Магистерский диплом на тему Коммуникативные особенности виртуального общения как фактор формирования личностной идентичности (на примере юношеском возрасте)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Проблема виртуального общения как фактор формирования личностной идентичности в психологической науке 11
1.1. Психологические подходы к определению виртуального общения 11
1.2. Методологические основы изучения личности в среде Интернет 15
1.3. Психологические особенности формирования личностной идентичности 23
Выводы 32
Глава II. Психологический анализ проблемы виртуального общения в юношеском возрасте 33
2.1. Сущность виртуального взаимодействия. Виртуальная реальность как психологическая категория 33
2.2. Виртуальное общение в подростковом возрасте как психологическая проблема 39
2.3. Влияние виртуального общения в социальных сетях на развитие личности 43
Выводы 48
Глава III. Эмпирическое изучение коммуникативной особенности виртуального общения как фактора формирования личностной идентичности в юношеском возрасте 50
3.1. Методика диагностики направленность личности 50
3.2. Коммуникативные особенности виртуального общения 58
3.3. Социальные сети как ведущий вид виртуального общения 62
3.4. Согласованность или рассогласованность структурной организации личностной идентичности 73
3.5. Эмпирическое изучение специфических черт взаимосвязи виртуального общения и самосознания в юношеском возрасте 86
Выводы 91
Заключение 92
Список литературы 96
Введение:
Стремительное развитие общества конца ХХ — начала XXI веков прежде всего определенный общим вектором становления постиндустриального общества, отражает беспрецедентность информационно-технических достижений человечества, радикальность социокультурных инноваций во всех основных сферах жизнедеятельности человечества. Активные трансформации отечественного социума охватили самые разнообразные сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в ракурсе осуществления коммуникативной деятельности. Переосмысление структуры коммуникативного процесса в соответствии с техническими особенностями организации виртуального коммуникативного пространства детерминирует закономерные изменения психологического профиля субъектов компьютерно-опосредованного общения. Применение Интернет-технологий стало неотъемлемой составляющей деятельности и общения личности во многих измерениях ее самореализации от профессионально-функциональных к интимно-личностным. Бесспорно, среди неотложной проблематики современной психологии выделяется крайне важное исследовательский круг — изучение психологических особенностей использования Интернет-технологий. В изложенном контексте особое значение приобретает разветвленное теоретико-эмпирическое исследование психологических особенностей коммуникативной деятельности личности в виртуальном пространстве Интернет-технологий.
Проблема приобретает отдельный научный статус и исследовательскую значимость еще и потому, что мировая паутина берет на себя все функциональные параметры огромной компендии человеческих знаний, овладение которыми привлекает каждого, приводя иногда даже к Интернет-зависимости. Погружение в открытые информационные беспределы может привести к угнетению экзистенциальных потенциалов личности, повлиять на поведение, проявиться в излишней адиктивности, манипулируемости и других амортизационных психососотояниях. Человек, включенный в деятельность по использованию Интернет-технологий, субъективно переживает, оценивает и осмысливает действительность и отношения с другими людьми очень своеобразно. В плоскости указанной проблемы привлечение личности к использованию коммуникационных ресурсов Интернет пространства требуют научной оценки, в частности — анализа психологических последствий использования информационных технологий (А.Н.Арестова, Е.П.Белинская, А.Е.Войскунский, Г.С.Чуйкова и другие).
Современный нам Интернет и система коммуникаций — сравнительно новые сферы деятельности человека, стремительно развиваются. Исследований актуального онлайн-поведения недостаточно, хотя эта тема привлекает внимание исследователей из многих наук и междисциплинарных отраслей. Важным является изучение психологической природы Интернет-общения как компьютерно-опосредованного, в результате чего появляется междисциплинарный проблемогенный спектр исследований, одно из ведущих мест в котором принадлежит как раз психологическому знанию как обосновывающему и интерпретирующему фону, что объясняет многие другие феномены. В связи с этим исследователи разноотраслевой природы Интернета сходятся к его важнейшему признаку как всеобщей форме сетевой коммуникации между людьми. Компьютерно-опосредованная коммуникация имеет достаточно мощный потенциал, однако несмотря на это, практическая ценность полученных научных данных для психологии стала высоко оцениваться как раз на отрезке информационного актуалгенеза человечества. Многомерность виртуального общения обусловила создание новых конфигураций классических измерений коммуникационного процесса. По мере того, как Интернет стал пониматься как средство массового общения, стало очевидным, что ни массовость, ни категория общения не могут быть определены для всех ситуаций и контекстов, но взамен должны постоянно переосмысливаться в связи с конкретностью каждой ситуации с учетом личностных и ситуационных переменных. Устоявшимся пониманием выступило то, что Интернет — это мультикластерное средство массовой коммуникации, что означает множественность различных конфигураций общения. Следует отметить, что Интернет меняет свойства традиционной модели массовых коммуникаций «источник — сообщение — получатель», формируя совершенно новые сочетания известных в психологии законов и эффектов информационного обмена.
Поэтому проблема изучения психологических особенностей реализации коммуникативной деятельности в Интернет-пространстве является актуальной как в теоретическом, так и практическом смысле проблемой современных психологических исследований, направленных на познание и оптимизацию взаимодействия человека со средой Интернет. Конечно, проблема имеет как эмпирически-прикладной, так и фундаментально-теоретический характер, что вызывает необходимость комплексного междисциплинарного изучения прежде всего с целью подведения методологической базы разработки инновационных технологий.
Степень научной разработанности проблемы. Немало научных работ касаются различных аспектов межличностного взаимодействия онлайн, включая работы таких авторов, как А. Г. Асмолов, В. В. Бычков, A. А. Е. Жичкина, А. В. Каминская, Н. В. Карпицкий, И. Г. Корсунцев, P.McKenna, Н. Б. Маньковская, А. М. Орлов, А. В. Цветков, Н. А. Цветкова, Y. Amichai-Hamburger, N. K.Baym, S. B.Barnes, N.Joinson, E. A.Konijn, Z.Papacharissi, T.Postmes, S. A.Rains, M.Tanis, J.B.Walther, M.Whitty и др. Следует отметить, что любой из этих авторских подходов демонстрирует частичный, фрагментарный взгляд на сферу межличностных коммуникаций и компьютерно-опосредованного взаимодействия. Сквозь призму исследовательских приоритетов охватывается определенная сфера, ракурс, аспект, с помощью которых достаточно трудно осуществить полное и исчерпывающее исследование. Более того, такое собрание фактов достаточно часто страдает отсутствием согласованности, показывая, что на проблемном поле было проделано больше работы, чем достигнуто консенсуса.
Теории компьютерно-опосредованных коммуникаций классифицированы согласно концептуализации того, как пользователи отвечают характеристикам систем компьютерно-опосредованных коммуникаций, в частности по адаптации к тем системам, которые отличаются от обычной межличностной коммуникации. Эти теории включают стандартную классификацию теорий отфильтрованных сигналов, которые предполагают, что систематические редукции в невербальных сигналах, вызванные различными коммуникационными системами, приводят к безличностным ориентациям среди пользователей. Есть различия между центрами безличностных ориентаций, некоторые из которых являются асоциальными по своей природе, а некоторые вполне конкретными и социальными.
Заключение:
Самосознание мы определяли как явление, имеющее в своей основе структурные компоненты Я-концепции как целостного интегрального личностного образования. Таким образом, можем сказать, что мотивация выбора подостками виртуальной формы общения (в социальных сетях) частично взаимосвязана с качеством личностной адаптированности подростка, а именно значимыми при исследовании самосознания являются показатели самопонимания, самоинтерес, саомуправления, самоуважения и ожидаемого (положительного или отрицательного) отношения от других.
Долгое время пользователи Интернета ищут в виртуальной сети свою нишу, комфортную и такую, которая соответствует их требованиям к жизни on-line. Этот процесс непрерывный — начавшись много лет назад, он продолжается. Поиск начался с безликого обмена данными, который проводился с единого места хранения на сайты по всему миру. Позже появилась личная электронная почта, которая ярче отражала человека в сети, но никак не полноценно, как сегодня. Вскоре и эти рамки стали слишком узкие — у человека появлялась потребность заявлять о себе. Активно начали создаваться личные сайты, чаты, форумы, блоги. С каждым новым шагом пользователь приближался к своему уникальному «Я» в сети Интернет.
В чатах, программных мессенджеров, на форумах пользователи применяли в качестве самоидентификации «ники» (вымышленные имена). Появление блогов так же началось с довольно ощутимого присутствия страниц, чьи хозяева были анонимны. Параллельно появлялась практика двойной жизни, когда человек вел два блога: один, где его личность была известна, и другой — под маской. Пользователи меняют имена, образы, играют с возрастом и полом, исследуя новые границы своего виртуального «Я». Тот факт, что в Интернете люди создают себе некие «виртуальные личности», создает дополнительные возможности для изучения идентичности.
Постепенно заигрывание с собственной идентичностью и ведение сразу нескольких жизней в сети становилось все менее интересным и все более утомительным. Это привело к появлению на виртуальной сцене социальных сетей, чья идея изначально состояла в предоставлении реальной личности во всемирной паутине, которую могли бы узнать знакомые и с которой могут познакомиться незнакомые люди. Эта идея была активно поддержана жителями мировой сети. Несомненно, остаются те, кто не желает афишировать в сети свои личные данные и «срывать маски», но по сравнению с ситуацией десятилетней давности их составляет значительное меньшинство.
Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослой жизни. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические новообразования, закладываются основы сознательного поведения, формируются социальные установки. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.
Подростковый возраст выступает периодом обретения нравственного опыта и ответственности. На данном этапе развития подросток достигает возраста осознания своей автономности и самостоятельности. Для него свойственно желание самому определять свою жизнь, самостоятельно делать выбор, принимать решения. Однако готовность к принятию ответственности за это собственный, свободный выбор не всегда достаточно выражен у подростка. Но, несмотря на недостаточную готовность принятия собственной ответственности, в подростковом возрасте ответственность выступает одним из главных качеств личности подростка.
Самосознание в подростковом возрасте осуществляется в совместной деятельности, и ее результатом является осознание молодым человеком своего отличия от других — физического, интеллектуального, нравственного, творческого. А в итоге созревает целостная личность — уникальное существо, равное потенциалу виртуальной культуры, которое исторически развивается.
Общее представление о феномене замещения реальности образами дает возможность сформировать на его основе целостный социально-философский подход: виртуализация социальной реальности является закономерным этапом исторического развития социальности, связанным с усложнением и глобализацией коммуникативных связей и отношений. Основной характеристикой этого этапа можно считать переход к доминированию культурно-символических, не привязанных непосредственно к материально-физическому аспекту существования, форм и способов поддержания и воспроизводства социальности.
Среда виртуальной реальности будто завершает процесс овеществления коммуникаций и превращение их в события, которые не исчезают в необратимом времени, а наоборот — хранятся в едином информационном массиве, в рамках которого они существуют в Сети одновременно во множестве вариантов, версий, интерпретаций, которые в свою очередь, склонны к самостоятельному развитию. Виртуальный мир не только не уступает актуальному — по своей глубине, возможностями проникновения в суть того, что существует и становится, по масштабам доступа к целостной информации, по многомерной наглядности и переводу ее в трехмерное пространство восприятия, по комплексмуным характеру проектирования процессов, как и по возможности любого, кто участвует, управлять самим процессом, виртуальная реальность может претендовать на статус высшей степени реальности.
Подводя итоги проведенного исследования, можно утверждать, что выдвинутая нами гипотеза доказана попадая в виртуальные социальные сети, человек реализует свои наиболее актуальные в данный момент времени потребности. Удовлетворив низшую физиологическую потребность быть частью сообщества, вступив в него и заняв свое место, он ступень за ступенью движется дальше. Говоря об этом, наиболее уместно будет употребление понятия — подлинность.
Аутентичный человек развивает свои психологические потребности, стремясь полнее реализовать те способности, которыми он обладает, выискивая для этого новые пути и возможности. Значимость социальных сетей Интернета для аутентичной личности заключается в удовлетворении потребностей: в постоянном притоке интересующей; в общении и обмене мнениями по актуальным проблемам, ситуации, процессы, а так же в отношении собственных творческих и интеллектуальных достижений; в развитии общего кругозора, повышает интеллектуальный уровень личности в целом; в развлечениях, планировании своего досуга и отвлечении (уход от повседневных дел и обыденности окружающей жизни); в выработке навыков формирования мнения о себе и представлений о других людях, дифференцируя круг своего общения.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Проблема виртуального общения как фактор формирования личностной идентичности в психологической науке
1.1. Психологические подходы к определению виртуального общения
Основным способом передачи информации между людьми является общение, а информация, как известно, — самый важный ресурс. Развитие технологий приводит к изменениям не только во внешней среде, но и в коммуникации между людьми. С появлением Интернета появился дополнительное пространство для общения, который имеет определенные особенности, поэтому актуальным является вопрос рассмотрения особенностей общения в виртуальном мире.
Сейчас нам трудно представить общение без использования сети Интернет. Интернет-технологии — это детища современности, они приобретают абсолютную степень свободы и творят еще одну сферу человеческой жизнедеятельности — виртуальную реальность.
Информационная сфера в эпоху постмодернизма выступает системообразующим фактором жизни современного человека:
• информация и знания приобретают признаки основной преобразовательной силы общества;
• доминирование средств массовой информации и их продуктов в формировании картины мира, предназначенной для широких масс населения (З.Бауман)
• темпы циклов обновления технологического обеспечения и развивающих технологий (и в частности — информационно-коммуникативных) в различных сферах социальной жизни значительно превосходят темпы смены поколений (Г.-Х.Б.Дамбаева)
• условием успеха личности является непрерывное образование и способность к мобильной переквалификации;
• качество жизни человека зависит от умений и навыков своевременного нахождения, быстрой обработки, адекватного восприятия и использования новой информации при решении актуальных задач;
• Интернет выступает как глобальный интегратор сегментирования локальных групп, выпавших из общей иерархии общества (И.В.Крилова) [23].
Специфическими признаками виртуального коммуникативного пространства и опосредованной компьютером межличностного взаимодействия в научном сообществе признаются такие, как социальность, «бытиевость», анонимность, «карнавализация» взаимодействия, эмоциональная насыщенность, доступность, отсутствие телесности, трансформация пространственных и временных координат.
Современный наш Интернет и система коммуникаций — сравнительно новые сферы деятельности человека, что стремительно распространяются. Интернет, что когда-то был загадочным способом связи и общения ученых и исследователей, сейчас затрагивает любую человеческую деятельность, которую только можно представить — от покупок до секса, от академических исследований до уличной революции. Мы используем его для того, чтобы оставаться на связи с друзьями и сотрудниками, ищем выгодные приобретения (покупки), проводим исследования, обмениваемся информацией, встречаемся с незнакомцами. Развитие Интернета оказался таким бурным, что исследователи не успели посмотреть на эту среду общения и проанализировать его систематически как новую среду обитания, которая может потенциально влиять на наше поведение. Интернет — это то место, где люди действуют и взаимодействуют, иногда очень странно и непривычно для наблюдателя из «реального мира». Иногда эффекты такого общения очень положительные, но иногда мы делаем вещи, которые никогда бы не позволили себе в другом окружении и о которых позже пожалеем. Опираясь только на заголовки из популярных «желтых» газет, у человека, который никогда не имел опыта общения онлайн, может сформироваться впечатление, что Интернет перенаселен людьми с психическими расстройствами, безумными идеями и непонятными мотивами, и «нормальные» люди должны относиться к такой среде очень осторожно. В то же время десятилетия исследований человеческой деятельности и поведения в различных ситуациях показывают, как незначительные изменения в окружении могут заставить этих «нормальных» людей вести себя довольно необычно и даже шокирующее. Хотя мы можем думать о себе как о добросердечных, здравомыслящих, уверенных в себе или щедрых, мы обычно недооцениваем влияние ситуации на наше поведение. Люди, которые оценивают себя на 10 баллов из 10 по шкале «благоразумия», могут легко потерять это благоразумие в некоторых ситуациях. Человек, который считает себя добросердечным и в реальной жизни относится к людям по доброму, может легко взорваться агрессией в пылком Интернет-споре. Психологические исследования напоминают нам, что окружение, в котором действуют люди, может влиять и действительно влияет на их поведение. При определенных обстоятельствах почти каждый человек будет делать те вещи и поступки, которые до того считал бы для себя совершенно не свойственными. Исследование об актуальном онлайн-поведении все еще недостаточны, хотя эта тема привлекает внимание исследователей из многих наук и междисциплинарных областей.