Менеджмент Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Методы формирования стратегий промышленного предприятия в современных условиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание 2
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования стратегий развития на промышленных предприятиях 4
1.1. Понятие и виды стратегий развития предприятий 4
1.2. Особенности разработки стратегий развития на промышленных предприятиях 14
1.3. Проблемы формирования стратегий развития промышленных предприятий в современных условиях 23
2. Исследование подходов к формированию развития стратегий на промышленных предприятиях 31
2.1. Анализ факторов, определяющих выбор стратегических альтернатив 31
2.2. Исследование взаимозависимости стратегий развития промышленного предприятия 41
2.3. Анализ рисков стратегических альтернатив 49
3. Формирование развития стратегий промышленного предприятия 57
3.1. Разработка комплексной модели стратегических альтернатив промышленного предприятия 57
3.2. Разработка стратегии развития промышленного предприятия в современных условиях 65
3.3. Экономическое обоснование выбора стратегии развития промышленного предприятия 73
Заключение 83
Список использованной литературы 85

 

  

Введение:

 

В условиях глобализационных изменений и корпоратизации социально-экономических отношений проблемы эффективного функционирования предприятия связывают с процессами формирования и использования его производственного потенциала. Состояние национальной экономики и отдельных предприятий фармацевтической промышленности, сопровождается недоиспользованием производственных мощностей, сокращением численности работников наряду со снижением покупательной способности их заработной платы, снижением квалификационного уровня и производительности труда и другими негативными явлениями, закономерно приводит к потере потенциала предприятий. Для эффективного функционирования и обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо качественно развивать трудовые, финансовые, информационные, сырьевые, технико-технологические ресурсы и другие элементы производственного потенциала, которые должны быть сбалансированными и находиться в динамическом равновесии с меняющимся внешней средой. В условиях конкурентной борьбы актуализируется задача не только завоевать свое место на рынке, но и удержать его. Следовательно, залогом рыночного успеха предприятия в сложных экономико-политических условий является формирование эффективного механизма управления его производственным потенциалом.
Вопросам определения сути производственного потенциала предприятия, его развития и оценки посвящены труды зарубежных и отечественных ученых Ф. Альберта, И. Ансоффа, А. Анчишкина, Т. Бердников, А. Винокурова, А. Загородний, М. Ивановой, Н. Кирич, Т. Клебанова, В. Ковалева, Н. Краснокутского, П. Лайков, В. Лукьяновой, А. Мескона, Б. Мочалова, М. Старовойтова, А. Федонин, Е. Фигурнов, Н. Хрущ, А. Шеремета, и другие.
Сейчас современные вызовы насущных проблем экономики России по оптимизации процесса управления производственным потенциалом с целью усиления его влияния на развитие предприятий остаются недостаточно исследованными.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что залогом рыночного успеха предприятия в сложных экономико-политических условиях является формирование эффективного механизма управления его производственным потенциалом, обеспечит стабильное конкурентное положение предприятия на рынке. Необходимость решения затронутых вопросов требует разработки эффективного механизма управления развитием производственного потенциала предприятия в условиях ограниченности ресурсов.
Целью работы исследование методов формирования стратегий промышленного предприятия в современных условиях.
Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
— дать определение понятия и видов стратегий развития предприятий;
— описать особенности разработки стратегий развития на промышленных предприятиях;
— охарактеризовать проблемы формирования стратегий развития промышленных предприятий в современных условиях;
— провести анализ факторов, определяющих выбор стратегических альтернатив;
— выполнить исследование взаимозависимости стратегий развития промышленного предприятия;
— провести анализ рисков стратегических альтернатив;
— разработать комплексную модель стратегических альтернатив промышленного предприятия;
— разработать стратегии развития промышленного предприятия в современных условиях;
— провести экономическое обоснование выбора стратегии развития промышленного предприятия.
Объект исследования — стратегия промышленного предприятия.
Предмет исследования — методы формирования стратегий промышленного предприятия в современных условиях на примере ОАО «Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга».
В работе были использованы совокупность общих и специфических научных методов: системный, структурно-логический, функциональный, сравнительный, аналитический, обобщения, экономико-статистический, причинно-следственного анализа, графический и матричные методы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Принципы формирования содержания стратегии развития предприятия позволяют сформировать единую стратегию развития для предприятия. Его преимуществами являются относительная простота и логическая последовательность, гармоничность — учет элементов внутренней и внешней среды при разработке стратегии. Таким образом, отсутствие разработанной стратегии тормозит развитие компаний.
Процесс формирования стратегии развития предприятия — структурированный конечный набор действий, спроектированный для производства специфической услуги конкретного потребителя. Иными словами, это модель управленческих действий, которая состоит из взаимосвязанных мероприятий, выполняют отдельные функции стратегического менеджмента для создания стратегии развития предприятия.
По результатам проведенного анализа доказано, что производственный потенциал предприятия является сложной иерархической структурой. От динамики изменений отдельных его элементов и оптимальности их интегрированной взаимодействия зависит величина внутреннего потенциала. В свою очередь, внутренний потенциал средствами реализации маркетингового потенциала формирует внешний — рыночный потенциал предприятия.
Итак, от сбалансированности, оптимального взаимодействия элементов производственного потенциала зависит эффективность производственно-сбытовой деятельности предприятия и результативность управления.
Установлено, что процесс обоснования решений по управлению производственным потенциалом ОАО «Фармацевтическая фабрика Санкт-Петербурга» должна включать ряд составляющих (функций управления): планирование, организацию, мотивацию, контроль и/или оценки.
Процесс представлен в виде последовательности действий, их циклической повторяемости, которые базируются на выборе альтернатив по устранению «узких мест», выявленных в процессе оценки производственного потенциала.
Доказана возможность и эффективность внесения корректив в управление производственным потенциалом промышленного предприятия как альтернативы традиционным средствам — использование краудсорсингового обеспечения: краудфандингом, краудинвестингу, крауд-маркетинга. Это усиливает адресность управленческих решений в устранении «узких мест».
Применяя результаты проведенного исследования, разработан механизм управления производственным потенциалом предприятия, характеризуется совокупностью свойств, базируется на согласованных специфических принципах, предусматривает выполнение функций определенными в процессе исследования инструментами управления за использование в качестве аналитически информационного обеспечения средств краудсорсинга, и реализует цель формирования эффективной системы управления производственным потенциалом предприятия.
Разработан теоретико-методический инструментарий позволяет руководству предприятий своевременно получать информацию о состоянии производственного потенциала предприятия и в случае его ухудшения влиять на ситуацию средствами краудсорсинга.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1. Понятие и виды стратегий развития предприятий

Современное определение стратегии трудно сформулировать одним предложением. Многие авторитетные ученые предлагали свое видение содержания стратегии, но их определения имеют разный смысл.
Глобализация экономических процессов, роста конкуренции между производителями, увеличение влияния высокотехнологичных компаний обусловили широкое признание стратегического мышления как единственно правильного подхода к управлению предприятием в условиях рынка и уже в 80-90-х гг. Стратегия становится неотъемлемой частью управления бизнесом практически во всех странах с рыночной экономикой.
Рассмотрение существующих концепций стратегии позволяет выделить несколько подходов к определению сущности стратегии.
Классическим подходом к определению стратегии является ее отождествление со средством достижения целей предприятия. Он основан на том, что формулировка стратегических целей предприятия неразрывно связана с разработкой путей их достижения и поэтому в данном понимании стратегия определяется как план или модель действий. Так А. Чандлер рассматривал стратегию как определение основных долгосрочных целей и ориентиров предприятия, определение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для их достижения. При этом основным процессом в выборе и разработке стратегии он определял рациональное планирование [6]. Б. Карлофф определил стратегию как обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании [3]. Д. Куинн также, разделяя их взгляды, определял стратегию как план, интегрирующий основные организационные цели, политику и действия, которые можно объединять в единое целое [5].
Итак, можно сделать вывод, что за этим подходом стратегия охватывает процесс целеполагания и является средством координации целей и ресурсов.
Вторым — концептуальным подходом является понимание стратегии как набора правил принятия решений. Он связан с дальнейшими исследованиями в этой области таких ученых как Г. Минцберг, И. Ансофф, М. Портер. Проводя исследования стратегического поведения крупных корпораций на конкурентных рынках, Г. Минцберг выяснил, что стратегия является не только планом, а комплексом решений и действий; и является не последовательностью выполнения запланированного, а прямо противоположна этому — отправная точка [5].
И. Ансофф, используя концепцию стратегического менеджмента, отмечал, что стратегия — это один из нескольких наборов правил принятия решения о поведении организации, и выделил четыре группы правил:
— правила установления отношений предприятия с внешней средой;
— правила установления отношений и процессов внутри предприятия;
— правила ведения ежедневных дел;
— средства измерения результатов сегодняшней и будущей деятельности компании.
Он описывает стратегию как совокупность правил для принятия решений с целью обеспечения устойчивого роста и развития предприятия, выделяя две группы правил: правила взаимоотношений предприятия с внешней средой (стратегия бизнеса) и правила установления равновесия между собственными внутренними переменными (организационная концепция) [1].
М. Портер, используя идею цепочки ценностей, предлагал стратегию рассматривать как анализ внутренних процессов и взаимодействий между различными составляющими организации для того, чтобы определить, как и где добавляется ценность. При этом стратегия — это позиционирование организации по отраслевой среде [7].
Итак, особенность этого подхода заключается в том, что в определении стратегии делается упор на ее всеобъемлющем характере, поскольку указанные правила предусматривают решение проблем развития предприятия, обеспечение сбалансированности его деятельности, как во внешней, так и во внутренней среде.
Можно также выделить и комплексный подход, согласно которому стратегия — это не только средство достижения целей и осуществления миссии, это — программа функционирования предприятия во внешней среде, взаимодействия с конкурентами, удовлетворение клиентов, реализации интересов акционеров, укрепление конкурентных позиций предприятия.
Так, Дж. Джонсон и К. Скулс рассматривают стратегию как направление и масштаб действий в долгосрочном плане, которое в идеале приводит ресурсы компании в соответствие с меняющейся средой функционирования (рынки, потребители и клиенты) таким образом, чтобы компания соответствовала ожиданиям владельцев долей участия в ней [5].
М. Туленков определяет стратегию как установленную на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентоспособность организации, которые укрепляют позиции на рынке, повышают способность к выживанию в условиях конкуренции [8].
Таким образом, по этому подходу стратегия предприятия имеет большую многофункциональную направленность.
Шершнева З.Е. и Оборская С.В. считают, что в современной литературе имеют место две основные концепции стратегии: философская и организационно-управленческая [9].
Философская — акцентирует внимание на определении направления развития организации, который дает ответ на вопрос: в каком бизнесе действует организация и в каком бизнесе она должна быть? При этом стратегия бизнеса разрабатывается для того, чтобы связать внутренние возможности (потенциал) организации с ее внешней средой. Стратегия рассматривается как философия, которой должна руководствоваться организация в своей стратегической деятельности. С этой точки зрения они дают такое определение стратегии:
— позиция, образ жизни, который не дает остановиться на достигнутом, а ориентирует на постоянное развитие;
— интегральная часть менеджмента, которая позволяет осознать будущее;
— процесс мышления, интеллектуальные упражнения, требующие специальной подготовки, навыков и процедур;
— воспроизводимая ценность, что позволяет достичь лучших результатов, активизировать деятельность всего персонала;
— шаблон логического, последовательного поведения, которое складывается на предприятии сознательно или стихийно [9].
Согласно другой — организационно-управленческой концепции стратегия связана с конкурентными действиями, мероприятиями и методами осуществления стратегической деятельности организации. При этом она содержит ответ на вопрос, как организация действует на выбранных ею рынках. Такая стратегия в литературе называется «конкурентной стратегией» и рассматривается как долгосрочные идеи деятельности организации, способ достижения целей, который она определяет для себя, руководствуясь собственными соображениями в пределах условий, предоставляет внешнюю среду. Например, П. Друкер утверждает, что каждая организация имеет свою теорию бизнеса — допущения, на основе которых организация создается и управляется. Для этого надо иметь четыре составляющие:
— допущение о среде, в которой действует бизнес, миссия и ключевые компетенции должны соответствовать реальности;
— допущение во всех трех указанных областях должны соответствовать друг другу;
— теория бизнеса должна быть известной сотрудникам самой организации;
— теория бизнеса должна регулярно подвергаться тестированию [2].
Рассмотренные подходы к сути стратегии и ее определение показывают, что имеет место определенная неоднозначность и неопределенность. Это является следствием того, что:
— в основном фактический процесс разработки несогласован с процессом реализации стратегии. Стратегия разрабатывается с ориентацией деятельности организации на будущее, а ее реализация происходит в текущем периоде;
— стратегия рассматривается только с позиций конкурентной борьбы, а не природных изменений, которые должны происходить в деятельности предприятия в связи с изменениями внешней среды;
— каждое конкретное предприятие должно формировать собственную стратегию, которая по содержанию и характеру реализации может иметь существенные особенности и различия.
