Педагогика Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Личностное развитие младшего школьника в условиях системы дополнительного образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы личностного развития младшего школьника в условиях системы дополнительного образования 6
1.1 Понятие личности и личностного развития в психологии и
педагогике 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 19
1.3 Специфика личностного развития младших школьников 26
1.4 Роль системы дополнительного образования в личностном развитии младших школьников 35
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование личностного развития младшего школьника в условиях системы дополнительного образования 45
2.1 Констатирующий эксперимент и его результаты 45
2.2 Методическая программа специальных занятий для проведения с младшими школьниками в рамках системы дополнительного образования (формирующий эксперимент) 56
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента по разработке программы личностного развития младшего школьника в дополнительном образовании 77
Выводы по второй главе 80
Практические рекомендации 81
Заключение 82
Список использованной литературы 84
Приложения 89

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема личностного развития младшего школьника в условиях системы дополнительного образования всегда была одной из актуальных проблем педагогики, а в современных условиях она приобретает особое значение.
На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы можем утверждать, что данная проблема получила свою разработку у многих отечественных исследователей. При этом данная разработка осуществлялась в теоретическом и методическом аспектах с учетом современных нормативных требований к содержанию начального образования (закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС НОО, примерная основная образовательная программа образовательного учреждения начальной школы).
Так, например, теоретическую разработку проблемы осуществляли такие отечественные ученые, как С.Г. Батарева [11], Н.Д. Виноградова [17], В.Н. Маркова [34], В.Т. Чепиков [49] и др.
Методическая разработка проблемы представлена различного рода программами по развитию личности младших школьников в условиях дополнительного образования. В частности, в нашем исследовании и при организации формирующего эксперимента мы в основном опирались на следующие программы: программа формирования нравственных представлений (Р.С. Буре) [16]; программа по нравственному воспитанию и развитию общения у младших школьников (Н.А. Купина и Н.Е. Богуславская) [28]; программа по развитию культуры поведения ребенка (С.О. Николаева) [36]; программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников (А.Г. Сапожникова) [44]; программа по этическому воспитанию младших школьников (А.К. Лопаткина) [51].
В то же время можно говорить о том, что многие исследования процесса личностного развития младшего школьника в условиях системы дополнительного образования в значительной мере устарели и не отвечают актуальной ситуации развития науки и практики. Тем не менее, до сих пор в науке недостаточно изученным остается вопрос о возможностях комплексного подхода и различного рода педагогических технологий при организации занятий с детьми младшего школьного возраста для их личностного развития [2; 5; 10; 12]. 
Объект исследования – личность младшего школьника.
Предмет исследования – личностное развитие младшего школьника в условиях системы дополнительного образования.
Цель исследования – изучение личностного развития младшего школьника в условиях системы дополнительного образования.
Задачи исследования:
1.) Провести теоретический анализ проблемы личностного развития младшего школьника в условиях системы дополнительного образования.
2.) Сформировать выборку испытуемых и подобрать методики диагностического обследования.
3.) Разработать методическую программу личностного развития младших школьников в условиях системы дополнительного образования.
4.) Оценить эффективность разработанной методической программы личностного развития младших школьников в условиях системы дополнительного образования.
Гипотеза исследования: уровень личностного развития младших школьников повысится после проведения с ними занятий по методической программе, что будет свидетельствовать об ее эффективности.
Основными методами исследования выступили теоретические методы и эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, тестирование). В качестве теоретических методов использовались методы общенаучные методы теоретического анализа (обобщение, абстрагирование, систематизация).
Эксперимент реализовывался в его трех основных видах — констатирующем, формирующем и контрольном экспериментах.
Тестирование предполагало использование следующих диагностических методик: методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»; методика «Что мы ценим в людях»; методика диагностики уровня воспитанности обучающихся начальных классов (автор — Н.П. Капустин); методика «Рукавички» (автор – Г.А. Цукерман); методика «Кто прав?» (автор – Г.А. Цукерман); методика экспертной оценки коммуникативных умений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа была посвящена исследованию проблемы личностного развития младшего школьника в условиях системы дополнительного образования. Исследование предполагало свое изучение на теоретическом и экспериментальном уровнях.
В рамках теоретического анализа нами были рассмотрены теоретические аспекты изучения проблемы личностного развития младшего школьника в условиях системы дополнительного образования. В частности, было рассмотрено понятие личности и личностного развития в психологии и педагогике. Также были раскрыты психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Кроме того, была раскрыта специфика личностного развития младших школьников. И, наконец, проанализирована роль системы дополнительного образования в личностном развитии младших школьников.
В результате теоретического анализа проблемы нам удалось выяснить, что личность – это относительно устойчивая совокупность психических свойств, которые являются результатом включения индивида в пространство социальных отношений. При этом личностное развитие ребенка осуществляется в рамках социализации. А социализация – это процесс, в рамках которого происходит вхождение индивида в социальную среду, осуществляется взаимодействие человека и общества, индивид усваивает различные социальные влияния и тем самым приобщается к социальному опыту. Также было выявлено, что личностное развитие младших школьников может рассматриваться с точки зрения двух аспектов – развития их нравственных качеств и представлений о нравственности, а также развития их коммуникативной компетентности. Кроме того, теоретический анализ проблемы исследования показал, что использование интегрированных педагогических технологий в процессе нравственного воспитания младших школьников и формирования у них коммуникативной компетентности должно проводиться комплексно с помощью интеграции нескольких технологий — личностно-ориентированной технологии, игровой технологии и информационно-коммуникативной технологии.
Согласно результатам экспериментального исследования было выявлено, что младшим школьникам присущ в целом средний и низкий уровни личностного развития в зависимости от показателей их нравственных качеств и сформированности коммуникативной компетентности. И полученные результаты констатирующего эксперимента позволяли заключить о необходимости разработки и проведения методической программы личностного развития младших школьников в условиях системы дополнительного образования. При этом формирующий этап эксперимента включал в себя реализацию разработанной нами методической программы личностного развития младших школьников в условиях системы дополнительного образования. И общая стратегия нашей методической программы состояла в проведении с ними мероприятий, направленных на развитие у младших школьников нравственных качеств и формирование коммуникативной компетентности.
В целом уровень личностного развития младших школьников повысился после проведения с ними занятий по методической программе, что свидетельствует об ее эффективности. Тем самым гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
На основе проведенного теоретического анализа проблемы и результатов экспериментального исследования были сформулированы определенные рекомендации педагогам и родителям по личностному развитию детей младшего школьного возраста.
В качестве перспективы изучения проблемы можно предложить более широкий учет социально-демографических характеристик младших школьников при формировании их выборки.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы личностного развития младшего школьника в условиях системы дополнительного образования

1.1 Понятие личности и личностного развития в психологии и педагогике

Согласно А.Г. Асмолову в общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В гуманистических философских и психологических концепциях личность – это человек как ценность, ради которой осуществляется развитие
общества [3; 7].
Как отмечает Б.Г. Ананьев, личность является фигурой общественных взглядов, т.е., личность обусловливается своим взаимоотношением к окружающему миру, к другим людям, к среде. Такие отношения осуществляются в деятельности, с помощью которой, человек может проявить себя и развиваться как личность [5].
Обратимся к понятию структуры личности. Вслед за С.Н. Мельником отметим, что человек как личность с позиции психологии характеризуется следующими качествами:
— самосознание, которое является основой развития умственной активности, независимости человека в его суждениях и поступках и ориентированным, прежде всего на познание себя, улучшение себя и поиск смысла жизни;
— активность – желание выйти за рамки реализованных возможностей, за пределы ролевых предписаний, разнообразить среду деятельности;
— Я-образ – система представлений человека о себе реальном, себе идеальном, себе ожидаемом;
— направленность – устойчивая система мотивов, убеждений, потребностей, идеалов, интересов, и т.д.;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы