Магистерский диплом на тему Местное самоуправление как форма народовластия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие местного самоуправления 5
1.2. Формы и модели местного самоуправления: исторический и международные аспекты 16
1.3. Концепции местного самоуправления 24
ГЛАВА 2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ 36
2.1. Виды органов местного самоуправления. Система органов местного самоуправления 36
2.2. Структура органов местного самоуправления, способы ее организации 43
2.3. Полномочия органов местного самоуправления 47
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 55
3.1. Компетенция органов местного самоуправления и органов государственной власти 55
3.2. Перспективы развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
Введение:
Актуальность выбранной темы обуславливается процессами конституционной организации в Российской Федерации и продолжающимися попытками оптимизации и совершенствования модели государственного управления. Данные явления не могут не затрагивать вопросы самостоятельного осуществления населением местного самоуправления, разрешения вопросов местного значения.
Самоуправленческий потенциал таит в себе неиспользуемые до конца ресурсы, которые могут проявиться в полной мере при условии создания надлежащей правовой базы. Для этого необходимо решить ряд теоретически важных проблем, которые, будучи воплощенными в нормах права, являются основой построения целостного механизма местного самоуправления.
Решение задач, стоящих перед государством, невозможно без последовательного совершенствования системы власти в государстве, в том числе уточнения компетенции властных уровней, упорядочения межбюджетных отношений, формирования механизмов эффективного контроля за деятельностью органов власти. Этот процесс должен затронуть и местное самоуправление, которое, являясь одним из элементов общей системы власти, может как способствовать, так и препятствовать решению общих задач.
На развитие местного самоуправления оказывает влияние не только политико-правовая ситуация в стране, но и исторические, социальные, культурные, территориальные и этнонациональные факторы.
Важно отметить, что органы местного самоуправления занимаются непосредственно местным бюджетом, а также сборами и налогами, кроме того, они решают основные вопросы местного значения.
Одним из важнейших вопросов в теории муниципального права являются тенденции развития местного самоуправления. Особенность местного самоуправления в Российской Федерации заключается в максимальном приближении публичной власти к населению.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением местного самоуправления.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, определяющие правовые основы местного самоуправления, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.
Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы развития местного самоуправления как формы народовластия.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие местного самоуправления.
2. Рассмотреть формы и модели местного самоуправления.
3. Охарактеризовать концепции местного самоуправления.
4. Изучить систему органов местного самоуправления.
5. Исследовать структуру органов местного самоуправления и способы ее организации.
6. Проанализировать полномочия органов местного самоуправления.
7. Изучить вопросы компетенции органов местного самоуправления и органов государственной власти.
8. Выявить перспективы развития системы органов местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Из проведенного анализа можно сделать вывод, что формирующаяся модель местного самоуправления реализуется в двух формах: государственную и государственно-общественную (общественно-государственную).
Критериями такого деления являются основополагающие принципы местного самоуправления:
— выборность органов и должностных лиц;
— самостоятельность в осуществлении функций, в том числе и финансовая самостоятельность и объем функций (широта компетенций).
Государственная модель характеризуется тем, что органы местной государственной власти осуществляют функции и местного самоуправления и государственного управления.
В идеале, при завершении реформы местного самоуправления и государственного управления, должна быть построена модель общественного самоуправления, что де-юре закреплено на конституционном уровне, но де-факто еще много объективных и субъективных причин, тормозящих этот процесс.
Одним из ключевых принципов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления является принцип их взаимной ответственности. Указанный принцип подразумевает ответственность не только органов местного самоуправления перед государственными, но и ответственность самих государственных органов.
Таким образом, взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления, основано на базовых принципах Конституции и может быть осуществлено только в виде наделения ОМСУ отдельными государственными полномочиями, что означает исключение полномочия из компетенции государственного органа и включение его в компетенцию органа местного самоуправления.
Полагаем, что при формировании правовых и организационных элементов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления следует придерживаться модели взаимосвязи, которая основана на идеи о взаимозависимости государства и местного самоуправления друг от друга. С одной стороны, государство не способно эффективно реализовывать свою политику на всех уровнях организации публичной власти, с другой стороны, местное самоуправления не может обеспечить законность и правопорядок на местах без государственной поддержки. В итоге при воплощении данной в жизнь перед государством и местным самоуправлением стоит задача поиска баланса реализации государственного управления на местах и самостоятельности населения в решении вопросов местного значения. При этом взаимозависимость государства и местного самоуправления определяется реальным властным потенциалом сторон и имеющимися в их распоряжении финансовых и иных ресурсов. Рассматриваемая модель предполагает такие формы взаимодействия как достижение компромиссов, обеспечение разумного баланса, формирование системы противовесов и т.п.
Изученный опыт конституционного регулирования основ местного самоуправления позволяет утверждать, что ни объем конституционных норм, ни их расположение в тексте конституции не влияют на реальное положение муниципальной власти. Достижение эффективного решения местных задач возможно только на основании комплексного государственного подхода, включающего не только конституционное и законодательное правовое регулирование, но и: наличие политических и финансовых инструментов, способных обеспечить самостоятельность в осуществлении местного самоуправления, ограниченный контроль со стороны государства для обеспечения законности, соблюдение и уважение местных традиций, вовлеченность населения в самоуправленческий процесс.
Российская Конституция создана в соответствии с высокими международными стандартами в сфере местного самоуправления, соответствовать которым оказалось непросто. Отвечая на вопрос, пришло ли время для конституционной реформы местного самоуправления в России, необходимо оценить состояние всех вышеперечисленных элементов, иначе результат реформы не будет удовлетворительным и действительно улучшающим положение российского местного самоуправления.
Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления — это условия и правовые средства, которые позволяют населению городских сельских поселений и конкретному гражданину быть защищенным от произвола, нарушения прав, свобод и законных интересов со стороны органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, других субъектов правовых отношений. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления являются предпосылками для развития субъектов, объектов, институтов муниципального права. Эти гарантии объективируются как набор правовых средств и конституционных условий, обеспечивающих беспрепятственное осуществление права на местное самоуправление, функционирование муниципальных институтов власти, призванных действовать в режиме свободы и демократии.
практикой показала недостаточную четкость некоторых конституционных норм, что привело к неоднозначному их применению, и слабую обоснованность одной из статей Основного Закона, посвященной местному самоуправлению. Речь идет о ст. 12, содержание которой вызвали споры правоведов сразу после опубликования Конституции, которые продолжаются до сих пор. В статье говорится, что органы МСУ не входят в систему органов государственной власти. Но возникает вопрос о том, в какую систему они входят.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие местного самоуправления
В России долгое время понятие «местное самоуправление» не было закреплено на законодательном уровне и его содержание было предметом научных дискуссий.
Понятие «местное самоуправление» как правовая категория, сходная с ныне существующим концептом самоуправления в РФ имеет свое начало в англосаксонской правовой системе, странах общего права- Америке и Великобритании и представляло собой управление, осуществляемое независимо от центральной власти.
Международный же концепт местного самоуправления образовывался в XVIII — XIX веках, под воздействием исторических процессов: революций, в том числе Французской, которая доказала возможность представления независимости общины от государства.
Понятие местного самоуправления различным образом закреплено в европейских государствах, во Франции данный термин звучит как децентрализация1, в Германии — самоуправление. Однако несмотря на различие в терминах можно сказать что существует общее понятие данной правовой категории, доказательством может послужить тот факт, что в 1985 г. был принят международный документ регионального характера — Хартия местного самоуправления, определяющая понятие местного самоуправления2 как право или способность местной власти осуществлять на основе закона управление публичными вопросами жизни населения, при этом неся ответственность самостоятельно.
Национальная законодательная база в области регулирования основных вопросов местного самоуправления представляет собой нормы, сосредоточенные в Конституции РФ3, а также в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»4 (далее – Закон о местном самоуправлении).
Данные нормативные акты дают следующую характеристику местному самоуправлению — это конституционная основа, база общественного строя, которая представляет одну из форм осуществления народом РФ своей власти в рамках, предусмотренных Конституцией и иными федеральными законами, распространяющуюся на всю территории РФ, при наличии гарантий, предусмотренных в Конституции.