Управление образованием ГМУ Магистерский диплом Экономические науки

Магистерский диплом на тему Лидерство и эффективное управление в школах со сложным социальным контекстом.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Феномен педагогического лидерства и эффективность управленческих решений в образовательных учреждениях: отечественный и зарубежный опыт 7
1.1. Сущность и особенности педагогического лидерства 7
1.2. Анализ зарубежного опыта влияния стиля управления на эффективность образовательной организации 11
1.3. Возможности применения бизнес-технологий для повышения эффективности управленческих команд школ 17
2. Отбор методик для организации исследования по вопросам влияния педагогического лидерства на эффективность управления школой 27
2.1. Методики для оценки стилей управления в школе 27
2.2. Методики оценки эффективности управленческих команд 38
2.3. Методики оценки имиджа образовательного учреждения и его взаимосвязи с образом эффективного управленца 41
3. Организация исследования по оценке лидерства и эффективности управленческих решений в образовательных учреждениях Краснодарского края 45
3.1. Обоснование необходимости исследования школ со сложным социальным контекстом 45
3.2. Оценка стиля руководства по методике Р. Блейка и Дж. Моутона 53
3.3. Исследование управленческих команд по тесту Р.М. Белбина «Командные роли» 60
3.4. Тестирование руководителей по методике Рипван Хувейк 66
4. Выявление наиболее распространенных характеристик директоров в школах, функционирующих в сложных социальных условиях 72
4.1. Анализ стилей принятия управленческих решений в школах со сложным социальным контекстом 72
4.2. Оценка наиболее распространенных характеристик директоров 73
4.3. Влияние стиля поведения директора школы на эффективность управления 81
Выводы и обсуждение 85
Список использованных источников 87

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В повестке дня российской образовательной по-литики появилась тема поддержки неблагополучных школ, показывающих низкие обра-зовательные результаты. В масштабном исследовании мирового опыта в данной области сотрудники ВШЭ представили современные мировые программы поддержки неблагопо-лучных школ, основанные на масштабном и системном запуске финансовых, кадровых, организационных и других механизмов, направленных на повышение компетентности и стимулирование профессионального роста учителей; расширение культуры сотрудниче-ства, совместного исследования и распространения успешных практик в педагогических коллективах; распределение лидерства в управлении школой и партнерство директоров наиболее успешных и проблемных школ; реализацию в массовой практике модели эф-фективной школы. В статье Груничевой И.Г., Пинской М.А., Косарецкого С.Г. «Под-держка школ, показывающих низкие образовательные результаты, как часть националь-ной образовательной политики. Обзор мирового опыта», читаем: «… рискнем утвер-ждать, главным из отсутствующих длительное время стартовых условий для запуска национальной стратегии поддержки школ, показывающих низкие образовательные ре-зультаты, является лидерство как принцип управления и как конкретная фигура (фигуры) на разных уровнях управления. В то же время, как отмечают авторы доклада McKinsey, «не удалось обнаружить ни одной школьной системы, которая смогла бы провести ко-ренные изменения без настойчивого, преданного делу и талантливого руководителя» [Барбер, Муршед, 2008. С. 54].
У России уже нет тех 30-40 лет, которые были у США, Великобритании, Шанхая, Южной Кореи и ряда других стран для поиска и экспериментов в рассматриваемой обла-сти. Но есть возможность учесть накопленный в мире опыт и двигаться, опираясь на успехи других и не повторяя их ошибок» [11].
Но пока государство делает ставку на лидеров, «тонущие, но борющиеся» вынуж-дены сами выбирать стратегию, обеспечивающую достижение успеха вопреки сложив-шимся условиям. И.А. Вальдман в статье «Ставка на лидеров в российском образовании. Не слишком ли мы увлеклись?» делает следующий вывод: «Любые меры поддержки лишь лучших и успешных только усиливают разрыв между сильными и слабыми, консервиру-ют ситуацию образовательного и социального неравенства. Пора менять стратегию. Под-держка сильных в условиях забвения слабых на стратегию Поддержка слабых в условиях предоставления автономии сильным» [12].
Проведенный анализ литературы позволил выявить противоречие между имею-щимся положительным опытом управления и неиспользованием его в образовательных учреждениях, не добивающихся высоких результатов.
Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы на материале образовательных организаций Тихорецкого района определили тему исследования «Ли-дерство и эффективное управление в школах со сложным социальным контекстом (на примере школ Тихорецкого района)»
Таким образом, возникла идея разрешения управленческой проблемы, состоящая в определении причин успешности в достижении высоких образовательных результатов в школах, работающих в сложных социальных контекстах.
Актуальность исследования и его практическая значимость определяется необхо-димостью данных, объясняющих сильные стороны конкретных школ для использования успешного управленческого опыта в образовательных учреждениях, не добивающихся высоких образовательных результатов.
Цель исследования: определение взаимосвязи между лидерскими качествами руко-водителей школ и качеством управления в исследуемых образовательных учреждениях
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и особенности педагогического лидерства.
2. Провести анализ зарубежного опыта влияния стиля управления на эффектив-ность образовательной организации.
3. Рассмотреть возможности применения бизнес-технологий для повышения эф-фективности управленческих команд школ.
4. Отобрать методики для организации исследования по вопросам влияния педаго-гического лидерства на эффективность управления школой.
5. Обосновать необходимость исследования школ со сложным социальным контек-стом.
6. Провести оценку стиля руководства по методике Р. Блейка и Дж. Моутона.
7. Организовать исследование управленческих команд по тесту Р.М. Белбина «Ко-мандные роли».
8. Провести тестирование руководителей по методике Рипван Хувейк.
9. Выявить наиболее распространенные характеристики директоров в школах, функционирующих в сложных социальных условиях.
Объект исследования: директора школ Тихорецкого района, работающих в слож-ном социальном контексте
Предмет исследования: стили лидерства и руководства
Гипотеза: стили лидерства и руководства в исследуемых школах имеют сходство со школами, которые по результатам международных и российских исследований доби-ваются высоких образовательных результатов. Руководители данных школ более само-стоятельны в выборе стиля принятия управленческих решений, ориентированы на реше-ние задач высокой когнитивной сложности. Эффективно используют управленческую команду в достижении целей.
Методы исследования:
1. глубинное интервью с директорами неуспешных школ
2. анкетирование учителей, родителей и учащихся
3. тестирование руководителей по методике Рипван Хувейк (Присущий вам стиль руководства: тест на гибкость и адекватность)
4. опросник Р.Блейка и Дж. Моутон (оценка стиля руковод¬ства, управленче-ская решетка)
5. исследование управленческих команд, тестирование членов управленче-ской команды по методике Р. М.Белбина «Классификатор командных ролей»
Практическая значимость работы
Таким образом, позволим сделать предположение о том, что:
1. если нам удастся выявить взаимосвязь между лидерскими качествами руко-водителей исследуемых школ и качеством школьного образования, то мы сможем пред-ложить результаты исследования администрации образовательных организаций, попав-ших в выборку, органам управления образования Тихорецкого района для использования в работе с целью закрепления положительных результатов и повышения качества образо-вания в районных школах;
2. результаты исследования позволят сформировать портфель успешных управленческих практик для трансляции опыта в Краснодарском крае и оказания адрес-ной поддержки школам, работающим в сложном социальном контексте и устойчиво по-казывающих низкие образовательные результаты.
Этапы исследования.
На первом этапе (2017-2018) проведено исследование теоретической и методоло-гической базы по проблеме влияния социально-экономического контекста школ на обра-зовательные результаты учащихся, стилей лидерства и руководства, управленческих практик, изучены методологические основы проведения исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, с помощью эмпирических методов исследования были определены стили управления руководителей образовательных учреждений, также было оценено вли-яние стиля на эффективность организации в целом.
Руководители и их заместители данных учреждений имеют в основном смешан-ный стиль руководства (авторитарный — демократический), но с разной степенью выра-женности. Обращает на себя внимание то, что выраженность конкретных личных ка-честв, управленческих способностей у руководителей, различающихся по типу индиви-дуального стиля руководства, не одинакова.
Можно сделать вывод, что тип индивидуального стиля руководства закономерно связан с личностными качествами руководителей.
Соответственно, значимость и иерархическая структура личностных качеств руко-водителей, заместителей будет меняться и зависеть от многих факторов (пол, возраст, стаж работы, преподаваемый предмет, сложившаяся система отношений с педагогиче-ским коллективом и пр.).
Руководитель, обладая определенным уровнем управленческих способностей, личностных качеств может правильно выстроить свои взаимоотношения, создать благо-приятный психологический климат, определенный тип поведения с педагогическим кол-лективом, направить его деятельность на достижение высоких результатов [46].
Руководители, развивая и совершенствуя свои личностные качества, ориентируясь на реальность, безусловно, могут повысить эффективность своего образовательного учреждения. Руководитель, который желает добиться высоких результатов в управленче-ской деятельности не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей управленческой деятельности.
Эффективный руководитель – это руководитель, обладающий не только властью, статусом лидера в коллективе, ориентированный не только на деятельность образова-тельного учреждения, но и на развитие, поддержание, как всего коллектива, так и отдель-ных его членов.
Для достижения оптимальных результатов необходимо стремиться адекватно, оце-нивать ситуацию, творчески анализировать объективные ограничения и субъективные возможности их преодоления, прогнозировать последствия принимаемых решений, ре-ально оценивать возможности подчиненных, как руководителей, так и исполнителей, опираться на тот стиль управления, который следует из психологических и личных ха-рактеристик руководителя. при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип темперамента [47].
По результатам исследования были сформулированы рекомендации по оптимиза-ции стиля управления руководителям образовательных учреждений:
изменить авторитарный стиль руководства на «адаптивный» стиль, проявляющий-ся в умении руководителя вести себя в зависимости от требований реальной ситуации;
использовать в процессе решения управленческих задач потенциальные возможно-сти коллектива: профессиональный, интеллектуальный, творческий потенциал;
главным ориентиром избрать создание благоприятной рабочей среды, оказание психолого-педагогической поддержки членов своего коллективу для их реализации по-тенциальных возможностей.
Представляется, что предложенные рекомендации по совершенствованию стиля управления руководителей образовательных учреждений действительно являются эффек-тивными.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Феномен педагогического лидерства и эффективность управленческих решений в образовательных учреждениях: отечественный и зарубежный опыт
1.1. Сущность и особенности педагогического лидерства

Во всем мире уже в течение многих лет проводится последовательная политика, направленная на совершенствование качества образования и подъем общего педагогиче-ского потенциала страны. В последнее время одним из актуальных направлений этой по-литики стали адресные меры поддержки учителей, работающих с наиболее уязвимыми группами учеников: детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и теми, кто находится в сложной жизненной ситуации. Для того, чтобы эта политика была продук-тивной и приводила к реальным изменениям, были приняты «Профессиональный стан-дарт педагога» и «Дорожная карта», разработана стратегия модернизации педагогическо-го образования. Многочисленные исследования показывают, что эффективная работа пе-дагогического состава позволяет существенно улучшить достижения всех групп учащих-ся и является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на достижения учащихся, помимо их индивидуальных особенностей и социально-экономического статуса семьи [1].
Исследования Козиной Н.С., Косарецкого С. Г., Пинской М.А. показали, что доля детей из неблагополучных семей выше в образовательных организациях «общего вида» по сравнению со школами, реализующими образовательные программы повышенного уровня [6]. Данные ранее проведенных исследований показали, что от того, каких детей обучают школы, в значительной степени зависит, какую политику им нужно проводить, чтобы успешно справляться с образовательными задачами, т.е. быть эффективными в не-благоприятных условиях [2] . Результаты исследования свидетельствуют, что сложный социальный контингент не является непреодолимым барьером для высоких достижений школы, хотя делает их существенно менее вероятными. Так, если сравнивать результат ЕГЭ, то можно увидеть, что в группе наиболее социально неблагополучных школ обна-руживаются школы с весьма высокими результатами. Средние результаты ЕГЭ в них лишь незначительно отличаются от результатов ЕГЭ наиболее успешных школ из группы социально благополучных [6].
Таким образом, данные исследования показывают дифференциацию школ как по социальным характеристикам контингента, так и по образовательным результатам. При этом обнаруживается, что такой важный ресурс школы, как социально благополучный контингент, не гарантирует высоких образовательных достижений, а его отсутствие не обрекает школу на отставание. Отсутствие такого ресурса, как социально-экономический и образовательный потенциал семей, может в определенной степени компенсироваться качественными кадровыми ресурсами. Именно образовательная политика позволяет шко-ле быть эффективной в неблагоприятных обстоятельствах [4].
В зарубежных исследованиях школы, которые работают в сложных социальных условиях и способны добиваться высоких образовательных результатов называют «шко-лами, успешно функционирующими в неблагоприятных условиях», «школами, выходя-щими за рамки ожиданий» или резильентные школы. К неблагоприятным условиям по-мимо сложного контингента учащихся можно отнести ограниченные кадровые и финан-совые ресурсы, в том числе малую долю собственных средств школы (доходов от допол-нительных образовательных услуг и пожертвований). Термин «резильентный» использу-ется в международном сравнительном исследовании качества образования PISA2 с 2009 г.: так называют школьников из семей с низкими экономическими, образовательными и культурными ресурсами, достигающих наиболее высоких результатов в тестах. Основы-ваясь на исследованиях, термин «резильентный» следует понимать в более широком зна-чении, перенося его с индивидуального уровня на уровень школы в целом [4].
М. А. Пинская, Т. Е. Хавенсон, С. Г. Косарецкий, Р. С. Звягинцев, А. М. Михайло-ва, Т. А. Чиркина выделяют следующие факторы, которые могут повышать шансы уча-щихся на академическую резильентность: эффект учителя и педагогических методов, партнерство между семьей и школой, владение учительским составом особенными управленческими и педагогическими стратегиями. Также в данном исследовании под-тверждались такие факторы, как безопасная и организованная школьная среда, положи-тельные ожидания учеников в отношении школы, их вовлеченность в академические ак-тивности и в жизнь школы в целом [5].
По мнению Н.В. Бысик, факторами успешности школы, которая измеряется обра-зовательными достижениями учеников, являются способности детей и действия учите-лей, социально-экономический статус и культурный капитал семей учащихся, а также климат в школе и классе, который либо мотивирует к учёбе, либо, наоборот, «расхолажи-вает» [8].
Руководство школ, которые отличаются высокими достижениями детей, больше следует своим убеждениям и максимальное внимание уделяет педагогическим практикам. Они чаще оставляют свои программы обучения и поддерживают разработку инноваци-онных методов при работе с детьми, а также стараются сохранить свою модель оценки учителей для выплаты надбавок [8].
Таким образом, школам с более высокими академическими результатами учеников свойственны «интровертность» и педагогическое лидерство. Более слабые школы чаще следуют формальным предписаниям и уделяют главное внимание материальной инфра-структуре. Кроме того, с ростом эффективности деятельности школы директора начинают предъявлять большие требования к учителям и родителям.
Директора школ с социально неблагополучным контингентом, демонстрирующих высокие образовательные результаты, больше своих коллег уделяют внимание кадровым вопросам и работе с педагогическим коллективом школы: приему и увольнению учите-лей, распределению их рабочего времени, руководству в вопросах преподавания [8]. В целом этот фокус можно рассматривать как проявление педагогического лидерства, кото-рое является атрибутом эффективного управления, особенно в школах с наиболее слож-ным контингентом учащихся и ограниченными кадровыми ресурсами. Педагогический лидер обеспечивает улучшение образовательных результатов, ставя в качестве главных приоритетов школы совершенствование практик преподавания и обучения. Лидер пози-ционирует себя «как главный обучающийся», он учится вместе со своей командой новым практикам для достижения школой лучших образовательных результатов [10].
Таким образом, обязательным условием способности школ преодолевать негатив-ное влияние низкого социального статуса семей и обеспечивать учащимся высокие ре-зультаты является то, что учебные результаты, как итоговые, так и демонстрируемые на разных этапах обучения, находятся в фокусе внимания школы и рассматриваются дирек-тором как обязательное требование [10] За рубежом подобную стратегию называют «стра-тегией высоких ожиданий» и рассматривают как основу школьной эффективности. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы