Социальная психология Магистерский диплом Педагогика/Психология

Магистерский диплом на тему Когнитивные стили и другие социально-психологические характеристики руководителей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования взаимосвязи когнитивных стилей и социально-психологических характеристик руководителей 9
1.1 Понятие «когнитивный стиль», характеристика научных представлений о когнитивных стилях 9
1.2 Социально-психологический анализ личности руководителя 18
1.3 Анализ научных исследований взаимосвязи когнитивных стилей и социально-психологических характеристик руководителя 57
Глава 2 Опытно-эмпирическое исследование взаимосвязи когнитивных и социально-психологических характеристик руководителей 65
2.1 Организация эмпирического исследования: описание выборки, методик 65
2.2 Описание результатов исследования когнитивных стилей и социально-психологических характеристик руководителя 76
2.3 Анализ взаимосвязи между когнитивными стилями и социально-психологическими характеристиками руководителя 90
Заключение 96
Список литературы 99

  

Введение:

 

Введение

Эффективность деятельности современных предприятий и компаний зависит от многих факторов. Одним из основных факторов можно считать особенности стиля деятельности руководителя. Следует отметить, что стиль работы руководителя обусловлен разнообразными феноменами: особенностями личности субъекта, особенностями его образования и воспитания, коммуникативных навыков и др. Большое значение принадлежит взаимосвязи когнитивных стилей, как способов восприятия и переработки информации, что лежит в основе анализа ситуации и дальнейшего планирования деятельности, и социально-психологических особенностей руководителя.
Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего [11]. Указанные индивидуальные различия образуют определенные комплексы характеристик когнитивного реагирования, которые у разных людей могут иметь некоторое сходство или различие. Определение когнитивного стиля позволяет, с одной стороны, охарактеризовать индивидуальные особенности восприятия и анализа воспринимаемой информации, а с другой – дифференцировать типы людей с учетом специфики их когнитивных процессов.
Российские исследователи, определяя когнитивный стиль, имеют в виду особенные параметры процесса переработки информации об окружающей действительности либо специфически–индивидуальные методы исследования реальности.
Аналитические проявления процесса перцепции имеют значение фундамента для дифференциации полезависимого либо поленезависисмого стиля с учетом потенциала выполнения анализа в обширном диапазоне остальных типов интеллектуальной деятельности.
Теория когнитивного контроля рассматривалась в работах исследователей Меннингерской клиники Дж. Клейна, П. Хольцмана, Р. Гарднера, Г. Шлезингера и др., которые описали конкретные психологические структуры — «когнитивные контроли», которые выполняли роль сдерживающего фактора для выражения аффективных реакций, а также факторы адаптации психического потенциала личности к специфике складывающихся обстоятельств.
В отечественной психологии имеется еще одна классификация когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, предложенная сотрудниками Военно-Медицинской Академии, которая базируется на деятельностном подходе: креативный, популяционный, дефицитный, продуктивный, ригидный, дискорданный когнитивные стили [2].
Таким образом, когнитивный стиль деятельности включает набор характеристик, описывающих индивидуальные особенности умственной деятельности человека и определяющие особенности адаптации к новым, меняющимся условиям деятельности [2].
Погодаева Е. А выделяет семь критериев когнитивного стиля современного руководителя, а именно аксиологический критерий, который включает в себя систему ценностей личности, лежащую в основе мотивации человека к осуществлению деятельности; ментальный критерий (особенности интеллектуальной деятельности), критерий модальности, который включает в себя характеристики полезависимости – поленезависимости, т. е. в какой степени человек зависим от мнения окружающих людей; нравственный критерий, которые выражается в том, какие действия и поступки совершает человек, насколько он готов принимать на себя ответственность за них; мотивационный критерий, который отображает цели и задачи, решаемые руководителем в своей деятельности; эрудиционный критерий, который характеризует особенности кругозора и представлений человека об окружающем мире; визуальный критерий, который связан с имиджевыми характеристиками субъекта.
Под термином «руководитель» мы понимаем специфическую социальную роль, которая предполагает выполнение определенных юридически зафиксированных обязанностей и прав, а также определенные личностные и культурные характеристики. В качестве социально-психологических характеристик руководителя могут быть выделены непосредственно личностные особенности, особенности взаимодействия с окружающими людьми, непосредственно стиль руководства и др. Так, например, Лебедева Л. А. и Артамонов Б. В. к социально-психологическим характеристикам руководителя относят специфику темперамента субъекта, уровень экстраверсии (интроверсии), черты характера, особенности протекания мыслительного процесса, наличие творческого подхода к деятельности, определенные возрастные особенности личности, гендерные характеристики и др. Можно предположить, что ряд выделенных характеристик будет иметь непосредственную взаимосвязь с особенности когнитивного стиля руководителя, например, характеристики полезависимости – поленезависимости можно соотнести с уровнем экстраверсии (интроверсии), особенности темперамента и мышления оказывают непосредственное влияние на скорость восприятия информации и принятия решения.
Соответственно, возникает необходимость исследования обозначенных характеристик при принятии решении о том, что руководящую должность займет тот или иной человек. Изучение взаимосвязи между ними позволит составить частичный профиль как успешного, так и неуспешного руководителя. Практическая ценность данного исследования может заключаться в том, что полученные данные и схема исследования могут быть включены в исследования, проводимые службами по подбору персонала. Это даст возможность передавать руководящие должности тем людям, которые имеют оптимальные характеристики, позволяющие организовать деятельность коллектива максимально эффективно.
Таким образом, можно отметить, что вопрос взаимосвязи когнитивных стилей и социально-психологических характеристик руководителя является достаточно актуальным с точки зрения диагностики и прогноза эффективности деятельности конкретного человека в статусе руководителя. Однако анализ научной литературы показывает, что рассматриваемые характеристики достаточно подробно изучены по отдельности, однако исследований, описывающих особенности их взаимосвязи и взаимовлияния недостаточно
Цель исследования: исследовать особенности взаимосвязи когнитивного стиля и социально-психологических характеристик руководителя.
Объект исследования: когнитивные стили.
Эмпирический объект (выборка): руководители в количестве 70 человек.
Предмет исследования – взаимосвязь когнитивного стиля и социально — психологических характеристик руководителя.
Базовая гипотеза магистерской диссертации заключается в том, что между параметрами когнитивного стиля и социально-психологическими характеристиками руководителя (эмоциональным интеллектом, стрессоустойчивостью, коммуникативной компетентностью, лидерством) существует взаимосвязь, в результате чего формируется определенный комплекс психологических характеристик деятельности, определяющий эффективность – неэффективность руководства.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать центральные тенденции становления и функционирования, а также взаимозависимости когнитивных стилей и социально-психологических характеристик руководителя.
2. Исследовать специфические характеристики когнитивных стилей руководителя.
3. Изучить и соотнести социально-психологические характеристики руководителя.
4. Изучить взаимосвязи когнитивного стиля и социально-психологические характеристики руководителя.
Этапы исследования:
Первый этап – подготовительный – анализ проблемы когнитивных стилей и социально-психологических характеристик руководителей в социальной психологии, обзор имеющихся теоретических научных исследований в данном направлении, определение теоретико-методологического аппарата.
Второй этап – исследовательский – характеристика методов исследования, сбор, обработка и систематизация эмпирических данных, описание полученных результатов.
Третий этап – обобщающий – количественный и качественный анализы имеющихся данных, оформление диссертационного исследования, разработка и апробация рекомендательных мер.
Исследование проводится анонимно, в индивидуальном порядке. С целью сохранения конфиденциальности каждому участнику исследования предлагается заполнить пакет методик и анкет в индивидуальном порядке.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотез использовались следующие методы исследования:
1) Организационные:
– сравнительный метод: сравнение групп руководителей с разными когнитивными стилями;
2) Эмпирические:
– наблюдение;
1. – психодиагностические методы: тестирование (Опросник AHS, методика «Включенные фигуры , методика «Сравнение похожих рисунков», методика «Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)» Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М., тест на измерение эмоционального интеллекта Н. Холла, методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»(Фетискин Н.П.), экспресс-тест «Самооценка лидерства»;
3) Методы обработки данных:
– количественная обработка;
– качественная обработка;
4) Интерпретационные методы:
– структурный метод.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе психологов организаций и кадровых служб при формировании пакета методик ля проведения диагностического исследования на соответствие того или иного субъекта руководящей должности, а также при разработке тренинговых программ с целью повышения эффективности деятельности руководителей.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В данном исследовании нами были решены следующие задачи:
1.В результате анализа научной литературы нами был определен ряд характеристик, которые являются значимыми компонентами личности и профессиональной компетентности руководителя. Первой такой характеристикой является когнитивный стиль. Различные авторы по-разному описывают данную характеристику и выделяют различные типы когнитивных стилей. В целом к понятию «когнитивный стиль» могут быть отнесены особенности восприятия и обработки информации, специфика процесса принятия решения и факторы, влияющие на этот процесс (полезависимость/поленезависимость), способность мыслить креативно или стандартно, шаблонно, склонность к анализу и рефлексии или импульсивность стремительность в принятии решения и т. д. В каждом конкретном случае формируется определенный комплекс характеристик мышления и восприятия, который позволяет руководителю с той или иной степенью эффективности решать практические задачи деятельности.
Также нами были выделены некоторые социально-психологические характеристики личности руководителя. К значимым характеристикам нами были отнесены коммуникативная компетентность (умение налаживать и осуществлять эффективную коммуникацию с окружающими, в том числе подчиненными, коллегами и вышестоящими специалистами); эмоциональной интеллект, как способность распознавать эмоции окружающих и свои собственные, контролировать собственные эмоциональные состояния и оказывать влияние на эмоциональные состояния окружающих; стрессоустойчивость, как способность противостоять многочисленным стрессогенным воздействиям, которые часто встречаются в профессиональной деятельности руководителя; лидерство, как способность управлять и увлекать за собой подчиненных.
2. Далее нами было проведено исследование когнитивных стилей руководителей. В качестве объекта для исследования нами были выбраны такие стили, как «аналитичность-холистичность», «полезависимость-поленезависимость», «рефлексивность-импульсивность». В результате исследования было выявлено что для большинства руководителей является характерным высокий уровень поленезависимости. Что касается аналитичности и холистичности, то здесь был выявлен средний уровень, что указывает на гибкую способность переключаться с одного стиля на другой в разных ситуациях. Рефлексивность и импульсивность распределились примерно в равных пропорциях.
3. Исследование социально-психологических характеристик личности руководителей показало наличие у них высокого уровня коммуникативной компетентности, эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и способности к лидерству.
4. Анализ взаимосвязи между когнитивными стилями и социально-психологическими характеристиками показал наличие значимых корреляционных связей только между некоторыми из них, что указывает на частичное подтверждение выдвинутой нами гипотезы. Анализ взаимосвязи между когнитивными стилями и социально-психологическими характеристиками руководителей показал наличие статистически значимых взаимосвязей между следующими характеристиками: «Фокус внимания» и «Коммуникативная компетентность», «Каузальная атрибуция» и «Эмоциональный интеллект», «Толерантность к противоречиям» и «Стрессоустойчивость», «Восприятие изменения» и «Коммуникативная компетентность», «Восприятие изменений» и «Стрессоустойчивость», между общим показателем AHS и эмоциональным интеллектом, «поленезависимость» и эмоциональный интеллект», «импульсивность-рефлексивность» и коммуникативная компетентность, «импульсивность рефлексивность» и стрессоустойчивость. Между остальными показателями значимых взаимосвязей не обнаружено.
Таким образом, между параметрами когнитивного стиля и социально-психологическими характеристиками руководителя (эмоциональным интеллектом, стрессоустойчивостью, коммуникативной компетентностью, лидерством) существует взаимосвязь, в результате чего формируется определенный комплекс психологических характеристик деятельности, определяющий эффективность – неэффективность руководства.

 

Заключение:

 

Введение

Эффективность деятельности современных предприятий и компаний зависит от многих факторов. Одним из основных факторов можно считать особенности стиля деятельности руководителя. Следует отметить, что стиль работы руководителя обусловлен разнообразными феноменами: особенностями личности субъекта, особенностями его образования и воспитания, коммуникативных навыков и др. Большое значение принадлежит взаимосвязи когнитивных стилей, как способов восприятия и переработки информации, что лежит в основе анализа ситуации и дальнейшего планирования деятельности, и социально-психологических особенностей руководителя.
Когнитивные стили — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего [11]. Указанные индивидуальные различия образуют определенные комплексы характеристик когнитивного реагирования, которые у разных людей могут иметь некоторое сходство или различие. Определение когнитивного стиля позволяет, с одной стороны, охарактеризовать индивидуальные особенности восприятия и анализа воспринимаемой информации, а с другой – дифференцировать типы людей с учетом специфики их когнитивных процессов.
Российские исследователи, определяя когнитивный стиль, имеют в виду особенные параметры процесса переработки информации об окружающей действительности либо специфически–индивидуальные методы исследования реальности.
Аналитические проявления процесса перцепции имеют значение фундамента для дифференциации полезависимого либо поленезависисмого стиля с учетом потенциала выполнения анализа в обширном диапазоне остальных типов интеллектуальной деятельности.
Теория когнитивного контроля рассматривалась в работах исследователей Меннингерской клиники Дж. Клейна, П. Хольцмана, Р. Гарднера, Г. Шлезингера и др., которые описали конкретные психологические структуры — «когнитивные контроли», которые выполняли роль сдерживающего фактора для выражения аффективных реакций, а также факторы адаптации психического потенциала личности к специфике складывающихся обстоятельств.
В отечественной психологии имеется еще одна классификация когнитивных стилей интеллектуальной деятельности, предложенная сотрудниками Военно-Медицинской Академии, которая базируется на деятельностном подходе: креативный, популяционный, дефицитный, продуктивный, ригидный, дискорданный когнитивные стили [2].
Таким образом, когнитивный стиль деятельности включает набор характеристик, описывающих индивидуальные особенности умственной деятельности человека и определяющие особенности адаптации к новым, меняющимся условиям деятельности [2].
Погодаева Е. А выделяет семь критериев когнитивного стиля современного руководителя, а именно аксиологический критерий, который включает в себя систему ценностей личности, лежащую в основе мотивации человека к осуществлению деятельности; ментальный критерий (особенности интеллектуальной деятельности), критерий модальности, который включает в себя характеристики полезависимости – поленезависимости, т. е. в какой степени человек зависим от мнения окружающих людей; нравственный критерий, которые выражается в том, какие действия и поступки совершает человек, насколько он готов принимать на себя ответственность за них; мотивационный критерий, который отображает цели и задачи, решаемые руководителем в своей деятельности; эрудиционный критерий, который характеризует особенности кругозора и представлений человека об окружающем мире; визуальный критерий, который связан с имиджевыми характеристиками субъекта.
Под термином «руководитель» мы понимаем специфическую социальную роль, которая предполагает выполнение определенных юридически зафиксированных обязанностей и прав, а также определенные личностные и культурные характеристики. В качестве социально-психологических характеристик руководителя могут быть выделены непосредственно личностные особенности, особенности взаимодействия с окружающими людьми, непосредственно стиль руководства и др. Так, например, Лебедева Л. А. и Артамонов Б. В. к социально-психологическим характеристикам руководителя относят специфику темперамента субъекта, уровень экстраверсии (интроверсии), черты характера, особенности протекания мыслительного процесса, наличие творческого подхода к деятельности, определенные возрастные особенности личности, гендерные характеристики и др. Можно предположить, что ряд выделенных характеристик будет иметь непосредственную взаимосвязь с особенности когнитивного стиля руководителя, например, характеристики полезависимости – поленезависимости можно соотнести с уровнем экстраверсии (интроверсии), особенности темперамента и мышления оказывают непосредственное влияние на скорость восприятия информации и принятия решения.
Соответственно, возникает необходимость исследования обозначенных характеристик при принятии решении о том, что руководящую должность займет тот или иной человек. Изучение взаимосвязи между ними позволит составить частичный профиль как успешного, так и неуспешного руководителя. Практическая ценность данного исследования может заключаться в том, что полученные данные и схема исследования могут быть включены в исследования, проводимые службами по подбору персонала. Это даст возможность передавать руководящие должности тем людям, которые имеют оптимальные характеристики, позволяющие организовать деятельность коллектива максимально эффективно.
Таким образом, можно отметить, что вопрос взаимосвязи когнитивных стилей и социально-психологических характеристик руководителя является достаточно актуальным с точки зрения диагностики и прогноза эффективности деятельности конкретного человека в статусе руководителя. Однако анализ научной литературы показывает, что рассматриваемые характеристики достаточно подробно изучены по отдельности, однако исследований, описывающих особенности их взаимосвязи и взаимовлияния недостаточно
Цель исследования: исследовать особенности взаимосвязи когнитивного стиля и социально-психологических характеристик руководителя.
Объект исследования: когнитивные стили.
Эмпирический объект (выборка): руководители в количестве 70 человек.
Предмет исследования – взаимосвязь когнитивного стиля и социально — психологических характеристик руководителя.
Базовая гипотеза магистерской диссертации заключается в том, что между параметрами когнитивного стиля и социально-психологическими характеристиками руководителя (эмоциональным интеллектом, стрессоустойчивостью, коммуникативной компетентностью, лидерством) существует взаимосвязь, в результате чего формируется определенный комплекс психологических характеристик деятельности, определяющий эффективность – неэффективность руководства.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать центральные тенденции становления и функционирования, а также взаимозависимости когнитивных стилей и социально-психологических характеристик руководителя.
2. Исследовать специфические характеристики когнитивных стилей руководителя.
3. Изучить и соотнести социально-психологические характеристики руководителя.
4. Изучить взаимосвязи когнитивного стиля и социально-психологические характеристики руководителя.
Этапы исследования:
Первый этап – подготовительный – анализ проблемы когнитивных стилей и социально-психологических характеристик руководителей в социальной психологии, обзор имеющихся теоретических научных исследований в данном направлении, определение теоретико-методологического аппарата.
Второй этап – исследовательский – характеристика методов исследования, сбор, обработка и систематизация эмпирических данных, описание полученных результатов.
Третий этап – обобщающий – количественный и качественный анализы имеющихся данных, оформление диссертационного исследования, разработка и апробация рекомендательных мер.
Исследование проводится анонимно, в индивидуальном порядке. С целью сохранения конфиденциальности каждому участнику исследования предлагается заполнить пакет методик и анкет в индивидуальном порядке.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотез использовались следующие методы исследования:
1) Организационные:
– сравнительный метод: сравнение групп руководителей с разными когнитивными стилями;
2) Эмпирические:
– наблюдение;
1. – психодиагностические методы: тестирование (Опросник AHS, методика «Включенные фигуры , методика «Сравнение похожих рисунков», методика «Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)» Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М., тест на измерение эмоционального интеллекта Н. Холла, методика «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»(Фетискин Н.П.), экспресс-тест «Самооценка лидерства»;
3) Методы обработки данных:
– количественная обработка;
– качественная обработка;
4) Интерпретационные методы:
– структурный метод.
Практическая значимость исследования: результаты проведенного исследования могут быть использованы в работе психологов организаций и кадровых служб при формировании пакета методик ля проведения диагностического исследования на соответствие того или иного субъекта руководящей должности, а также при разработке тренинговых программ с целью повышения эффективности деятельности руководителей.

 

Список литературы:

 

Список литературы

1. Алексапольский, А. А. Взаимосвязь когнитивного стиля «Полезависимость — поленезависимость» с механизмами психологической защиты и стратегиями совладания // Вестн. КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2007. – №4. – С. 145–152.
2. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. –2011. — №3. – с. 90-98.
3. Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в структурах процесса познания // Когнитивные стили. — Таллинн, 1986. — С. 17 — 20.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2002. – 288с.
5. Беловол Е. В. Когнитивные стили: функциональный подход // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. – 2007. — № 3-4. – С. 20-30.
6. Головина, Е. В. Структура уверенности и когнитивные стили: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.01 / Ин-т психологии РАН. — Москва, 2006. — 26 с.
7. Демиденко Е. Н. Когнитивные стили как структурные элементы индивидуального стиля деятельности / Актуальные проблемы современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: В 4 частях / отв. редактор А.А. Сукиасян. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2013. – С. 211-215.
8. Жбанкова Н. В. Природа когнитивных стилей: особенности организации когнитивных стилей личности: монография. – Красноярск: Сибирский государственный технологический университет, 2009. – 171 с.
9. Жирнова И. Л. Модель структуры и видов когнитивных стилей Эрман-Ливер // Учен. зап. Курского гос. ун-та. – 2011. – №2 (18). – С. 217–224.
10. Жирнова И.Л. Модель структуры и видов когнитивных стилей Эрман-Ливер // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2011. — № 1 (18). – С. 217-224.
11. Зайцева В. Ю. Взаимосвязь когнитивного стиля «Конкретная / абстрактная концептуализация» с языком // КубГАУ – Scientific Journal of KubSAU. 2012. – № 76. – С. 1094–1103.
12. Зверякова С. В. Психологические основы исследования когнитивных стилей / Психология XXI-века. Сборник материал V Международной научно-практической конференции молодых ученых. – СПб.: Ленинградский государственный университет им. А, С. Пушкина, 2009. – С. 67-72.
13. Золотникова Г. П., Скачкова Т. А., Серегина Н. В. Психологический анализ эффективности управления коллективом работников образования в зависимости от личностных характеристик работников образования // Вестник Брянского государственного университета. – 2014. — № 4. – С. 21-25.
14. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. – 2017. — №2. – с.53-57.
15. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
16. Каменских Д. В. Дихотомия «Интегральность – дифференциальность» как сквозная характеристика когнитивного стиля // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 1–2. – С. 200–203.
17. Клевцов А. А. Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и особенностей самореализации личности // Профессиональное образование в современном мире. – 2011. — № 1. – С. 101-106.
18. Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Павловская Е. В. Общение как важнейшее условие развития личности в социуме // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1213-1216.
19. Козлов В. В., Мазилов В. А., Фетискин Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. – М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018.- 720 с.
20. Кретов, Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманистические знания. – 2010. — №3. – с.с.73-78.
21. Куклина Е. А. Когнитивные стили и роли, которые занимают участники при групповом принятии решений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. — № 23. – С. 118-122.
22. Лебедева Л. А. Социально-психологические характеристики личности руководителя // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. – 2006. — № 106. – С. 158-165.
23. Лебеденко Л. А. Социально-психологические особенности личности руководителя // Научный вестник Московского государственного авиационного технического университета гражданской авиации. – 2006. — № 104. – С. 99-106.
24. Лобанов А. П. Психология интеллекта и когнитивных стилей.-Минск: Агентство Владимира Гревцова, 2008. – 294 с.
25. Немов, Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 2013. – 619 с.
26. Падун М. А., Загряжская Е. А. Психологический дистресс у лиц с различными когнитивными стилями // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28, № 6. – С. 30-39.
27. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Академия, 2012. – 225 с.
28. Погодаева Е. А. Критерии эффективного когнитивного стиля руководителя // Мир науки, культуры, образования. – 2009. — №. 3 (15). – С. 85-88.
29. Порфирьева Н. М. Гармоничный когнитивный стиль как оперирование словесно-логическими и образными компонентами мышления // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. – 2011. – № 129.
30. Психологическая характеристика лидерства // Петровский А.В., Ярошевский, М. Г. – Теоретическая психология. – 2016. – 503 с.
31. Семяшкин А. А. Когнитивные стили, мотивация достижения успеха, темперамент: взаимосвязи и гендерные различия // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2009. — № 5. – С. 174-180.
32. Серегина Н. В, Скачкова Е. А. Социально-психологические характеристики руководителя // Дружининские чтения. Сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, В.П. Шувановой, С.А. Барановой. – Сочи: ИП Иванов В. В., 2015. – С. 176-180.
33. Смолко С. А. Психологические характеристики личности руководителя как факторы успешности управленческих решений в обучающих ситуациях // Психолог. – 2017. — № 6. – С. 21-39.
34. Трошкина И. В., Чумичева Н. В. Универсальные когнитивные стратегии и индивидуальные когнитивные стили / Социально-экономический ежегодник-2013.Сборник научных статей. – Краснодар: Южный институт менеджмента, 2013. – С. 201-206.
35. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. — Киев: УМК ВО, 1990. – 75 с.
36. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 384 с.
37. Chapelle C., Green P. Field independence/dependence in second language acquisition research. Language Learning 42, 1992. P. 47–83.
38. Ehrman M.E., Leaver B.L. Cognitive styles in the service of language learning // Sistem. 2003. № 31. P. 393–415.
39. Frederick S. Cognitive Reflection and Decision Making// Journal of Economic Perspectives. 2005. № 19. C. 5–42.
40. Gregorc A., Learning style/brain research: harbinger of an emerging psychology. In: Keefe, J. (Ed.), Student Learning Styles and Brain Behavior. National Association of Secondary School Principals,Reston, VA, 1982. P. 3–10
41. Kozhevnikova M. Cognitive Styles in the Context of Modern Psychology: Toward an Integrated Framework of Cognitive Style// Psychological Bulletin. 2014. V. 133, №3. C. 464–481.
42. Witkin H.A. Cognitive styles: Essence and Origins. Field dependence and field independence. N.Y.: USA Press, 1982.\

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы