Экономика Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Мониторинг индикаторов социально-экономической безопасности Московской области и прогнозирование ее состояние в среднесрочной перспективе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.. 7

1.1.   Понятие
социально-экономической безопасности. 7

1.2. Уровень и качество жизни
населения как фактор обеспечения социальной безопасности территориальных
образований. 18

1.3. Мониторинг
социально-экономической безопасности в регионе: индикаторы и их пороговые
значения. 23

ГЛАВА
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ.. 35

БЕЗОПАСНОСТИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.. 35

2.1. Состояние
социально-экономической безопасности в Московской области  35

2.2. Анализ социально-экономической
безопасности правонарушений в регионе  63

2.3. Мониторинг уровня качества жизни
населения региона. 73

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ  В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.. 88

3.1. Прогнозирование динамики ВРП
методом разработки сценария. 88

3.2. Прогнозирование динамики
численности населения региона на перспективу методом экстраполяции. 101

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 122

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ125

  

Введение:

 

Актуальность и своевременность настоящего исследования
объясняется тем, что современный
уровень
социально-экономического развития регионов не отвечает национальным интересам,
поскольку не обеспечивает достойного качества жизни в регионах и демографической
безопасности страны.

О наличии серьезных социальных
опасностей и угроз свидетельствуют интегральные показатели социального
неблагополучия российского общества и снижения уровня его безопасности:
критические демографические характеристики, отражающие общее состояние
генофонда, рост девиантных проявлений, снижение уровня жизни значительного
количества граждан страны, возрастающая дифференциация по имущественному
признаку, чрезмерная поляризация доходов, разрушение социальной инфраструктуры
общества, социальные конфликты.

Главная цель и назначение
социальной безопасности — создание условий для развития человека, защита его
жизни и здоровья, благосостояния и образа жизни, прав и свобод, преобразование
несовершенных социальных структур, генерирующих серьезные опасности из-за
несправедливых экономических, политических и других отношений, сложившихся в
обществе, особенно находящегося в состоянии переходного периода.

Конечно, состояние экономической безопасности страны
имеет важное значение для ее функционирования. Для того, чтобы работать должным
образом, нужен финансовый рост стабильным и положительным, реализации
ответственный за государственное финансирование, внутренние ресурсы и, прежде
всего, на защиту экономических интересов в рамках Международного Сотрудничества[1].

В
настоящее время страны, выступающие на международной арене, рассматриваются в
качестве участников в различных областях сотрудничества. К таким секторам
относятся: производство услуг и товаров, международная торговля, инвестиционные
компоненты, займы, валютные операции и т. д. Действительно, внешнеторговые
операции являются ключевыми для стран, а торговля, связанная с вступлением во
Всемирную торговую организацию (ВТО), считается приоритетной[2].

Социально-экономическая
безопасность является неотъемлемой частью экономической системы, которая
считается важным фактором в формировании государства, народного хозяйства,
организации и общества.

Целью
данной работы является изучение теоретических аспектов социальной безопасности,
мониторинг индикаторов социальной безопасности Московской области и
прогнозирование ее состояние в среднесрочной перспективе.

Для этого необходимо решить следующие
задачи:

— рассмотреть понятие
социально-экономическойбезопасности;

— изучить мониторинг
социально-экономической безопасности в регионе: индикаторы и их пороговые
значения;

— провести анализ состояния
социально-экономической безопасности в Московской области;

— провести анализ
социально-экономической безопасности правонарушений в регионе;

— выполнить прогнозирование
динамики ВРП методом разработки сценария;

— провести прогнозирование
динамики численности населения региона на перспективу методом экстраполяции
.

Объектом работы
является Московская область Российской Федерации.

Предмет работы –
система индикаторов социально-экономической безопасности.

Практическая значимость работы заключается
в том, что итоги
прогнозирования состояние
социально-экономической безопасности региона в среднесрочной перспективе могут быть приняты к сведению государственных органов
власти.

При написании работы были
использованы труды ученых, журнальные статьи, законодательные акты Российской
Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства
Российской Федерации и др.

Данная работа содержит введение, три
главы, заключение.  В ведении
актуальность выбранной темы, определенных целей и задач, а также объекта
исследования.  В первой главе рассматриваются
теоретические основы вопросов и задач. Вторая глава посвящена анализу и оценке
уровня социально-экономической безопасности Московской области.  Третья глава содержит

итоги прогнозирования состояние социально-экономической безопасности региона в
среднесрочной перспективе.
Заключение
объединит выводы, сделанные в ходе написания данной работы в рамках
исследования.



[1] Бабун, Р.В. Государственное и муниципальное
управление. введение в специальность (для бакалавров) /
Р.В. Бабун. — М.: КноРус, 2017. — 128 c.

[2] Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы
и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. — М.: Юнити, 2019.
— 544 c.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный уровень
социально-экономического развития регионов не отвечает национальным интересам,
поскольку не обеспечивает достойного качества жизни в регионах,
продовольственной безопасности страны, не способствует формированию
саморазвивающегося и самобытного социального, эколого-экономической
территориальной системы, сохранение культурных ценностей, обеспечение
воспроизводства и долгосрочного использования труда и природных ресурсов.

Безусловно, состояние
экономической безопасности страны имеет важное значение для ее
функционирования. Для того, чтобы работать должным образом, нужен стабильный и
положительный финансовый рост, реализации ответственный за государственное
финансирование, внутренние ресурсы и, прежде всего, на защиту экономических
интересов в рамках Международного Сотрудничества.

В настоящее время
страны, выступающие на международной арене, рассматриваются в качестве
участников в различных областях сотрудничества. К таким секторам относятся:
производство услуг и товаров, международная торговля, инвестиционные
компоненты, займы, валютные операции и т. д. Действительно, внешнеторговые
операции являются ключевыми для стран, а торговля, связанная с вступлением во
Всемирную торговую организацию (ВТО), считается приоритетной.

Социально-экономическая
безопасность является неотъемлемой частью экономической системы, которая
считается важным фактором в формировании государства, народного хозяйства,
организации и общества.

Современная Россия,
находясь в экономическом кризисе, видит единственный выход из этого через
организацию эффективного местного самоуправления. Здесь правительство сталкивается
с рядом причин. А именно, необходимо трансформировать систему управления, давая
гражданам России право участвовать в управлении развитием ее территории и что в
условиях экономического кризиса необходимо будет использовать скрытые резервы
местности.

В рамках проведенного
исследования можно отметить, что Подмосковье входит в число лучших регионов
страны, регулярно растет объем инвестиций — по итогам 2019 года он составит
свыше 1 трлн. рублей. Региональный парламент в свою очередь проводит
законодательную работу, направленную на улучшение экономических показателей
Московской области и привлечение инвестиций.

Программа по
совершенствованию социально-экономическим развитием территории ориентирована на
развитие социальной инфраструктуры, обеспечение товарами и услугами, создание
комфортных условий для жизни и работы в сельской местности, поднять этические и
нравственные основы.

Социальное обеспечение-это обобщенная
концепция, охватывающая различные виды безопасности в разных областях
социально-экономической информации. Каждая отрасль научного знания в целом
имеет свое представление о безопасности, ресурсах, факторах, угрозах, что
позволяет увидеть всю проблемную систему теоретического и практического
характера в контексте явления безопасности.

Исходя из понимания опасности, речь идет о
состоянии социальной системы, уровне ее равновесия и способности устойчиво жить
и воспроизводить важнейшие элементы системы, обеспечивающие ее
функционирование. Однако для поддержания равновесия и безопасности системы
требуется определенная защита в виде социальной деятельности, направленной на
разработку и реализацию определенных мер, направленных на то, чтобы не нарушить
установленное равновесие системы и сохранить целостность и устойчивость
системы.

Подводя итог вышесказанному, обобщая
исторические и современные теоретические подходы, даем определение
социально-экономической безопасности как государственного учреждения.

В этом контексте важно, чтобы
государства-члены приняли необходимые меры для обеспечения развития и защиты интересов
граждан, экономических работников, общества и государства.

Анализ социально-экономического развития
территории муниципалитетов показал частичные недостатки. Нет сомнений в том,
что реализация целенаправленной экономической и социальной политики в сельских
населенных пунктах обеспечит социальную устойчивость и улучшит качество жизни
населения. Такая политика возможна за счет принятия и реализации программы
социально-экономического развития населенных пунктов.
Основные положения Программы развития регионов
и то, как она реализуется, позволят значительно повысить структурную энергию
персонала органов управления сельскими поселениями, создадут условия для
использования в хозяйственной деятельности на ее территории.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.        
Понятие
социально-экономической безопасности

В последние годы безопасность российского общества
стала очень актуальной. Социальную безопасность нельзя рассматривать в отрыве
от экономической безопасности.  При этом
выделяют следующие аспекты: демографический, экономический, социальный,
духовный, экологический, информационный и т.д.[1]

Однако ясно, что вопросы социально-экономической
безопасности выделяются как группа таких угроз безопасности для стабильности
российского общества, отдельных граждан и страны в целом. В этом исследовании
рассматривается характер таких категорий, как экономическая и социальная
безопасность, и прослеживается их эволюция.

В период Нового времени, примерно в XVII — XVIII вв.,
когда устанавливалась идея о том, что одной из целей государства является
поддержание капиталистических отношений, зарождается понятие национальной и
экономической безопасности.

С точки зрения европейской цивилизации — понятие
«безопасности» означало отсутствие реальной угрозы, а также наличие структуры,
которая способствует поддержанию этой ситуации.

Национальная безопасность – это элемент комплексной
оценки состояния страны, которая предполагает выявление внутренних и внешних
угроз с целью преодоления опасностей в ходе развития страны[2].

Отсюда национальная безопасность –
это способность общественной системы страны обеспечить высокий уровень
жизнеспособности нации и ее конкурентной возможности о взаимоотношениях с
внешним миром в целях надежного существования и устойчивого развития.

Национальная безопасность включает в
себя: экономическую, социальную, политическую, военную и другие виды
безопасности, что представлено на рисунке 1.





















Рис. 1. Структура
национальной безопасности государства

 

Термин «национальная безопасность» впервые появляется
в официальном документе США от 11 июля 1941 года, в котором президент США
Ф.Д. Рузвельт приказал создать Департамент стратегических служб, который позже
стал Центральной разведывательной службой. Позже, в 1947 году, США приняли
закон «О национальной безопасности»[3].

При этом в СССР вопрос национальной
безопасности не рассматривался, и все функции, прямо или косвенно связанные с
ним, были переданы органам, ответственным за оборонный потенциал государства.

В то же время вопрос о национальной безопасности в
Советском Союзе не поднимался, и все функции, прямо или косвенно связанные с ним,
были возложены на институты, занимающие обороноспособность государства.

Социальная
безопасность есть совокупность мер по защите интересов страны и народа в
социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы
жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с
потребностями прогресса, нынешнего и будущего поколений[4].

Другая группа
авторов (Н.В. Пирумов) не выделяет как относительно самостоятельную группу
«социальных опасностей и угроз»[5].

Академик Л.
Абалкин включает социальные опасности в класс экономических или других
опасностей и угроз[6].

Анализ
многочисленных источников по проблемам социальной безопасности позволяет
определить, что в настоящее время сложилось несколько подходов в интерпретации
данного понятия. Один из возможных подходов в определении понятия «социальная
безопасность» получил распространение за рубежом. Для этого подхода характерно
ассоциировать понятие «социальная безопасность» с понятием «социальное
обеспечение». Согласно данному подходу, решение проблем обеспечения социальной
безопасности, предоставления материальной и иной помощи нуждающимся категориям
граждан является основополагающим аспектом обеспечения безопасности в целом.

Для
ряда современных российских исследователей характерен подход, рассматривающий
социальную безопасность как комплексное понятие, используемое для обозначения
безопасности населения страны от целого комплекса разных угроз и опасностей.
Среди них – угрозы безработицы, нищеты, преступных посягательств, загрязнения
окружающей среды, техногенных катастроф и др.

Социальная
безопасность определяется как совокупность мер по защите интересов страны и
народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в
обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в
соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений.
Социальная безопасность – это, прежде всего, часть более общей
категории – национальной безопасности, и что социальная
безопасность – это состояние защищенности личности, социальной группы,
общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав, свобод.

Д.С.
Петросян и Н.П. Филиппова[7]
относят к основным видам социальных угроз в регионе следующие:

 – увеличение доли населения, живущего за
чертой бедности;


расслоение общества на узкий круг богатых и широкую массу малообеспеченных
граждан;


возникновение и усугубление тенденций возрастания конфликтов на межнациональной
основе, особенно на основе этносоциальной стратификации (закрепление престижных
либо не престижных видов деятельности за определенными национальностями);


возрастание уровня безработицы среди трудоспособных граждан, особенно среди
молодежи;


снижение уровня образования и грамотности населения; появление напряженности
населения на почве религиозной нетерпимости;


изменение духовной жизни населения, обусловленное информационной и культурной
экспансией извне, необходимостью смены одних духовных ориентиров на другие;


снижение уровня здоровья населения вследствие кризисного состояния системы здравоохранения,
снижения уровня питания, возрастания потребления алкоголя и наркотических
веществ и др.



[1] Ершов, В. А. Государственное и муниципальное
управление / В.А. Ершов. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. — 256 c.

[2] Василенко, И.А. Государственное и муниципальное
управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. —
Люберцы: Юрайт, 2017. — 494 c.

[3] Дадыкина О.В. Оценка уровня
экономической безопасности минерально-сырьевого потенциала Брянской области //
Вестн. Брян. гос. техн. ун-та. – 2017.

[4] Меньшикова, М.А.
Коптева К.В. Методические подходы к оценке уровня социальной безопасности
регионов
https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-otsenke-urovnya-sotsialnoy-bezopasnosti-regionov

[5] Пирумов В. Методология
комплексного исследования проблем безопасности. – М.: Инфра-М.-  2017. – с.7

[6] Абалкин Л. Экономическая
безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 2018. – №12.
– С. 4

[7] Петросян Д.С., Филиппова Н.С.
Социальная безопасность региона и гуманизация социально-экономических отношений
/ Д.С. Петросян, Н.С. Филиппова // Вестник российской академии естественных
наук. – 2017. — № 2. – с.11-15.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы