Гражданское право и процесс и международное частное право Магистерский диплом Юриспруденция

Магистерский диплом на тему Компетенция арбитражных судов Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика компетенции арбитражных судов 8
1.1. Понятие и задачи арбитражных судов 8
1.2. Дела, рассматриваемые арбитражными судами 20
Глава 2. Особенности компетенции арбитражных судов в отношении отдельных категорий дел 33
2.1. Компетенция арбитражных судов по установлению фактов, имеющих юридическое значение 33
2.2. Компетенция арбитражных судов по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве) 44
2.3. Компетенция арбитражных судов по корпоративным спорам 54
2.4. Компетенция арбитражных судов по рассмотрению дел в упрощенных процедурах 64
Заключение 80
Библиографический список 83

  

Введение:

 

Актуальность темы. Арбитражные суды — это особый вид судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и других дел, связанных с их юрисдикцией. Арбитражные суды имеют свое подчинение, порядок судебного разбирательства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Долгое время арбитражные суды считались специализированными в системе гражданской юрисдикции.
После реформы арбитражного процесса, принятия в 2002 году нового процессуального закона и значительного расширения юрисдикции вполне можно сказать, что арбитражные суды являются судами общей компетенции в экономических спорах. Кроме того, процессуальный порядок рассмотрения дел, подведомственных третейским судам, стал более сложным и дифференцированным.
Таким образом, арбитражные суды являются органами судебной власти в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, рассматривая дела, подведомственные им в гражданском и административном судопроизводстве, установленном Конституцией России, АПК РФ 2002г. и другими федеральными законами,
Являясь одним из компонентов судебной деятельности, процессуальная деятельность арбитражного суда как одного из участников судебного процесса решает не только задачи, стоящие перед арбитражными судами в целом, но и его конкретные задачи, путем решения которых достигается главная цель судебной деятельности, а именно защита нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов.
Задачи, стоящие перед арбитражными судами, полностью подчеркивают особенности этого вида правовой деятельности и ее целевую ориентацию.
Процессуальная деятельность арбитражного суда характеризуется тем фактом, что не только целенаправленная и сознательная деятельность может служить достижению определенных юридических результатов посредством применения процессуальных знаний. Кроме того, этот вид правовой деятельности полностью регулируется правилами арбитражного процессуального права. Достигнутые результаты этой деятельности формализуются официальными документами — судебными актами, и через процессуальные действия осуществляет полномочия арбитражный суд как орган государственной власти.
Актуальность выбранной темы обуславливается также осуществляемым реформами судебной системы и процессуального законодательства. Так, с 6 августа 2014 г. Верховный Суд РФ является единственным высшим судебным органом РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам. Предложение об упразднении ВАС РФ было высказано Президентом РФ В.В. Путиным 21 июня 2013 года в ходе выступления в рамках Петербургского международного экономического форума. 5 февраля 2014 г. были приняты основные акты, которые установили порядок упразднения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с передачей его полномочий Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. Нельзя не упомянуть также реформу 2018 года, изменяющую как элементы судебной системы судов общей юрисдикции, так и вносящую изменения в процессуальное законодательство. ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ вступит в силу с того момента, когда начнут работать новые апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Дату начала их работы установит Пленум Верховного суда. Согласно закону № 451-ФЗ, это должно произойти не позднее 1 октября 2019 г. Закон № 451-ФЗ исключил термин «подведомственность» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Как и в зарубежных ГПК, например, в ГПК Франции, был введен термин — «компетенция».
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере отправления правосудия арбитражными судами в Российской Федерации.
Предмет работы – действующее законодательства, обделяющее компетенцию арбитражных судов и особенности арбитражного судопроизводства, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать особенности правового регулирования компетенции арбитражных судов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и задачи арбитражных судов.
2. Исследовать категории дел, рассматриваемых арбитражными судами.
3. Проанализировать особенности компетенции арбитражных судов в отношении отдельных категорий дел:
— по установлению фактов, имеющих юридическое значение;
— по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве);
— по корпоративным спорам;
— по рассмотрению дел в упрощенных процедурах.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Нормативно-правовую основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты.
Эмпирическую основу работы составили правовые позиции Пленума ВАС РФ, Пленума Верховного Суда РФ, судебная арбитражная практика (Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2017 № 302-ЭС16-19324 по делу № А33-3181/2016, Определение Верховного Суда РФ от 13.04.2017 № 305-ЭС17-1796 по делу № А40-617/2015, Определение Верховного Суда РФ от 16.07.2018 № 307-ЭС18-8981 по делу № А56-7449/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.10.2018 № Ф05-9141/2018 по делу № А40-158290/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2017 № Ф09-12226/16 по делу № А07-20371/2016 и др.).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Приходим к выводу о том, что в широком значении компетенция арбитражных судов – совокупность предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами полномочий арбитражных судов по рассмотрению подведомственных и подсудных им дел и других полномочий арбитражных судов. В узком значении компетенция арбитражных судов есть отражение процессуальной правоспособности арбитражного суда, определяющее соотношение полномочий конкретного арбитражного суда и других юрисдикционных органов по рассмотрению и разрешению юридических конфликтов и иных дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также урегулирование экономических споров в досудебном порядке.
2. В целях уточнения компетенции арбитражных судов предлагается Пленуму Верховного Суда РФ разъяснить, что при применении ч. 2 ст. 27 АПК РФ под экономическим спором (характером дела) следует понимать спор, возникающий в сфере общественного производства и реализации товаров, работ и услуг (активная экономическая деятельность). При этом споры (дела), возникающие из правоотношений в сфере личного потребления (пассивная экономическая деятельность), несмотря на свою экономическую природу, не признаются экономическими.
3. Следует признать необходимым распространить содержащиеся в ч. 4 ст. 228 АПК РФ последствия несоблюдения порядка раскрытия доказательств и на случаи проявления недобросовестного поведения сторон при рассмотрении дел в общем порядке, что в полной мере будет способствовать реализации принципа состязательности и стимулировать стороны добросовестно пользоваться процессуальными правами и надлежащим образом исполнять процессуальные обязанности.
4. Следует исключить из части 2 статьи 66 АПК РФ формулировку «арбитражный суд вправе предложить…», заменив ее на более точную «арбитражный суд вправе обязать лиц, участвующих в деле, представить дополнительные доказательства…».
5. Представляется необходимым дополнить ч. 2 ст. 229 АПК РФ нормой, аналогичной ч. 2 ст. 232.4 в следующей редакции: «Арбитражный суд составляет мотивированное решение в случае подачи лицами, участвующими в деле, их представителями апелляционных жалобы, представления по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства». Данная норма будет призвана обеспечить качество правосудия и эффективность судебной защиты и будет отвечать поставленным перед арбитражным судом задачам (ст. 2 АПК РФ).
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, арбитражные суды в РФ обладают особым статусом, поскольку, с одной стороны, являются органом государственной власти, с другой — регулятором общественных отношений между различными категориями субъектов. На особенности правового положения арбитражных судов указывают и источники нормативного регулирования их деятельности. Так, правовой статус арбитражных судов устанавливается федеральным конституционным законом, который имеет приоритет над действующим федеральным законодательством.
Обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым беспристрастным судом является нормативно закрепленным средством для достижения названных конечных целей деятельности арбитражных судов, то есть задачами судопроизводства.
Представляется целесообразным внести соответствующие изменения, в действующие законодательные акты, определив в них цели деятельности арбитражных судов и задачи, посредством решения которых достигается поставленная конечная цель.
Арбитражные суды рассматривают следующие основные категории дел:
1. Экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских правоотношений.
2. Экономические споры и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
3. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
4. Дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
5. Дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Компетенция является установленной законом совокупностью правомочий соответственных органов государства регулировать правовые споры и дела о правовых нарушениях, давать оценку действиям лица или другого правового субъекта с точки зрения их неправомерности либо правомерности, осуществлять применение юридических санкций к правонарушителям.
Арбитражная компетенция определена по разным признакам:
— характер и вид разрешаемых дел;
— их территориальная принадлежность;
— участвующие в деле субъекты;
— подведомственная территория конкретного властного органа;
— отправление правосудия, а также другая деятельность органов государства по рассмотрению споров, дел о правовых нарушениях и применению санкций.
В порядке арбитражного судопроизводства разрешаются споры между хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), а также ряд других дел, отдельно предусмотренных в законе, например, банкротство физических и юридических лиц или рассмотрение жалоб хозяйствующих субъектов на действия или бездействия государственных органов и органов муниципальной власти.
Законодатель принимает меры к формированию у суда и лиц, участвующих в отправлении правосудия, целостного, единообразного представления о порядке совершения процессуальных действий, связанных с рассмотрением заявленных требований по существу, а также пересмотром принятых решений по новым, вновь открывшимся обстоятельствам или в проверочных судебных инстанциях.
Применяемые в действующем процессуальном законодательстве критерии определения подведомственности, требуют уточнения. В частности, назрела необходимость выработки универсального критерия разграничения дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Предлагается разграничить споры исключительно по предметному критерию, исходя из характера правоотношений. При этом, если соответствующая норма регулирует как отношения в области предпринимательской и иной экономической деятельности, так и отношения с участием физических лиц за рамками данной сферы, то оспаривание этой нормы в арбитражном суде возможно при условии, если заявителем (в том числе физическим лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя) обосновывается нарушение его прав и законных интересов в области предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, обоснованность нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, должна являться вспомогательным критерием отнесения дел к компетенции арбитражных судов.
В целях совершенствования действующего законодательства предлагаются следующие меры:
— следует исключить из части 2 статьи 66 АПК РФ формулировку «арбитражный суд вправе предложить…», заменив ее на более точную «арбитражный суд вправе обязать лиц, участвующих в деле, представить дополнительные доказательства…».
— представляется необходимым дополнить ч. 2 ст. 229 АПК РФ нормой, аналогичной ч. 2 ст. 232.4 в следующей редакции: «Арбитражный суд составляет мотивированное решение в случае подачи лицами, участвующими в деле, их представителями апелляционных жалобы, представления по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства». Данная норма будет призвана обеспечить качество правосудия и эффективность судебной защиты и будет отвечать поставленным перед арбитражным судом задачам (ст. 2 АПК РФ).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общая характеристика компетенции арбитражных судов

1.1. Понятие и задачи арбитражных судов

Арбитражный суд на территории Российской Федерации – это определенный и постоянно действующий государственный орган, имеющий официальный статус. Важно понимать, что именно арбитражный суд Российской Федерации способен осуществлять процесс правосудия в системе предпринимательской и прочей экономической деятельности.
Арбитражный суд в России – это определенный орган судебной власти, который занимается процессом рассмотрения хозяйственных споров в сфере осуществления гражданами и организациями предпринимательской и иной экономической деятельности.
В структуру арбитражных судов входят суды четырех уровней. Полномочия суда каждого уровня зависят от задач, стоящих перед судом и выполняемых им функций.
До 2014 года в нашей стране существовал Высший Арбитражный Суд. Он был главным государственным органом при разрешении споров в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности. По реформе 2014 г. арбитражные суды вошли в состав судов общей юрисдикции.
02 апреля 2014 года ВАС РФ был упразднен. Вопросы, входившие в его компетенцию и подведомственность были переданы под юрисдикцию Верховного Суда РФ (ВС РФ). В связи с этим устанавливался переходный период длительностью шесть месяцев.
Полномочия ВС РФ:
— рассматривать в надзорном порядке решения Арбитражных судов РФ пересмотр эти решений их по вновь открывшимся обстоятельствам обращения в Конституционной суд с целью проведения проверки соответствия закона конституции,
— изучение и обобщение практики,
— дача разъяснений по проблемам судебной практики,
— и другие полномочия .
Арбитражный суд округа (кассационный суд). В компетенцию данного суда входит проверка законности вступивших в силу судебных решений арбитражных судов субъектов и арбитражных апелляционных судов. В России существуют следующие окружные арбитражные суды:
— по Волго-Вятскому округу (г. Нижний Новгород);
— по Восточно-Сибирскому округу (г. Иркутск);
— по Дальневосточному округу (г. Хабаровск);
— по Западно-Сибирскому округу (г. Тюмень);
— по Московскому округу (г. Москва);
— по Поволжскому округу (г. Казань);
— по Северо-Западному округу (г. С-Петербург);
— по Северо-Кавказскому округу (г. Краснодар);
— по Уральскому округу (г. Екатеринбург);
— по Центральному округу (г. Калуга).
Арбитражные суды апелляционной инстанции. Занимаются проверкой законности и обоснованности решений, вынесенных арбитражными судами по первой инстанции. В Российской Федерации существует двадцать апелляционных судов, в каждом округе располагаются две инстанции по апелляции. Суды данного уровня полномочны проверять как законность, так и обоснованность вынесенного решения. Другими словами, к их полномочиям относится право рассмотреть дело вновь по существу или же вернуть на новое рассмотрение в нижестоящий суд.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы