Психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Народные традиции как потенциал проведения тренинга сплоченности.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 6

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты
изучения феномена тренинга сплоченности. 12

1.1 . Сплоченность коллектива:
психологические подходы к вопросу общения людей
. 12

1.2 Тренинг как способ
формирования групповой общности
. 26

1.3 Традиции как способ сплочения коллектива. 43

Глава 2. Экспериментальное
исследование тренинга как способа сплочения коллектива. 46

2.1. Программа исследования. 46

2.2. Методы и методики. 56

2.3. Результаты диагностики анализа
эффективности (суть-описание эксперимента и результаты диагностики) 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 80

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 83

  

Введение:

 

Сейчас
много говорится о сохранении, поддержании и восстановлении народных традиций. А
что понимается под этими словами? Ремесла? Песенная и хореографическая народная
традиция? Может быть обычаи? Дело в том, что всякому, кто изучает народные
традиции известно, что большая часть обычаев и большая часть традиций, песен и
танцев связана с календарем. С таким тонким его знанием, какого сейчас просто
нет практически. И это одна из основных причин, по которым восстановить
народную традицию сложно.

Потому и
потерялось значение и праздников, и обычаев. Для городского жителя уже не так
уж и важно, что на Егория весеннего начинают выпасать скот, например. Или, что
для обережного орнамента очень часто используются именно солярные символы.
Восстановить традиции, которые потеряли свой смысл практически невозможно.

Переходя  к пониманию того, что будущее России и судьбы
новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и
приумножить богатейшее наследие народной культуры. Российская Федерация в наши
дни сохраняет вековой статус многонационального государства. Ее многочисленные
регионы имеют свои культурные корни, свое прошлое и настоящее, особые и
свойственные только им пути национального и культурного развития.

Народные традиции и
обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий
далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое
прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение
было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих
пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей
степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни
городских жителей.

 

Сегодня понятие «россияне» объединяет этнические
общины, принадлежащие к различным языковым семьям и группам. Разнообразие
этнического и конфессионального состава населения России определяет основные
особенности состояния и развития традиционной народной культуры Российской
Федерации.

Перспективы возрождения, успешного
развития и сохранения народных праздников и традиций в целом связаны с глубоким
изучением и осмыслением материальной и духовной культуры, искусства России.
Народные праздники с их обрядовыми действами, символами, многозначительными ритуальными
и символическими речами являлись и являются мерилом нравственности. Народная
культура порождала и объясняла жизнь, она была для крестьянина хранителем
памяти и залогом бесконечности будущего. Если мы
будем смотреть на традиционный календарный цикл праздников только как на
отражение хозяйственной деятельности человека, то, может быть, и нет. Но с
календарем связано множество обычаев и традиций, большая часть хороводов и
множество песен имеют очень четкую календарную принадлежность. Если откинуть календарную
обрядность и цикл связанных с нею песен и хороводов, как ненужный нам аспект,
теряется огромный пласт традиционной культуры.
 

Профессиональная деятельность
современных организаций в нашей стране с полным основанием может
рассматриваться как совместная коллективная деятельность, которая включает в
себя весь комплекс социально-педагогических и социально-психологических проблем
общения, взаимовлияний, лидерства в малых группах, стилей и методов руководства
служебными коллективами.

Психологически все люди
разные, у всех свои проблемы, бывает, что человек носит свои проблемы все и это
сказывается и на работе тоже, чем лучше чувствуют себя люди и, как и что они
думают, к чему стремятся. Все это может помочь более продуктивно работать, и
предприятию от этого прямая выгода.

Актуальность проблемы
формирования сплоченного коллектива организации обуславливается тем, что данной
проблеме уделяется большое внимание на протяжении достаточно длительного
времени, поскольку от данного фактора зависит личностное, психологическое,
физическое здоровье не только самих членов этого коллектива, но и участников
взаимодействия с ними.

Другой аспект данной проблемы
связан с тем, что рыночные отношения проецируются на взаимодействие начальников
и подчиненных, коллег, во многом определяют психологический климат организации
в целом.

В психолого-педагогической
науке проблеме коллектива посвящено много работ. Так, в трудах Л.Д. Столяренко,
О.В. Евтихова, В.И. Шуванова раскрываются проблемы влияния коллектива на
личность; в исследования Л.И. Уманского — личности на развитие коллектива. В
исследованиях А.А. Грачева, А.С. Калюжного, Ю.В. Макарова, А.В. Петровского и
др. нашли отражение различные аспекты проблемы межличностных отношений в
коллективе.

С проблемой коллектива тесно
связано понятие сплоченности, которое рассматривается А.В. Петровским, Р.С.
Немовым, А.И. Донцовым — как результат ценностно-ориентационного единства
членов групп; Н.В. Бахеровым, Р. Мокшанцевым, А.Л. Журавлевым, А.С. Леонавичус,
В.И. Зацепиным — через характер эмоциональных отношений в группе, наличие
взаимных симпатий; Ю.Е. Дуберманом, Л.Т. Почебут и В.А. Чикер — через
поведенческие аспекты, которые способствуют оптимальному внутри-групповому
взаимодействию и нацелены на решение задач, стоящих перед группой.

Итак. Цель данной курсовой
работы – Провести экспериментальное исследование тренинга как способа сплочения
коллектива.

Объектом
исследования выступает трудовой коллектив на примере фестиваля и форума по
изучению, возрождению, сохранению и передаче подрастающему поколению лучших
народных традиций.

Предмет
исследования — сплоченность сотрудников организации.

Гипотеза:
предполагается, что эффективным средством, направленным на формирование сплоченности
сотрудников организации, может служить социально-психологический тренинг.

Общая цель и
выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач:

1. Изучить психологические подходы к
вопросу общения людей.

2. Провести
исследование тренинга как фестиваля и форума по изучению, возрождению,
сохранению и передаче подрастающему поколению лучших народных традиций.

3. Рассмотреть
сплоченность сотрудников организации.

4. Выявить
эффективность проведенного тренинга.

Методы
исследования:

1. Программа
исследования на примере
фестиваля и форума по изучению,
возрождению, сохранению и передаче подрастающему поколению лучших народных
традиций как сказано

2. Методы и методики.

3.Результаты диагностики анализа
эффективности (суть-описание эксперимента и результаты диагностики)

Как
отметила врио губернатора, поддержка национальных традиций должна
осуществляться на всех уровнях – от семейного и до системного. «В строгом
порядке – выявление, сохранение и в конечном счете трансляция образцов
народного художественного творчества. Эти образы, традиции, обряды и праздники
должны быть средствами приобщения подрастающего поколения к культурному и
духовному наследию коренных народов Севера, ключом к сохранению нашей
национальной самобытности», — резюмировала Наталья Комарова.

«Подчеркну, что эта оценка нам нужна не для того, чтобы
построить красивые графики и отчитаться. А для того, чтобы достоверно
установить уровень качества социальных услуг по региону, выявить лучшие
практики и создать условия для их тиражирования. Пока   еще не
можем полным образом оценить каждую из сфер деятельности, относящуюся к
оказанию государственных и муниципальных услуг, так как проходит тестовая
апробация этой системы, — подчеркнула временно исполняющая обязанности главы
региона, — но мы должны сделать систему оценки качества услуг понятной и
доступной для всех».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В соответствии со
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать
свой потенциал в условиях современного общества. Действенным средством
воспитания духовности и нравственности, формирования патриотических,
гражданских качеств личности, профилактики и преодоления негативных социальных
явлений в детской и молодежной среде, стабилизации и гармонизации семейных и
общественных отношений является традиционная народная культура. Зафиксированные
в народных традициях социально-этические нормы и ценности выступают как
образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества
личности, нравственные эталоны, принятые в социуме и обеспечивающие его
выживание и активное функционирование. Народные традиции являются хранилищем
коллективной исторической памяти, проявляющей себя в формах духовной и
материальной культуры: языке, фольклоре, обычаях и обрядах, религии, традициях
быта, народных ремеслах и промыслах. Народные ремесла и традиции в народном
декоративно-прикладном искусстве имеют глубокие национальные и исторические
корни, являясь одновременно отраслью материального производства и частью
духовной жизни народа. Столетиями отработанные творческие приемы обработки
различных материалов формировали традиции, что дало изделиям народных ремесел
неразрывное единство утилитарной функции с выразительностью формы и
декоративностью образного 2 отражения народных представлений о мире, красоте и
добре, о богатстве родной земли. Преемственность традиций народных мастеров,
коллективный характер творчества способствуют сохранению культурной
идентичности самого народа. В России существует большое разнообразие народных
промыслов, причем в каждом регионе живут и передаются из поколения в поколение
свои традиции ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из ивы, корня и бересты,
кружевоплетение, вышивка, гончарный промысел и глиняная игрушка, резьба по
дереву и кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, кузнечное и
бондарное дело, ткачество, финифть – это лишь неполный перечень народных
ремесел. О необходимости сохранения народных ремесел и промыслов писали
исследователи народного художественного творчества: Т. А. Бадяева, А. В.
Бакушинский, И. Я. Богуславская, В. А. Барадулин, Д. С. Лихачев, А В.
Луначарский, Н. Н. Мамонтова, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, Т. А. Семенова и
др. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании
подрастающего поколения огромна. Изучение народных ремесел способствует
формированию художественного вкуса, воспитанию любви к Отечеству, гордости за
свой народ, уважения к вековым культурным традициям и пробуждает чувство
ответственности за сохранение духовных богатств, созданных предыдущими
поколениями. Приобщение детей к миру народной художественной культуры через
овладение народными ремеслами открывает перед ними возможности самовоспитания,
самосовершенствования, успешного самоопределения и социализации. В системе
дополнительного образования детей накоплен значительный опыт работы по
изучению, возрождению и освоению народных художественных промыслов и ремесел. В
течение ряда лет во многих регионах России ведется активная деятельность по
этнокультурному образованию детей. Однако имеется ряд проблем, среди которых
можно назвать недостаточное количество дополнительных общеразвивающих программ
художественной направленности по народным ремеслам (народному
декоративно-прикладному художественному творчеству), 3 в общем количестве
реализуемых в системе дополнительного образования детей, а также
учебно-методических пособий и литературы; недостаточность кадров в области
преподавания народной художественной культуры; материальнотехническая
оснащенность не всегда обеспечивает необходимое качество работы и другие
проблемы. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости активизации
деятельности в сфере этнокультурного образования в широком смысле и народных
промыслов – в частности.

В успешном коллективе микроклимат характеризуется
комфортностью, признанием интересов каждого, общим положительным настроем.

Признаками того, что коллектив достаточно сплочён,
можно считать:

  • позитивный эмоциональный фон, чувство
    защищённости;
  • наличие единого командного духа;
  • ощущение каждым сотрудником собственной ценности
    на пути к общей цели;
  • интерес к работе, желание прийти на рабочее
    место;
  • здоровые неформальные отношения, формирующие
    дисциплину и грамотное распределение рабочего времени;
  • интерес руководителя к сплочению команды;
  • доверительная демократическая атмосфера,
    отсутствие негатива.

При наличии стержня внутри коллектива, уверенности в
себе ослабляется негативное действие факторов извне.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения феномена
тренинга сплоченности.

1.1  Сплоченность
коллектива: психологические подходы к вопросу общения людей

В отечественной психологии принят
тезис о взаимосвязи, единстве общения и деятельности. Он вытекает из понимания
общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения есть
специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто «общаются» в
процессе выполнения ими различных общественных функций, но они всегда общаются
в некоторой деятельности, даже в процессе «недеяния». Таким образом, общается
всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с
деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей и создает
определенное отношение этого деятельного человека не только к предмету своей
деятельности, но и к другим людям.

Факт связи общения с деятельностью констатируется
исследователями. Однако характер этой связи понимается по-разному

Иногда деятельность и общение рассматриваются не как
па-ралдельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны
социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается
как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть
ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и
основание общения.

Наконец, общение можно понимать как
особый вид деятельности, как коммуникативную деятельность, выступающую
самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например у младенцев,
дошкольников, подростков.

В психологии признается
целесообразным широкое понимание связи деятельности и общения: общение
рассматривается и как сторона совместной деятельности, и как ее продукт.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы