Юриспруденция Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Конституционные реформы в странах постсоветсткого пространства: предпосылки, содержание, последствия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы конституционных реформ в странах постсоветсткого пространства 6
1.1 История и концептуальные подходы к определению природы конституции в странах постсоветсткого пространства 6
1.2 Предпосылки конституционных реформ в странах постсоветстского пространства 17
Глава 2. Конституционализм и понятие конституции в условиях реформирования 32
2.1 Содержание и основа современной доктрины конституции в постсоветских странах 32
2.2 Последствия реформирования конституционализма в постсоветских странах 41
Глава 3. Конституционализм и конституционные ценности в постсоветских странах в условиях реформирования 59
3.1 Структура конституционализма и конституционные ценности в постсоветских странах 59
3.2 Конституционные ценности и нормативная природа конституции в условиях реформирования 69
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 83

  

Введение:

 

Актуальность темы. Сложный и противоречивый ход конституционных реформ в постсоветских странах со времени распада СССР, сопровождавшийся рядом конституционных изменений и отсутствием консенсуса в обществе по содержанию и форм как самих изменений, так и текущих целей конституционного развития обнаружил проблему концептуальных основ конституционного строительства в пост советских странах . Окончательно проблема реформирования сформировалась как теоретико-методологическая и практическая проблема совершенствования государственной организации на основе конституционной реформы.
Сегодня этот вопрос приобретает все большее значение в связи с необходимостью учета опыта конституционного развития других стран. В современной науке конституционного права проблематика конституционной реформы возникла как отдельное перспективное и актуальное направление научных исследований.
Особенность этого направления обусловлена его сложным меж институциональным характером, связна с комплексом общественных отношений, возникающих в связи с конституционными реформами, правовое регулирование которых обеспечивается различными институтами конституционного права.
С другой стороны практика конституционных реформ в исследуемых странах все чаще опережает ее теоретические наработки и обуславливает ситуативное формирования соответствующей нормативной базы. Такое положение вещей свидетельствует о необходимости надлежащего уровня теоретических наработок конституционных реформ и создания соответствующих теоретико-методологических основ.
Несмотря на растущее внимание ученых-конституционалистов, проблематика конституционных реформ исследуется преимущественно в плоскости их отдельных фрагментов, а также в контексте содержания официальных инициатив, в то время как понятия, отражающие сущностные свойства соответствующих трансформаций не получили должного внимания исследователей. В то же время надо отметить наличие определенного научного наследия проблематике конституционного процесса, что, однако, не умаляет необходимости исследования особенностей собственно его реформационного аспекта. С точки зрения теоретической основы проблема конституционной реформы непосредственно связана с теориями конституции, общественного договора, учредительной власти и народного суверенитета, разделения властей и в этом плане имеет мощную базу в виде научных трудов мыслителей, общественных деятелей, в частности Брежнев О.В., Деркач Н.Г., Клишас, А.А., Вохмянин Д.В. и др.
Несмотря на немалый научный потенциал ключевые теоретические вопросы конституционных реформ в пост советских странах не достаточно разработанными в отечественной конституционно-правовой науке и представлены преимущественно фрагментарными исследованиями или направлены на отдельные аспекты конституционной реформы. Отсутствие комплексных исследований обусловила нерешенность ряда актуальных вопросов конституционного строительства и неразрывность многих теоретико-методологических проблем развития конституционализма в исследуемых странах. Проведенное исследование направлено на решение указанных теоретических и практических проблем конституционной реформы и охватывает понятийные, институциональные, процедурные и содержательные аспекты реформирования и усовершенствования конституционного законодательства.
Цель исследования заключается в исследовании теории конституционной реформы в постсоветских странах, включая такую важную ее часть, как определение понятия конституционной реформы, комплексное исследование институционального механизма конституционной реформы, выявление проблем обеспечения ее действенности и результативности и разработка предложений по их решению.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость формирования и последовательного решения следующих задач:
— выяснить сущностные характеристики Конституции как объекта реформирования;
— раскрыть сущность и определить содержательные характеристики конституционной реформы как юридической категории, выявить основные идентификационные признаки, присущие конституционной реформе в отдельных постсоветских странах;
— сформировать теоретико-методологические подходы и предложить юридическую технологию исследования конституционных реформ;
— охарактеризовать развитие конституционных реформ в постсоветских странах;
— раскрыть содержание основных функций конституционной реформы в постсоветских странах;

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование позволило сделать теоретические обобщения и предложить новое решение научной проблемы, которое оказывается в обосновании теории конституционной реформы в постсоветских странах, в том числе таких ключевых ее аспектов, как понятие конституционной реформы, ее институционального механизма, а также в выявлении основных проблем обеспечения эффективности конституционных реформ в постсоветских странах и разработке методологических подходов и рекомендаций по их решению.
Важнейшие выводы по результатам исследования заключаются в следующем:
1. Конституция как объект реформирования является многоплановым и многофункциональным феноменом, поэтому основные аспекты ее сущности, особенности характера и средств ее влияния на государство и общество должны прямо проявляться в содержании и порядке ее преобразования (обновление, модификации). При этом, основные сущностные свойства Конституции как Основного Закона, глубинного смысла Конституции как акта учредительной власти народа, как своеобразного общественного договора должны быть определяющими и неизменными условиями, требованиями ее реформирования и легитимации.
Конституционная реформа — это обусловленное потребностями жизнедеятельности общества политико-правовое явление, связанное с изменениями Основного Закона, производится на основе принципиальных, ценностных основ конституционного строя в пределах параметров конституционного процесса, направленных на совершенствование государственной организации общества и подчинены цели его развития.
В социальном плане конституционная реформа в постсоветских странах обусловлена ​​необходимостью решения (снятия) противоречий между потребностями развития общества и возможностями, заданным в рамках Основного Закона. Поэтому сущностный аспект конституционной реформы заключается в изменениях правовых основ государственной организации. Имея правовую основу, которой является Конституция, такие изменения происходят путем целенаправленной деятельности уполномоченных субъектов, реализуется в рамках конституционного процесса. Материальная и процессуальная стороны конституционных изменений характеризуются требованиями верховенства права и законности, системности, демократизма, легитимности.
Функции конституционной реформы в постсоветских странах обусловлены сущностью Конституции как Основного Закона. Конституционная реформа производит воздействие на основные сферы жизнедеятельности государства и общества и их нормативно-правовую основу.
В этом плане следует подчеркнуть значение учредительной и стабилизирующей функции конституционной реформы в отношении государства и общества. Конституционная реформа выполняет стимулирующую функцию по развитию конституционного права, правовой системы и системы юридической науки, а также правовой культуры и правового сознания общества.
Конституционная реформа является средством решения конституционных конфликтов, обеспечения гражданского согласия и консенсуса в обществе. Через конституционную реформу происходит корректировка форм и методов деятельности органов государственной власти, совершенствуется государственный механизм в целом.
Конституционная реформа производит влияние на общество в целом, поскольку в большинстве случаев связана с установлением новых ориентиров внутренней и внешней политики государства, обновлением или формированием новой официальной идеологии.
Поэтому основной функцией конституционной реформы следует считать собственно преобразующую функцию, которая позволяет реализовать потребности развития общества.
Теоретическая конструкция субъекта конституционной реформы позволяет проанализировать полномочия и определить роль каждого участника, которые участвует в соответствующем процессе. Субъектами конституционной реформы следует считать участников правоотношений по поводу внесения изменений в Конституцию или ее просмотра, каждый из которых обладает особой политико-правовой право субъектностью на участие в конституционном процессе.
Народ является основным субъектом определения и изменения конституционного строя, а следовательно и принятия новой Конституции. Народ является обязательным субъектом одобрения (внесения) изменений в Конституцию, связанных с ключевыми вопросами формы государства и взаимоотношений человека, общества и государства.
Для обеспечения действенности указанной роли народа необходимо совершенствование законодательного регулирования основных форм реализации его учредительной власти. Реализация конституционной правосубъектности народа лучше может быть обеспечена сочетанием различных форм учредительной власти. Синтезированной формой осуществления учредительной власти народа следует считать конституанту (учредительное собрание). Учредительное собрание как организационная форма реализации учредительной власти народа следует считать создают наиболее благоприятные условия для развития конституционного процесса, реализации конституционной реформы в целом.
Текущий период конституционной реформы в большинстве постсоветских стран характеризуется активизацией деятельности различных общественных организаций относительно инициирования конституционных законопроектов, осуществление общественной экспертизы конституционных инициатив, общественного контроля за деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц.
Поэтому совершенствование конституционных основ взаимодействия государства и гражданского общества, форм и методов их сотрудничества в процессе конституционного правотворчества станет шагом на пути утверждения их паритетного партнерства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы конституционных реформ в странах постсоветсткого пространства
1.1 История и концептуальные подходы к определению природы конституции в странах постсоветсткого пространства
Конституционный процесс в каждой стране происходит с определенными особенностями, обусловленными историческими, социально-экономическими, политическими и геополитическими факторами. По отдельным из них эти страны можно сгруппировать, выяснив сущность, содержание и специфику этого процесса, отличительные черты. По определению понятия и содержания «конституционный процесс» в научной литературе существуют различные подходы.
В частности, под конституционным процессом понимают элемент мирового исторического развития (процесса развития «цивилизованных» государств) процесс конституционной эволюции в отдельной стране, в том числе:
— с точки зрения социальных (политических) предпосылок, условий и тенденций конституционного развития;
— процесс трансформации в государственно-правовой структуре общества идей общественного сознания (гражданского общества и правового государства) процесс воплощения в правовую действительность положений политико-правовой теории конституционализма;
— форму существования конституционного законодательства, деятельности высших органов государственной власти;
— процесс развития и совершенствования всех конституционно-правовых институтов в конкретном обществе;
— деятельность конституционных судов и квазисудебных органов.
Конституционным процессом называют также институт конституционного права, которым определяется порядок разработки, принятия и изменения конституции. Как отмечают Гилев А.В., Семенов А.В., Шевцова И.К. «институциональные изменения на местном уровне во многом зависят от конкретных характеристик отдельных регионов и их политических режимов»1.
Понимают конституционный процесс и в смысле конституционно-судебного процесса, то есть как совокупность последовательных стадий конституционного производства в процессе осуществления конституционного судопроизводства.
Конституционный процесс рассматривается в политологическом аспекте — как поиск и достижение национального согласия в вопросе об основах общественного и государственного устройства. Существует мнение, что конституционный процесс следует считать «универсальным» правовым понятием, которое отражает динамику развития конституционных отношений в различных сферах правоприменения, в том числе и в отраслевой (конституционно-правовой) охранной сфере 2.
Некоторые ученые рассматривают конституционный процесс как разновидность политического процесса, который вообще осуществляется в государстве, и как уникальную социальную систему.
Анализ указанных подходов позволяет выделить два. Представители узкого толкования сущности и содержания конституционного процесса, считают, что это система правовых норм и процедур, регулирующих порядок подготовки, разработки, принятия и вступления в силу конституции (основного закона), изменение, просмотр и приостановке действия конституции, а также обеспечение эффективного функционирования основных конституционных институтов.
В отличие от этого бытует мнение, что конституционное развитие или конституционный процесс — это процесс реализации норм Конституции, конституционных и других законов, регламентирующих процедуры различных институтов конституционного права (права и свободы граждан, форма государства, государственная власть, местное самоуправление и др.) субъектами конституционного права.
По нашему мнению, в условиях возрастания роли процессуальных норм в регулировании важнейших — конституционных отношений есть основания утверждать об объективности второго подхода и возможность выделения новой отрасли права — конституционно-процессуального.
Назначение процессуальных норм заключается в обеспечении эффективной реализации норм материального права, введение их в действие. Составляющими конституционного процесса является правотворческий, законодательный, парламентский, судебный, избирательный и др.
Именно содержание конституционного процесса является одним из основных критериев эффективности реализации конституции, ее стабильности и влияния на регулирование общественных отношений. Поэтому стабильность конституционного процесса является одним из факторов эффективного развития или выхода из кризиса любого демократического государства.
Общеизвестным является тот факт, что принятие новых конституций происходит в ходе общественно-экономических и политических преобразований, иногда революционного характера. Так происходит, когда сначала принимается новая конституция, а затем победившая политическая сила, начинает перестраивать общество. В частности, так было во Франции: в ходе революций и между ними было принято 11 конституций. И наоборот: если новые политические силы получают власть и начинают выстраивать новые государственные механизмы и как результат принимается новая конституция — она является стабильным нормативно-правовым актом, который действует в течение длительного времени с незначительными изменениями (Конституция США 1878). Формирование той или иной конституционной модели в ходе проведения конституционной реформы предусматривает учет ряда факторов, среди которых: ментальность общества, уровень развития правовой культуры и правового сознания, правовые традиции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы