Магистерский диплом на тему Методическое сопровождение профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля средствами медиа проектов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля средствами медиапроектов 8
1.1. Сущность профессионального саморазвития в профессиональном образовании педагогов дошкольного профиля 8
1.2. Специфика методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов 21
1.3. Сущность медиапроектов как средство профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Организация методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля 34
2.1. Анализ особенностей методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов 34
2.2. Разработка системы методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля средствами медиапроектов 46
Выводы по второй главе 54
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Введение:
Преобразования, происходящие в обществе в последние годы, требуют радикального переосмысления и изменения сложившейся системы профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля.
К специалистам данного профиля предъявляются высокие требования, обусловленные новой парадигмой образования, нашедшей отражение в законе РФ «Об образовании».
Появление новых целей образования, усложнение содержания педагогической деятельности обусловили необходимость формирования качественно нового специалиста-профессионала, способного видеть и изучать возможности и особенности развития дошкольников, развивать их личностные качества и на этой основе проектировать и организовывать воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении. Сегодня обществу требуется педагог-воспитатель детей дошкольного возраста, способный активно реагировать на изменение социальных запросов и быструю адаптацию к рыночным отношениям, выполнять соответствующие профессиональные функции на уровне современных требований.
Решение поставленной задачи потребовало поиска новых подходов в профессиональном саморазвитии педагогов дошкольного профиля. Наиболее продуктивными в этом з плане считаем медиа проекты, которые описали в своих работах Р.П. Баканов, И.В. Жилавская, И.В. Никишин, Д.В. Подобина и др. Медиапроект в профессиональной образовании и самообразовании рассмотрел М.В. Соколов.
Профессиональное саморазвитие педагога составляет сложный многоуровневый, пролонгированный, поэтапный и амбивалентный (поскольку можно наблюдать его неравномерность и гетерохронность на всех стадиях, нарушения линейности, последовательности и упорядоченности, этапы бифуркации) процесс, включающий становления квалифицированного специалиста, профессионала, личности с акмеологической позицией, который проходит определенные периоды, в частности профессиональной адаптации, приобретение эмпирического опыта, формирование и совершенствования педагогического профессионализма, творческого самовыражения и самореализации, педагогического мастерства.
Анализ источниковой базы исследования, а также изучение состояния профессионального саморазвития педагогических работников свидетельствует об отсутствии научных исследований, в которых было бы основательно исследовано технологию методичного сопровождения с учетом компетентностного опыта, индивидуальных способностей, возможностей, потребностей специалистов.
М.В. Кларин, В.Б. Лебединцев, М.А. Мкртчян, A.M. Новиков в своих исследования отмечали важность и эффективность применения интерактивного способа приращения новых знаний в системе повышения квалификации через осуществление эффективных андрагогических принципов образования: развертывания индивидуального творческого и исследовательского потенциала педагога; приоритета интегрированной самообразовательной деятельности; соответствия целей содержанию, методам, средствам диагностики результатов взаимодействия; вариативности самообразования; деятельностной перспективы и др. Содержание методического сопровождения самообразования эти исследователи считают недостаточно разработанным в педагогической науке.
Дидактические особенности-организации и применения традиционных и инновационных форм обучения в профессиональном развитии педагогов рассматривали В.М. Монахов, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Д.Тараненко, A.B. Хуторской и др. с учетом принципов системно-деятельностного (О.С. Анисимов, Л.Г. Петерсон, Г.П. Щедровицкий), андрагогического (Э.М. Никитин, A.M. Новиков, Е.И. Огарев, В.Г. Онушкин, М.П. Пальянов, Т.С. Панина и др.) подходов, с опорой на идеи об интегративном и интерактивном характере профессиональной деятельности и уровнях деятельности (Я.Л. Коломинский, В.Б. Лебединцев, М.А. Мкртчян, A.M. Новиков, И.Д. Чечель и др.).
В условиях медиатизации образования профессиональное саморазвитие педагогов дошкольного профиля органично связывается с обеспечением их полноценной подготовки к использованию средств медиа в образовательном процессе. Однако, анализ литературы по теме исследования показал, что использование медиапроектов в профессиональном саморазвитии педагогов, в том числе и педагогов дошкольного профиля, исследовано недостаточно. Это и обусловило актуальность темы данного исследования. А также значимостью современной профессиональной деятельности педагога дошкольного профиля, целостными установками которого должны стать: приоритет творческого саморазвития и самореализация.
Объектом исследования является профессиональное саморазвитие педагогов дошкольного профиля.
Предметом исследования является методическое сопровождение профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля средствами медиапроектов.
