Преподавание математики в основной и старшей школах Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Методика использования инструментов МЭШ для актуализации знаний учащихся на уроке геометрии по теме Тело вращения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МЭШ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ГЕОМЕТРИИ 8
1.1 Приемы актуализации знаний на уроке геометрии 8
1.2 Особенности и возможности использования современных информационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроке геометрии 25
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МЭШ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ГЕОМЕТРИИ ПО ТЕМЕ «ТЕЛО ВРАЩЕНИЯ» 43
2.1 Методы и приемы использования инструментов МЭШ для актуализации знаний учащихся на уроке геометрии по теме «Тело вращения» 43
2.2 Организация урока геометрии с использованием инструментов МЭШ для актуализации знаний 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

  

Введение:

 

Раздел школьной геометрии «Стереометрия» в профильном курсе математики характеризуется необходимостью применения достаточно сложного набора умений и навыков, которые должны быть сформированы у обучающихся в процессе предшествующей учебной деятельности, включая логический и аналитический виды мышления, пространственное воображение. Но зачастую у школьников не происходит развития всех необходимых умений в достаточной степени, так как они, как правило, формируются независимо друг от друга. В профильном курсе математики на уроках при изучении темы «Тела вращения» нередко возникает проблема с пониманием обучаемыми формулировок и способов решения задач, которая может преодолеваться с помощью наглядных геометрических моделей при использовании инструментов МЭШ для актуализации знаний учащихся.
Один из ведущих дидактических принципов на уроках геометрии – принцип наглядности – в традиционной форме обучения достигается благодаря использованию двумерных чертежей и учебных макетов фигур. Но чертежи дают лишь представление проекции объёмной фигуры на плоскость, что не всегда позволяет в полной мере наблюдать логику решения задачи. Физические макеты, в свою очередь, дают более полное представление в моделировании ситуации, но в школах представлено их крайне ограниченное количество, что не позволяет разобрать все задачи на данных образцах.
Один из путей решения указанной проблемы – применение средств и инструментов МЭШ для актуализации знаний учащихся. Важно грамотное и уместное внедрение электронных ресурсов на уроках не только информатики и ИКТ, но и других предметов, включая математику. Вопросы эффективного применения ИКТ на уроках математики поднимаются в работах В.Н. Дубровского, В.В. Сенчилова, Д.Н. Шеховцевой, Л.Р. Юренковой и др. В рамках школьного курса математики используются преимущественно мультимедийные презентации, образовательные ресурсы для интерактивных досок, обучающие среды, видео- и аудиоматериалы, офисные и математические пакеты, а также специальные обучающие программы. Для геометрии характерны программы для моделирования фигур и построений. Именно такие программы помогают школьникам, когда у них недостаточно развито пространственное воображение или аналитическое мышление.
Но математические пакеты общего назначения, как правило, не включают в себя этап актуализации знаний учащихся, что необходимо в курсе стереометрии. Специальные программы по моделированию в школьной геометрии носят преимущественно учебный характер и не всегда предоставляют возможность учителю подготовить полноценный дидактический материал, который ему может понадобиться на уроке. Мы считаем целесообразным использование инструментов МЭШ для актуализации знаний учащихся, потому что они предоставляют более широкие функциональные возможности для отображения взаимного расположения стереометрических фигур, сечений плоскостью, а также быстрого изменения и редактирования изображений. Можно предположить, что применение подобных средств МЭШ позволит учителю подготовить этап актуализации знаний по теме «Тела вращения» для более эффективного обучения школьников решению стереометрических задач в профильном курсе математики. Данное предположение обуславливает актуальность нашего исследования.
В наши дни наблюдается переход от информационного обучения к развивающему обучению. Так как главным продуктом нынешнего, информационного, общества являются информация и знания, то современная школа должна готовить выпускников к жизни в таком обществе. Первоочередная задача, которую мы, как педагоги, должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свой потенциал и подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Вполне нормальным стало использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при изучении традиционных школьных предметов, в частности математики. Компьютерные технологии дают новые возможности при изучении математики как школьного предмета, и особенно в поддержке геометрической деятельности учащихся, такие возможности, которые без использования компьютера были бы недоступны. Информационные технологии позволяют повысить качество обучения учащихся и призваны сыграть важную роль в формировании их математического мышления. Это связано с тем, что благодаря использованию мультимедийных технологий в обучении:
1. Повышается наглядность обучения, что развивает пространственное воображение и логическое мышление;
2. Активность учащихся на урокеувеличивается;
3. Существует возможность быстрого тестирования учащихся, что приводит к оперативной обратной связи, позволяющей развивать критическое мышление и корректировать деятельность учителя и ученика;
4. Учащиеся могут участвовать в разработке каких-то элементов урока, создавая свои презентации для урока, развивая при этом творческое мышление. В этом случае ученик уже становится соавтором урока, не «объектом», а «субъектом» учебного процесса;
5. Позволяет сэкономить время и решить большее число задач.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современный учитель – профессионал своего дела – всегда идет в ногу со временем, самосовершенствуется, изучая новые средства, методы и технологии в преподавании. Очень важным звеном в процессе обучения и воспитания является доверие, которое напрямую зависит от того, что происходит в современном мире. Одной из важнейших задач учителя является использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Сегодня заинтересовать ученика предметом очень сложно, а чтобы иметь успех в обучении, нужно погрузиться в его мир, мир современного школьника, мир гаджетов поколения Z.
В рамках проведенной работы выполнены все поставленные задачи. В процессе выполнения данного исследования «Методика использования инструментов МЭШ для актуализации знаний учащихся на уроке геометрии по теме «Тела вращения»» сделаны следующие выводы.
Изучение раздела стереометрии, как и всей геометрии, в профильных математических классах имеет практическую направленность и выступает, главным образом, в качестве предмета, который имеет наибольшую выраженность и завершённость по сравнению с другими профилями подготовки в старшем звене. Данный раздел геометрии в профильных математических классах является важным компонентом в формировании теоретической базы и в развитие умений и навыков не только по математике, но и по другим дисциплинам. Стоит отметить, что в курсе геометрии возрастает теоретическая составляющая: изучение углубленных сведений по предмету, решение задач повышенной трудности. Вместе с этим возрастает необходимость использования эффективных методов наглядности геометрического материала на этапе актуализации знаний с целью обучения построения пространственных фигур и развития пространственного воображения учащихся. Ряд авторов научно-методических работ предлагают методику обучения учащихся построения основных пространственных фигур с использованием информационно-коммуникационных технологий, которые базируется на демонстрационных компьютерных моделях.
Поэтому целесообразно внедрение новых практических приёмов и методов в обучении разделу стереометрии, разработка учебно-методического материала, который содержит в себе одновременно элементы интерактивности, способствует развитию абстрактного, логико-математического и пространственного мышления, поскольку многие учащиеся, оканчивающие среднюю школу, не обладают пространственными представлениями, необходимыми для продолжения образования и применения своих знаний в практике. Поэтому мы считаем эффективным на этапе актуализации знаний использование интерактивных электронных средств, таких как 3D редактор в МЭШ, для подготовки учителем учебно-методического материала в профильном курсе геометрии при моделировании геометрических фигур для решения стереометрических задач по теме «Тела вращения».
МЭШ – это облачная интернет-платформа, которая автоматизирует большинство организационных, методических и педагогических задач современной школы.
На этапе актуализации в МЭШ учитель может предложить ученикам пойти по индивидуальному образовательному маршруту, направляя и контролируя выполнение заданий в своем электронном журнале. «Повышение результативности процессов учения происходит не в результате улучшения способов обучения, которыми пользуются учителя, а в результате того, что у учащихся появляется больше возможностей выстраивать свое знание», — С.Пейперт, американский педагог. Такие уроки уже изначально ориентированы на ФГОС, т.к. позволяют учащимся самостоятельно раскрыть тему и реализовать цель. В соответствии с ФГОС весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Основой информационной среды являются общешкольные средства ИКТ, используемые на различных этапах образовательного процесса и процесса управления школой. Успешно сформированная в образовательном учреждении информационная образовательная среда является важнейшим условием формирования у учащихся ИКТ-компетентности.
По учебнику Л.С. Атанасяна нами разработан план конспекта урока по геометрии: «Разные задачи на многогранники. Цилиндр. Конус. Шар» для профильных математических классов с применением инструментов 3D моделей платформы МЭШ и стереометрических построений.
Разработанный нами план-конспект урока с применением инструментов МЭШ для актуализации знаний, подготовленного в Blender, оформлены по новому федеральному государственному стандарту образования, содержат в себе описание необходимых универсальных учебных действий, формируемых в образовательном процессе, а также в них рассмотрено применение трёхмерных моделей для решения стереометрических задач на уроках геометрии в 11 классе на этапе актуализации знаний.
По результатам проведённого педагогического исследования, можно сделать вывод, что представленные учебно-методические материалы, подготовленными c использованием с применением инструментов МЭШ, доказали эффективность проведения актуализации знаний при обучении школьников решению стереометрических задач темы «Тела вращения» в профильном курсе математики.
В наши дни наблюдается переход от информационного обучения к развивающему обучению. Так как главным продуктом нынешнего, информационного, общества являются информация и знания, то современная школа должна готовить выпускников к жизни в таком обществе. Первоочередная задача, которую мы, как педагоги, должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свой потенциал и подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ МЭШ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ГЕОМЕТРИИ

1.1 Приемы актуализации знаний на уроке геометрии

Не секрет, что многие учащиеся считают геометрию наукой сложной, в какой-то мере скучной. Перед учителями всегда стоит вопрос как поддержать интерес и для этого используются как разные методические приемы, так и подборка интересных заданий и форм работы.
Актуализация знаний — один из этапов современного урока, его задача — подготовить учеников к работе, восприятию нового материала, напомнить детям ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе учитель направляет работу учащихся таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у учеников [19].
Для достижения поставленных задач учителю необходимо ориентироваться на некоторые условия:
— выбранные учебные задания должны обеспечить те способы работы, которые потребуются детям при восприятии нового материала;
— подбирается примерно 2-3 задания, чтобы внимание детей не рассеивалось;
— актуализация знаний проводится в течение 5-7 минут — этого времени вполне достаточно для достижения дидактических задач этого этапа урока.
На этом этапе урока дети четко понять, зачем им заниматься изучением темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь. Ученики, направляемые учителем, выясняют, подготовлены ли они к восприятию нового материала, достаточно ли владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для усвоения новой информации, а также, что им необходимо сделать, чтобы успешно все выполнить [15].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы