Магистерский диплом на тему Налоговое регулирование реального сектора экономики: современная практика и пути совершенствования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. Налоговый механизм и его структура 6
1.2. Формы и методы налогового регулирования экономики 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА РФ) 24
2.1. Динамика нефтегазовых доходов бюджета Российской Федерации 24
2.2. Анализ налогового регулирования нефтегазового сектора экономики 37
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РФ 54
3.1. Проблемы налогообложения организаций реального сектора экономики 54
3.2. Совершенствование механизма налогового регулирования реального сектора экономики 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Введение:
Для эффективного функционирования финансовой системы
страны необходимо иметь стабильную налоговую систему. Роль налогового
регулирования в наше время существенно возросла, усложнилась и
видоизменилась. Поэтому возрастает значение правильного и грамотного
построения системы налогового регулирования, которая способствует
эффективному функционированию всего хозяйства страны.
Развитие каждого из регионов определенной страны зависит от тенденций социально-экономического развития и факторов, влияющих на его развитие в конкретном регионе. Стимулирование развития регионов предусматривает использование важных экономических методов государственного регулирования экономики, среди которых выделяют налоговое регулирование.
Как самостоятельной экономической категории, налогам присущ собственный механизм действия. Слаженное функционирование элементов налогового механизма способствует построению оптимальной налоговой системы, способной уравновесить финансовые интересы государства и субъектов хозяйствования, а также достижению других целей налоговой политики. Значительная роль налогового механизма в регулировании экономических отношений предопределяет необходимость определения его сущности, а также связи с другими ключевыми понятием теории налогов.
Налоги – это необходимый элемент механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества. Важным является изучение условий и резервов укрепления доходов федерального бюджета: повышение качества планирования и прогнозирования; поддержка конкурентоспособных инновационных отраслей; повышение эффективности налогового администрирования; борьба с теневым сектором экономики; сокращение неэффективных льгот и освобождений; активизация работы с дебиторской задолженностью по доходам; расширение потенциала неналоговых платежей. Кроме того, налоговая политика государства оказывает непосредственное влияние не только на уровень доходов бюджета, но и на успешность деятельности предприятий, уровень доходов населения, их дифференциацию, экономический рост в целом.
Объектом исследования является налоговые инструменты стимулирования экономики.
Предметом исследования являются теоретические и методические вопросы налогообложения в РФ.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию налогообложения и налогового регулирования реального сектора экономики на примере нефтегазовых компаний РФ.
Задачи:
изучить налоговый механизм и его структуру;
изучить формы и методы налогового регулирования экономики;
изучить динамику нефтегазовых доходов бюджета Российской Федерации;
проанализировать налоговое регулирование нефтегазового сектора экономики;
выявить проблемы налогообложения организаций реального сектора экономик;
предложить совершенствование механизма налогового регулирования реального сектора экономики.
Гипотеза: действующая система налогообложения нефтегазового сектора экономики требует улучшений из-за высокого налогового бремени и несоответствия мировой практике налогообложения и стимулирования развития предприятий нефтегазового сектора.
Теоретическая база исследования представлена книгами и статьями по вопросам развития налогового стимулирования экономики государства.
Методологическая база исследования представлена методами экономического анализа, ретроспективного, прогнозного и сравнительного анализа.
Информационная база представлена официальными отчетами и статистикой налогообложения нефтегазового сектора экономики РФ.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Работа написана на 87 стр.
Заключение:
Налоговый механизм через свои элементы дает возможность достичь равновесия между финансовыми и социально-экономическими интересами государства в приделах его основных функции (налоговое планирование, налоговое стимулирование, налоговый контроль). На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что налоговый механизм представляет собой систему соответствующих инструментов и определенных методов, которые используются в процессе управления финансовыми отношениями, возникающие между субъектами бюджетных отношений по поводу мобилизации и распределения финансовых ресурсов с точки зрения реализации целей социально-экономического развития регионов страны с соблюдением стратегических ориентиров развития страны в целом. С другой стороны, налоговый механизм можно определить как комплекс форм и методов создания и использования финансовых ресурсов с целью обеспечения социально-экономических потребностей регионов, который применяется с целью создания благоприятных условий для экономического и социального развития страны в контексте обеспечение экономического роста. Такое определение позволяет конкретизировать составляющие налогового механизма, а именно отнести к нему: организационные формы финансовых отношений (порядок формирования и использования фондов денежных средств), методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство по региональному развитию.
Налоги как социально-экономическая категория представляют собой способ достижения консенсуса между различными субъектами общественных отношений по поводу распределения национального дохода и инструмент реализации стратегии социально-экономического развития государства, который для каждого конкретного члена общества в практическом применении носит обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный характер.
С макроэкономической точки зрения для всех стран мира одним из самых
важных показателей является экономический рост. Сущность экономического роста состоит в обеспечении более высокого уровня жизни в текущем году по сравнению с предыдущим, в производстве большей и качественной продукции и обусловливает в целом социально-экономическое развитие страны. Экономический рост наряду с наращиванием материальных благ, создает условия для социального развития общества.
Фискальная политика (бюджетно-налоговая политика) является одним из средств воздействия государственного вмешательства на экономический рост.
Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых в настоящее время предоставляются для следующих групп месторождений:
─ находящихся в новых, труднодоступных и инфраструктурно слаборазвитых регионах;
─ с трудноизвлекаемыми запасами;
─ с особыми физико-химическими свойствами нефти.
В настоящее время также обсуждается идея регулирования глубины переработки и интенсификации модернизации отечественных НПЗ с помощью так называемого обратного (возвратного, отрицательного) акциза. Он должен
послужить косвенным регулятором для повышения технического уровня нефтепереработки, объема поставок светлых нефтепродуктов на внутренний рынок и поддержать заводы, расположенные далеко от границ РФ.
В нынешних условиях усиления волатильности и непредсказуемости внутренних и внешних условий ведения деятельности только при эффективном сочетании продуманной и стабильной налоговой политики государства и адекватно построенной и усовершенствованной налоговой функции компаний возможны гарантирование стабильных и долгосрочных поступлений налоговых отчислений в бюджет, защита стоимости бизнеса в интересах акционеров и обеспечение привлекательных условий для инвестиционного процесса с целью развития нефтяного бизнеса в экономических интересах страны.
Оптимальная налоговая система должна стимулировать извлечение максимального объема запасов. Однако чисто механическое снижение налоговой нагрузки приведет к потерям поступлений в бюджет в первые годы, что создаст существенные риски для бюджета с учетом его высокой зависимости от налогов на добычу нефти.
Руководствуясь успешным международным опытом и учитывая российскую специфику (высокая зависимость бюджета от налогов с нефтедобычи), мы рассмотрели два варианта налогообложения, которые вкупе с утвержденной новой системой могут существенно усилить позитивный эффект.
Отмена НДПИ и повышение налога на прибыль до 35% обеспечивает рентабельность извлечения более дорогих запасов, обеспечивая высокую степень дифференциации уровня налогообложения в зависимости от себестоимости добычи.
Частичная компенсация компаниям капитальных затрат на бурение предусматривает предоставление налоговых льгот только для инвестиций в бурение новых скважин и позволяет полностью исключить сокращение бюджетных доходов от текущей добычи из уже разбуренных скважин.
Для уже разрабатываемых месторождений наиболее привлекательна система, при которой государство компенсирует компаниям определенную часть (40—50%) капитальных затрат на бурение новых скважин. Такой механизм позволяет вовлечь в разработку больший объем рентабельных запасов по сравнению с утвержденным вариантом налогообложения. В итоге за последующие десять лет бюджет может дополнительно получить около 150—200 млрд долл. Крайне важно также и то, что в первые годы после внедрения такой системы доходы бюджета сократятся в минимальной степени, поскольку налоговые льготы не будут распространяться на уже существующую нефтедобычу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Налоговый механизм и его структура
В современной экономике налоги всегда являлись и являются наиболее активным инструментом государственной политики, и они помогают создавать необходимую финансовую базу для выполнения государством различных функций. Поэтому Конституцией Российской Федерации была закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Обязанность по уплате налогов является безусловной, так как каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность затрагивает всех, как физических, так и юридических лиц. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.
В законодательстве нет определения, раскрывающего сущность исследуемого понятия. В научной литературе принято рассматривать налоговый механизм с широкой, то есть общетеоретической, и более узкой, то есть с практической позиций. В общетеоретическом смысле под налоговым механизмом понимается совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление широкой системы распределительных и парораспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, регулирование социально-экономического развития общества, потреблений и накоплений субъектов хозяйствования .
В таком понимании налоговый механизм подразумевает под собой систему налогового планирования, регулирования и контроля. В узком понимании налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных инструментов. Основными инструментами выступают: изменение перечня применяемых налогов, объема налоговых поступлений; замена одного способа или формы налогообложения другим; дифференциация налоговых ставок; изменение видов налоговых льгот и скидок; полное или частичное освобождение от налогов; отсрочка платежа или аннулирование задолженности; возврат ранее уплаченных сумм и т.д.