Цель исследования состоит в выявлении специфики методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля средствами медиапроектов и разработке системы методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля средствами медиапроектов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность профессионального саморазвития в профессиональном образовании педагогов дошкольного профиля.
2. Описать специфику методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов.
3. Раскрыть сущность медиапроектов как средство профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута цель исследования: выявлена специфика методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля средствами медиапроектов и разработана системы методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля средствами медиапроектов.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Раскрыта сущность профессионального саморазвития в профессиональном образовании педагогов дошкольного профиля. На основе анализа литературы было установлено, что в контексте нашего исследования профессиональное саморазвитие педагога дошкольного профиля понимаем как непрерывный, целенаправленный процесс личностного и профессионального роста, который направлен на повышение уровня собственной профессиональной компетенции путем усовершенствования профессионально значимых качеств, умений и навыков, реализации творческих способностей в соответствии с социальными требованиями с для достижения значительных результатов в профессиональной педагогической деятельности.
Были определены сущностные компоненты, которые отражают специфику реализации профессионального саморазвития педагога: самопознание как интеллектуальное осмысление сущности собственных черт и качеств, особенностей протекания познавательных процессов; самоопределение как направленность на определение своих способностей, возможностей, системы ценностей, целей и стремлений; самоорганизация как целенаправленная регуляция учебно-практических действий (самоанализ, самоконтроль, саморегуляция, самооценка); самовоспитание, заключающееся в активном отношении лица к формированию собственных профессиональных, нравственных, эстетических знаний, умений, навыков и выработке волевых качеств в соответствии с выбранным обществом идеала; самоактуализация как стремление к постоянному выявлению и развитию личностных потенциальных возможностей и их реализации; самосовершенствование как процесс повышения уровня собственной профессиональной компетенции.
2. Описана специфика методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов. Методическое сопровождение профессионального саморазвития выражается в заинтересованном наблюдении, консультировании, непосредственном участии, поощрении максимальной самостоятельности педагога. Формы методического сопровождения, организованные в рамках деятельности методических отделов ДОО, будут способствовать развитию профессиональной компетентности педагогов и профессиональному саморазвитию.
3. Раскрыта сущность медиапроектов как средство профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля. В рамках данной работы медиапроект понимается нами, как проект использованием медиатехнологий. Медиапроектирование дает педагогам дошкольного профиля возможность проявить свою поисковую активность, сформировать интерес к профессиональной деятельности. Педагоги, участвуя в медиапроектировании, переосмысливают свои ценности, ставят адекватные ситуации цели, способствующие стимулированию мотивации профессионального саморазвития. Задействование механизмов рефлексии как эффективного фактора саморазвития в полной мере способствует актуализации субъектности участников проекта.
4. Проведен анализ особенностей методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов. Анализ показал, что кадровая политика в дошкольной образовательной организации направлена на способствование развитию и эффективному использованию педагогов. В ДОО созданы условия, способствующие повышению профессиональной компетентности и педагогического мастерства педагогов с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и потребностей. На повышение уровня профессионализма педагогов направлено участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, консультациях. Методическая работа направлена на обогащение интересов, удовлетворение духовных и профессиональных потребностей педагогов. Проводятся консультации, семинары, деловые игры, коллективные просмотры.
Однако, нами были выявлены следующие недостатки: низкий уровень личного участия некоторых педагогов в проведении методических мероприятий; недостаточный уровень самообразования отдельных педагогов; недостаточный уровень инновационной компетентности педагогов. Анализ результатов проведенного исследования позволил выделить уровни готовности педагогов дошкольного профиля к профессиональному саморазвитию: компетентностный (высокий) уровень был выявлен у 11 педагогов (55%); репродуктивный (средний) уровень – у 7 педагогов; фрагментарный (низкий) уровень – у 2 педагогов.
Такие результаты исследования свидетельствуют о недостаточно разработанности системы методического сопровождения профессионального саморазвития и становления педагогов.
5. Разработана система методического сопровождения профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля средствами медиапроектов. Центральное место в данной системе методического сопровождения было отведено медиапроетированию. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию педагогов с использованием медиапроектов может быть реализовано с учетом следующих условий: укрепление мотивационной основы профессионального саморазвития педагогов на основе акмеологических позиций; реализация компетентностного подхода к профессиональной переподготовке педагогов на основе педагогической инноватики; обогащение творческого потенциала педагогов в процессе педагогической деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты профессионального саморазвития педагогов дошкольного профиля средствами медиапроектов
1.1. Сущность профессионального саморазвития в профессиональном образовании педагогов дошкольного профиля
Саморазвитие личности сегодня – это важная социальная проблема, которая ожидает адекватное осмысление, а именно: насколько общество создает соответствующие условия для самореализации личности, стимулирует ее саморазвитие, или наоборот, блокирует его и тем самым может провоцировать выход ее активности в нежелательном направлении [Лозовой 2006, с. 9].
Анализ научной литературы свидетельствует, что саморазвитие личности – сложный интегрированный процесс, механизмы которого изучаются философией, исследующей развитие человека в целом; психологией, которая освещает развитие и саморазвитие личности; педагогикой, которая стремится раскрыть сущность профессионального саморазвития педагога [Бодалев 1987; Зязюн 2012; Сластенин 2005; Щукина 2009]. Поэтому считаем целесообразным проанализировать феномен саморазвития с позиции философской, психологической и педагогической науки.
В философии «саморазвитие» рассматривается как развитие, причина которого содержится в самой вещи или системе, развивающихся как специфический процесс изменения, результатом которого является возникновение качественно нового; поступательный процесс восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному. Стоит заметить, что большинство научных словарей предлагают трактовать эту категорию в двух измерениях существования: как процесс и конечное состояние.
Анализ философской литературы свидетельствует, что подавляющее большинство ученых-философов обращалась к проблеме саморазвития личности. В частности, в трудах Й.-Г. Фихте решающим фактором саморазвития считается разум как основная предпосылка активности. Философия Г. Эмерсона ориентирует на самопознание, развитие свободы от природной и социальной среды и постижения духовных (культурных) ценностей, то есть духовное развитие. Б. Франклин рассматриваемую проблему сводит именно к самообразованию, здоровому образу жизни и формированию навыков, необходимых в практической социально-экономической деятельности [Лозовой 2006, с. 83]. Смысл личностного саморазвития как «восхождения к себе» раскрыто в философской концепции Ф. Ницше, который подчеркивает уникальность человека, считая его индивидуальность главной ценностью [Анциферова 2006].
Н.А. Бердяев высказывал мнение, что саморазвитие связано с неповторимостью и уникальностью человека, с его индивидуальностью. Уделяя особое значение личности, он считал, что эмбрион личности заложен в каждом, но потенциальная возможность его раскрытия в социальном плане может быть только в процессе индивидуального духовного самосовершенствования и саморазвития [Бердяев 1999, с. 124].
Обстоятельный анализ осознанного саморазвития личности осуществлено в диссертации Э.А. Коваленко, который доказывает, что саморазвитие – одна из форм движения материи, реализованная в активности субъекта и нацелена на решение внутренних противоречий его существования в окружающем мире (природной и социальной среде). Направленность осознанного саморазвития на индивидуальном уровне базируется на ценностных ориентациях, идеалах, мировоззренческих позициях и смысложизненных концепциях личности, основанных на ценностях конкретно-исторического общества [Коваленко 2005, с. 13].
Таким образом, анализ философского аспекта позволяет утверждать, что саморазвитие – это сознательная деятельность человека, направленная на наиболее полную реализацию себя как личности.
В современной психологии саморазвитие рассматривается как процесс количественных и качественных изменений, который охватывает становление человека в биологическом, психическом и социальном плане, характеризующееся физическими (морфологическими, биохимическими, физиологическими), психическими изменениями (появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых качеств), расширением и углублением взаимосвязей различных свойств личности, новым уровнем функционирования и формирования психологических стратегий решения личных, профессиональных, социальных проблем, целостности, интегративности и т.д. [Колесниченко 2002, с. 73]; сложный процесс, который происходит под влиянием различных факторов и условий, поскольку личность – это системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением [Минюрова 2013].
Анализ психологической литературы свидетельствует о том, что определение сущности саморазвития личности в психологии формировалось многими школами и направлениями. Считаем целесообразным рассмотреть и проанализировать основные психологические теории развития личности в исторической последовательности.
Так, одним из первых толкований развития личности в психологии стала идея о развитии как взаимодействие бессознательного Ид (Оно), что связано с импульсами, желаниями, потребностями; сознательного Эго (Я) как самоорганизация импульса с нормой; сверхсознательному Супер-Эго (Сверх-Я), связанного с ценностями и идеалами общества. Это предположение нашло свое теоретическое обоснование в динамической теории З. Фрейда, который рассматривал развитие личности как взаимодействие трех сфер в структуре личности. З. Фрейд считал, что человек – биологическое лицо, которое формируется под влиянием саморазвития задатков, заложенных природой [Мельник 2004, с. 38-46].
Представители поведенческой теории развития личности акцентируют внимание на целенаправленном обучении и управлении поведением личности, обусловленными внешними стимулами, которыми руководит педагог.