Магистерский диплом на тему Налогообложение малого и среднего предпринимательства в России и пути его совершенствования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА 7
1.1. Сущность и функции МСБ 7
1.2 Становление налогообложения малого бизнеса 13
1.3 Зарубежный опыт налогообложения МСБ 30
2. АНАЛИЗ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 40
2.1. Тенденции и проблемы развития малого бизнеса и среднего предпринимательства в России 40
2.2. Механизм исчисления налогообложения малого бизнеса и среднего предпринимательства в России 52
2.3 Региональные особенности налогообложения МСБ 61
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ 72
3.1 Роль специальных налоговых режимов для малого предпринимательства 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Введение:
Развитие малого и среднего предпринимательства в России приобретает все большее значение в современных условиях хозяйствования, особенно с учетом внешнеполитической ситуации в стране. За счет своей мобильности малый и средний бизнес способны подстроиться под любые условия хозяйствования, но только при должной поддержке со стороны государства. Главным фактором, влияющим на эффективное хозяйствование субъектов малого и среднего предпринимательства, является налоговое законодательство, которое в отношении малого бизнеса на территории Российской Федерации является одним из самых высоких по отношению к другим странам. В совокупности с другими факторами несовершенство налогового законодательства сильно тормозит развитие малого и среднего предпринимательства. Мировая практика свидетельствует о том, что устойчивая экономика строится не только на крупных предприятиях, но и на маленьких предприятиях, занимающих менее выгодные для крупного бизнеса ниши.
Необходимость поиска новых источников экономического роста, реализация фискальных интересов публичной власти в достаточно сложных финансово-экономических условиях предопределяет научный и практический интерес к проблематике развития предпринимательства. Вместе с тем складывается противоречие между значительным потенциалом малого и среднего предпринимательства в решении многообразных экономических задач — увеличении национального дохода, создании рабочих мест, развитием налогооблагаемой базы с одной стороны; и реальным вкладом малых, средних предприятий, индивидуальных предпринимателей в национальную экономику — с другой стороны. Иными словами, при больших ожиданиях ученых и практиков, нередко основанных только на зарубежном опыте предпринимательской деятельности, малый, средний бизнес пока не стал одним из ведущих факторов экономического развития России.
Один из ключевых элементов экономического потенциала предпринимательства — налоговый потенциал. Ему уделяется значительное внимание в современных зарубежных исследованиях, где раскрывается фискальная роль малого и среднего предпринимательства в ряде развитых и развивающихся стран. Однако в отечественной экономической литературе теоретические и прикладные аспекты налогового потенциала предпринимательства практически не представлены. Отсутствует целостное теоретическое понимание сущности, особенностей, функций, свойств налогового потенциала малого и среднего предпринимательства, ограниченно раскрыта его структура.
Среди инструментов государственного регулирования экономических процессов, в том числе и в развитии МСП, важную роль приобретают налоговые методы и рычаги, к которым, в частности, относится налоговое стимулирование. Поддержка и стимулирование развития МСП является приоритетом налоговой политики большинства развитых стран, а также развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Развитие современного отечественного МСП свидетельствует о недостаточности использования таких рычагов и вызывает необходимость их совершенствования.
Объект исследования – малое и среднее предпринимательство.
Предмет исследования — особенности налогообложения малого и среднего предпринимательства.
Цель исследования – совершенствование налогообложение малого и среднего предпринимательства в России.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
— раскрыть сущность и функции МСБ;
— ознакомится с процессом становление налогообложения малого бизнеса;
— рассмотреть зарубежный опыт налогообложения МСБ;
— изучить тенденции и проблемы развития малого бизнеса и среднего предпринимательства в России;
— проанализировать механизм исчисления налогообложения малого бизнеса и среднего предпринимательства в России;
— провести анализ региональных особенностей налогообложения МСБ;
— оценить роль специальных налоговых режимов для малого предпринимательства;
Теоретическую базу исследования составили: законодательные и нормативно-правовые акты по вопросам финансового обеспечения деятельности предприятий, статистические материалы Государственного комитета статистики РФ, энциклопедические издания, монографические исследования и статьи зарубежных и отечественных авторов, финансовая отчетность предприятия. Исследовали налоговую нагрузку такие ученые, как Т.А. Дуброва, М.А. Есенин, А.А. Ермолина, О.В. Шулаева. и другие. Не преуменьшая заслуги этих ученых, стоит заметить, что до сих пор нет единственной методики оценки уровня налоговой нагрузки. Теоретические основы современных научных подходов к определению и оценке тяжести налоговой нагрузки в РФ, причин и последствий его неравномерного распределения между субъектами малого предпринимательства, тенденций и путей изменения заложены в работах отечественных экономистов.
Методологической базой исследования являются инструменты логического, аналитического методов познания, а также сравнительно – правовой метод.
Научная новизна работы заключается в систематизации различных подходов к теоретическим основам налогообложения как метода государственного регулирования малого и среднего бизнеса.
Практическая значимость работы заключается в выявлении проблемы и определении пути решения налогового планирования малого и среднего предпринимательства в России.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе работы раскрыты теоретические основы налогообложения как метода государственного регулирования малого и среднего бизнеса. Во второй главе работы проведен анализ налогообложения малого и среднего предпринимательства в России. В третьей главе определены проблемы и пути решения налогового планирования малого и среднего предпринимательства в России. В заключении приводятся общие выводы по результатам проведённого исследования.
Заключение:
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности — это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения. Основным нормативно-правовым актом налогового регулирования субъектов МСП является Налоговой кодекс Российской Федерации. Налоговая политика государства в научной литературе делится на три типа: фискальную, регулирующую и стимулирующую. Приоритетными в правовой регулятивности являются мероприятия, определяющие направления поддержки субъектов малого предпринимательства и использования упрощенных систем ведения учета и составления финансовой отчетности.
В практике налогообложения развитых стран, стимулирующих деловую и, в первую очередь, инвестиционную активность предприятий, налоговые рычаги заложены преимущественно в механизм налогообложения прибыли и реализуются с помощью различных льгот, в частности, из-за политики ставки этого налога.
Отсутствие одинакового подхода к стимулированию малого бизнеса посредством применения упрощенных систем обусловливается спецификой задач, решаемых каждой страной в рамках таких систем. Общей же особенностью альтернативных систем налогообложения является то, что предусмотренный ими единый налог заменяет собой часть налогов, уплачиваемых при общей (обычной) системе налогообложения, при этом существенно снижая налоговую и административную нагрузки на малый бизнес. В отличие от отечественной практики, механизм налогообложения прибыли юридических лиц в мировой практике активно используется для регулирования социально-экономических процессов.
Ограниченность налогового потенциала малых предприятий проявляется в структурно-динамических показателях субфедеральных бюджетов. Анализ поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет субъектов РФ показал, что их удельный вес в общей структуре поступлений низок — чуть более 2,5%, что не позволяет реализовать фискальный потенциал на региональном уровне. Хотя в период 2013-2016 гг. поступления от налогов на совокупный доход росли быстрее общих доходов региональных бюджетов (26,6% и 20,9% соответственно), существенным финансовым источником они пока не стали. Безусловно, это объясняется не только медленными темпами развития малого предпринимательства, но и уровнем легализации бизнеса. Так, в 2016 г. на фоне снижения оборота малых предприятий сбор налогов в связи с применением специальных налоговых режимов возрос, что указывает на потенциал легализации деятельности.
Приоритетным направлением функционирования органов власти субъектов РФ при реализации региональной налоговой политики выступает формирование эффективной модели налогового климата, направленной на развитие малого бизнеса в регионе. В этой связи на законодательном уровне региональные власти используют арсенал налоговых инструментов, направленных на привлечение инвестиций для малых предприятий, поддержку региональных и инвестиционных проектов по развитию малого бизнеса, создание высокоэффективных производств, ускорение модернизации и обновления производственных фондов, поддержку экспорт ориентированных видов экономической деятельности, поддержку малых предприятий, реализующих программу импортозамещения.
Таким образом, перспективы развития налогового потенциала малого и среднего предпринимательства России будут связаны с постепенной легализацией его деятельности, формированием дифференцированных более привлекательных моделей налогообложения на региональном уровне, а также эволюцией предпринимательской деятельности как важного сегмента национальной экономики.
Одной из ключевых проблем в налоговой системе Российской Федерации является неэффективность распределения налоговых полномочий между центром и ее регионами. В рамках данной проблемы предлагаем разработать и внедрить методику мотивации муниципалитетов, в соответствии с которой сумма превышения налоговых поступлений от сектора малого и среднего предпринимательства будет соотнесена с величиной премии, которую получит муниципальное образование за предыдущий налоговый период. Величину премии следует установить в размере 50 % от размера превышения налоговых поступлений за предыдущий налоговый период.
Следующей важной проблемой субъектов малого предпринимательства заключается в уплате ими социальных страховых взносов, резкое увеличение которых в 2013 г. привело к снижению количества ИП и микропредприятий. Данные платежи для многих субъектов оказались очень значительными, так как работающие ИП и микропредприятия в селах и небольших городах имеют довольно малые доходы. Так, по данным ФНС России, число индивидуальных предпринимателей за 2013 год сократилось на 12,7 %. При этом с февраля 2014 года наблюдается положительная динамика числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Так, к 1 июня 2014 года данный показатель с начала года увеличился на 0,7 % и составил 3537 тыс. человек.
Для решения выявленных проблем был предложен комплекс следующих предложений по совершенствованию налогообложения по УСН, ЕСХН, ЕНВД, патентной системе налогообложения. С целью совершенствования налогового администрирования было предложено совершенствование порядка взимания пени и порядка применения налоговых каникул.
Фрагмент текста работы:
1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
1.1. Сущность и функции МСБ
Малые предприятия являются формой предпринимательской деятельности, которая не может осуществляться без посторонней помощи и основывается на создании малых предприятий и управлении ими, которые не являются членами ассоциаций.
В России все процессы, связанные с функционированием и деятельностью малых и средних предприятий, регулируются Федеральным законом № 209, который был принят в 2007 году. Были упомянуты все признаки, которые позволяют отнести компанию к сфере малого и среднего предпринимательства. Это было сделано, в частности, для обеспечения более прозрачного бизнеса.
В настоящее время малые предприятия в России, то есть малые и средние предприятия, можно рассматривать как коммерческие организации и потребительские кооперативы, зарегистрированные в Государственном реестре юридических лиц, сведения о которых полностью перечислены в Реестре. Исключение составляют муниципальные компании, государственные организации и объединенные компании. Физические лица также могут быть внесены в реестр — в разделе реестра под названием единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Тогда лицо считается частным предпринимателем, который имеет право вести индивидуальный бизнес. Если его организация отвечает всем требованиям федерального закона, он будет признан владельцем малого или среднего предприятия. Фермы также считаются таковыми, если они соответствуют перечню требований.
В России активно поддерживается политика поддержки малого и среднего предпринимательства. Похожая инициатива была инициирована тогдашним премьер-министром Российской Федерации В. В. Путиным, который в 2009 году объявил о разработке государственной программы поддержки предпринимателей. В его состав входят следующие элементы:
Поддержание прежнего уровня пенсионных ставок для организаций, занимающихся производством высокотехнологичной продукции.
Освобождение от налоговых вычетов для компаний в возрасте до трех лет, стремящихся к использованию энергоэффективного оборудования.
Отмена подоходного налога для компаний, которые генерируют доход от продажи ценных бумаг. Поддерживаются только организации, которые не продают ценные бумаги на фондовом рынке. Прекращение применяется к активам, срок которых не превышает 5 лет.
Компании, предоставляющие медицинские и образовательные услуги, освобождаются от подоходного налога на срок до 9 лет.
Патенты на предпринимательство продаются с целью передачи большей части доходов местным домохозяйствам [24].
В том случае, если компаниям приходится сдавать в аренду недвижимость у государства, это делается на выгодных условиях. Все сделки, направленные на приватизацию этого имущества, освобождаются от НДС. Льготный период составляет три года.
Установлено, что доля участия внешнего капитала малого или среднего предприятия не может превышать порог в 25%. В это число входят все интересы:
— муниципальные компании;
— благотворительный фонд или другие;
— общественные объединения и религиозные организации;
— российская Федерация и ее субъекты;
— юридические лица, принадлежащие другим компаниям, не эквивалентным организациям малых и средних предприятий [13].
Исключение составляют организации, которые должны применять достижения интеллектуальной деятельности и внедрять их в производственный процесс. Как правило, это компании экономической и сельской отраслей. Интеллектуальные достижения включают программы, модели, улучшения, рост растений и микробов, животных и образцы инновационных микросхем. Права интеллектуальной собственности принадлежат их разработчикам (то есть соответствующим государственным и муниципальным научным организациям).
Ограничение численности работников малых и средних предприятий
Численность работников рассчитывается в пересчете за календарный год (реже – за отчетный период). Виды предприятий по количеству сотрудников:
— микропредприятия — на них занято до 15 работников;
— малые предприятия — могут обеспечить занятость до 100 работников включительно;
— средние предприятия — на них заняты от 101 до 250 работников включительно [8].
Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2015г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены следующие ограничения (подразумевается выручка без вычета налога на добавочную стоимость, подобная схема расчетов актуальна только для предприятий малого и среднего бизнеса):
Микропредприятия могут рассчитывать на оборот до 60 млн. руб.
Малый бизнес — не более 400 миллионов рублей.
Для средних компаний — не более 1 млрд. руб. [7].
Кредитование бизнеса набирает обороты в 2016 году, и этот процесс продолжается уже несколько лет. Все крупнейшие банки Российской Федерации, так или иначе, вовлечены в кредитование малых и средних предприятий. Рейтинг 2009 года показывает, что Сбербанк занимает первое место среди лидеров рейтинга, за которым следует Банк Уралсиб, и закрывает тройку ведущих российских сельскохозяйственных банков.
Банки, которые отдают приоритет малому бизнесу, также могут рассчитывать на государственную поддержку.
Малые и средние предприятия (МСП) неразрывно связаны с рыночной экономикой. Внешне это проявляется, как характеристика экономической активности МСП в стремлении получить дополнительные выгоды при обмене. Один только обмен не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда становится связующим звеном в едином обороте, а продукция для обмена становится определяющей функцией бизнес-единиц.
Новые идеи о природе МСП, которые сгруппированы в третьей волне, тесно связаны с ролью МСП в рыночном процессе. Эти изображения относятся в основном к работам Кирзнера и его школы. Суть этих идей основана на том факте, что, по мнению Кирзнера, МСП основаны на творческом акте открытия новых выгодных возможностей в условиях дисбаланса в экономической системе.
Более того, суть МСП заключается в их чувствительности к таким возможностям, способности видеть результаты и придумывать способы их достижения.