Экономика Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Национальный проект — Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы: цели, инструменты, результаты.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 4

1. Теоретические и институциональные
основы развития национальной экономики с учетом проектного подхода. 7

1.1. Понятие и сущность проектного
подхода к управлению развитием экономики  7

1.2. Система национальных проектов
Российской Федерации как инструмент экономического развития. 21

1.3. Характеристика национальных
проектов Российской Федерации. 27

2. Анализ структуры и динамики
реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и
поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». 35

2.1. Цели и стратегические ориентиры
реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и
поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». 35

2.2. Субъекты и инструменты
реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и
поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». 38

2.3. Перспективы реализации
национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативы». 44

3. Анализ эффективности реализации
национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативы» на современном этапе. 55

3.1. Основные проблемы реализации
национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской инициативы» (по материалам Счетной палаты
РФ) 55

3.2. Тенденции и направления
оптимизации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и
поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». 76

Заключение. 88

Список использованных источников и
литературы.. 97

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность темы
исследования. Вопрос развития малого и среднего предпринимательства (МСП)
является важным аспектом становления рыночной экономики любого государства. Во-первых,
малый и средний бизнес вносит существенный вклад в итоговый ВВП. Так, доля
малого и среднего бизнеса в России в 20
20 году составляла 20,2% против 50-60%
в экономиках развитых стран. Любое государство заинтересовано в улучшении
данного показателя, поскольку от него зависит не только формирование
государственного бюджета, но и его производственные силы и уровень
благосостояния граждан. Во-вторых, МСП выполняет специфические
социально-экономические функции – обеспечивает занятость населения, смягчает
социальное неравенство и удовлетворяет потребности общества и крупных
корпораций в товарах, работах и услугах. Субъекты МСП также активно участвуют в
таких процессах, как формирование конкурентной среды на рынке и поддержка
инновационной активности и экономической инициативы в целом. В-третьих, малый и
средний бизнес являются более гибкими единицами по сравнению с крупными
организациями, поэтому в условиях кризиса проходят процесс адаптации к новым
условиям быстрее.          

Именно поэтому поддержка
МСП в настоящее время является одной из приоритетных задач государства.
Благодаря активным мерам с его стороны (введение льготной системы
налогообложения, помощь в формировании необходимой инфраструктуры для развития
МСП, сокращение административных барьеров) количество малых и средних
предприятий в развитых странах (в том числе – в России) постоянно
увеличивается. Однако зачастую меры, направленные на поддержку субъектов МСП,
оказываются неэффективными и лишь в малой степени влияют на итоговый результат.
Главным фактором оказывается несистематичность оказываемых мер. Для того чтобы
получить стабильный результат, государство должно выработать не только систему
разумных и рациональных мер для поддержки малого и среднего бизнеса, но и осуществлять
контроль за исполнением данных мер и исполнять роль регулирующего органа.    

Таким образом,
государство при формировании своей политики в отношении МСП должно не только
создавать благоприятные условия ведения бизнеса на территории государства, но и
предоставлять различные виды поддержки (имущественную, финансовую,
консультационную и другие). При этом данные действия должны осуществляться в
комплексе и подразумевать государственный контроль.

Целью настоящей работы является исследование особенностей
реализации национального проекта МСП.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:

— раскрыть понятие и
сущность проектного подхода к управлению развитием экономики;

— рассмотреть систему
национальных проектов Российской Федерации как инструмент экономического
развития;

— дать характеристику
национальных проектов Российской Федерации;

— исследовать цели и
стратегические ориентиры реализации национального проекта «Малое и среднее
предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;

— охарактеризовать
субъекты и инструменты реализации национального проекта «Малое и среднее
предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;

— осуществить анализ
эффективности реализации национального проекта «Малое и среднее
предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
на современном этапе;

— выделить основные
проблемы реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство
и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (по материалам
Счетной палаты РФ);

— определить тенденции и
направления оптимизации национального проекта «Малое и среднее
предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Объектом исследования являются целевые
установки национального проекта МСП.

Предмет исследования – организационно-правовые
основы реализации национального проекта МСП.

Структура исследования включает в себя
введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список
использованных источников.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

В
результате исследований темы выпускной квалификационной работы установлено, что
малое и среднее предпринимательство являются
неотъемлемой частью рыночных отношений и в силу критериев правового статуса,
установленных законодательством, как в России, так и в странах с рыночной
экономикой, — генератором инновационных идей, для их реализации на практике
требующих всесторонней поддержки государством. З
начимость
поддержки сегмента малого и среднего бизнеса вытекает из необходимости
поддержания экономики страны и её регионов в сбалансированном состоянии за счёт
повышения конкурентоспособности, формирования среднего класса, занятости и
качества жизни населения.

Для обеспечения устойчивого функционирования
и развития региональных хозяйственных комплексов используются инструментарий
механизма государственной поддержки с участием институтов гражданского
общества, в результате которой происходит усиление качественного перехода
малого и среднего бизнеса в новое состояние для реализации стратегически целей
модернизации и ускоренного инновационного обновления инфраструктурных отраслей
всех сфер жизнедеятельности населения, как цели государственной политики,
проводимой на территории субъекта Российской Федерации.

Таким
образом, проведенное исследование показало, что отсутствие четких приоритетов,
неэффективное расходование бюджетных средств, недостаток мотивации,
неудовлетворенность социальной сферы, нестабильность политического окружения
стали предпосылками внедрения в механизм государственного управления нового
инструмента, направленного на претворение крупномасштабных и социально-значимых
изменений в установленное время при условии минимизации всех затрат и
концентрации административных, финансовых, трудовых, электронных и других
ресурсов.

Из проведенного
исследования приоритетных национальных проектов в реализации государственной
стратегии развития Российской Федерации, можно сделать вывод, что роль
приоритетных проектов заключена не в создании приоритетов государственной
стратегии развития, а в их достижении, поскольку проект характеризуется
зависимостью от таких целей, и эффективность его мероприятий по решению
долгосрочных задач возможна лишь в том случае, если его ожидаемые показатели
соответствуют стратегическим направлениям.

В тоже время приоритетные национальные
проекты выступают в качестве целей, которые не отменяют поставленные ранее
задачи государственной стратегии развития, а являются основой ее реализации.

Они создают
все условия для развития человеческого капитала, обеспечения комфортной среды
для жизни и экономического роста, а одновременная реализации всех проектов
усиливает их в достижении национальных целей.

Национальные проекты являются относительно новым
инструментом реализации территориальной социально-экономической политики РФ,
направленным на обеспечение прорыва в научно-технологическом и
социально-экономическом развитии России, на повышение уровня жизни каждого
гражданина, на создание возможностей для его самореализации. В настоящее время
существует ряд препятствий для эффективного использования этого инструмента,
требующих поиска оперативных решений в быстро меняющихся
социально-экономических и пандемических условиях.

К числу таких препятствий следует отнести:

1. Определенный уровень недоверия государству со
стороны бизнеса, что препятствует привлечению инвестиций в национальные
проекты;

2. Пандемическую ситуацию, которая повлекла за собой
изменение временного горизонта планирования целей национальных проектов;

3. Выделенные ресурсы на реализацию национальных
проектов будут распределены до 2030 года из-за COVID-19, что больше требует
привлечения частного капитала для реализации национальных проектов.

Наиболее распространенной причиной банкротства
предприятий стало отсутствие возможности закрытия своих кредитов и долгов.
Большая доля малых и средних предприятий в России имеет чрезмерную
задолженность по кредитам, и сокращение либо полное прекращение доходов в
период действия ограничительных мер сделало невозможным погашение кредитов.
Даже предоставление кредитных каникул не помогло справиться с погашением
долгов, предприятия всё равно должны были платить по своим обязательствам.

Еще одной из главных причин банкротства фирм стала
невозможность вносить арендную плату за коммерческие помещения, склады и офисы.
Большинство организаций попросту не имело своих собственных помещений, и
единственным выходом для них была аренда. Во время пандемии арендодатели не
предоставляли никаких льгот, в связи с чем, предприятия принимали решение о
расторжении договоров аренды.

Также еще одной причиной стало отсутствие возможности
оплаты коммунальных платежей, оплаты труда рабочим, в том числе страховых
взносов. Разумеется, выходом из данной ситуации могло стать увольнение штата
сотрудников. Но при официальном трудоустройстве работодателям пришлось бы
выплатить не только ту часть заработной платы, которую сотрудник заработал до
увольнения, но и предоставить выплату выходного пособия. Выходное пособие в
соответствии со ст. 178 ТК РФ и ст. 374 ТК РФ состоит из среднего заработка за
месяц, и среднего заработка за месяц на период трудоустройства сотрудника.
Поэтому данное решение по сокращению для работодателя не принесло бы особой
выгоды. Отсюда следует, что самым выгодным и легким путем для решения
трудностей становится путь к банкротству фирмы, в виду неплатежеспособности по
долговым обязательствам.

Но становление фирмы банкротом в России приводит к
возможности столкновения с еще большим количеством рисков. Поэтому
Правительством РФ было принято Постановление от 03.04.2020г. № 428 «О введении
моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении
отдельных должников». Его действие было также продлено до января 2021
года. 

Введение моратория стало «глотком воздуха» для
оказавшихся в трудной ситуации предприятий. Норма о моратории на банкротства
вошла в ст. 5 ФЗ от 01.04.2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В связи с этим Постановлением
дополнили Закон № 127-ФЗ с 01.04.2020 года ст. 9.1. Пункт 1 этой статьи
предусматривает ввод моратория в исключительных случаях, как, например,
пандемия. В п.3 статьи на срок действия моратория приостанавливается ряд
обязанностей должника, прописанных в ст. 9 и ст. 213.4 Закона № 127-ФЗ.

Мораторий вводится к нескольким группам юридических
лиц:

1) Наиболее пострадавшие отрасли от пандемии;

2) Системообразующие компании;

3) Стратегические компании.

Следовательно, введение моратория применяется в
зависимости от конкретной сферы бизнеса. Например, сфера туризма явно входит в
число отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. При этом могут возникнуть
противоречивые моменты, ведь в любом случае предприятия нельзя отнести к одной
из наиболее пострадавших групп от пандемии. Для того чтобы предприятие могло
воспользоваться правом на мораторий, оно должно подтвердить принадлежность к
одному из трех групп для ввода моратория (наиболее пострадавшие,
системообразующие, стратегические компании).

До введения моратория на банкротство в апреле 2020
года в больших случаях инициативу по предъявлению процедуры банкротства
проявляли сами кредиторы. Мораторий смог уменьшить количество этих случаев
путем ограничения прав кредиторов. Произошел рост банкротства предприятий по
проявлению инициативы фирм-должников.

Но введение моратория способствует допущению части
ограничительных шагов в отношении предприятий, таких как:

— Недопущение платы по дивидендам учредителям
предприятий;

— Запрет на выдачу доли в денежной форме либо
учредителям фирмы, либо тем, кто хочет из нее выйти;

— Предприятие-должник лишено права в выкупе своих
акций на время действия моратория.

Данные ограничительные шаги представляют особую
сложность предприятиям, находящимся на грани банкротства. При этом директора и
бенефициары предприятий-должников не привлекаются к субсидиарной
ответственности на время действия моратория, это имеет большое преимущество,
поскольку субсидиарная ответственность предусматривает возможность взыскания
долгов не только с самого предприятия, но также с директоров и бенефициаров.

Мораторий формально является
препятствием для любых принудительных действий в течение шести месяцев. Но
кредитор в свою очередь может подать обращение за ограничением или
распоряжением имуществом, а также располагать правом ареста на имущество
должника. При этом должник продолжает пользоваться своим имуществом, но не
может его продать, и кредитор сохраняет возможность его взыскания по истечении
шестимесячного моратория.

Национальные проекты обладают рядом преимуществ и
особенностей как инструментов реализации территориальной
социально-экономической политики. Сравнение указанного инструмента с
государственными (целевыми) программами показывает, что они способны преодолеть
ситуацию ведомственной разобщенности по «горизонтали» и «вертикали»;
обеспечивают системность решения поставленных задач на основе тесной
координации и взаимодействия различных ведомств федерального и регионального
уровне.

Существенным отличием является также то, что
реализуемые национальные проекты способны выстраивать проектный процесс – общий
порядок работы по достижению конкретных целей, определенных в национальных проектах,
расходовать выделенные ресурсы в режиме персональной ответственности.

Даже если бы пандемии не случилось, в любом случае у
многих национальных целей и проектов пришлось бы сдвигать сроки, т.к.
промежуточные целевые показатели не достигались, а кассовое освоение средств
происходило с серьезным отставанием, что также свидетельствует о низком уровне
проработки национальных проектов. С данным замечанием нельзя не согласиться,
т.к. действительно прошло два года с момента утверждения указа, но промежуточные
показатели не были достигнуты, например, задача сократить бедность в России
сохраняется по-прежнему, но теперь достижение данной цели отложено до 2030
года. Власти не смогли выполнить промежуточную цель и снизить уровень бедности
по итогам докризисного 2019 года: он составил 12,3% вместо запланированных 12%.

В ходе практического исследования выявлены следующие особенности
правового управления развитием региональной экономики и регулирования отношений
органов власти с предпринимательской средой:

1.
Проведение государственной политики по поддержке малого и среднего
предпринимательства на территории региона реализуется во исполнение
государственных полномочий, установленных федеральным законодательством РФ на
основе нормативных правовых актов, программ в рамках стратегии
социально-экономического развития.

2.
Полномочия по поддержке сегмента малого и среднего предпринимательства
региональной экономики от лица исполнительных органов государственной власти
осуществляются отраслевым органом.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические и институциональные основы развития
национальной экономики с учетом проектного подхода

1.1. Понятие и сущность проектного подхода к управлению
развитием экономики

 

Правительство
России во главе с президентом периодически утверждает программы, которые имеют
определенные сроки исполнения, развивает экономику, способствует повышению
уровня жизни населения, обеспечивает внутреннюю, внешнюю безопасность граждан.    

Ежегодно
правительство РФ поддерживает финансирование большого количества разнообразных
программ и проектов, необходимых для улучшения жизни граждан государства
касательно разных сфер.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся к концу
1991 года, была достаточно напряженной: распад СССР и начало нового этапа
развития России, как следствие спад производства, дефицит товаров, отсутствие
золотых и валютных резервов, переход к рыночной экономике, безработица,
увеличение бюджетных расходов и другие факторы явились причинами реформирования
системы государственного управления.

К тому же действовавшая ранее модель управления
оказалась неспособной отвечать возрастающим общественным потребностям. Ситуацию
усугубил экономический кризис, повлекший за собой социальный.

Другим фактором, подтолкнувшим Россию к
преобразованиям, стало усиление глобализации, которая не только расширяла
экономические связи, но и стирала границы различий в подходах к публичному
управлению.

Низкое качество исполнения государством своих функций,
недовольство общества проводимой социальной политикой вызвали острую
потребность в проведении административной реформы с целью создания сильного,
конкурентоспособного и демократического государства.

Именно начало проведения реформы хронологически связано
с первым опытом реализации государственной политики при помощи проектного
подхода.

Выделяется три основных этапа развития национальных
проектов в Российской Федерации:

I этап (2005 – 2008 гг.) связан с апробацией проекта
как инструмента государственного управления. Этот период характеризуется
введением приоритетных национальных проектов и началом использования элементов
проектного менеджмента в органах государственной власти.

II этап (2009 – 2012 гг.)
— развитие применения инструмента в качестве точечного решения большого
количества задач, выделенных на среднесрочную перспективу. Отождествляется
ростом числа проектов с целью исполнения основных направлений деятельности Правительства
Российской Федерации и применением элементов профессиональной методологии
проектного управления. Впервые формируется взаимосвязь национальных проектов и
стратегических направлений развития страны.

III этап (2012 г. – по настоящее
время) — популяризация профессионального проектного управления в деятельности
бюрократического аппарата, которая выражается в еще большем увеличении числа
проектов, появлении мегапроектов, создании и применении современных
инфраструктурных условий для поддержки такого управления.

Национальный проект (далее НП) – это
поставленная задача с четко определенными исходными данными и требуемым
результатом (целью), обуславливающий способ ее решения. Данный проект включает
в себя задачу, требующую решения (проблему), средства реализации данного
проекта (решения проблемы) и получаемый в процессе реализации результат[1].

Разработкой подобных
проектов занимаются федеральные органы исполнительной власти. Период их
действия готовых целей определяется Правительством РФ.
В состав
национального проекта входят федеральные проекты, региональные проекты, которые
призваны работать для исполнения основной задачи, определенной национальным
проектом.

Проектное управление,
перестав считаться новой парадигмой, стало неотъемлемым элементом современной
системы управления, в первую очередь в государственном секторе.

Проектное управление встречается не только в
программно-целевой организационной структуре управления, оно встречается и во
всех других структурах управления. Ведь деятельность региона – это не только
выполнение долгосрочных стратегий в рамках принятой для достижения
стратегических целей структур. Это и деятельность при возникновении различных
нештатных ситуаций, непременно возникающих при изменениях внешней среды, а
также и внутренней среды.

Проектное управление необходимо для успешной
деятельности территории, для оперативного преодоления проблем и кризисов, для
быстрой реализации новых открывающихся возможностей, для постоянного развития
государства – постоянного повышения его конкурентоспособности.[2]

Эффективная модель проектного управления
следующая:

1.               
Цель, принятая руководством.

2.               
Руководитель группы.

3.               
Состав группы.

4.               
Программа деятельности по достижению цели,
четкое планирование.

5.               
Приказ.

6.               
Практическая реализация программы, анализ
промежуточных результатов.



[1] Беломестнов В. Г. Целевое управление
развитием социально-­экономических систем региона / В. Г. Беломестнов, И. Ю. Унгаева,
А. А. Унга- ев. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2013. С.131

[2] Кочкаров Р. А. Целевые программы: инструментальная
поддержка / Р.
А. Кочкаров. — М.: Экономика, 2014.С.264

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы