Магистерский диплом на тему Модель культурно-развивающей среды эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 глава Теоретические аспекты эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании 7
1.1 Основы эстетического воспитания в развитии обучающихся в дополнительном образовании 7
1.2 Формы и методы эстетического развития школьников 24
1.3 Роль культурно-развивающей среды эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании 41
Выводы по 1 главе 47
Глава 2. Проведение экспериментальной работы по созданию модели культурно-развивающей среды эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании 48
2.1 Проведение контрольного эксперимента. Анализ культурно-развивающей среды эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании 48
2.2 Создание модели культурно-развивающей среды эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании. Проведение формирующего эксперимента. 59
2.3 Проверка действия модели культурно-развивающей среды эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании. Проведение контрольного эксперимента. 80
Выводы по 2 главе 86
Заключение 87
Список используемой литературы 89
Введение:
Интерес у современной молодежи к искусству во всех его проявлениях практически утерян. Подростки все реже и реже ходят в музеи по своей воле. Обычно, основным фактором который оказывает воздействие на посещение молодежью различных культурно-досуговых мероприятий и заведений являются родители, либо школьная среда, кроме того это может быть дань моде: «любить искусство, потому что это модно, а не потому, что мне это нравится».
Вместе с тем, искусство влияет на формирование личности человека, на его сознание, а также определяет уровень его образованности и развития. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением «художественно-эстетическое воспитание» подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Художественно-эстетическое воспитание – сложный и кропотливый процесс, в ходе которого дети получают первые художественные впечатления, приобретаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.
В педагогике достаточное количество научных трудов посвященных эстетическому воспитанию и развитию, среди которых стоит отметить:
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»), а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования.
Байбородова Л. В., Широкова Е. В. «Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников». В статье характеризуются особенности организации и функции внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, отмечаются возрастные особенности младшего школьника, рассматриваются задачи, принципы, этапы (диагностико-мотивационный, проектировочный, реализационный, аналитический) педагогического сопровождения внеурочной деятельности младших школьников, предлагаются средства формирования запроса учащихся и родителей на образовательные услуги, приводятся примеры диагностических процедур, с помощью которых определяются познавательные интересы и возможности школьника.
Бакланова Т. И., Медведь Э. И., Киселева О. И. «Основные аспекты маркетинговой подготовки педагогов-организаторов внеурочной этнокультурной деятельности школьников». Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики – организации внеурочной этнокультурной деятельности школьников. Авторами статьи разработаны и апробированы два основных аспекта подготовки педагогов–организаторов такой деятельности – собственно этнокультурный и маркетинговый.
Цель исследования – выяснить, с чем связана потеря интереса молодежи к изобразительному искусству, а также разработать модель культурно-развивающей среды школы средствами дополнительного образования.
Активное использование гаджетов отрицательно влияет на сознание подростков: происходит снижение творческой активности, способности фантазировать. Как следствие этого процесса – снижение интереса к изобразительному искусству. Вовлечение подростков в культурно-просветительскую деятельность, организованный средствами дополнительного образования досуг позволит реализовать проекты и развивать культурные и эстетические способности и компетенции обучающихся, способствовать их нравственно-эстетическому развитию.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании.
2. Провести экспериментальную работу по созданию модели культурно-развивающей среды эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании.
Таким образом, исходя из обозначенных запросов и «вызовов» была сформулирована основная проблема, какая модель культурно-развивающей среды в сфере организации дополнительного образования общеобразовательной организации (школы) в наибольшей степени способствует реализации принципа эстетического развития обучающихся? Иными словами, какие мероприятия будут способствовать эстетическому развитию обучающихся, их вовлеченности в организованное средствами дополнительного образования художественное и культурно-развивающее пространство?
Гипотеза исследования: повышению качества образования, эстетическому развитию обучающихся будет способствовать эффективное управление сферой дополнительного образования в образовательной среде, базирующееся на вовлечении обучающихся в проектную деятельность совместно с социальными партнерами школы – художественными музеями.
Объект исследования: эстетическое развитие обучающихся.
Предмет исследования: Модель культурно-развивающей среды эстетического развития обучающихся в дополнительном образовании.
Заключение:
Состояние современной культуры во многом определяется культурой постиндустриального общества. Вследствие научно-технической, компьютерной и технологической революций современная культура перетерпела фундаментальные изменения. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на три основные составляющие – гуманитарную, научно-техническую и массовую.
Гуманитарная культура включает в себя религию, философию, мораль, классическое искусство. Хотя эта культура сохраняется и развивается, ее влияние в современном обществе падает, особенно среди молодежи, которая воспринимает ее устаревшей, скучной и трудной, требующей слишком много времени для осмысления и понимания.
Большим престижем в современном обществе пользуется научно-техническая, или так называемая интеллектуальная культура, включающая в себя прежде всего новые течения модернизма и авангардизма в искусстве, непосредственно связанные с наукой, новейшей техникой и технологией, обращенные главным образом к интеллекту, а не к чувствам человека. Так, современные течения неомодернизма активно используют в качестве художественных средств фотографию, кино, трафаретную печать, видеотехнику. Основные течения неоавангардизма, прежде всего поп-арт, боди-арт, хэппенинг, инсталляция, исповедуют идею, что «все есть искусство», уравнивая тем самым искусство с обычными вещами. В последнее время в интеллектуальной культуре происходит активный процесс вытеснения неомодернизма постмодернизмом, в котором главным становится не само произведение, а спонтанный процесс его создания. Поэтому художественное значение постмодернизма ставится в зависимость от силы производящего эффекта, способности вызвать шок у зрителя.
В целом, научно – техническая культура, как и гуманитарная, является культурой для ограниченной части общества. Обе они составляют элитарную культуру, нелегкую для восприятия и требующую для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности.
Безраздельное господство в современном постиндустриальном обществе имеет массовая культура. Ее возникновение было подготовлено всем ходом развития западноевропейской цивилизации, прежде всего возникновением в XV веке книгопечатания и появлением в XVI-XVII веках газет и журналов, ставших впоследствии важным средством распространения массовой культуры. В XIX веке к ним присоединяются фотография, радио, кинематограф, а в XX веке возникает телевидение, положившее начало новой, телевизионной и экранной, цивилизации.
Массовая культура впервые появилась в США, т. к. будучи не слишком отягощенной историческим и культурным прошлым, она оказалась наиболее восприимчивой к культурным возможностям научно-технического прогресса. США породила особую культурную индустрию, позволяющую производить и тиражировать массовую культуру для массового потребления.
Современная культура в целом основывается на европейской культуре городского типа сильно потеснившей народную культуру. Корни народной культуры – в деревне, но деревня в современном индустриальном и постиндустриальном обществах утратила свою независимость от города. Всеобщая грамотность и развитие средств массовой информации позволили приобщить сельское население к современной городской культуре, но фактически сделали культуру деревни подражательной. Крестьянский фольклор стал сегодня на фоне повальной гонки за новизной реликтом прошлого.
Таким образом, в результате работы гипотеза нашего исследования: повышению качества образования, эстетическому развитию обучающихся будет способствовать эффективное управление сферой дополнительного образования в образовательной среде, базирующееся на вовлечение обучающихся в проектную деятельность совместно с социальными партнерами школы – художественными музеями, была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
в дополнительном образовании
1.1 Основы эстетического воспитания в развитии обучающихся в дополнительном образовании
Детство — это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.
Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает художественно-эстетическое воспитание на новые позиции в современном обществе.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся не ограничивает свои задачи только формированием эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности. Художественно-эстетическое развитие дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека состоит в выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением «художественно-эстетическое воспитание» подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве [36].
Задача художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования — сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Эффективность работы системы дополнительного образования в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.
Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.
Основная цель художественно-эстетического воспитания и образования в системе дополнительного образования – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:
развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству;
обогащение эмоционального мира ребёнка;
развитие творческого восприятия произведений искусства.
Уже в стенах школы обучающиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой [37].
Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства. Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:
изобразительная
художественно-речевая
музыкальная
хореографическая
культурно-массовая
Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.
Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности.
Выражение «эстетическое воспитание» может вызывать подспудное чувство протеста. Ведь каждый в глубине души уверен, что может отличить красивое от некрасивого, и что его-то чувство прекрасного — самое правильное. Однако эстетика не навязывает какое-либо понимание красоты, а помогает вырабатывать собственное — на основании теории и созерцательной практики [38].
Научиться писать грамотнее можно, просто много читая. Литература, причём самая разная, развивает чувство языка и естественным образом позволяет запоминать новые термины, речевые обороты, способы словоупотребления и многое другое. Так и способность разбираться в искусстве приходит с опытом рассматривания картин, посещения мировых музеев и пролистывания онлайн-галерей. Книги по эстетике тоже не будут лишними (небольшой список — в конце статьи). А биографические фильмы о художниках создают ощущение эпохи, когда рождались те или иные произведения.