Магистерский диплом на тему Коррекция девиантного поведения у младших школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы коррекции девиантного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования 7
1.1.Инклюзивное образование как педагогический феномен 7
1.2. Психолого-педагогические особенности у детей с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3. Девиантное поведение как предмет научного изучения 28
1.4. Коррекция девиантного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья 35
Выводы по главе 1 46
Глава 2. Экспериментальные исследования уровня выраженности у девиантного поведения у детей младших классов с ограниченными возможностями здоровья 48
2.1. Цель, задачи, методики констатирующего эксперимента 48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 50
Выводы по главе 2 56
Глава 3. Экспериментальная работа по коррекции девиантного поведения у детей младших классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования 58
3.1. Цель, задачи, методики констатирующего этапа эксперимента 58
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 67
Выводы по главе 3 75
Заключение 77
Список литературы 80
Приложение 89
Введение:
Проблема нарушений в психическом и физическом развитии стала научным предметом исследования, как среди зарубежных исследователей, так и среди отечественных ученых. Психическое развитие представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в качественных и количественных структурных преобразованиях; появление новых качеств и функций, преобразование уже существующих форм психики. Нарушение психического развития (психический дизонтогенез) обусловлен расстройствами и нарушениями созревания отдельных функций и структур головного мозга.
Множественные вариации нарушений развития создают трудности для их универсальной классификации. В основу традиционных классификаций положен характер нарушения и выделяют следующие категории детей с нарушениями развития: дети с сенсорными нарушениями (слуха и зрения); нарушениями речи; нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с нарушениями интеллектуального развития; с расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); с комплексными нарушениями развития.
Многими педагогами и психологами – Н. В. Бабкиной [4], Е. Р. Баенской [5], Л. И. Божович [10], Л. С. Выготским [13] и др., отмечаются трудности, испытываемые детьми с ограниченными возможностями здоровья, поскольку дети данной категории характеризуются недостаточной сформированностью познавательной и эмоционально-волевой сфер, низкой произвольной регуляцией поведения; пониженной работоспособностью, они не способны усваивать предусмотренный школьной программой материал, имеют несформированную учебную мотивацию, зачастую не понимают смысл пребывания в школе. Доказано, что дети с ограниченными возможностями здоровья не способны усваивать знания, предусмотренные школьной программой вследствие несформированности учебной мотивации, пониженной работоспособности, низкой саморегуляции, отставания вербально-логического мышления, и т.д. Поэтому своевременный учет умственных и психических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья к усвоению возможен в связи с изучением их в качестве субъектов учебной деятельности. Вместе с тем у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, так же, как и у нормально развивающихся детей, нередко отмечаются проявления девиантного поведения. Рост детской агрессия, педагогической запущенности, отсутствие системы ценностей у подрастающего поколения – все эти проблемы остро стоят перед школой.
Коренные изменения, происходящие в современном обществе: политическая, социально-экономическая нестабильность, трансформация морально-ценностных ориентаций, выдвигают множество проблем. Психологические особенности социума, характеризующегося непрерывным увеличением объема информации, благоприятного для возникновения эмоциональной депривации, нарастанием социальной изоляции и отчужденности, способствуют формированию девиантного поведения несовершеннолетних. Современные представления о девиантном поведении позволяют утверждать, что отклоняющееся поведение представляет собой сложную форму поведения личности, обусловленную системой взаимосвязанных факторов. Знания об девиантном поведении систематизированы в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве.
Школьники с ограниченными возможностями здоровья, склонные к девиантному поведению, характеризуются устойчивым негативным отношением к школе, обучению, имеют конфликты с учителями и одноклассниками. Отклонения в личностном развитии, вызванные комплексом причин, требуют общей стратегии воспитательного воздействия, распространяемого на семью, школу и ближайшее окружение ребенка.
Стремление найти пути решения указанного противоречия позволяет нам сформулировать тему исследования: «Коррекция девиантного поведения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
Объект исследования: девиантное поведение младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: коррекция девиантного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: поиск эффективных методов и приемов коррекции девиантного поведения обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. На основании анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть возможности коррекции девиантного поведения обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
2. Подобрать методики для проведения констатирующего эксперимента и диагностировать первоначальных уровень проявлений девиантного поведения у детей младших классов с ограниченными возможностями здоровья.
3. Разработать и реализовать формирующий этап исследования и определить его эффективность на основе интерпретации результатов исследования.
Гипотеза исследования: процесс коррекции девиантного поведения у обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
– учете индивидуально-возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
– комплексном использовании различных приемов и методов психолого-педагогической коррекции девиантного поведения обучающихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, синтез, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинно-следственных связей; эмпирические: тестирование; методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных.
База исследования ___________________
Характеристика выборки испытуемых. Исследование проводилось с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья возрастной категории 10-11 лет общим количественным составом 10 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении и разработке методологической платформы по проблеме исследования. Приведены теоретические аспекты проблемы, уточнены представления о девиантном поведении, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; показана роль коррекции в преодолении и профилактике проблем девиантного поведения среди младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают и дополняют научное знание в рамках исследования проблемы и могут служить основой для решения задач в практике педагогов начального образования при психолого-педагогической помощи школьникам с ограниченными возможностями здоровья со склонностью к девиантному поведению, а также могут быть востребованы психологами, дефектологами, педагогами для разработки коррекционных программ, ориентированных на обучающихся с нарушениями развития.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
Заключение:
Проанализировав теоретические основы изучения проблемы анализа видов и причин возникновения нарушений развития детей, мы пришли к выводу, что знание о происхождения того или иного недостатка или дефекта у ребенка является необходимым условием для разработки коррекционных программ применительно к каждой категории детей с нарушениями развития. Психическое развитие представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в качественных и количественных структурных преобразованиях; появление новых качеств и функций, преобразование уже существующих форм психики. Нарушение психического развития (психический дизонтогенез) обусловлен расстройствами и нарушениями созревания отдельных функций и структур головного мозга. Нарушения психического развития дифференцируются на общее стойкое, задержанное, поврежденное развитие, дефицитарное, искаженное, дисгармоничное развитие.
В настоящее время необходимо создание условий для комплексной социализации детей с нарушениями развития, позволяющих оптимально решить задачи их развития на индивидуальном уровне и способствовать интеграции детей с нарушениями развития в общество, чему в настоящее время содействует инклюзивное образование.
Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов девиантного поведения. Девиантное (отклоняющееся) поведение представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов – условий и психологических причин.
Среди направлений работы по коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста с ОВЗ можно выделить следующие: развитие эмоционально-личностной сферы ребенка и коррекция ее недостатков; гармонизацию аффективной сферы ребенка; профилактику и устранение встречающихся аффективных и негативистских проявлений, других отклонений в поведении; предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера; развитие социальных эмоций и коммуникативных способностей.
В целом коррекционная работа с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья с девиантным поведением направлена на вхождение ребенка в социальную среду и обучение активному взаимодействию в проблемных ситуациях; реконструкцию неблагоприятных психологических новообразований, рассматриваемых в качестве факторов риска; оптимизацию межличностных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; отработку страхов, навязчивости, негативизма, агрессивного поведения; обучение выражению учеником эмоций социально приемлемыми способами; коррекцию дисфункциональных состояний; и т.д.
В рамках проведения эмпирического исследования коррекция отклоняющегося поведения учеников с ограниченными возможностями здоровья была основана на достижении школьниками внутриличностных и поведенческих изменений, формировании навыков эффективного межличностного общения, навыков эмоционально-поведенческой саморегуляции, коррекции агрессивности и негативизма, тревожности. Были организованы занятия, каждое из которых включало проведение бесед, лекций, коммуникативных игр, психотехник на отработку положительных эмоций, отработку эталонов поведения в различных ситуациях, динамической релаксации, медитаций. В итоге у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья с девиантным поведением постепенно формировались положительные установки к общественно принятым нормам поведения, они освобождались от негативных эмоций и агрессии, осознавали собственные чувства, отрабатывали навыки коммуникативной компетентности, учились способам реагирования в стрессовых и проблемных ситуациях, обучались навыкам конструктивного взаимодействия, навыкам саморегуляции.
По результатам исследования, проводившегося с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья группы риска, была выявлена положительная динамика: снизились показатели цинизма, враждебности и агрессивности, выраженные избыточно-дезадаптирующие свойства личности не обнаружены, и большинство показателей в пределах нормы, однако отмечается эмоциональное напряжение в проблемных ситуациях. Ученики, несмотря на особенности психофизического развития и склонность к повышенной утомляемости, а также чередование спадов энергии с проявлениями активности, тем не менее отличаются большей активностью в сфере учебы и взаимоотношений. Менее выраженными стали тактики самоустранения и избегания контактов с окружающими, наблюдается меньшая склонность к изоляции и замкнутости, снизилась конфликтность с одноклассниками. Наблюдаются невыраженные формы неприятия взрослых. Отсутствуют симптомы, отражающие недостаток социальной нормативности; а также проявления негативизма и неприятия моральных норм.
Таким образом, проведенные мероприятия доказали свою эффективность. Становится очевидным подтверждение гипотезы, выдвинутой в начале исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы коррекции девиантного поведения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
1.1. Инклюзивное образование как педагогический феномен
На современном этапе развития общества система образования претерпевает кардинальные трансформации, которые обусловлены социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями. Одновременно происходит реализация идей, основанных на преобразовании целевых установок в сфере образования — от знаниевых к компетентностным. В то же время особую актуальность приобретают вопросы, затрагивающие создание системы образовательных услуг, рассчитанных не всех детей, вне зависимости от их состояния здоровья и социального положения.
В рамках внедрения реформ образования встает необходимость решения вопросов о целесообразности введения так называемого инклюзивного «включенного») обучения, предусматривающего приобретение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования (далее — ОВЗ) в школах совместно с нормально развивающимися сверстниками.
Изучением проблем инклюзивного образования и возможностей его реализации в педагогической практике занимаются такие ученые, как М. Р. Битянова [22], А. А. Наумов [25], В. Р. Соколова [25], А. Н. Седегова [25], Н. Н. Малофеев [33], Н. М. Назарова [37], Н. Н. Малофеев [33], М. М. Семаго [55], Л. М. Шипицына [75], и др. Инклюзия в России выступает в качестве одной из стратегических задач развития образовательной системы, что подчеркивается Конвенцией о правах ребенка [27], Законом РФ «Об образовании» [66], ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» [65] и т.д.
Инклюзивное образование является социально-педагогическим феноменом, ориентированным на выстраивании такого образовательного процесса, при котором ребенку с ограниченными возможностями здоровья предоставляются возможности обучения вместе с нормально развивающимися сверстниками и получение соответствующей педагогической поддержки и коррекционной помощи, основанной на удовлетворении его образовательных потребностей [70].
У детей с ограниченными возможностями здоровья особо остро стоит проблема достижения различных компетенций. И именно инклюзивное образование как социально-педагогический феномен призван содействовать реализации функций по преодолению дикриминации лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствуя созданию условий для их индивидуального развития, личностного становления, формирования основ коммуникативной и образовательной компетентности. В контексте изучения становления инклюзивного образования с социальных и педагогических позиций, С. В. Алехиной [1], Ю. А. Афонькиной [3] указывается, что ведущая идея подобного образования сосредоточена на необходимости включения ребенка с особыми образовательными потребностями в коллектив нормально развивающихся сверстников, с привлечением помощи педагогов и родителей.
Принципы инклюзивного образования отражают ведущие ценности инклюзии как процесса развития «включающего» общества на основании нейтрализации барьеров, которые определяются не ограниченными возможностями здоровья индивида и отсутствием толерантности определенных субъектов образовательных отношений, а существующей на современном этапе организацией практики образования, которая абсолютно не адаптирована к детям с особыми нуждами. На основе равенства всех субъектов образовательного процесса происходит процесс преобразования инклюзивных образовательных практик, содействующих оптимизации социального взаимодействия между всеми участниками [71].
Т. Ю. Четвериковой подчеркивается, что инклюзия представляет собой частный случай интеграции, в связи с чем дефиницию «интеграция (соединение) можно считать гораздо более широким понятием, нежели «инклюзию» (включение) [71, с. 327]. Инклюзию (от англ. inclusion – включение) — можно определить как совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками по идентичным программам, учебникам, с применением одинаковых критериев оценивания знаний.
Среди современных базовых педагогических моделей интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) можно в первую очередь выделить модель Н. Н. Малофеева [33] и Н.Д. Шматко [74] – постоянная, полная, постоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая. Для каждой модели учеными охарактеризованы определенные общие параметры: адаптированность модели для конкретного контингента обучающихся; дозирование времени интеграции; регламентирование совместной деятельности детей; принципы и условия реализации конкретной модели в определенных образовательных учреждениях; правила комплектования классов с детьми с ОВЗ и т.д.
Инклюзивное образование наиболее целесообразно для детей с ограниченными возможностями здоровья, с которыми до этого проводилась коррекционно-педагогическая работа (с момента выявления нарушения развития). Ребенок с нарушениями развития, при обучении с нормально развивающимися сверстниками, по-прежнему нуждается в удовлетворении особых образовательных потребностей и должен оставаться под наблюдением патроната системы специального образования.