Магистерский диплом на тему Криминологическое обеспечение национальной цифровой безопасности России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Криминологическое обеспечение цифровой безопасности. 8
1.1. Понятие и особенности криминологического обеспечения цифровой безопасности. 8
1.2. Система криминологического обеспечения цифровой безопасности 18
1.3. Роль органов внутренних дел в обеспечении цифровой безопасности 30
Глава 2. Современное состояние криминологических угроз и рисков национальной цифровой безопасности 42
2.1. Криминологические угрозы цифровой безопасности 42
2.2. Криминологические риски цифровой безопасности 55
Глава 3. Снижение уровня преступных проявлений в сфере цифровой безопасности. 62
3.1. Организация управления криминологического обеспечения национальной цифровой безопасности 62
3.2. Роль международного сотрудничества в обеспечении цифровой безопасности. 69
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Введение:
Актуальность темы исследования. Стремительное развитие цифровой экономики способствовало формированию цифрового пространства, что оказывает значительное влияние на социально-экономическое положение Российской Федерации и ее цифровую безопасность.
Однако, стремительное развитие цифровой экономики не только открывает определенные возможности для развития страны, но и создают ряд вызовов и угроз, которые активизируются с распространением таких технологий в политической, социальной и экономической сферах, актуализируя процессы, связанные с обеспечением цифровой безопасности.
В современных условиях, для которых характерно увеличение количества кибер-атак и кибер-инцидентов, приводящих к финансовым потерям, нарушению функционирования цифровых телекоммуникационных систем, влияющих на состояние национальной безопасности и обороны страны, перед Российской Федерацией встала актуальная задача по формированию государственной политики обеспечения цифровой безопасности, как средства усиления безопасности и надежности информационных систем, адекватной современным вызовам и реалиям, направленной на своевременное выявление, предотвращение и нейтрализацию реальных и потенциальных вмешательств и угроз личным, корпоративным, национальным интересам на основе комплексного подхода и участия всех субъектов.
Формирование государственной политики обеспечения цифровой безопасности является комплексной методической проблемой, которая требует детального рассмотрения с целью разработки подходов, методов, инструментов, которые позволяют реализовать процесс управленческой деятельности в этой сфере для сохранения открытости и безопасности цифрового пространства. По данным МВД, анализ динамики преступлений в сфере цифровых технологий за период 2019 г. зарегистрировано 1 011 572 преступления, что на 1,9% больше, чем за 2018 год (+18 606 в количественном выражении)
Только за 2019 г. в этой сфере было зарегистрировано 294 тыс. преступлений, что на 70% больше, чем в 2018 г. При этом 98, 4 тыс. зарегистрированных преступлений относится к категории тяжких и особо тяжких преступлений. Ущерб от хищений, совершенных с использованием цифровых технологий в 2019 г., по данным МВД РФ, составил более 10 млрд рублей ,
Как правило такими преступлениями являются: распространение вредоносных вирусов, подбор паролей, кража банковских реквизитов, распространение незаконной информации через сеть Интернет, а также вредоносное вмешательство в работу различных систем посредством компьютерных сетей (хакинг, фишинг и пр.). Особенность данной категории преступлений состоит в том что, при их совершении используются цифровые технологии, а следовательно, с точки зрения криминологической характеристики данных преступлений нет наработанной практики их расследования, и методика борьбы с такими преступлениями только разрабатывается.
Сегодня как относительно новая и потому еще только развивающаяся сфера современной государственно-правовой действительности цифровое пространство недостаточно полно и оптимально урегулировано правовыми нормами. Нужды и вызовы современной жизни выдвигают ряд требований к законодателю, направленных на повышение эффективности и устранение юридических неточностей, коллизий и пробелов в сфере защиты информации. И как следствие, незаконное и (или) случайное распространение информации, носящей строго конфиденциальный характер, вызванное неправомерными действиями сотрудников организаций, учреждений и предприятий проводит к неточному исполнению должностных профессиональных обязанностей и полномочий, подрывает авторитет власти.
Степень научной разработанности темы исследования. В доктрине уголовного права и криминологии в вопросе исследования проблем обеспечения национальной цифровой безопасности стоит обратить внимание на работы: : М.М. Бабаев, А.Г. Горшенков, Ю.В. Гаврилина А.К. Жарова, С. В. Иванцов, А.С. Изолитова А.Л. Лапин, С.Я. Лебедевым, А.И. Муравых, В.С. Овчинский, К.А. Осипиенко, Т.В. Пинкевич, В.А. Плешаков, Е.А. Русскевича, А.Ю. Семячков, К.В. Сомик, О.Ю. Стороженко, Б.А. Спасенков, Э.Л. Сидоренко, А.П. Суходолов, и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере криминологического обеспечения национальной цифровой безопасности, которые возникают и реализуются в процессе защиты личности, общества и государства в обеспечения безопасности от угроз криминального характера.
Предметом исследования являются закономерности формирования и развития теории криминологической безопасности национальной цифровой безопасности и ее практической реализации в правоохранительной практике, закономерности формирования и развития предупредительной деятельности органов внутренних дел и ее соответствия теории криминологической безопасности.
Цель исследования заключается в исследовании проблем криминологического обеспечения цифровой безопасности и разработке рекомендаций по повышению уровня национальной цифровой безопасности
Для достижения данных целей работы решены следующие задачи:
— опредено понятие и особенности криминологического обеспечения, раскрыты особенности национальной цифровой безопасности
— рассмотрена система криминологического обеспечения цифровой безопасности.
— выявлена роль органов внутренних дел в обеспечении цифровой безопасности.
— охарактеризованы криминологические угрозы цифровой безопасности.
— изучены криминологические риски цифровой безопасности.
— исследованы вопросы организации управления криминологического обеспечения национальной цифровой безопасности.
— проанализирована роль международного сотрудничества в обеспечении цифровой безопасности.
Теоретической основой исследования выступили работы российских ученых: М.М. Бабаева, А.Г. Горшенкова, А.И. Долговой, В,Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, С. В. Иванцова, А.С. Изолитова А.Л. Лапина, С.Я. Лебедева, А.И. Муравых, В.С. Овчинского, Т.В. Пинкевич, В.А. Плешакова, А.Ю. Семячкова, К.В. Сомик, Б.А. Спасенкова, Э.Л. Сидоренко, А.П. Суходолова, и др.
Нормативная основа исследования включает международные нормативные правовые акты, Конституцию РФ, федеральные законы, в их числе «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ, «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ, «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 №187-ФЗ, уголовное, и административное законодательство России и нормативные акты МВД России.
Эмпирическую базу исследования составят правотворческая и правоприменительная деятельность, официальные статистические данные, МВД РФ и Генеральной прокуратуры опубликованная судебная практика высшей судебной инстанции, районных судов. Достоверность полученных результатов будет подтверждаться доктринальными источниками: монографиями, лекциями, научными статьями, учебными, учебно-методическими и практическими пособиями, тезисами, докладами и другими материалами, относящимися к теме исследования.
Заключение:
В работе приведены теоретическое обобщение и новое решение научной задачи, которая заключается в определении сущности и особенностей криминологических основ обеспечения цифровой безопасности Российской Федерации, а также разработке направлений совершенствования законодательства, регулирующего обеспечение национальной цифровой безопасности.
В результате исследования сформулирован ряд новых теоретических и практических положений, основные из них:
1. Аргументированно, что цифровая безопасность как объект правовой охраны представляет собой определенный правовой институт, охрана которого происходит в пределах норм уголовного права и осуществляется отдельными государственными органами на основе императивности и иерархичности.
Приведены следующие особенности криминологического обеспечения цифровой безопасности как объекта правовой охраны:
а) отсутствие четкого определения содержания криминологического обеспечения цифровой безопасности;
б) криминологического обеспечение цифровой безопасности хотя и представляет собой единый юридический институт, однако закрепляется в нормах различных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность соответствующих органов государственной власти;
в) ее обеспечение осуществляется не только в правоотношениях, возникающих в сфере совершения преступлений. Институт имеет более широкий объем применения, предполагает не только прекращение соответствующих нарушений, а также их предупреждения;
г) основные принципы обеспечения цифровой безопасности только недавно нашли свое закрепление;
д) имеет место специальный понятийный аппарат.
Доказано, что в объектный состав криминологического обеспечения входят:
а) правоотношения в сфере развития надлежащей информационной инфраструктуры в государстве;
б) правоотношения в сфере налаживания международных связей с целью обмена опытом в области развития национальной цифровой безопасности;
в) правоотношения по поводу регулирования, координации и контроля деятельности правоохранительных органов и других субъектов обеспечения цифровой безопасности в процессе выполнения возложенных на них обязанностей;
г) правоотношения в сфере внедрения информационных технологий в основных сферах жизнедеятельности общества и налаживание процесса их безопасного использования;
г) правоотношения в сфере развития науки и техники с целью развития предметной основы института цифровой безопасности, есть разработки новейших технологий, способствующих повышению безопасности при работе в киберпространстве;
д) правоотношения в сфере имплементации в законодательство механизмов криминологического обеспечения безопасности с учетом международного опыта в этой области;
е) правоотношения в сфере повышения информационной осведомленности общества при работе с информацией в цифровом пространстве. Выяснено, что объектами защиты является:
а) объекты критической информационной инфраструктуры;
б) информационно-телекоммуникационные системы, в которых осуществляется обработка государственных информационных ресурсов;
в) информационно-телекоммуникационные системы, в которых осуществляется обработка информации, требования по защите которой установлены законом.
Установлено, что правовое регулирование криминологической безопасности — это целенаправленное воздействие норм законодательства на общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения цифровой безопасности, в рамках которого применяются специальные средства и меры с целью недопущения правонарушений в киберпространстве.
Роль административно-правового регулирования в сфере обеспечения цифровой безопасности заключается в том, что именно в соответствии с нормами законодательства осуществляется правовое регулирование деятельности субъектов криминологического обеспечения цифровой безопасности.
Субъекты обеспечения цифровой безопасности можно объединить в две группы: общие и специальные. К общей относятся все органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане и объединения граждан, другие лица, осуществляющие деятельность и / или предоставляют услуги, связанные с национальными информационными ресурсами, информационными электронными услугами, осуществлением электронных сделок, электронными коммуникациями, защитой информации и киберзащиты.
На основании обобщения зарубежного опыта обеспечения цифровой безопасности констатировано, что сегодня мировые тенденции развития информационного общества побуждают все государства мира принять меры по обеспечению национальной цифровой безопасности. Не является исключением и Российская Федерация, которая сейчас находится лишь на первых этапах развития этого института.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Криминологическое обеспечение цифровой безопасности.
1.1. Понятие и особенности криминологического обеспечения цифровой безопасности.
В связи с поставленной в данной работе целью в первую очередь возникает вопрос об этимологии термина «криминологическая безопасность». Поскольку современная криминология — это наука об изучении преступности как массового социального явления и ее закономерностей, причин и условий, личности преступника и мер предупреждения, то в системе криминологического обеспечения цифровой безопасности в сфере развития цифровых технологий и компьютеризированной обработки можно выделить наиболее существенную ее часть с точки зрения государственной безопасности — цифровую безопасность, под которой понимается состояние защищенности жизненно важных прав и интересов человека, общества государства от внутренних и внешних противоправных посягательств и угроз таких посягательств.
Раскрывая понятие и особенности криминологического обеспечения цифровой безопасности необходимо, в первую очередь, обратиться к понятию «безопасноть». При определении термина «безопасность» говорится или о способности (иногда свойствах, качестве) определенной системы противостоять посягательствам, или о состоянии объекта, характеризующееся защищенностью от угроз, или отсутствием самой возможности разрушительного влияния. В свою очередь, доминирует позицией в определении безопасности считается состояние защищенности отдельной личности, социума или государства от любой опасности, которая им грозит .
Безопасность также может рассматриваться и как необходимость. Люди чувствуют потребность в таких условиях существования, когда их жизни, собственности, благополучию не угрожают любые негативные факторы. В отличие от многих других, потребность в безопасности, учитывая постоянное наличие угроз, невозможно полностью удовлетворить, она присутствует всегда и требует постоянного внимания. Поэтому становится понятным, логика, которой руководствовались ученые, предлагая термин «криминологическая безопасность».