности для ООО «ОБИ Франчайзинговый центр» 71
3.3. Расчет экономической эффективности от разработанных рекомендаций по совершенствованию стандартов корпоративной социальной ответственности в «ОБИ Франчайзинговый центр» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Тема корпоративной социальной ответственности является объектом пристального внимания, в особенности со стороны общественности, как в России, так и в мире. В современном мире для делового бизнеса становится очевидным, что завоевание прочных позиций в национальной и мировой экономике возможно только через повышение эффективности и усиления конкурентоспособности. Ответственное ведение бизнеса предполагает необходимость отчитываться перед обществом за оказываемое на него экономическое, экологическое, социальное воздействие вследствие деловой активности. Современный бизнес, функционирующий в соответствии с набирающей популярность корпоративной социальной ответственностью (КСО), принимает производственные экономические решения с учетом социальных и экологических последствий, что в условиях насыщенности рынков становится конкурентным преимуществом компании. Возрастает роль нефинансовых рисков для предприятия, для инвесторов они становятся более значимы наряду с коммерческими и экономическими. В качестве инструмента оценки этих рисков и реализации КСО выступает нефинансовая отчетность.
Если говорить о предпосылках развития КСО и тенденциях, ведущих к повышению ее значимости, необходимо отметить несколько важных факторов.
Во-первых, признание миром того факта, что природные ресурсы ограничены, а потребности растущего населения планеты увеличиваются. Использование невозобновляемых ресурсов не успевает за освоением альтернативных источников, которые эти потребности не покрывают. И для каждого нового поколения эта проблема имеет все большее значение. Во-вторых, ухудшается общее состояние окружающей среды.
Очевидно, что эти две проблемы приобрели острый характер в настоящем из-за активной экспансии крупного корпоративного сектора во второй половине XX в., описанной ранее. И ответственность перед обществом, которую сейчас активно пропагандируют ТНК, неизбежна как результат ее отсутствия у крупного бизнеса на этапах захвата и деления сфер мирового влияния. Теперь же, несмотря на то что большинство глобальных проблем образовались не без влияния ТНК, решить их без помощи этих компаний не представляется возможным. Также на усиление значимости КСО влияет глобализация информации. Непродуманная социальная, экологическая политика компании тут же выносится на суд общественности по всему миру, и негативная реакция на действия компании может нанести урон стабильности ее финансового состояния, привести к падению стоимости акций.
Глобальный характер приобрел и рынок капитала. Инвесторы, будучи информированными о деятельности компании в сфере КСО, могут дать более точную и глубокую оценку ее перспектив и стратегии развития, а потому все чаще отдают предпочтение более устойчивому бизнесу не только с точки зрения финансовых показателей, но и в разрезе социальной, экологической и этической составляющих. Все это обусловило актуальность исследования нефинансовой отчетности.
Цель исследования состоит разработке рекомендаций по совершенствованию стандартов корпоративной социальной ответственности в организации.
Задачи исследования:
— исследовать сущность, понятие нефинансовой отчетности в организациях;
— охарактеризовать проблемы формирования нефинансовой отчетности в зарубежных странах;
— выявить особенности регулирования состояния нефинансовой отчетности в России;
— провести исследование особенностей корпоративной социальной ответственности в ООО «ОБИ Франчайзинговый центр»;
— провести анализ статистики нефинансовой отчетности по отраслям российской экономики;
— проанализировать проблемы применения стандартов в России;
— разработать рекомендации по совершенствованию стандартов корпоративной социальной ответственности в «ОБИ Франчайзинговый центр»;
— разработать формы нефинансовой отчетности для ООО «ОБИ Франчайзинговый центр».
Объект исследования — ООО «ОБИ Франчайзинговый центр». Предмет исследования – нефинансовая отчетность и особенности ее формирования.
Проблема составления, анализа и оценки нефинансовой отчетности является комплексной, состоящей из целого ряда важнейших на¬правлений работы организации. В настоящее время, в российской литера¬туре в общетеоретическом плане данная проблема освещается достаточ¬но узко. Так, основные подходы к организации составления нефинансовой отчетности, ее оценки достаточно подробно изложены в работах следующих авторов: Балашова А.П., Репина В.В., Косова Л.М., Исаевой О.М., Попова С.Г., Янковской В.В. и др. В то же время, ощущается недостаток работ, определяющих необходимый ин¬струментарий решения частных задач нахождения информации и массива данных внутри организации для составления нефинансовых отчетов.
Текст работы:
По результатам исследования первой главы сделаны следующие выводы. Инвесторы по всему миру ожидают более подробную и полезную отчетность нефинансовой информации о результатах деятельности. Сочетание растущих свидетельств связи между торговлей и изменением климата, ряда громких примеров плохого корпоративного управления и нового понимания социальных последствий для бизнеса побудило инвесторов уделять больше внимания вопросам экологии, социальной сферы и управления.
В рамках исследования сущности, понятия нефинансовой отчетности в организациях выяснили, что публичная нефинансовая отчетность представляет собой совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития, предупреждения коррупции, включая экономические, социальные, экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи.
Анализ проблем формирования нефинансовой отчетности в зарубежных странах позволил выявить, что ориентация иностранных инвесторов на КСО представляет собой долгосрочный переход, а не краткосрочную тенденцию. Чем больше инвесторов задают вопросы по вопросам КСО, тем больше они понимают основные риски для бизнеса, которые эти факторы могут представлять. Отчетным периодом для публичной нефинансовой отчетности (отчетным годом) устанавливается календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Публичная нефинансовая отчетность должна раскрываться путем ее размещения на официальном сайте компании. Такие сведения должны быть доступны для любого интернет-пользователя в течение 5 лет с даты размещения.
Изучив особенности регулирования состояния нефинансовой отчетности в России сделали выводы о том, что составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность компании начнут со сведений за 2019 год. Публичная нефинансовая отчетность должна содержать данные об устойчивом развитии.
Информация об устойчивом развитии в отчете организации позволяет дополнить представление о том, какие факторы влияют на способность организации создавать стоимость в долгосрочной перспективе. В настоящее время международной организацией «Глобальная инициатива по отчетности» (GlobalReportingInitiative) разработана четвертая версия (G4) методических материалов и стандартов для составления компаниями НФО (КСО), которая введена в действие в ближайшее время. Версия G4 представляет собой существенное развитие, расширение и детализацию предыдущей версии G3.1. Именно эти материалы в версии G4 признаются мировым бизнес-сообществом в качестве руководящих. Значительное место в НФО (КСО) занимают разделы по охране окружающей среды и социальным вопросам. Публичность и открытость являются одними из базовых принципов, лежащих в основе деятельности компаний. Помимо годовых отчетов компании с 2019 года должны будут на добровольной основе осуществлять публикацию ежегодной отчетности об устойчивом развитии.
Подготовка нефинансовой отчетности должна осуществляться в соответствии с международным Руководством по отчетности в области устойчивого развития GRI.
Нефинансовая отчетность информирует заинтересованные стороны о вкладе организации и организаций группы в улучшение социально-экономических условий жизни общества и сохранение окружающей среды.
При определении содержания нефинансовой отчетности организации должны руководствоваться ведущими стандартами и инициативами в области устойчивого развития, лучшей практикой российских и зарубежных финансовых институтов, а также учитывать мнения заинтересованных сторон.
В целом, компании продемонстрировали некоторое улучшение в определении нефинансовых тем, которые важны для инвесторов, и метрик, которые наиболее точно измеряют прогресс и эффективность. Однако сейчас необходимы всемирно признанные стандарты нефинансовой отчетности.
В настоящее время существует целый ряд стандартов, руководящих принципов и структур, которые были созданы глобальными органами, в том числе: Международным советом по комплексной отчетности (IIRC); Глобальная инициатива по отчетности (GRI); Совет по стандартам раскрытия климата; и Целевая группа по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом. Влиятельные национальные органы, такие как базирующийся в США Совет по стандартам учета в области устойчивого развития (SASB), также важны. И, конечно же, Директива ЕС о нефинансовой отчетности требует, чтобы крупные общественные организации включали годовые нефинансовые отчеты об устойчивости и разнообразии.
Но не существует единого общепринятого набора стандартов, который подходил бы ко всем формам нефинансовой информации. В сложившейся ситуации инвесторы не всегда могут сравнивать компании на равных. Это связано с тем, что нет четкой информационной сети, которая позволила бы им эффективно сравнивать предприятия по темам КСО. Если компании раскрывают разные типы данных и используют разные измерения, практически невозможно установить сравнения или определить тенденции. Во многих случаях о риске управления лучше сообщается, чем о социальном и экологическом риске. Этот дисбаланс также необходимо устранить.
Без сомнения, компании должны быть заинтересованы в предоставлении более четкой и последовательной информации для инвесторов. Вот почему общепризнанные стандарты нефинансовой отчетности имеют смысл. Инвесторы, которые все больше осознают риски, связанные с КСО, будут рассматривать компании, которые соблюдают эти стандарты, более благоприятно, чем те, которые не совсем прозрачны в отношении управления своим бизнесом и своих экологических и социальных обязательств.
Со временем те компании, которые не соответствуют общепризнанным стандартам, скорее всего, увидят, что инвесторы все чаще распродают свои активы. И что существенно, этим компаниям будет сложнее и дороже привлекать капитал. Это будет сильным стимулом к действию.
Исследование особенностей корпоративной социальной ответственности в ООО «ОБИ Франчайзинговый центр» позволило сделать следующие выводы. OBI — европейская компания формата DIY. Обычному жителю городов России будет сложно понять, что компания понимает под КСО. Компания не предоставляет информацию, как таковую, по этой теме. Следуя последним тенденциям в ритейле, OBI разрабатывает онлайн-сервисы. На сайте нет информации о стратегии и принципах ведения бизнеса, что сразу же портит впечатление от сайта и компании. Но компания гордится и сообщает своим будущим сотрудникам и клиентам, что заняла престижные места в профессиональных наградах для работодателей. В 2016 году OBI Russia заняла первое место в номинации Федерации престижной профессиональной премии HR-Brand 2015, а также стала победителем конкурса Moscow Quality 2016 под патронатом Мосгордумы. В 2015 году компания стала лауреатом премии «Права потребителей и качество обслуживания» в номинации «Товары для строительства и ремонта».
По результатам исследования были разработаны рекомендации для ООО «ОБИ Франчайзинг Центр»:
1. Разработка сбалансированного подхода к интерпретации областей проявления КСО (на данный момент в большинстве компаний преобладает социальная сфера, а в сфере охраны окружающей среды преобладает только компания, являющаяся частью международных проблем и холдинги)
2. Постепенный переход к внедрению «стратегической модели» реализации КСО.
3. Развитие управления заинтересованными сторонами. Анализ заинтересованных сторон, оценка их влияния на компанию, ранжирование заинтересованных сторон (ЗС), с целью корректировки корпоративной политики, целей КСО. Ведущая инициатива по выявлению социальных проблем и тенденций, ожиданий заинтересованных сторон с учетом мировых тенденций в своей деятельности.
4. Определение стратегии, приоритетных направлений деятельности, с учетом анализа возможностей получения общего социально-экономического / экологического эффекта, как для компании, так и для ЗС и общества, оценка эффективности КСД.
5. Анализ эффективности существующей организационной структуры предприятия. Рассмотрим необходимость и возможность выделения специального отдела КСО (функции, персонал, обязанности). Возможное продление полного полномочий внутренних «советов / комитетов», если таковые имеются.
Также была дана оценка экономической эффективности разработки форм нефинансовой отчетности. Поскольку наличие нефинансовой отчетности напрямую влияет на расположение инвесторов, то расчет экономической эффективности от разработанных рекомендаций по совершенствованию стандартов корпоративной социальной ответственности в «ОБИ Франчайзинговый центр» произвели исходя из повышения инвестиционных возможностей. Разработка форм нефинансовой отчетности будет способствовать соответствию «ОБИ Франчайзинговый центр» международным стандартам открытости и социальной ответственности, что повысит рейтинг предприятия в глазах инвесторов и позволит привлечь больше денежных средств.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Тема корпоративной социальной ответственности является объектом пристального внимания, в особенности со стороны общественности, как в России, так и в мире. В современном мире для делового бизнеса становится очевидным, что завоевание прочных позиций в национальной и мировой экономике возможно только через повышение эффективности и усиления конкурентоспособности. Ответственное ведение бизнеса предполагает необходимость отчитываться перед обществом за оказываемое на него экономическое, экологическое, социальное воздействие вследствие деловой активности. Современный бизнес, функционирующий в соответствии с набирающей популярность корпоративной социальной ответственностью (КСО), принимает производственные экономические решения с учетом социальных и экологических последствий, что в условиях насыщенности рынков становится конкурентным преимуществом компании. Возрастает роль нефинансовых рисков для предприятия, для инвесторов они становятся более значимы наряду с коммерческими и экономическими. В качестве инструмента оценки этих рисков и реализации КСО выступает нефинансовая отчетность.
Если говорить о предпосылках развития КСО и тенденциях, ведущих к повышению ее значимости, необходимо отметить несколько важных факторов.
Во-первых, признание миром того факта, что природные ресурсы ограничены, а потребности растущего населения планеты увеличиваются. Использование невозобновляемых ресурсов не успевает за освоением альтернативных источников, которые эти потребности не покрывают. И для каждого нового поколения эта проблема имеет все большее значение. Во-вторых, ухудшается общее состояние окружающей среды.
Очевидно, что эти две проблемы приобрели острый характер в настоящем из-за активной экспансии крупного корпоративного сектора во второй половине XX в., описанной ранее. И ответственность перед обществом, которую сейчас активно пропагандируют ТНК, неизбежна как результат ее отсутствия у крупного бизнеса на этапах захвата и деления сфер мирового влияния. Теперь же, несмотря на то что большинство глобальных проблем образовались не без влияния ТНК, решить их без помощи этих компаний не представляется возможным. Также на усиление значимости КСО влияет глобализация информации. Непродуманная социальная, экологическая политика компании тут же выносится на суд общественности по всему миру, и негативная реакция на действия компании может нанести урон стабильности ее финансового состояния, привести к падению стоимости акций.
Глобальный характер приобрел и рынок капитала. Инвесторы, будучи информированными о деятельности компании в сфере КСО, могут дать более точную и глубокую оценку ее перспектив и стратегии развития, а потому все чаще отдают предпочтение более устойчивому бизнесу не только с точки зрения финансовых показателей, но и в разрезе социальной, экологической и этической составляющих. Все это обусловило актуальность исследования нефинансовой отчетности.
Цель исследования состоит разработке рекомендаций по совершенствованию стандартов корпоративной социальной ответственности в организации.
Задачи исследования:
— исследовать сущность, понятие нефинансовой отчетности в организациях;
— охарактеризовать проблемы формирования нефинансовой отчетности в зарубежных странах;
— выявить особенности регулирования состояния нефинансовой отчетности в России;
— провести исследование особенностей корпоративной социальной ответственности в ООО «ОБИ Франчайзинговый центр»;
— провести анализ статистики нефинансовой отчетности по отраслям российской экономики;
— проанализировать проблемы применения стандартов в России;
— разработать рекомендации по совершенствованию стандартов корпоративной социальной ответственности в «ОБИ Франчайзинговый центр»;
— разработать формы нефинансовой отчетности для ООО «ОБИ Франчайзинговый центр».
Объект исследования — ООО «ОБИ Франчайзинговый центр». Предмет исследования – нефинансовая отчетность и особенности ее формирования.
Проблема составления, анализа и оценки нефинансовой отчетности является комплексной, состоящей из целого ряда важнейших на¬правлений работы организации. В настоящее время, в российской литера¬туре в общетеоретическом плане данная проблема освещается достаточ¬но узко. Так, основные подходы к организации составления нефинансовой отчетности, ее оценки достаточно подробно изложены в работах следующих авторов: Балашова А.П., Репина В.В., Косова Л.М., Исаевой О.М., Попова С.Г., Янковской В.В. и др. В то же время, ощущается недостаток работ, определяющих необходимый ин¬струментарий решения частных задач нахождения информации и массива данных внутри организации для составления нефинансовых отчетов.
Список литературы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСКРЫТИЯ НЕФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Сущность, понятие нефинансовой отчетности в организациях
Российские организации обязали составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность.
Минэкономразвития, разработавшее законопроект, пояснило, что практика публичной нефинансовой отчетности развивается в мире уже более 20 лет. Публикация нефинансовых отчетов осуществляется большинством транснациональных и крупных национальных компаний, а также рядом государственных и муниципальных организаций в странах мира.
Вместе с тем, в российском законодательстве пока нет закона, который регулирует составление и раскрытие публичной нефинансовой отчетности .
В связи с этим проект закона определяет, что публичная нефинансовая отчетность – это совокупность сведений и показателей, отражающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности организации в части социальной ответственности и устойчивого развития.
При этом составлять и раскрывать такую отчетность закон обязывает:
• государственные корпорации;
• государственные компании;
• публично-правовые компании;
• государственные унитарные предприятия и хозяйственные общества с выручкой 10 млрд рублей и более;
• иные хозяйственные общества, акции которых допущены к обращению на организованных торгах путем включения их в котировальные списки.
Отчетным периодом для публичной нефинансовой отчетности (отчетным годом) устанавливается календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
Публичная нефинансовая отчетность должна раскрываться путем ее размещения на официальном сайте компании. Такие сведения должны быть доступны для любого интернет-пользователя в течение 5 лет с даты размещения.
Составлять и раскрывать публичную нефинансовую отчетность компании начнут со сведений за 2019 год. Публичная нефинансовая отчетность должна содержать данные об устойчивом развитии.
Информация об устойчивом развитии в отчете организации позволяет дополнить представление о том, какие факторы влияют на способность организации создавать стоимость в долгосрочной перспективе .
Устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени и при этом не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Факторы устойчивого развития включают социальный, экологический и экономический аспекты деятельности как самих компаний, так и их заинтересованных сторон.
Стандарты и руководства по нефинансовой отчетности:
— Стандарты отчетности в области устойчивого развития GRI (Global Reporting Initiative);
— Международный стандарт интегрированной отчетности (МСИО) (International Integrated Reporting Committee – IIRC);
— Глобальный договор ООН;
— Цели в области устойчивого развития ООН (ЦУР) (UN Sustainable Development Goals – SDGs);
— Стандарт социальной отчетности компаний АА1000 AS (The Institute
of Social and Ethical Accountability);
— Руководство по социальной ответственности ISO 26000.
Рассмотрим преимущества подготовки нефинансовой отчетности :
— Соответствие требованиям международных стандартов и передовой практике раскрытия информации;
— Повышение позиции компании в ESG индексах и рейтингах;
— Более эффективное управление нефинансовыми показателями деятельности компании;
— Поддержание имиджа и деловой репутации компании и возможность подчеркнуть ее лидирующую позицию в отрасли;
— Эффективное управление внешними коммуникациями для более успешного развития в отрасли.
Рассмотрим также глобальные тренды, способствующие развитию нефинансовой отчетности:
Рост ожиданий инвесторов и иных заинтересованных сторон
— Индексы и рейтинги в области устойчивого развития: индекс устойчивого развития Доу-Джонса (DJSI), серия индексов FTSE4Good, MSCI, Sustainalytics и пр.;
— Увеличение количества государственных и негосударственных инструментов, регулирующих нефинансовую отчетность;
— Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития публичной нефинансовой отчетности» от 5 мая 2017 года № 876-р;
— Директива Европейского Парламента и Совета 2014/95/EU;
— Рабочая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, относящейся к изменениям климата;
— Повышенное внимание к факторам конкурентной среды организации;
— Ожидания заинтересованных сторон.
Отчетность – это важный инструмент в построении взаимоотношений с заинтересованными сторонами.
Руководство и акционеры:
— Получение максимально полной информации о деятельности компании;
— Анализ нефинансовых показателей в рамках оценки рисков и новых возможностей для развития бизнеса.
Деловые партнеры и участники рынка :
— Сотрудничество с надежными организациями, руководствующимися этическими принципами ведения деятельности;
— Получение информации в области устойчивого развития от своих поставщиков.
Инвесторы и кредиторы:
— Высокий и устойчивый возврат на инвестиции и оценка нефинансовых рисков;
— Принятие решений с учетом социальной и экологической результативности;
Персонал и профсоюзы:
— Получение информации об обеспечении безопасности и достойных условий труда, размере вознаграждений и социальных программах.
Местные сообщества и общественные организации:
— Получение информации о выгодах или проблемах, связанных с присутствием компании на их территории (например, создание рабочих мест, сохранение природных ресурсов, реализация программ развития).
Органы государственной власти:
— Понимание вклада компании в развитие региона;
— Учет влияния компании при разработке политик социально-экономического развития и охраны окружающей среды.
В последние 10-15 лет широкое распространение в мире получили нефинансовые отчеты компаний (НФО) или иначе «отчеты по устойчивому развитию» (или корпоративной социальной ответственности, КСО). Эксперты мирового бизнес-сообщества считают, что «…интегрированная отчетность (то есть включающая НФО) может быть дополнительным конкурентным преимуществом для компаний, которые хотят найти доступ к капиталу по разумной стоимости…», что произойдет «…за счет формирования более доверительных отношений с инвесторами и укрепления позиций на фондовых рынках; рождается механизм, который будет использоваться инвестиционными организациями при принятии решений» .
Эта деятельность распространилась и в РФ, где 111 компаний разработали единожды или разрабатывают периодически НФО. Это направление поддерживается Правительством (в частности, директива Правительства РФ от 30 марта 2012 г. №1710п-П13).
В настоящее время международной организацией «Глобальная инициатива по отчетности» (GlobalReportingInitiative) разработана четвертая версия (G4) методических материалов и стандартов для составления компаниями НФО (КСО), которая введена в действие в ближайшее время. Версия G4 представляет собой существенное развитие, расширение и детализацию предыдущей версии G3.1. Именно эти материалы в версии G4 признаются мировым бизнес-сообществом в качестве руководящих.
Значительное место в НФО (КСО) занимают разделы по охране окружающей среды и социальным вопросам. Ниже приводится их краткое содержание в соответствии с G4.
Стандартные элементы отчетности по G4 представляют собой следующие разделы и подразделы :
1.Общая информация об организации:
— стратегия и анализ;
— профиль организации;
— выявленные существенные аспекты деятельности и границы анализа;
— взаимодействие с заинтересованными сторонами;
— общие сведения об отчете;
— корпоративное управление;
— этика и добросовестность.
2. Специфические для компании элементы отчетности:
— категория «Экономическая отчетность»;
— категория «Экологическая отчетность»;
— категория «Социальная отчетность» с подкатегориями:
— практика трудовых отношений и достойный труд;
— права человека;
— общество;
— ответственность за продукцию.
По каждому из разделов, в компании имеются достаточно глубоко проработанные документы. Это, например, трехлетняя финансовая отчетность за 2016-2018 гг. выполненная по международным стандартам.
Хотя руководящие указания G4 по составлению отчета — это два документа общим объемом около 400 страниц, разработка отдельных разделов и подразделов НФО означает переформатирование и некоторое дополнение уже имеющейся информации. Это касается по большей части «Общих элементов» отчета и категории «Экономическая отчетность».
Однако отчеты по НФО имеют свою специфику, нетрадиционную для отечественной практики постановку вопросов и их детализацию (это имеет отношение, в первую очередь, к разделу «Социальная ответственность»).
Наибольшую новизну и расширенный спектр вопросов имеет раздел по категории «Экологическая отчетность», в котором наряду с традиционными для нашей страны вопросами охраны окружающей среды содержатся ранее не рассматривавшиеся аспекты . Полное содержание этого раздела представлено ниже:
1.Категория «Экологическая отчетность»
Аспект: Применяемые материалы и сырье:
— количество;
— % повторного использования.
Аспект: Энергия:
— потребление энергии в компании;
— потребление энергии вне компании;
— удельные показатели потребления энергии;
— снижение потребления энергии;
— ужесточение требований к выпускаемой продукции и услугам в части энергопотребления.
Аспект: Водопотребление:
— водозаборы;
— природные водоисточники, подвергаемые воздействию;
— % оборотных и повторно-последовательных систем водопользования.
Аспект: Биоразнообразие:
— занятые территории, особо охраняемые территории, территории с высокой степенью биоразнообразия;
— описание существенных воздействий, продуктов и услуг на биоразнообразие на этих территориях.
Аспект: Выбросы в атмосферу.
G4 в качестве выбрасываемых веществ рассматриваются традиционные загрязнители такие, как SO2, NOx, зола, пыль и др., вещества, вызывающие разрушение озонового слоя, и парниковые газы. Что касается выбросов парниковых газов, то на них в силу остроты проблемы изменения климата в G4 сосредоточено особое внимание.
В РФ выбросы парниковых газов не подлежат нормированию и оплате; ГОСТ Р ИСО 14064-1-2007 «Газы парниковые. Требования и руководства по определению и отчетности о выбросах и удалении парниковых газов на уровне организации» рекомендует наладить учет этих выбросов и разработать программу их снижения. Как показывает опыт, далеко не везде этот стандарт принят к соблюдению и поэтому этим компаниям придется первоначально провести инвентаризацию выбросов парниковых газов на своих предприятиях .
Это делается с использованием методологий Межправительственной группы экспертов по изменению климата, приведенных в Руководстве по проведению национальных инвентаризаций выбросов парниковых газов (IPCC, 2006). В настоящее время в РФ разрабатываются стандарты «углеродной» отчетности (близкие к международным), т.е. учет выбросов парниковых газов — это только дело времени.
— выбросы парниковых газов
— прямые (т.е. на самих предприятиях);
— косвенные энергетические, связанные с потреблением энергии со стороны;
— косвенные, связанные с потреблением сырья, материалов, их
— транспортировкой на предприятия компании и прочие, которые возможно учесть;
— снижение выбросов парниковых газов;
— удельные выбросы парниковых газов;
— выбросы веществ, вызывающих разрушение озонового слоя; удельные выбросы и снижение выбросов;
— выбросы SO2, NOx, золы, пыли и др. традиционных загрязнителей; удельные выбросы и снижение выбросов.
Аспект: Сбросы и отходы:
— количество сбросов (по качеству и назначению);
— количество отходов по типу и методам складирования;
— утечки и разливы;
— количество транспортируемых, принимаемых, вывозимых или обрабатываемых
отходов;
— подлинность, объем, статус защиты и биоразнообразие водных источников, а также жителей, подверженных воздействию сбросами и утечками.
Аспект: Продукция и услуги:
— степень воздействия на окружающую среду;
— % реализованных продуктов и упаковки, подвергнутых рекламациям.
Аспект: Соответствие природоохранным требованиям
— величины штрафов и общее количество санкций/предписаний за нарушение законодательства и норм.
Аспект: Транспорт:
— воздействие от транспортировки продукции и рабочей силы.
Аспект: Затраты:
— затраты на охрану окружающей среды и инвестиции;
— % новых поставщиков, подвергнутых анализу по природоохранным критериям;
— существенные фактические и потенциальные воздействия на окружающую среду в цепочке поставок и предпринятые действия.
Аспект: Работа с жалобами и претензиям
— количество жалоб и претензий, поданных и разрешенных.
Публичность и открытость являются одними из базовых принципов, лежащих в основе деятельности компаний. Помимо годовых отчетов компании с 2019 года должны будут на добровольной основе осуществлять публикацию ежегодной отчетности об устойчивом развитии .
Подготовка нефинансовой отчетности должна осуществляться в соответствии с международным Руководством по отчетности в области устойчивого развития GRI.
Нефинансовая отчетность информирует заинтересованные стороны о вкладе организации и организаций группы в улучшение социально-экономических условий жизни общества и сохранение окружающей среды.
При определении содержания нефинансовой отчетности организации должны руководствоваться ведущими стандартами и инициативами в области устойчивого развития, лучшей практикой российских и зарубежных финансовых институтов, а также учитывать мнения заинтересованных сторон.