Магистерский диплом на тему Надзорная и ненадзорная деятельность прокуратуры РФ в сфере соблюдения прав предпринимателей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
1. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере предпринимательской
деятельности
1.1.
Понятие предпринимательской деятельности в разрезе российского законодательства
1.2.
Понятие прокурорского надзора, его значение и пределы
2.1.
Основные полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдение прав
предпринимателей
2.2.
Акты прокурорского надзора
3.1.
Актуальные проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
3.2.
Пути совершенствования деятельности прокуратуры в сфере соблюдения прав
предпринимателей
Введение:
Актуальность темы. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 2)
высшей ценностью в Российском государстве являются человек, его права и
свободы, признание и защита которых возлагаются как на само государство, так и
на всего его органы, учреждения и организации.
Права и свободы определяют смысл и содержание законов, а
также их применение на территории РФ. При этом государство берет на себя
обязанность контролировать выполнение таких законов. Для этого создается
система гарантий, обеспечивающих точное и единообразное их исполнение.
Одной из таких гарантий является учреждение в системе
государственного механизма специальных органов, которые призваны осуществлять
надзор и контроль за исполнением законов, соблюдением и защитой прав и свобод граждан,
а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Экономический кризис последних лет усугубил социально-экономическую
ситуацию. Не секрет, что процессы такого рода зачастую сопровождаются
нарушениями прав участников экономической деятельности. В этих условиях
значительно возрастает роль надзорных и контролирующих органов за соблюдением
законодательства в сфере предпринимательства.
Прокурорский надзор в сфере предпринимательской деятельности
ставит перед собой следующие задачи: обеспечение системного поступления и
анализа информации о состоянии законности; обеспечение своевременного и полного
выявления и устранения нарушений законодательства.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства
выступает в качестве одного из ключевых направлений работы, который сводится к
решению задач по обеспечению реализации нормативных предписаний и защиты прав
хозяйствующих субъектов и обеспечение свободы предпринимательской деятельности.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с осуществлением прокурорского надзора в сфере предпринимательской деятельности.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, регламентирующие
деятельность прокуратуры по осуществлению надзора в сфере предпринимательской
деятельности, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в
настоящем исследовании.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Определить понятие предпринимательской деятельности в
разрезе российского законодательства.
2. Рассмотреть понятие прокурорского надзора, его значение и
пределы.
3. Выявить основные полномочия прокурора при осуществлении
надзора за соблюдением прав предпринимателей.
4. Изучить акты прокурорского надзора.
5. Исследовать актуальные проблемы защиты прав субъектов предпринимательской
деятельности.
6. Проанализировать пути совершенствования прокурорского
надзора за исполнением законодательства в сфере предпринимательской деятельности.
Методологическая
основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющие шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Под прокурорским надзором понимают одну из форм государственной
деятельности, целью которой является обеспечение единого понимания и применения
законодательства.
Набор основных полномочий прокурора закреплен в ФЗ «О прокуратуре».
Данный закон определяет объем, виды полномочий, которые необходимы для
осуществления прокурором свой профессиональной деятельности в той или иной
ситуации. В этом же законе определены правовые средства, которые может
применять прокурор при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Правовые средства и полномочия прокурора по трактовке очень близки, однако полномочия
прокурора не ограничены только прокурорским надзором.
Реализуя контрольные полномочия, государственные органы
могут вмешиваться в хозяйственную деятельность подконтрольного объекта.
Используя меры дисциплинарной ответственности, контрольные органы могут обязать
работодателей принимать меры по соблюдению трудового законодательства. Виды
контроля выделяются в зависимости от того, какие органы его осуществляют. Так, может
быть выделен государственный контроль и общественный контроль.
Прокурорский надзор в сфере предпринимательской деятельности
имеет свою специфику, которая заключается в том, что:
1) при осуществлении прокурорского надзора подразумевается проведение
проверок точности исполнения требований всех законов (федеральных и
региональных), действующих на территории Российской Федерации или любого из них
в каждом конкретном случае;
2) прокурорский надзор осуществляется по отношению к
неподчиненным органам власти и организациям;
3) в соответствии с п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре органы
прокуратуры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций,
как это могут делать органы контроля;
4) для прокуратуры надзор за исполнением законов является
основной функцией;
5) прокурорский надзор имеет всеохватывающий характер, т.е.
при проведении проверки прокурор не скован рамками поступившей жалобы, он
вправе принять меры прокурорского реагирования на любое выявленное им нарушение;
6) целью прокурорского надзора за исполнением законодательства
в сфере предпринимательской является обеспечение верховенства Конституции
Российской Федерации, законов в области экономики, единства и укрепления
законности в сфере предпринимательской деятельности, защита прав субъектов
предпринимательской деятельности вне зависимости от их правового статуса.
Прокурорский надзор в сфере предпринимательской деятельности
осуществляется на всей территории Российской Федерации. Сами органы прокуратуры
при осуществлении своей деятельности являются независимыми от федеральных
органов исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Данный аспект
позволяет прокурорам при реализации надзора действовать исключительно в
интересах и рамках закона, а также независимо от решений иных государственных
органов, их указаний, запретов и т.п.
Таким образом, для прокурорского надзора характерной
особенностью служит то, что он является вневедомственным и осуществляется как в
отношении органов государственного контроля (надзора) и ведомственного
контроля, так и в отношении подконтрольных им организаций.
Предметом прокурорского надзора за исполнением
законодательства в сфере защиты прав предпринимателей следует считать выявление
нарушений названного законодательства, их пресечение и устранение, восстановление
нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом
ответственности и принятие мер по предупреждению подобных нарушений в будущем.
При осуществлении прокурорского надзора за исполнением
законов в сфере предпринимательской деятельности необходимо:
1. Осуществить проверку правовых актов органов государственной
власти органов местного самоуправления, регламентирующих вопросы осуществления
предпринимательской деятельности, на предмет наличия в них необоснованных
процедур и запретов, ограничения конкуренции и предоставление отдельным лицам
преференций и привилегий, истребование излишних документов, не предусмотренные
законом сборы и платежи.
2. Выяснить, не ограничиваются ли права предпринимателей, их
свобода экономической деятельности в процессе реализации регистрационных,
лицензионных и иных разрешительных функций.
3. Изучить объекты рейдерских посягательств, способы их
совершения (как уголовно наказуемые, так и вне уголовно-правовой сферы),
причины и условия, им способствующие, а также участие в них должностных лиц правоохранительных
органов, а также органов государственной власти и местного самоуправления.
При выявлении нарушений законодательства прокуроры обязаны
принимать исчерпывающие меры реагирования, которые считаются специфическими
инструментами реализации должностными лицами их полномочий. Их применение имеет
особое практическое значение. Эти инструменты затрагивают различные формы нарушений
нормативных предписаний. Прокурорские меры направлены на предупреждение и пресечение
неправомерного поведения должностных лиц различных органов, учреждений и
предприятий.
Считаем
целесообразным на законодательном уровне в строгом порядке установить перечень
оснований для возбуждения административного расследования, поскольку отсутствие
таких оснований на практике также порождает проблемы, при которых различные
органы государственного контроля и надзора осуществляет свои полномочия в сфере
административной юрисдикции вне надзорной деятельности органов прокуратуры, подменяя
тем самым мероприятия внеплановых проверок субъектов предпринимательской
деятельности мероприятиями административного расследования по сообщениям или обнаруженным
фактам совершение тех или иных административных правонарушений, что далеко не
всегда является обоснованным и соответствующим целям государственного контроля
и надзора. Кроме того, необходимо на законодательном уровне предусмотреть
запрет на выдачу органами государственной власти предписаний по результатам
проведения административного расследования, поскольку такие предписания
повторно могут выступать основаниями для проведения повторных внеплановых
проверок предпринимателей, при этом выдача таких предписаний является не
связанной с осуществлением контрольно-надзорной деятельности органов
государственной власти. Надзор за устранением субъектами предпринимательской деятельности
выявленных нарушений должны осуществлять органы прокуратуры.
Конечно,
реализация предлагаемых мер увеличит объем работы органов прокуратуры и повысит
сложность осуществления мер прокурорского надзора и мер прокурорского
реагирования. Однако с другой стороны, это несомненно приведет к упорядочиванию
деятельности в сфере осуществления государственного надзора за соблюдением
законодательства в сфере предпринимательской деятельности, а также значительно
снизит уровень административного давления на сферу предпринимательства, а
значит такое увеличение объема прокурорской работы является оправданным и
необходимым современных условиях.
Сказанное
выше приводит нас к выводу о том, что на современном этапе развития
законодательства о государственном и муниципальном контроле и надзоре задачами
прокурорского надзора в сфере соблюдение законодательства государственных и
муниципальных закупках должны являться следующие:
—
организация прокурорского надзора за соблюдением прав
предпринимателей, являющихся участниками государственных и муниципальных
закупок в качестве приоритетного направления надзорного сопровождения
закупочной деятельности;
—
поиск путей совершенствования форм и методов эффективного
осуществления проверочных мероприятий прокурорского надзора, а также
мониторинга состояние законности при соблюдении законодательства о
государственных и муниципальных закупках;
—
создание эффективной системы информирования органов прокуратуры
о планируемых и проводимых органы государственной власти контрольных и
надзорных мероприятий в сфере соблюдения законодательства о государственных и
муниципальных закупках;
—
накопление и использование положительного опыта в сфере
соблюдения прав предпринимателей при участии последних в государственных и муниципальных
закупках;
—
разработка эффективной системы мер предупредительного
характера с целью обеспечения исполнения органами государственной власти и
местного самоуправления бюджетной дисциплины, а также соблюдение процедуры
размещения и исполнения государственных и муниципальных контрактов, включая разработку
эффективной системы мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения бюджетного
законодательства, конкурентных процедур, иные злоупотребления, связанные с
размещением исполнением государственных контрактов, планирование и обоснование
закупок, установление цены контракта и выбором поставщика, исполнитель или
подрядчика;
—
обеспечение неотвратимости наказания за
совершение уголовно наказуемых деяний в сфере закупок для государственных и муниципальных
нужд, выявление и пресечение любых фактов хищений, мошенничества, должностных и
иных преступлений участников закупок
Для надлежащей организации прокурорского надзора за соблюдением
прав субъектов предпринимательской деятельности считаем необходимым создать в
прокуратурах субъектов Российской Федерации самостоятельные отделы либо
определить сотрудников, осуществляющих исключительно надзор на данном
направлении, поскольку он имеет множество направлений и требует значительных
усилий для охвата всего массива правоотношений, регламентированных законодательством
в этой сфере.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Прокурорский надзор за исполнением законов
в сфере предпринимательской деятельности
1.1. Понятие предпринимательской деятельности в
разрезе российского законодательства
Историческое экономическое развитие общества подтвердило тот
факт, что «предпринимательская деятельность является главным и главным
институтом, компонентом экономической системы общества, которое называет себя
цивилизованным. Как следствие, процесс перехода к рыночным отношениям ставит
перед современным обществом ряд общих экономических проблем, среди которых
важное место занимает развитие предпринимательства»[1].
Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ: предпринимательская
деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Роль предпринимательской деятельности в современной
экономике определяется следующими положениями:
— предпринимательская деятельность является основой
инновационного и эффективного развития реального сектора народного хозяйства.
Увеличение числа экономических субъектов создает условия для инициативы и
творчества граждан, тем самым сокращая разрыв между потенциальными
возможностями и последствиями экономического развития;
— предпринимательская деятельность создает условия для
развития новых перспективных секторов экономики, создания новых отраслей,
современных видов продукции, «отмывает» их устаревшие виды;
— предпринимательская деятельность дает импульс развитию
экономической конкуренции, развитию экономической деятельности на принципах
коммерциализации, повышает «открытость» народного хозяйства, способствует ввозу
и вывозу капитала;
— предпринимательская деятельность использует современные
механизмы, координирующие стратегию развития экономических субъектов, используя
рыночную систему, конкурентные отношения.
Основными признаками предпринимательской деятельности,
указанными в ст. 2 ГК РФ, являются: 1) самостоятельность деятельности
предпринимателя; 2) рисковый характер предпринимательской деятельности; 3)
специальная цель предпринимательской деятельности – систематическое получение
прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или
оказания услуг.
К характеристикам предпринимательской деятельности следует также
отнести:
— независимость и независимость экономических субъектов,
поведение которых, как правило, основано на внутренних мотивах. На их основе
гражданин, становящийся предпринимателем, начинает самостоятельно решать
экономические и организационные проблемы, возникающие в процессе деятельности
личного предприятия, опираясь только на экономическую выгоду и существующие условия
состояния рынка;
— исключительно личная экономическая заинтересованность и
ответственность. Основываясь исключительно на собственной выгоде,
предприниматель при этом неизбежно работает в общественных интересах. Работая
самостоятельно, субъект предпринимательской деятельности с объективной
потребностью берет на себя значительную личную ответственность за результаты
своей работы. Этот пакет, представляющий личный экономический интерес и личную
ответственность, требует, чтобы предприниматель должен был работать в довольно
сложном режиме;
— предпринимательская деятельность невозможна без
инновационного творческого подхода. Эффективная работа возможна только при
обеспечении высокого качества продукции труда (товаров, услуг, выполненных
работ) и при создании условий для обновления продукции труда. Необходимо принимать
нестандартные решения, творческий подход к оценке ситуаций, возникающих на
рынке. Поиск клиентов, финансовых и материальных ресурсов (денег, валюты,
материалов, транспорта, помещений и оборудования, необходимых для офиса и
организации производства, контрактов, коммуникаций, подходящих людей) — это то,
с чем предприниматель сталкивается каждый час.
Еще одним неотъемлемым признаком предпринимательской
деятельности является наличие экономического риска. Риск — это всегда элемент,
который сопровождает компанию. Наличие риска определяет специфический образ
мышления и экономическое поведение предпринимателя, формирует его особую психологию.
Субъект предпринимательской деятельности нуждается в высоком чувстве бизнеса, динамизме,
осознании духа конкуренции.
Предпринимательская деятельность — это деятельность, которая
включает в себя использование товаров, продажу товаров, выполнение работ или
предоставление услуг. Однако перечень способов ведения предпринимательской деятельности,
который изложен в ст. 2 Гражданского кодекса РФ[2] его можно назвать условным
в связи с тем, что статья 34 Конституции РФ[3] предусматривает возможность
использования любых возможностей для осуществления предпринимательский
деятельности, не запрещенной законом.
В связи с этим, например, А.К. Шереметьева и И.Г. Мамедова
разумно считают, что рассматриваемая особенность не является существенным признаком
предпринимательской деятельности[4]. Одним из признаков
предпринимательской деятельности является регистрация лица в качестве
предпринимателя в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено
гражданским кодексом Российской Федерации. Г.Р. Игбаева уточняет, что должна
регистрироваться не предпринимательская деятельность, а лица, осуществляющие
ее. Это общее правило применяется как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам
предпринимательской деятельности. Например, коммерческие организации имеют право
вести предпринимательскую деятельность Игнаева с момента их государственной
регистрации в качестве юридических лиц[5].
Здесь уместно сослаться на одну из правовых позиций КС РФ,
сформулированную им в постановлении от 27 декабря 2012 года № 34-П[6] и подтвержденную
постановлением от 11 декабря 2014 года № 32-П[7] и определением от 02 июля
2015 года № 1523-О[8].
По мнению КС РФ, отсутствие государственной регистрации в отношении гражданина,
осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, само по себе не означает, что деятельность гражданина не может быть
квалифицирована как предпринимательская, если по своей сути она действительно
есть. Кроме того, статья 4 ст. 23 ГК РФ устанавливает прямой запрет в отношении
гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, не выполнившего обязательства по государственной регистрации
в качестве индивидуального предпринимателя, ссылаться в отношении заключенных
им сделок на то, что он не является предпринимателем.
По словам В.В. Болговой и Е.Е. Новопавловской, такие
положения вовсе не случайны. Они выполняют ряд функций, в том числе свою цель
обеспечения защиты прав и законных интересов коллег такого предпринимателя.
Публичный реестр легализует предпринимательскую деятельность и придает ей
юридический характер. В противном случае она может быть объявлена незаконной, и
за ее осуществление может быть привлечена к ответственности, установленной
нормами, регулирующими административную или уголовную ответственность[9].
Это возможно благодаря защитным нормам российского права.
Например, ст. 14.1 КоАП РФ[10] предусматривает
административную ответственность за осуществление коммерческой деятельности без
государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). В ст.
14.1 законодатель РФ указал основные административные правонарушения за
незаконную предпринимательскую деятельность. Пленум ВС РФ пояснил: при принятии
решения о том, являются ли действия лица административным правонарушением, предусмотренным
частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо проверить, есть ли в них признаки
предпринимательской деятельности, перечисленные пунктом 1 статьи 2 Гражданского
кодекса РФ. В тех случаях, когда осуществление предпринимательской деятельности
без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательно,
если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству,
или предполагает извлечение дохода в большом количестве, лицо, которое
осуществляет такие виды деятельности могут быть обработаны в соответствии со
статьей 171 уголовного кодекса Российской Федерации. Эта деятельность
квалифицируется как незаконная предпринимательская деятельность[11].
[1] Игбаева
Г.Р. Нормативные признаки предпринимательской деятельности в России //
Евразийский юридический журнал. 2017. № 10 (113). С. 138-140.
[2]
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред.
от 16.12.2019) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
[3]
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 года (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
[4]
Шереметьева, А.К. Проблема толкования термина «предпринимательская деятельность»
// Актуальные вопросы юридической науки и практики: сб. науч. тр. / под ред.
В.Е. Степенко. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. С. 180-184.
[5]
Игбаева, Г.Р. Нормативные признаки предпринимательской
деятельности в России // Евразийский юридический журнал. 2017. № 10 (113). С.
138-140.
[6]
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 № 34-П // «Вестник
Конституционного Суда РФ. 2013. № 3.
[7]
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 № 32-П // Вестник Конституционного
Суда РФ. 2015. № 2.
[8]
Определение Конституционного Суда РФ от 02.07.2015 № 1523-О // Вестник Конституционного
Суда РФ. 2015. № 6.
[9]
Игбаева Г.Р., Шакирова З.Р. Квалифицирующие признаки предпринимательской
деятельности // Евразийская адвокатура. 2018. № 2 (33). С. 56.
[10]
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №
195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
[11]
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике
по делам о незаконном предпринимательстве» (ред. от 07.07.2015) // Бюллетень
Верховного Суда РФ. 2005. № 1.