Итак, классическим определением стратегии современности является ее понимание как общего направления действий, которые определяют перспективное развитие предприятия по достижению конкурентных преимуществ и успеха деятельности. Кроме того, в современных трактовках стратегии акцентируется внимание на таких особенностях, как продолжительность действий применения, как инструмента реакции на непредвиденные события в условиях конкуренции и активного взаимодействия с внешним окружением, а также создании уникальной позиции предприятия на рынке путем выбора видов деятельности, отличных от конкурентов.
Обобщим, что стратегия в современной науке управления рассматривается как результат, как совокупность взаимосвязанных решений, определяющих приоритетные направления использования ресурсов, усилий предприятия для реализации его миссии, обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ на целевых рынках, как средство реализации интересов предприятия.
Так А. Чандлер, известный специалист по стратегическому планированию, рассматривал стратегию как определение базовых долгосрочных целей и ориентиров предприятия, выбор основных действий и обеспечения необходимых ресурсов для достижения таких целей [6]. Основным процессом в выборе и разработке стратегии он определял рациональное планирование. Такой же концепции придерживаются другие американские специалисты, определяя стратегию как «план, интегрирующий основные организационные цели, политику и действия, которые можно объединять в единое целое» (Д. Куинн), «единый организационный план, который позволяет надеяться на достижение определенных менеджментом долгосрочных целей» (В. Глюк). Итак, согласно такой концепции стратегия связана со стратегическим планированием, содержанием которого является определение целей и разработка стратегического плана их достижения [6].
Однако, как отмечает Г. Минцберг — одного простого определения стратегии не существует и приводит дефиниции стратегии в разрезе пяти «П»: как план (выбранный курс действий), принцип поведения, позиция, перспектива, прием (особый «маневр» ), которые определяют роль стратегии на предприятии. Таким образом, Г. Минцберг выделяет пять концептуальных построений стратегии предприятия, которые позволяют высказать суждение, что современное понимание стратегии направляет задачи управления на удовлетворение запросов потребителей, качества продукции и услуг, эффективности деятельности и конкурентоспособности. Под стратегией Г.Минцберг понимает задачи, политику и планы, которые вместе определяют характер предприятия и его подход к выживанию и победы в конкурентной борьбе [5].
По нашему мнению, основанному на критическом анализе рассматриваемых дефиниций стратегии, необходимо выделить целеустремленность, как составляющую стратегии, которая является соответствующими определенными нами функциональными границами процесса непосредственной разработки стратегии, стратегического планирования и стратегического управления в целом.
Отсутствие общепринятого и согласованного определения термина стратегия показывает эндемический (местный) характер взглядов на роль и значение стратегии для деятельности предприятия. Это характерно для любого государства, для которого характерны особые условия для отдельных регионов, отдельных предприятий. Поэтому нет смысла отыскивать или сводить к единому термину многогранную сущность стратегии. Она должна иметь конкретное назначение, суть и содержание, которые зависят от возможностей и условий деятельности каждой конкретной организации.
Но это не значит, что в этом вопросе нет общих подходов и рекомендаций по выбору и формированию стратегий развития предприятия. Из анализа существующих определений можно сделать вывод, что стратегия — является долгосрочной программой деятельности предприятия, которая должна постоянно подвергаться контролю, оценивается и соответствующим образом корректироваться в процессе ее реализации.
Сложность формирования стратегии развития заключается в том, что при различных теоретико-методологических подходах этот процесс рассматривается с конкретной позиции, а именно, формирование стратегии как: процесс осмысления; формальный процесс, аналитический процесс, процесс предсказания, ментальный процесс, развивающийся процесс, коллективный процесс, реактивный процесс, процесс трансформации.
Существует достаточно много классификаций стратегии предприятий, отличающихся набором и количеством классификационных признаков. Так, стоит отметить, что почти все авторы выделяют так называемые базовые (или эталонные) стратегии, однако в некоторых источниках они могут быть определены по классификации в соответствии с жизненного цикла предприятия — стратегии роста (интенсивного роста), стратегии стабилизации (слабого роста) и стратегии ухода. А. Томпсон дополнительно выделяет такие классификационные признаки стратегий — по направлению преобразования, по характеру воздействия, по сложности и т.д., что делает классификацию стратегии предприятий исчерпывающей и несколько перегруженной для определенных целей той или иной работы или исследования. Именно поэтому в табл. 1.1 была разработана и приведена обобщенная на базе работ ученых [1, 2; 3, 4, 5] классификация стратегий предприятия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы