Педагог Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Наставничество как средство совершенствования профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  8
1.1 Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации как педагогическая проблема в трудах отечественных исследователей 8
1.2 Место и значение института наставничества в системе российского образования 17
1.3 Возможности наставничества педагогов по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации 32
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА 43
2.1 Анализ системы повышения профессиональной компетентности педагогов в дошкольной образовательной организации 43
2.2. Разработка и апробация программы наставничества с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации 60
2.3. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством организации наставничества
73
Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 107

 

  

Введение:

 

Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью повышения профессиональной компетентности педагога, что вызвано усложняющимися требованиями, предъявляемыми к современному педагогу, как к субъекту образовательного процесса, что также обусловлено внедрением профессионального стандарта: в настоящее время необходим новый тип педагога, который способен к самоанализу, к решению проблемных ситуаций, к принятию самостоятельных решений, самосовершенствованию, владеет современным образовательными технологиями, открыт инновациям и, наконец, стремится к постоянному профессиональному росту. Среди непременных условий профессионального становления молодого специалиста остается актуальным его сопровождение опытными коллегами. Эффективным инструментом, который позволяет обеспечить совершенствование профессиональной компетентности педагогов становится наставничество, однако в настоящее время не сформирована научно-обоснованная система организации наставничества в образовательных организациях. Данное требует осмысления и детального научного исследования.
Начало практической деятельности молодого специалиста во многих случаях сопряжено с тем, что, имея теоретические знания, он обладает весьма незначительным практическим опытом претворения их в профессиональной деятельности. Наставническая помощь со стороны более опытного педагога является весьма значимой с той точки зрения, что именно опытный педагог может помочь молодому специалисту выделить существенные аспекты профессиональной деятельности, освоить методику организации различных видов детской деятельности, ведения документации группы, эффективного взаимодействия с родителями. Наличие наставнической помощи позволяет значительно повысить продуктивность профессиональной деятельности молодого специалиста, облегчить его адаптацию к условиям работы в дошкольной образовательной организации, повысить психологический комфорт молодого специалиста в работе, а, соответственно, обеспечить его мотивацию и интерес к закреплению на данном месте и дальнейшему профессиональному саморазвитию.
Следует отметить, что в настоящее время наставничество в дошкольных образовательных организациях не имеет статуса официальной формы работы, развитие данного направления находится на начальном этапе. Как правило, наставничество строится на добровольном желании помочь более опытного педагога и его личном видении того, как данная форма работы должна строиться. Соответственно, актуальным является построение методически и научно обоснованной программы наставничества, в которой будут обозначены организационно-педагогические условия его реализации, формы и методы взаимодействия наставника и подопечного, формы поощрения наставника, методики подготовки наставников.
Анализ научной литературы позволил выявить наличие противоречий между возрастающими требованиями социума к качеству профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации и недостаточным уровнем профессиональной компетентности педагогов; Между необходимостью совершенствования профессиональной компетентности педагогов посредством наставничества и недостаточно эффективной организацией данного процесса в дошкольной образовательной организации далее (ДОО).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Начало профессиональной  деятельности молодых специалистов в ДОО сопряжено с рядом специфических трудностей: несоответствием полученных в вузе знаний и навыков требованиям реальной профессиональной деятельности, неумение правильно организовать свое рабочее пространство, грамотно применять традиционные и инновационные методики деятельности, необходимость адаптироваться к новым условиям деятельности и т.д.
2. В связи с выявленными проблемами возникает необходимость проведения целенаправленной деятельности по содействию и поддержке процесса профессионального становления молодых специалистов. Одной из эффективных методик данной деятельности выступает наставничество: процесс привлечения опытных педагогов к сопровождению и оказанию содействия и передачи опыта молодым специалистам.
3. Проведенное экспериментальное исследование уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО подтвердило недостаток профессиональных знаний и умений у молодых специалистов детского сада, преимущественно репродуктивный характер их деятельности. Для преодоления выявленных проблем нами была разработана и апробирована программа наставничества для молодых специалистов ДОО.
4. Контрольный этап эксперимента подтвердил эффективность наставнической деятельности: у педагогов экспериментальной группы отмечается значительное повышение профессиональной компетентности, тогда как уровень профессионализма молодых специалистов контрольной группы остался практически неизменным по сравнению с констатирующим этапом исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации как педагогическая проблема в трудах отечественных исследователей

На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. В связи с этим возрастают требования к профессиональным качествам педагогов, реализующих программы дошкольного образования в детских и других институциональных образовательных организациях. 
Процесс становления новой образовательной парадигмы требуют от образовательной организации иных качеств педагогического персонала, способного обеспечить запросы общества, родителей и ребенка 14, с. 4.
Дошкольное образование является прочным фундаментом современной системы непрерывного образования. Следовательно, дошкольное образование должно трансформироваться в гибкую, научно обоснованную и вариативную систему, которая реализует государственный заказ и отвечает запросам потребителей дошкольных образовательных услуг, принадлежащих к различным социальным группам. Перед педагогическим работниками дошкольных образовательных организаций стоит задача — построить свою работу так, чтобы она и соответствовала стратегии развития отечественного образования и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства26, с. 90.
Направленность дошкольного образования на конечный педагогический результат — всестороннее развитие личности ребенка и обеспечение его успешности на последующих ступенях обучения, предполагает высокий уровень профессионализма воспитателей ДОО.
Кроме того, укрепление статуса дошкольного детства в Российской Федерации обусловлено современной государственной политикой. Об этом свидетельствуют такие документы как: федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» — 2012 год [1], Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» — 2010 год [2], утвержденный Профессиональный стандарт педагога [5] и реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования далее (ФГОС ДО) – 2013 [4] год усиливают требования к педагогу, качеству профессиональной деятельности в дошкольной организации. Развитие системы дошкольного образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, может быть достигнуто только при условии высокой степени компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за недостаточного профессионализма педагога. 
Специфика и сложность организации образовательной работы с дошкольниками, в том числе и организация игры и других видов деятельности, сложность решения задач и высокая ответственность, необходимость учета индивидуальных особенностей развития в каждый момент пребывания в детском саду, важность налаженного партнерства с родителями воспитанников обуславливает наличие комплекса профессиональных компетенций у педагога дошкольного образования и предполагает совершенствование воспитателем своего профессионального уровня. Развитие современного общества диктует особые условия организации современного дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов 44, с. 160.
Быстроменяющиеся экономические условия диктуют инновационные способы совершенствования мастерства педагогических кадров и формируют социокультурные требования к повышению компетентности педагогических кадров, тем более что в дошкольных образовательных организациях работают педагоги с разным педагогическим опытом: от минимального до уровня педагогического мастерства28, с. 15.
Внедряемые в системе дошкольного образования инновации обусловлены объективной потребностью в изменениях, сопутствующих развитию общества и образовательной системе в целом. В этой ситуации образовательная стратегия ориентирует дошкольных работников на освоение новых профессиональных компетенций, следовательно, стратегическим направлением работы с педагогическими кадрами должно стать непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, освоение новых технологий, повышение профессиональной компетентности.
Сегодня профессия педагога становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов 64, с. 410. Ключевым понятием процесса непрерывного образования современного педагога, бесспорно, является вопрос его профессиональной компетентности, которая трактуется современной педагогической теорией как совокупность профессионально обоснованных требований к педагогу 80, с. 158. Под профессиональной компетентностью предлагается понимать наличие знаний, умений, определенных личностных качеств, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также способность применять их в новых нестандартных условиях31, с. 136.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы