Педагогика Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Культурно-эстетическое развитие младших школьников на уроках русского языка».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы культурно-эстетического развития младших школьников на уроках русского языка 9
1.1. Понятие «культурно-эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Сущность культурно-эстетического развития младших школьников на современном этапе развития образования 15
1.3. Значение уроков русского языка в культурно-эстетическом развитии младших школьников 20
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по культурно-эстетическому развитию младших школьников на уроках русского языка 30
2.1 Основные показатели оценки уровня культурно-эстетического развития младших школьников 30
2.2 Осуществление культурно-эстетического развития младших школьников на уроках русского языка 41
2.3 Динамика культурно-эстетического развития младших школьников в процессе уроков русского языка 49
Выводы по 2 главе 57
Заключение 58
Список использованных источников 60
Приложения 67

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В свете современных концепций воспитания в условиях гуманизации и демократизации общества растет социальная роль личности — носителя новых моральных качеств и ценностных ориентаций, которой присущи высокий уровень духовности и общей культуры, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Социальное обновление, что происходит в стране, предусматривает активизацию духовного потенциала народа, что реализуется в культурно-эстетическом развитии. В то же время бурный поток негативной информации со страниц газет и журналов, с экрана телевизора, беспорядочные реалии окружающей жизни, второсортная продукция кинематографа развивает у детей и подростков жестокость, размывает жизненные идеалы, в результате этого подрастающее поколение нередко теряют социальные ориентиры. Способствует этому и известная деформация в сторону абстрактно-логического способа мышления, которое долгое время доминировало в нашей школе, что привело к упрощенному восприятия окружающей среды, девальвации культурных ценностей и идеалов в сознании подрастающих поколений. Как результат, духовные ориентации учащихся — один из ведущих рычагов развития культуры общества, что характеризуются снижением моральных критериев личности и морально-этических норм социальной среды, известной дезориентацией системы общечеловеческих ценностей.
Обращение педагогической науки к проблеме культурно-эстетического развития учащихся — закономерная объективная необходимость. Уровень и характер общественной жизни, рост материальных и духовных потребностей человека, гармонизация его отношений с окружающей средой требуют развития у детей творческих сил, стремлений строить свою жизнь по культурно-эстетическим законам добра и красоты. Чувство прекрасного вызывает радость и оптимизм, духовно обогащает личность, побуждает ее к учебе, вдохновенного труда и творчества. Культурно-эстетическое развитие является одним из приоритетных направлений развития и совершенствования системы непрерывного образования.
Особая роль в культурно-эстетическом развитии принадлежит начальной школе, где закладывается фундамент подготовки к жизни, обеспечивается интеллектуальное, духовное и физическое становление личности. В начальной школе пробуждается у детей интерес к искусству, происходит привлечение к музыке и художественно-творческой деятельности. Начальное звено образования призвано сформировать у учащихся целостное мировосприятие и мироощущение, обеспечить развитие культурно-эстетических идеалов и вкусов, чувство ответственности за сохранение культурного достояния общества.
На уроках русского языка процесс культурно-эстетического развития у младших школьников происходит через понимание прекрасного в языке и речи.
Каждому культурному человеку необходимо обладать способностями видеть прекрасное, понимать и ценить его с точки зрения законов красоты. Поэтому, развивая эти способности у учащихся на уроках русского языка, учитель готовит школьников к самостоятельной взрослой жизни, формируя, тем самым, одно из основных качеств всесторонне развитой личности.
Русский язык как учебный предмет связан со всеми сферами жизни человека, поскольку в словесной форме отражаются: природа, общество, личность человека и искусство. Постижение прекрасного на уроках русского языка происходит на основе изучения программного материала в текстах использованных отрывков и художественных произведений. Используя эти тексты, помимо обучения различным речевым умениям школьников, необходимо также обращать внимание учащихся на отношение: к природе, к обществу, к человеку, к искусству, формируя у них тем самым эстетическое чувство.
Русский язык учит детей не только различным речевым умениям, но и обладает такими качествами, способствующие духовному переживанию радости у учащихся, ощущая языковую и речевую гармонию.
Таким образом, работа над эстетикой языка и речи является одним из основных направлений культурно-эстетического развития учащихся на уроках русского языка.
В связи с этим вопрос о культурно-эстетическом развитии младших школьников на уроках русского языка является наиболее актуальным в современном обществе.
Это и определило тему нашего исследования: «Культурно-эстетическое развитие младших школьников на уроках русского языка».
Между тем, нами выявлено противоречие между потребностью личности в эстетике и культурно-эстетическом развитии и недостаточными условиями в образовательном процессе для удовлетворения этой потребности. Вместе с тем, пока остается слабо исследованной роль предмета «Русский язык» в культурно-эстетическом развитии младших школьников; до конца не раскрыт его педагогический потенциал, нет должного теоретического обоснования условий его использования для культурно-эстетического развития младших школьников, отсутствуют методические рекомендации по использованию русского языка в культурно-эстетическом развитии младших школьников.
Исходя из выделенных противоречий нами была сформирована следующая проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие более эффективному культурно-эстетическому развитию младшего школьника на уроках русского языка?
Цель работы – решение данной проблемы.
Объект исследования – образовательный процесс на уроках русского языка.
Предмет исследования – организационно-педагогические условия, способствующие более эффективному культурно-эстетическому развитию младшего школьника на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: процесс культурно-эстетического развития младшего школьника на уроках русского языка будет более эффективным, если
будут соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
• определение компонентов культурно-эстетического развития личности младших школьников с учетом возрастных особенностей;
• подбор содержания, методов, средств обучения младших школьников, направленных на интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности;
• сплочение постоянно развивающегося детского коллектива;
• включение обучающихся в разнообразные виды деятельности;
• создание благоприятных условий для коммуникативного общения учеников и развитие их умения видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
• культурно-эстетическое самообразование и самосовершенствование учителя.
Задачи:
1. Проанализировать понятия «культурно-эстетическое воспитание» и «культурно-эстетическое развитие».
2. Рассмотреть основные тенденции, принципы и организационные формы культурно-эстетического развития младших школьников на уроках русского языка.
3. Выявить основные показатели оценки уровня культурно-эстетического развития младших школьников.
4. Выявить организационно-педагогические условия, способствующие более эффективному культурно-эстетическому развитию младшего школьника на уроках русского языка.
5. Проанализировать динамику культурно-эстетического развития младших школьников.
Методологической основой исследования являются работы отечественных ученых Б.Т. Лихачева, Л.А. Каменева, И.Л. Ильинской, Б.М. Неменского, С.Н. Николаевой и др. по проблеме культурно-эстетического развития младших школьников на уроках русского языка.
Теоретическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных педагогов и психологов на проблему культурно-эстетического развития (Б.М Неменский, М. Кагана, Л.П. Печко, Д.Б. Лихачева);
— современные подходы к пониманию проблемы формирования эстетической культуры младшего школьника (Т.С. Комарова, Л.И. Божович, и другие);
— методические разработки современных авторов по проблеме формирования эстетической культуры младшего школьника (Т.Н.Волкова, О.С.Богданова, О.А. Соломенникова).
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической литературы;
— наблюдение;
— беседа;
— анкетирование;
— анализ продуктов деятельности учащихся;
— математические и статистические методы.
Этапы исследования:
1 этап – подготовительный (октябрь-ноябрь 2016): анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования, выдвижение гипотезы, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования; поиск диагностических методик.
2 этап — основной (декабрь 2016 – октябрь 2018): проведение констатирующего и формирующего эксперимента; разработка комплекса упражнений, направленных на развитие культурно-эстетического развития в обучении русскому языку в начальной школе.
3 этап – заключительный (ноябрь — декабрь 2018): анализ результатов, подведение итогов исследования и составление дальнейшего плана работы по теме исследования.
Экспериментальной базой исследования являлась МБОУ «Средняя школа №12» города Ульяновска.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического инструментария для исследования уровня культурно-эстетического развития младших школьников. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями, руководителями в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Разработанные упражнения, направленные на культурно-эстетическое развитие учащихся, можно использовать в школьной практике и вузовском курсе «Методика обучения русскому языку».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вопросы культурно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста относятся к числу актуальных проблем в педагогической теории и практике, так как каждый этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования или модифицирует прежние ценности, переориентируя человека в его оценках действительности.
Культурно-эстетическое воспитание имеет важное значение в развитии личности, формировании взглядов, убеждений, мировоззрений человека. Ориентация на педагогическую задачу культурно-эстетического развития детей младшего школьного возраста открывает большие возможности для дальнейшего развития личности.
Содержание понятия «культурно-эстетическое развитие» уточнено и определено как организованный процесс развития в ребенке природных сил, помогающих активизировать эстетическое восприятие, чувствование, творческое воображение, эмоциональное переживание, образное мышление, а также приобщение к духовным ценностям.
В ходе проведённого исследования установлено, что проблема культурно-эстетического развития обучающихся на уроках русского языка является особо актуальной в современной педагогической науке и практике, что требует её теоретической и научно-методической разработки. Культурно-эстетическое развитие учащихся на уроках русского языка осуществляется при активизации эмоциональной сферы ребенка и мотивационного потенциала уроков русского языка.
В ходе проведения экспериментального изучения культурно-эстетического развития на уроках русского языка в начальной школе была проведена диагностика уровня культурно-эстетического развития младших школьников, которая показала низкий уровень культурно-эстетического развития школьников контрольной и экспериментальной групп, но при этом младшие школьники экспериментальной группы проявляют больше интереса к искусству, а также проявляют больше доброжелательности по отношению к окружающим, как показателя уровня культурно-эстетического развития, проявляемого в поведении.
В рамках формирующего этапа исследования была разработан комплекс заданий по культурно-эстетическому развитию детей на уроках русского языка в начальной школе с соответствующим тематическим планированием. Разработанный комплекс состоит из игр-упражнений, проводимых на уроках русского языка, в основе которых лежат ТРИЗ-технологии, игровые технологии, проектная деятельность. В содержание урока вошли задания на развитие культурно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, эстетических представлений, логических операций классификации, аналогии, обобщения, синтеза, анализа, сравнения. Также упражнения был направлены на развитие ассоциативных связей, фантазии и творческого воображения, причинно-следственных связей, выделение существенных признаков объекта.
По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика культурно-эстетического развития младших школьников двух групп. Проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования, который показал наличие достоверных различий по всем исследуемым показателям, что подтверждает эффективность разработанных заданий по культурно-эстетическому развитию младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, а гипотеза нашла свое полное подтверждение. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы, как самостоятельно учителями на уроках русского языка в целях культурно-эстетического развития учащихся младших классов, так и в качестве теоретической базы для дальнейших исследований в этой области.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы культурно-эстетического развития младших школьников на уроках русского языка
1.1. Понятие «культурно-эстетическое воспитание» в психолого-педагогической литературе
Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», который переводится как ощущение и чувство. Это слово в качестве названия конкретной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства А.Г. Баумгартеном. Его научный труд «Эстетика» был опубликован в 1750 году. С этого времени эстетикой принято обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетических знаний и практики уходят вглубь человеческой истории. Еще на заре цивилизаций у человека была развита способность видеть и чувствовать красоту окружающих его предметов. Этому явлению свидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического восприятия окружающего мира, художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий быта и труда, наскальных изображений животных.
В широком смысле слова, под воспитанием понимается целенаправленное, специально организованное и управляемое воздействие педагогического коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью развития у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс [7, с. 58].
Культурно-эстетическое воспитание развивает и гармонизирует все духовные способности личности, которые необходимы в разных сферах творчества. Оно тесно связана с нравственно-ценностным потенциалом личности, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто тянется интуитивно к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания [32, с. 26].
Культурно-эстетическое воспитание – самая важная сторона воспитания ребёнка. Оно благоприятствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, отражается на познании нравственной стороны действительности, увеличивает и познавательную активность, даже отражается на физическом развитии [12, c. 57].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы