Гражданское, семейное право Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Личные неимущественные права детей и обязанности родителей при раздельном проживании (тема примерная)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА 11
1.1 Правовой статус ребенка 11
1.2 Понятие и виды личных неимущественных прав ребенка 19
2. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА ПРИ РАЗДЕЛЬНОМ ПРОЖИВАНИИ РОДИТЕЛЕЙ 31
2.1 Право жить и воспитываться в семье 31
2.2 Право на общение с родителями и другими родственниками 37
2.3 Право выражать свое мнение 41
2.4. Право на имя, отчество, фамилию и их изменение 47
3. ПРЕДЕЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ ПРИ РАЗДЕЛЬНОМ ПРОЖИВАНИИ РОДИТЕЛЕЙ 52
3.1 Злоупотребление родительскими правами 52
3.2 Меры защиты прав и интересов родителей и несовершеннолетних детей 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….87

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В Российской Федерации, как в правовом государстве, законодателем закреплены основные принципы и механизмы, которые позволяют реализовывать субъектами своих прав, при этом законодатель закрепляет особенности реализации отдельным прав теми субъектами, которые являются наиболее уязвимыми в силу определённых особенностей. Такие механизмы нужны, в первую очередь, детям.
Не¬обходимость в защите интересов несовершеннолетних обуславливает возраст детей, не позволяющий последним в полной мере реализовывать принадле¬жащие им права, пользоваться правовыми средствами их защиты. Возрастом че¬ловека во многом определяется его жизненная позиция как субъекта права, являющегося активным участником различных правоотношений и обладателем прав.
Все права ребенка могут быть поделены на имущественные и личные неимущественные. Несмотря на активное закрепление прав детей и развитие гарантий их осуществления (от развития законодательной базы до деятельности специализированных органов государственной власти) на практике встает проблема: права детей не всегда реализуются в полном объеме.
Причины могут быть в разном: отсутствие правовой культуры, немотивированные запреты со стороны взрослых, нежелание прислушиваться к мнению ребенка, проблемы с выявлением нарушений, отсутствие знаний у несовершеннолетних к кому и по каким вопросам можно обращаться, отсутствие механизмов воздействия на родителей, если они не хотят участвовать в реализации отдельных прав детей.
Правотворческий аспект. Регламентация личных неимущественных прав ребенка осуществляется нормами семейного права, однако следует отметить то, что законодатель ряд положений закрепляет в других нормативных актах.
Так, вопросы, связанные с определением дееспособности и содержанием дееспособности закреплены в нормах гражданского законодательства, полномочия органов опеки и попечительства закреплены в положениях Федерального закона «Об опеке и попечительстве». Правам и обязанностям органов ЗАГС также посвящены положения специального закона. Большое количество нормативной базы, посвященной вопросам, связанным с личными неимущественными правами ребенка и обязанностями родителей, приводит к проблемам в правоприменительной деятельности.
Неоднозначность применяемого на практике толкования норм законодательства РФ, регулирующих отношения с участием детей, обусловливает целесообразность глубокого комплексного теоретического исследования личных неимущественных прав ребенка, с учетом специфики правового регулирования рассматриваемых отношений различными отраслями права.
Правоприменительный аспект. За последние годы увеличилось количество споров, затрагивающих права детей, это происходит из-за кризиса семейных ценностей. Проблема регулирования прав детей сложна тем, что их осуществление и зависит не только от правовых норм, но и от моральных, которые, обладают силой лишь тогда, когда их принимают и соблюдают.
На родителей, семью, опекунов, берущих на себя заботу о детях, возложена ответственность за благополучие детей. Механизм участия несовершеннолетних в различных отношениях закреплен Конституцией РФ, международными актами и отраслевым законода¬тельством. Данный механизм проявляется как особая защита со стороны семьи, общества и государства, и содействует несовершеннолетним в реализации их прав.
Доктринальный аспект. Регламентация неимущественных прав несовершеннолетних, а также вопросы защиты неимущественных прав несовершеннолетних подвергались всегда пристальному вниманию различных ученых.
Особенностью является то, что данные вопросы рассматривались комплексно на основании положений как семейного, так и гражданского законодательства. В последние годы ученые стали уделять внимание и вопросам злоупотреблений родительскими права.
Степень разработанности темы. Специфика правового регулирования личных неимущественных прав ребенка и обязанностей родителей проводит к тому, что в науке до настоящего времени исследуются только отдельные аспекты проблем, возникающих по поводу регламентации личных неимущественных прав ребенка. Отдельные исследования посвящены анализу прав и обязанностей родителей, которые возникают при раздельном проживании с ребенком.
Ряд авторов рассматривают личные неимущественные права ребенка на основе положений разных отраслей права. Можно отметить исследования таких авторов как С.С.Алексеев, Н.Л.Матузов, которые рассматривают правовой статус ребёнка опираясь на общие положения норм конституционного права и положения теории государства и права.
Такие авторы, как Р.П. Мананкова, А.М. Нечаева, A.M. Рабец внесли существенный вклад в обоснование особого положения детей в праве, в том числе обусловленного их участием в правоотношениях разноотраслевой направленности.
Проблемам детей, специфике реализации их прав и обязанностей, необходимости их обособления в качестве самостоятельного субъекта права посвящены работы М Б. Антокольской, Ю.Ф. Беспалова, O.A. Дюжевой, О.Ю. Ильиной, Н.М. Ершовой, А.Е. Казанцевой, Е.В.Кулагиной, Л.Б. Максимович, Л.Ю. Михеевой, Л.М. Пчелинцевой, Л.В.Санниковой, Н.Н.Тарусиной, O.A. Хазовой, З.И. Цыбуленко, Е.А. Чефрановой, Я.Н. Шевченко, К.Б. Ярошенко.
Отдельным аспектам правового статуса несовершеннолетних были посвящены диссертационные исследования таких авторов как Борисова Н.Е. (Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации (проблемы теории и практики): Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. М., 2004); Цуканова В.И. (Особенности судопроизводства по делам о лишении родительских прав: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2012); Матюшева Т.Н. (Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации: Автореф. дисс…. докт. юрид. наук. М., 2012); Егорова O.A. (Реализация жилищных прав ребенка: проблемы теории и практики: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2008).
Важное значение для раскрытия темы исследования имеют научные труды, посвященные правовому статусу отдельных категорий несовершеннолетних, таких ученых, как Михеева Л.Ю. (Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Автореф. дисс…. докт. юрид. наук, Томск., 2003); проблемам членства в семейных отношениях: Мананкова Р.П. (Правовой статус члена семьи: цивилистический аспект: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук, Томск., 1990).
Отдельные аспекты вопросов, связанных с характеристикой и защитой личных имущественных и неимущественных прав ребенка, были исследованы в трудах таких ученых, как Агарков М.М., Антокольская М.В., Белов В.А., Колбинев М.Ю., Король И.Г., Летова Н.В., Прокошкина Н.И., Пчелинцева Л.М., Антонова Т.В., Астахова М.А., Белоножкин А.Ю., Бердников А.А., Беспалов Ю.Ф., Бойцова С.В., Вахрамеева Л.Н., Гончарук М.С., Кравчук Н.В., Липинский Д.А., Шишкин А.Г., Максимович Л.Б., Скуратовская М.М., Шалонин В.В. и других.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование, затрагивающее ключевые аспекты личных неимущественных прав детей и обязанностей родителей при раздельном проживании позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, структура правового статуса личности рассматривалась многими учеными, некоторые из них дополняли правовой статус различными элементами, но все они сходились во мнении, что неотъемлемыми его составляющими являются субъективные права и обязанности.
Особенностью несовершеннолетних является наличие у них специального правового статуса, который связан с уязвимостью несовершеннолетних и необходимостью дополнительной защиты. Дееспособность влияет на имущественные права ребенка, тогда как неимущественные права ребенка зависят от достижения совершеннолетия. Особенности правового статуса ребенка закреплены в нормах семейного законодательства путем закрепления прав и обязанностей ребенка, которым корреспондируют права и обязанности родителей, а также лиц, из заменяющих.
Во-вторых, под личными неимущественными правами ребенка следует понимать такие субъективные личные права, которые возникают с момента рождения, а прекращаются по достижении ребенком восемнадцатилетнего возраста либо при приобретении полной дееспособности. Личные неимущественные права ребенка направлены на то, чтобы обеспечить нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, в том числе воспитание, образование и духовное развитие.
Признаками личных неимущественных прав являются: они абсолютны; носят личный характер, который связан непосредственно с личностью; они неимущественные; субъективное право на нематериальные блага является непередаваемым и неотделимым.
В-третьих, в ходе исследования были выделены признаки, которые характеризуют личные неимущественные права ребенка: наличие особого субъектного состава, срочность, а также специфические юридические факты, которые являются оснований для возникновения и прекращения личных неимущественных прав ребенка.
В-четвертых, при анализе классификаций личных неимущественных прав ребенка отмечено, что наиболее полной является классификация прав ребенка в зависимости от целей назначения. Исходя из вышеизложенного, предлагается авторская классификация личных неимущественных прав ребенка. В первую группу входят личные неимущественные права ребенка, которые направлены на обеспечение благополучного развития ребенка. Во вторую группу следует включать неимущественные права ребенка, которые позволяют определить ребенка как самостоятельного субъекта семейных прав.
В-пятых, право жить и воспитываться в семье включает в себя ряд правомочий ребенка: право ребенка знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Анализируемое право ребенка можно рассматривать в рамках двух аспектах.
Суть данного права состоит в праве знать родителей, а также в праве на получение воспитания, которое несовершеннолетний может получать не только от своих родителей, но и от иных членов семьи, например, бабушек и дедушек. Также можно отметить, что в сущность данного права входит и право несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей, быть усыновленными либо переданными на воспитание в приемные семьи.
В ст. 66 СК РФ закреплены положения, предусматривающие осуществление родительских прав родителями, не проживающими с ребенком.
Родитель, который не проживает с ребенком, обладает правом на:
а) общение с ребенком;
б) принятие участия в процессе его воспитания;
в) решение вопросов, касающихся получения им образования.
В-шестых, сущность права выражать свое мнение состоит в том, что ребенку предоставлено право на высказывание своей позиции по тем вопросам, которые касаются его интересов, а также прав. Также в содержание данного права входит и право, которые предоставляется ребенку при достижении определенного возраста высказывать свое мнение в ходе судебного разбирательства.
В-седьмых, одним из личных неимущественных прав ребенка является право на имя, отчество и фамилию. Данное право ребенка позволяет индивидуализировать ребенка в обществе. В последние годы актуальной является проблема возраста, с которого ребенок может самостоятельно изменить свое имя. В настоящее время закреплено право на смену имени ребенка, который не достиг совершеннолетия только при наличии согласия родителей, либо лиц, которые их заменяют. Если такое согласие отсутствует, то смена имени может быть произведена только на основании решения суда. Исключением составляют те случаи, когда несовершеннолетний был эмансипирован.
В-восьмых, одним из принципов семейного права является принцип запрета на злоупотребление правами субъектами семейных правоотношений. Однако, несмотря на такой запрет, в практической деятельности количество таких фактов остается на достаточно высоком уровне. Злоупотребление родительскими правами может иметь место не только по отношению к ребенку, но и по отношению к другому родителю и иным членам семьи.
В ходе исследования были выделены типовые ситуации, которые следует рассматривать как злоупотребление родительскими правами. Первой является обращение в суд с целью лишения родительских прав без наличия оснований, указанных в законе. Второй является смена места жительства с целью минимизировать или вообще исключить общение ребенка с другим родителем или иными родственниками. Третья ситуация состоит в том, что родитель, который проживает отдельно не возвращает ребенка, либо вообще уезжает, не сообщив тому родителю, с которым проживает ребенок. Четвертой ситуацией являются препятствия в общении с ребенком.
В-девятых, защита прав ребенка является одним из важных направлений в современной политике государства. Законодателем такая защита осуществляется на уровне законодательной и на уровне исполнительной власти. Отдельно выделена роль суда в защите прав ребёнка, который принимает окончательное решение по спорам, возникающим в связи с реализацией прав ребёнка, а также суд может применять меры ответственности.
Особое значение в рассмотрении вопроса о защите прав ребенка имеет ст.64 СК РФ. В данном статье закреплено положение о том, что обязанность по защите прав и законных интересов лежит на родителях.
При этом, законодателем закреплено, что в тех случаях, когда будет установлено наличие противоречий в интересах родителей и ребенка, родители будут лишены права на предоставление интересов ребёнка. Установление таких противоречий в интересах родителей и ребенка является компетенцией органа опеки и попечительства. Также именно орган опеки и попечительства должен принять решение о назначении ребенку представителя в возникшей ситуации.
В результате исследования нами были выявлены следующие правовые проблемы в рассматриваемой сфере:

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ РЕБЕНКА

1.1 Правовой статус ребенка

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4] ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина.
В правовой науке выделяют общественные и естественные признаки и свойства человека, которые индивидуализируют его как участника гражданско-правовых отношениях и влияют на его правовое положение. Среди них выделяют: правоспособность, дееспособность, имя, возраст, семейное положение, гражданство, пол. Для определения понятия правоспособности и дееспособности необходимо обращаться к положениям ГК РФ [2].
Первым индивидуализирующим признаком является имя. Данное свойство личности является неотчуждаемым, иными словами имя не может существовать отдельно от личности или быть передано другому субъекту гражданского права. Хотя имя и является неотчуждаемым свойством личности, это еще не означает, что оно не может быть изменено. Законодатель предоставляет возможность человеку изменить имя, полученное им при рождении. Однако после государственной регистрации нового имени человек сохраняет свои права и обязанности, приобретенные им еще до перемены имени. Вдобавок на него возлагается еще одна обязанность – уведомить своих кредиторов и должников о произошедшем изменении.
Большое значение придается такому признаку как возраст. Потому что именно от него зависит объем дееспособности. В разных государствах устанавливается свой возраст, с которого человек начинает считаться совершеннолетним и может самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности. Считается, что до достижения возраста совершеннолетия человек в силу незрелости своей психики подвержен влияниям окружающих и не может самостоятельно определить, как ему поступить в конкретной ситуации. Это происходит вследствие отсутствия у человека какого–либо жизненного опыта и несформированности моральных принципов о добре и зле. Поэтому ему необходимо пройти процесс социализации, чтобы стать личностью. В Российской Федерации человек становится совершеннолетним с достижением возраста восемнадцати лет (п. 1 ст.21 ГК РФ).
Следующий признак, влияющий на правовое положение человека, это семейное положение. Данный признак также имеет значение для определения дееспособности. Его суть заключается в том, что дееспособность в полном объеме приобретается человеком до достижения совершеннолетия с момента вступления в брак. Поэтому возраст человека не является обязательным признаком, определяющим объем дееспособности. Данный институт в науке гражданского права именуется эмансипацией. Он имеет нормативное закрепление в ст. 27 ГК РФ.
Гражданство – это устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Признак гражданства служит как для индивидуализации личности, так и непосредственно влияет на содержание ее прав и обязанностей. Особенность данного признака заключается в ограничениях правового положения физических лиц, являющихся гражданами иностранного государства и находящихся за его пределами. В связи с этим наибольшими возможностями осуществления своих прав обладают отечественные граждане.
В качестве последнего признака ученые выделяют пол. Разделение людей на женский и мужской пол имеет биологическое значение, но не правовое.
Кроме того, в юридической литературе упоминаются еще личностные качества человека, такие как разум, воля и способность к целесообразной деятельности. На основе этого выстраивается определенная структура личности, состоящая из трех элементов [38, с.81].
Структура правового статуса личности рассматривалась многими учеными, некоторые из них дополняли правовой статус различными элементами, но все они сходились во мнении, что неотъемлемыми его составляющими являются субъективные права и обязанности.
В научной литературе встречаются различные формулировки понятия «субъективное право» Е. В. Вавилин предлагает обратиться к отраслевой принадлежности субъективных прав. По его мнению, субъективное право в рамках определенной отрасли приобретает специфические черты, потому что каждая отрасль отличается своим методом правового регулирования [26, с.33].
То есть субъективное право здесь выступает в качестве правила поведения, рекомендованного государством в силу его полезности и целесообразности, а управомоченное лицо либо соглашается с данным вариантом поведения, либо действует иным образом, соблюдая при этом пределы осуществления субъективных прав. В этом проявляется свобода личности в выборе модели своего поведения. При этом большое значение имеет воля человека, руководствуясь которой он реализует свои права, иначе принуждение к осуществлению каких-либо прав противоречило бы самому существу права [41, с.10].
Так как субъективное право является мерой возможного поведения, то предоставленные возможности осуществления субъективного права, как правило, именуются правомочиями. В теории права установлено, что в содержание любого субъективного права входят как минимум четыре правомочия:
1) возможность совершить действие или бездействие самого управомоченного лица, то есть право на собственные действия. Так, собственник вещи имеет право распорядиться ею таким способом, не нарушающим права, свободы и интересы других лиц;
2) возможность требовать совершения действия или воздержания от совершения действия от обязанного лица, то есть право на чужие действия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы