Стилистика Магистерский диплом Иностранные языки

Магистерский диплом на тему Концепты good evil в повестях К.Льюиса Хроники Нарнии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТЫ GOOD И EVIL В АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА 7
1.1 Теоретические предпосылки изучения концепта в когнитивной лингвистике 7
1.2 Национальные концептосферы в когнитивной лингвистике 12
1.3 Базовые характеристики концептов good и evil 23
1.4 Лингвокультурные концепты good и evil в художественном дискурсе 31
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВАЦИЯ КОНЦЕПТОВ GOOD И EVIL В ПОВЕСТЯХ К. ЛЬЮИСА «ХРОНИКИ НАРНИИ» 38
2.1 Лексикографический анализ и синонимические ряды, реализующие концепты GOOD и EVIL 38
2.2 Эмоционально-оценочные репрезентации концептов GOOD и EVIL 44
2.3 Образные репрезентации концептов GOOD и EVIL 57
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

  

Введение:

 

Настоящее исследование посвящено изучению функционирования концептов good и evil в творчестве К.С. Льюиса, в произведениях цикла «Хроники Нарнии».
Актуальность темы настоящего исследования обуславливается тем, что анализ и описание концептов, как основных составляющих компонентов языковой картины мира, вызывает повышенный интерес у лингвистов-когнитивистов. Ю.Д. Апресян полагает, что «это связано с тем, что ведущей задачей лингвистики является реконструкция языковой картины мира, которая должна реализовываться в двух направлениях: описание концептов и воссоздание фрагментов языковой картины мира» [Апресян 1995: 78]. Более того, актуальность исследования характеризуется и тем, что концепты good и evil представляют собой базовые этические концепты, формирующие в сознании человека полярность и бинарность мира, поскольку они являются категориями, характеризующими всю полному объектов и явлений реального окружающего мира.
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что сопоставительного анализа антонимичных друг другу концептов good и evil на базе творчества отдельного автора не проводилось, несмотря на достаточно широкую разработанность данной темы в таких областях научного знания как этика, философия и лингвистика. Кроме того, в настоящем исследовании описываются как эмоциональные, так и образные репрезентации изучаемых концептов, представленные в жанре фэнтези, то есть, совершена попытка найти и зафиксировать отражение добра и зла в мифологизированном сознании.
Объектом настоящего исследования выступают эмоционально-оценочные и образные репрезентации концептов good и evil.
Предметом настоящего исследования являются тексты повестей Клайва Льюиса из цикла «Хроники Нарнии» (“Cronicles of Narnia”)
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы описать функционирование концептов good и evil в произведениях К. Льюиса.
Поставленная цель подразумевает выполнение следующих задач:
1. Охарактеризовать особенности понятий концептосфера и концепт в когнитивной лингвистике;
2. Проанализировать природу и свойства концепта;
3. Обозначить ключевые характеристики концептов good и evil;
4. Рассмотреть особенности репрезентации концептов good и evil в художественном дискурсе;
5. Выявить лексико-синонимические ряды, составляющие концепты good и evil;
6. Провести анализ эмоционально-оценочных и образных репрезентаций концептов good и evil на материале художественных текстов К. Льюиса «Хроники Нарнии».
Материалом исследования послужили четыре первые повести К.С. Льюиса из цикла «Хроники Нарнии», из текстов которых путем сплошной выборки было выделено 403 микроконтекста употребления исследуемых концептов. Выбор материала исследования обуславливается следующими причинами:
1. ключевой конфликт произведения — борьба добра со злом, что значительно расширяет объем эмпирического материала и предоставляет возможности для широкой реализации анализируемых концептов;
2. широкая популярность рассматриваемого художественного произведения говорит о созвучности идей и представлений автора о добре и зле убеждениям большинства, что свидетельствует о практической пользе полученных в ходе исследования материалов.
Теоретической базой настоящего исследования послужили работы следующих ученых: Ю.Д. Апресян, А.П. Бабушкин, Н.Н. Бочагова, С.Г. Воркачев, В.З. Демьянков, В.И. Карасик, В.А. Маслова, Т.В. Печагина, Ю.Е. Прохоров и др.
В данной исследовательской работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение культурных данных, методы концептуального и семантического анализа, метод анализа словарных дефиниций, сопоставительный анализ языковых репрезентаций концепта, контекстуальный анализ языковых средств, вербализирующих концепт.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что оно расширяет представления об исследуемых концептах как о базовых концептах как мировой, так и англоязычной культуры на основании художественного текста жанра фэнтези.
Практическая ценность настоящего исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть применены в рамках чтения курса лексикологии и стилистики английского языка, а также в дидактических целях в качестве материала для лекций и практических занятий по теории и практике перевода, при разработке вспомогательных методических пособий и т.д.
Структура настоящего исследования обуславливается поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и списка источников.
Во введении указываются цель и задачи исследования, обосновывается актуальность выбора темы, формулируются объект и предмет исследования, рассматриваются теоретическая, практическая значимость исследования и его научная новизна, а также описываются методы и материал исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основными концептами англоязычной лингвокультуры, ключевыми понятиями морали, отражающими главные человеческие ценности и нормы, принятые в социуме, являются лингвокультурные концепты good и evil.
Понятийная составляющая концептов good и evil подразделяется на 3 основные тематические группы: человек внутренний и внешний, светские представления о добре и зле, религиозные представления о добре и зле.
Образная составляющая концептов good и evil представляет собой сложную систему образов, имеющих тесную взаимосвязь. Они воплощаются в системе языка посредством различных концептуальных метафор, которые представляются при помощи метафорических моделей, содержащих характеристики, присущие соответствующим тематическим группам. Для проанализированных концептов в равной степени характерны следующие виды концептуальных метафор: антропоморфная, мифологическая, световая, пространственная, предметная, растительная, зооморфная, химическая, природная, деятельностная, иерархическая, соматическая и цветовая. Примечательно, что наиболее распространенной остается антропоморфная метафора, представленная моделью «добрый и злой человек».
Важно отметить, что оппозиция «хорошо – плохо» представляет собой основу для обозначения эмоционально-оценочных свойств лингвокультурных концептов good и evil, поскольку общечеловеческие ценности определяются именно по этой шкале. В зависимости от изменения ценностных приоритетов соответствующей эпохи можно наблюдать изменчивость оценки в художественном дискурсе сквозь призму авторского видения.
На основании анализа словарей были выявлены лексико-семантические варианты, представляющие собой основу концептов good и evil. Стоит отметить, что количество ЛСВ, которые составляют концепт good, значительно выше количества ЛСВ, которые составляют концепт evil. Также на основании сформированных синонимических полей, относящихся к обоим рассматриваемым концептам, были выявлены основные лексические единицы, служащие цели репрезентации проанализированных концептов в системе английского языка.
В рамках практической части исследования было проанализировано 403 микроконтекста употребления концептов good и evil. На основании практического анализа эмоционально-оценочной репрезентации указанных концептов был получен вывод о том, что оба концепта преимущественно выражаются при помощи прилагательных. Все выявленные лексические единицы, которые служат для выражения концепта good, характеризуются позитивной коннотацией, в то время как продуктивные инструменты репрезентации концепта evil отличаются своей негативной коннотацией.
На основании практического анализа образной репрезентации концептов good и evil мы пришли к выводу, что оба концепта отличаются высокой степенью образности, которая обуславливается тем фактом, что источником послужил художественный текст жанра «фэнтези», сама природа которого предполагает активное применение образной яркой лексики. Стоит отметить, что образная составляющая проанализированных концептов представляет собой яркое воплощение образов добра и зла, жизни и смерти, весны и зимы. И именно этой цели, по сути, и подчинены образные репрезентации концептов good и evil в проанализированном художественном источнике.
Таким образом, репрезентация концептов good и evil в тексте повестей цикла «Хроники Нарнии» отличается своей встроенностью в общий культурный контекст английской лингвокультуры. Оба рассмотренных концепта отражают привычное для культуры противостояние добра и зла, жизни и смерти.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. КОНЦЕПТЫ GOOD И EVIL В АНГЛИЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

1.1 Теоретические предпосылки изучения концепта в когнитивной лингвистике

Современная лингвистика все чаще стремится дать ответы на сложнейшие вопросы об устройстве человеческого сознания и выявить специфику когнитивных механизмов посредством учета данных нелингвистических дисциплин по смежной проблематике [Воркачев 2015]. «В таком случае наука о языке опирается на приоритетный постулат о главенствующей роли человека в процессе познания, или об антропоцентрическом характере когниции. С учетом подобной установки во главу угла современных лингвистических исканий помещается вопрос о необходимом учете «человеческого фактора» в процессе отражения, передачи, хранения и переработки знаний в языке» [Куприева 2012: 69]. При этом как языковые, так и неязыковые доступные виды знания могут быть ранжированы по степени приоритетности с точки зрения отражения в языке, они одинаково доминантны и важны, преимущественно в случае междисциплинарных, интегральных лингвистических исследований, одним из которых является когнитивная лингвистика.
Когнитивная лингвистика как наука занимается вопросами категории знания в разнообразных ракурсах — это не просто исследование знания, а исследование процессов и средств его приобретения, классификации, хранения и последующей мобилизации [Маслова 2000: 72]. Для обеспечения подобных процессов в мышлении человека существуют ментальные идеальные структуры, содержащие в себе весь необходимый реальный и гипотетический опыт индивидуума — концепты, фреймы, скрипты и концептосферы, как наиболее крупные, обобщенные и основополагающие для национально-культурного пространства явления [Воркачев 2015].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы